Дело №2-267/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2011г. Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Морозовой Г.В.,
при секретаре Кузнецовой М.В..,
с участием представителя ответчика Беловой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова С.В. к отделу внутренних дел по г. Железногорску Красноярского края, изолятору временного содержания ОВД по г. Железногорску Красноярского края, Министерству Финансов РФ о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Семенов С.В. обратился в суд с иском к отделу внутренних дел по г. Железногорску Красноярского края (далее – ОВД по г. Железногорску), изолятору временного содержания ОВД по г. Железногорску Красноярского края (далее ИВС г. Железногорск), Министерству Финансов РФ о компенсации морального вреда.
Истец указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в ИВС г. Железногорск в камерах № и №. Условия содержания не соответствовали требованиям законодательства: в камере отсутствовало естественное освещение, искусственное освещение чрезвычайно скудно, в камере отсутствовал стол для приема пищи и написания корреспонденции, отсутствует скамейка, в связи с этим всю корреспонденцию приходилось держать на полу, писать лежа, принимать пищу - стоя, камера площадью 4 кв. м., рассчитана на 2 заключенных, на 1 человека приходится по 2 кв.м., что не соответствует требованиям Закона, ст. ст. 3, 5, 13 Европейской Конвенции по защите прав человека, согласно которым жилая площадь на каждого заключенного должна составлять 7 кв.м., камера находилась в антисанитарных условиях, стены оштукатурены «под шубу», что запрещено, стены должны быть гладкими. В камере отсутствовали необходимые сантехнические удобства, унитаз не был оборудован сливным бачком, а слабый напор воды не позволял смыть нечистоты в канализацию, в результате камеру наполняло нестерпимое зловоние. Унитаз был вмурован в углу камеры, на возвышении около 15 см от уровня пола и не был ничем отгорожен от жилой зоны, находился рядом со спальным местом, отправление естественных надобностей происходило на глазах у сокамерника ФИО1 и сотрудников ИВС. Вентиляция в камере не работала, так как в неисправном состоянии, за время его содержания дезинфекция камеры не производилась. Лампочки в камере горели круглосуточно, не выключались в ночное время.
Истец указывает, что подобные условия содержания вызывали у него чувство унижения и страдания, что он был подвергнут бесчеловечному, унижающему достоинство обращению, ему были причинены нравственные страдания, серьезный психологический, моральный вред его здоровью, произошло ухудшение здоровья, зрения, требует взыскать с Минфина РФ (с учетом последующих изменений) компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
Истец Семенов С.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебном заседании не участвовал – находится в местах лишения свободы, в своем заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчиков ИВС ОВД по г. Железногорску, ОВД по г. Железногорск Дубровина И.В. (полномочия по доверенности), надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, об отложении слушания дела не ходатайствовала, об уважительности причин неявки суд не уведомила.
Согласно письменным возражениям исковые требования ответчиком не признаны со ссылкой на проверку ИВС в ноябре 2009г. комиссией в составе уполномоченного по правам человека в Красноярском крае, представителя Губернатора Красноярского края в ЗАТО, по итогам которой было отмечено, что в формате обеспечения прав человека здание и его коммуникационное оборудование соответствует предъявляемым требованиям, было рекомендовано провести капитальный ремонт и увеличить штатную численность личного состава ИВС. ИВС ОВД был построен и сдан в эксплуатацию в 1998г. Приведение условий содержания в ИВС в соответствии с действующим законодательством и установленными стандартами требует определенных денежных средств. Финансирование органов внутренних дел осуществляется в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных на каждый конкретный год. Однако, несмотря на неоднократные обращения ОВД в Администрацию ЗАТО г. Железногорск (в собственности которой находится здание ИВС) и вышестоящие органы внутренних дел, денежные средства на проведение капитального ремонта и реконструкцию до настоящего времени не выделены.
