РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2020 года Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: судьи Лябах И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоменко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда гражданское дело № 2-651/2020 по иску Крючкова А.В., Крючковой Е.С., Крючкова М.А. к администрации муниципального образования «Поселок Верхний Баскунчак» об обязании заключить договор социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Крючков А.В., Крючкова Е.С., Крючков М.А. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «Поселок Верхний Баскунчак» (далее- МО «Поселок Верхний Баскунчак») об обязании заключить договор социального найма на жилое помещение- квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. В обоснование своих требований указав, что данное жилое помещение предоставлено Крючкову А.В. на основании постановления главы администрации МО «Поселок Верхний Баскунчак» от ДД.ММ.ГГГГ № и ордера № на состав семьи.
При обращении в администрацию МО «Поселок Верхний Баскунчак» им было отказано в заключении договора социального найма с целью последующей приватизации спорного жилого помещения в связи с тем, что домовладение, расположенное по адресу: <адрес> на балансе МО «Поселок Верхний Баскунчак» не числится. Считают данный отказ необоснованным, ущемляющим их жилищные права, просят обязать администрацию МО «Поселок Верхний Баскунчак» заключить с ними договор социального найма на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В ходе рассмотрения спора по существу представитель истцов Татаринов А.В., заявленные требования увеличил, просил признать за Крючковым А.В., Крючковой Е.С., Крючковым М.А. право общей долевой собственности на квартиру по 1/3 доли каждому, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, что истцы вселились в спорную квартиру на основании ордера, зарегистрированы в ней и проживают на условиях договора социального найма.
Истцы Крючков А.В., Крючкова Е.С., Крючков М.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель истцов Татаринов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования уточнил, просил признать за истцами право общей долевой собственности на спорную квартиру, ранее истцы в приватизации не участвовали, на требованиях об обязании администрации МО «Поселок Верхний Баскунчак» заключить договор социального найма не настаивал.
Представитель ответчика администрации МО «Поселок Верхний Баскунчак» Тикеев Ш.З. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно заявлению просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, против удовлетворения заявленных требований о признании права собственности в порядке приватизации не возражал, поскольку жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не числится в муниципальном жилищном фонде МО «Поселок Верхний Баскунчак», администрация МО «Поселок Верхний Баскунчак» не является собственником данного жилого помещения, в связи с чем истцам отказано в приватизации спорного жилого помещения.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Ахтубинский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно заявлению просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не значится в муниципальном жилищном фонде администрации МО «Ахтубинский район».
Представитель соответчика ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно отзыву представитель по доверенности Юницкая А.В. указала, что ОАО «РЖД» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку спорная квартира, как объект жилищного фонда, передана в муниципальную собственности согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. № «О порядке передачи объектов социально- культурного и коммунального назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность», в обременении ОАО «РЖД» не находится.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно статье 1 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизацией жилых помещений признается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В соответствии со статьей 2 Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу статьи 18 названного Закона, поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственности занимаемого жилого помещения.
Указанными выше нормами, действующими с 23 декабря 1992 года и подтвержденными после принятия Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, на приватизацию этих помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Данные объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 года № 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Министерству имущественных отношений Российской Федерации совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации было поручено утвердить перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, указанного в пункте 2 настоящего Постановления, и принять решение о дальнейшем использовании таких объектов, в том числе осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность;
Согласно статье 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения и членов его семьи по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.
Судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом Верхнебанкунчакского поселкового Совета народных депутатов Крючкову А.В. предоставлена трехкомнатная квартира, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, на основании ордера № и постановления главы администрации пос.Верхний Баскунчак от ДД.ММ.ГГГГ № на состав семьи пять человек: (ФИО.) ( л.д.6).
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ МО «Поселок Верхний Баскунчак» следует, что Крючков А.В., Крючкова Е.С., Крючков М.А., проживают по адресу: <адрес> (л.д. 10).
Согласно справкам ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, МУП ЖККХ МО «<данные изъяты>» Крючков А.В. проживает по адресу: <адрес>, задолженности по коммунальным платежам не имеет (л.д.11,12).
При обращении к главе администрации МО «Поселок Верхний Баскунчак» с заявлением о передаче в порядке приватизации жилого помещения по адресу: <адрес> в собственность истцам, было отказано по тем основаниям, что указанное жилое помещение в муниципальном жилищном фонде МО «Поселок Верхний Баскунчак», на балансе МО «Поселок Верхний Баскунчак» не числится.
