РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Самара 09 марта 2022 года
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лапшиной З.Р.,
представителя административного истца – ОП №3 Управления МВД России по г. Самаре Матинцевой М.А., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ и диплом серии ВСГ №
с участием старшего помощника прокурора Советского района г.Самары Гридневой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Мелкумян Л.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению начальника ОП № 3 Управления МВД России по г. Самаре Урюпина Д.А. об установлении административного надзора в отношении Шестаева И.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ОП № 3 У МВД России по г. Самаре Урюпин Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Шестаева И.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указав, что Шестаев И.В. ранее судим ДД.ММ.ГГГГ Кировским районным судом г. Самары по ч.2 ст.228 УК РФ за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Отбывал наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Самарской области, освобожден ДД.ММ.ГГГГ по постановлению Красноглинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ условно-досрочно на неотбытый срок 08 месяцев 12 дней (срок окончания УДО ДД.ММ.ГГГГ). Отбывал наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Шестаев И.В. состоит на учете в филиале по Советскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области, как лицо условно-досрочно освободившееся из мест лишения свободы. По месту жительства характеризуется удовлетворительно. На основании изложенного административный истец просит установить административный надзор сроком на 08 лет, а также установить административные ограничения: 1) являться на регистрацию в ОВД по месту своего пребывания 1 раз в месяц; 2) запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
В судебном заседании представитель административного истца Матинцева М.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала в полном объеме.
В судебное заседание Шестаев И.В. не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно письменного ходатайства просил административное дело рассмотреть в его отсутствие.
Старший помощник прокурора Гриднева Н.В. полагала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично, поскольку Шестаев И.В. попадает под установление административного надзора сроком на 8 лет, в связи совершения тяжкого преступления при опасном рецидиве, данный срок соответствует требованиям законодательства, и ограничения в виде обязательной явки 1 раза в месяц является обоснованной. В части ограничения в виде запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях, полагала отказать, данное ограничение в настоящее время является преждевременным.
Заслушав представителя ОП № 3 У МВД России по г. Самаре, старшего помощника прокурора, а также исследовав административное исковое заявление и представленные суду материалы, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных часть 3 настоящей статьи.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» устанавливается административный надзор для лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. При таких обстоятельствах административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ.
Пунктом 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Как следует из материалов дела, Шестаев И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден ДД.ММ.ГГГГ Красноярским районным судом Самарской области по ч.5 ст.33, ч.3 ст.30, ч.2 ст.228 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, освободился ДД.ММ.ГГГГ по отбытию срока наказания.Он же, Шестаев И.В. осужден ДД.ММ.ГГГГ Кировским районным судом г. Самары по ч.2 ст.228 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Из описательно-мотивировочной части приговора следует, что Шестаев И.В. был осужден за тяжкое преступление при опасном рецидиве.
ДД.ММ.ГГГГ освобожден по постановлению Красноглинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ условно-досрочно на неотбытый срок 08 месяцев 12 дней.
В настоящее время Шестаев И.В. состоит на учете в филиале по Советскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области, как лицо условно-досрочно освободившееся из мест лишения свободы. Срок окончания УДО ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент совершения преступления, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В силу ч.4 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца об установлении административного надзора сроком на 8 лет является правомерным, вместе с тем полагает установить административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, поименован в ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ и является исчерпывающим.
В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального Закона РФ №64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребываний для регистрации является обязательным.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая положения ст. 273 КАС РФ, Федерального закона Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ (ред. от 29.07.2017)"Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", с учетом личности осужденного, представленной характеристики, суд считает необходимым установить в отношении Шестаева И.В. административный надзор сроком на 8 лет, а также административные ограничения в виде обязательной явки 1 (один) раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Административным истцом также заявлено требования о вменение ограничений в виде запрета посещать места проведения массовых мероприятий и участвовать в них.
Данный вид административного ограничения предусмотрен пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона.
Вместе с тем, в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» указано, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.
При назначении лицу административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования), суд вправе с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности лица, разрешить ему посещение конкретных мероприятий и участие в них.
Материалами дела не подтверждается направленность указанного административного ограничения на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лицо в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.
Доводы административного истца об установлении административного ограничения в виде запрета посещений мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них суд признает несостоятельными.
В связи с чем оснований для установления административному ответчику административного ограничения виде запрета посещений мест проведения массовых мероприятий и участия в них при рассмотрения дела не установлено, и в данной части требования административного истца удовлетворению не подлежит.
Назначенные административные ограничения не ограничивают право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи.
Установление в отношении Шестаева И.В. административного надзора не ухудшает его положение как осужденного, не отягчает его ответственность, а устанавливает контроль за его поведением уже после отбытия наказания, по месту жительства. Какие либо его права при этом не нарушаются. В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов суд вправе устанавливать такой контроль.
Кроме того, назначение ограничений не нарушают права административного ответчика, поскольку исходя из положений п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, поднадзорное лицо не лишено права обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
При наличии нарушений поднадзорным лицом административных ограничений и несоблюдения законодательства РФ, орган внутренних дел в соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ вправе обратиться в суд с заявлением о дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление начальника ОП № 3 У МВД России по г. Самаре Урюпина Д.А. об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Шестаева И.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Шестаева И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В указанный период установить Шестаеву И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения административные ограничения в виде:
- обязательной явки 1 (один) раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Советский районный суд города Самары.
Судья <данные изъяты> Лапшина З.Р.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>