В действиях должностных лиц ИВС ОВД г. Железногорск отсутствует противоправное поведение (вина), из-за отсутствия средств руководство ОВД не могло обеспечить те условия содержания, которые закреплены в ведомственных приказах МВД России, однако, делало все возможное в пределах выделенных средств для обеспечения лицам, содержащимся под стражей, нормальных условий содержания.
Представитель ответчика - Министерства Финансов РФ Белова О.Г. (полномочия по доверенностям), в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала письменные доводы, приведенные представителем соответчика – ОВД по г. Железногорску, а также просила учесть, что здание принадлежит Администрации ЗАТО г. Железногорск, ИВС ОВД по г. Железногорску является структурным подразделением милиции общественной безопасности, деятельность которой также финансируется за счет муниципального образования ЗАТО Железногорск, поэтому требования к Казне РФ являются необоснованными.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Пояснениями сторон, материалами дела установлено, что Семенов С.В., осужденный Железногорским городским судом к наказанию в виде 8 лет лишения свободы, содержался в ИВС ОВД г. Железногорск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №, общей площадью 4,8 кв.м., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в камере № площадью 4, 9 кв.м.
Ссылаясь на ненадлежащие бытовые условия содержания в ИВС, Семенов С.В. требует компенсации причиненного ему морального вреда в размере 50000 рублей.
В соответствии со ст. 1069, ст. 1071 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Общий порядок возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, таким образом, регулируется ст. ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ. Указанные положения закона устанавливают, что вред возмещается за счет казны соответственно Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Закон Российской Федерации от 18.04.1991 №1026 «О милиции» определяет милицию Российской Федерации как систему государственных органов исполнительной власти.
В соответствии со статьей 7 этого же Закона РФ милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета (статья 8 Закона), а милиция общественной безопасности согласно статье 9 указанного Закона финансируется как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Согласно Типовому положению, утвержденному Приказом МВД РФ от 25 октября 2006 года №846 Министерство внутренних дел - орган исполнительной власти, реализующий в рамках предоставленных полномочий задачи и функции органов внутренних дел Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Горрайорган внутренних дел входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется соответствующему министерству внутренних дел, управлению (главному управлению) внутренних дел по субъекту Российской Федерации (Приказ МВД РФ от 25.10.2006 № 847 «Об утверждении Типового положения об отделе (управлении) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям»)
Таким образом, ОВД г. Железногорск, за незаконные действия которого истец требует взыскания морального вреда, является структурным подразделением федерального органа исполнительной власти, финансовое обеспечение деятельности органов и учреждений МВД РФ, а также гарантий и компенсаций работникам этих учреждений, является расходным обязательством Российской Федерации.
Возможность возмещения вреда законом в настоящем деле предусмотрена лишь за счет Казны Российской Федерации, а поэтому к участию в деле привлечено Министерство финансов РФ, которым Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю уполномочено на участие в рассматриваемом споре.
Порядок содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений регулируется Федеральным законом от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Закон), а также Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950 (далее – Правила).
Согласно ст. 15 Закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно ст. 17 Закона подозреваемые и обвиняемые, помимо прочего имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
В соответствии со ст. 23 Закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Согласно требованиям Правил подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом (п.42).
Камеры ИВС, помимо прочего, оборудуются:
индивидуальными нарами или кроватями;
столом и скамейками по лимиту мест в камере;
шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов;
санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности;
краном с водопроводной водой;
светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа;
приточной и/или вытяжной вентиляцией.
Доводы истца о наличии некоторых нарушений требований, предъявляемых к условиям содержания, опосредованно подтверждены в судебном заседании документами, представленными ответчиком.