Согласно сообщению администрации МО «Поселок Верхний Баскунчак» от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ранее находилось в жилищном фонде государственного предприятия ФГУП «Приволжская железная дорога» Министерства путей сообщения Российской Федерации и было предоставлено Крючкову А.В. на основании ордера на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного по решению профсоюзного комитета Локомотивного депо станции Верхний Баскунчак. В процессе реорганизации Министерства путей сообщения Российской Федерации в ОАО «Российские железные дороги» жилищный фонд, находившийся в хозяйственном ведении железнодорожных организаций станции Верхний Баскунчак Министерства путей сообщения Российской Федерации не был передан в муниципальную собственность МО «Поселок Верхний Баскунчак». Таким образом, жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> муниципальном жилищном фонде МО «Поселок Верхний Баскунчак» не числится. Администрация МО «Поселок Верхний Баскунчак» не имеет право передать указанное жилое помещение в порядке приватизации в собственность Крючковых.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р и Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» имущественный комплекс ФГУП «Приволжская железная дорога» внесен в уставный капитал создаваемого ОАО «РЖД».
Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается прекращение деятельности ФГУП «Приволжская железная дорога», имущественный комплекс которого внесен в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» объекты жилищного фонда в уставной капитал ОАО «РЖД» не вошли и подлежали передаче в муниципальную собственность.
Передача объектов в муниципальную собственность регулировалась действующим на тот момент Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности государственную собственность субъекта РФ и муниципальную собственность».
Как следует из сообщения филиала ОАО «РЖД» Приволжская железная дорога <адрес> передан в муниципальную собственность, в обременении ОАО «РЖД» не находится.
Вместе с тем, согласно сведениям, предоставленным администрацией МО «Ахтубинский район» и администрацией МО «Поселок Верхний Баскунчак», спорная квартира в реестре муниципальной собственности не значится.
Истцы изъявили желание приватизировать занимаемое ими жилое помещение, обратившись с указанным заявлением в администрацию МО «Поселок Верхний Баскунчак», однако внесудебным порядком разрешить данный вопрос не представилось возможным ввиду отсутствия собственника указанного жилого помещения.
Отсутствие надлежащего оформления и надлежащего принятия данного жилищного фонда в собственность муниципального образования не может ограничивать права граждан на признание за ними права на жилое помещение на условиях социального найма, а соответственно, права на получение жилого помещения в собственность в порядке приватизации на основании статьи 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, поскольку соблюдение законов Российской Федерации в равной мере является обязанностью как граждан, так и органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации).
Следовательно, право Крючковых на реализацию предоставленного законом права приобретения занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации, не может быть поставлено в зависимость от оформления соответствующими органами необходимых документов и внесения сведений об объекте в соответствующие реестры.
Истцы проживают в спорном помещении на протяжении более двадцати лет, занимаются его благоустройством, оплачивают коммунальные платежи, с требованием о их выселении никто не обращался.
Принимая во внимание, что занимаемое истцами спорное жилое помещение не имеет собственника, поскольку ФГУП «Приволжская железная дорога» прекратило деятельность, в то время как администрацией МО «Поселок Верхний Баскунчак» и администрацией МО «Ахтубинский район» данное жилое помещение в собственность не принято, в муниципальном жилищном фонде МО «Поселок Верхний Баскунчак» жилое помещение не числится, Крючковы проживают в нем, надлежащим образом исполняют обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг, ранее в приватизации жилого помещения не участвовали и иной жилой площадью не обеспечены, в связи с чем, суд приходит к выводу, что истцами соблюдены все условия, позволяющие признать за ними право на участие в приватизации спорного жилого помещения, и полагает необходимым удовлетворить исковые требования.
Руководствуясь статьями 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Крючкова А.В., Крючковой Е.С., Крючкова М.А. к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», администрации муниципального образования «Ахтубинский район», администрации муниципального образования «Поселок Верхний Баскунчак» о признании права собственности в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать право собственности Крючкова А.В., Крючковой Е.С., Крючкова М.А. по 1/3 доли каждого на жилое помещение – квартиру, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области.
Судья Лябах И.В.