В многочисленной переписке ОВД по г. Железногорску с различными инстанциями, в том числе с вышестоящими, с Администрацией ЗАТО г. Железногорск, в представлении прокурора ЗАТО г. Железногорск указывается, помимо прочего на то, что камеры оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией с естественным побуждением, однако, не оборудованы механической приточно-вытяжной вентиляцией, состояние внутренней гигиенической отделки помещений неудовлетворительное, так как многие годы капремонт не производился, требуется замена осветительных приборов, ремонт санитарно-гигиенического оборудования, побелка, покраска, внутренняя отделка камер выполнена «под шубу», что не позволяет производить влажную уборку и дезинфекцию стен, санузлы в камерах оборудованы с нарушением требований приватности.
Ответчиком не оспаривалось также, что камеры, в которых содержался истец, не оборудованы столом и скамьей (в силу невозможности установки из-за размеров камеры), в них отсутствовали светильники дневного и ночного освещения (не позволяет установить состояние электрооборудования.
В силу части 2 статьи 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Таким образом, судом установлено, что содержанием под стражей в ИВС ОВД по г. Железногорску права истца были ограничены в несколько большей степени, чем это предусмотрено федеральным законодательством.
Доводы ответчика о финансовой невозможности создания надлежащих условий содержания в ИВС не могут служить основанием для освобождения от ответственности, для отказа в иске.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
По мнению суда при решении вопроса о размере компенсации морального вреда должны быть учтены следующие фактические обстоятельства:
- истец, хотя и содержался в ИВС в июле 2009г. в двухместной камере с ФИО1, но оборудованной для содержания двух человек, содержался незначительное время, был обеспечен всем необходимым, спальным местом, его содержание в камерах, из-за малых размеров которых отсутствовали стол и скамья, было обусловлено его личной просьбой к Администрации ИВС, поскольку не желал быть помещенным в камеру со спецконтингентом;
- в декабре 2010г. истец был этапирован в ИВС г. Железногорск в связи с поданным им исковым заявлением и необходимостью обеспечения его участия в судебном заседании, содержался в камере один, нормы санитарной площади в камере на одного человека (5, 1 кв.м.) не были нарушены, он был обеспечен индивидуальным спальным местом.
В силу указанных обстоятельств санитарный узел был достаточным для того, чтобы истец мог удовлетворять свои естественные потребности в условиях чистоты и пристойности, то есть требования приватности не были нарушены.
Доводы истца о нарушениях в системе канализации, о зловонии, о наблюдении за ним сотрудниками ИВС ничем объективно не подтверждены.
А, учитывая, что истец содержался в камере а) один, б) соответственно, в течение только 4 и 1,5 дней, в) не обращался с соответствующими жалобами к администрации ИВС, суд полагает его доводы в этой части надуманными и необоснованными.
Истцом не представлены доказательства отсутствия реагирования администрации ИВС г. Железногорск в случае обращений с соответствующими жалобами.
Суд критически оценивает доводы истца о том, что результатом нарушения условий содержания стало снижение зрения и ухудшение состояния здоровья.
Как установлено судом пояснениями самого осужденного, он находится в местах лишения свободы с 2002г., до этого также неоднократно осуждался и отбывал наказание в местах лишения свободы.
В камерах №№, № ИВС г. Железногорск содержался кратковременно.
Истцом не представлено, а судом не установлено объективных данных, подтверждающих причинную связь между содержанием в ИВС и нарушением остроты зрения.
При решении вопроса о размере компенсации суд принимает во внимание, что, хотя обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, нарушения в бытовых условиях содержания (внутренняя отделка стен, отсутствие стола, отсутствие механической приточно-вытяжной вентиляции, дневных и ночных светильников) не являются результатом ненадлежащего исполнения служебных обязанностей сотрудниками ИВС.
Суд полагает, что, с учетом совокупности установленных обстоятельств, степени вины ответчика, степени физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, исковые требования Семенова С.В. подлежат удовлетворению частично и взыскивает в его пользу компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Семенова С.В. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в пользу Семенова С.В. компенсацию морального вреда в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня ознакомления с мотивированным решением, то есть с 15 февраля 2011г., путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.
Судья Железногорского городского суда Г.В. Морозова