Дело № 3а-78/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 февраля 2021 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО3,
с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО6, представителя административного ответчика Правительства Орловской области ФИО7, представителя административного ответчика Бюджетного учреждения Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» ФИО4, действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному иску ФИО1 к Правительству Орловской области, Управлению Росреестра по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области и Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
ФИО1 обратилась в Орловский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Управлению Росреестра по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 565 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке от 21 декабря 2020 года, составленном частнопрактикующим оценщиком ФИО5, тем самым, затронуты права ФИО1, уплачивающей арендные платежи, исчисляемые исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
По изложенным основаниям ФИО1 просит суд установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 565 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объекта бытового обслуживания, в размере его рыночной стоимости 384000 руб.
Определением Орловского областного суда от 29 декабря 2020 года к участию в данном деле в качестве административного соответчика привлечено Бюджетное учреждение Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» (далее также- БУ ОО «МР БТИ»).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО6 заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика Правительства Орловской области ФИО7, представитель административного ответчика БУ ОО «МР БТИ» ФИО4 в судебном заседании не возражали против удовлетворения административных исковых требований.
Представители административных ответчиков Управления Росреестра по Орловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области, представитель заинтересованного лица на стороне административных ответчиков Администрации города Мценска Орловской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.
В соответствии со статьей 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков, изучив отзыв на иск, представленный Администрацией города Мценска Орловской области, возражавшей против удовлетворения заявленных требований ввиду снижения поступления арендных платежей в бюджет муниципального образования в случае пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции, действовавшей на момент подачи административного иска), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как видно из материалов административного дела, ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 565 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объекта бытового обслуживания, на котором располагается временное сооружение для оказания ритуальных услуг.
Указанные обстоятельства подтверждаются договором аренды земельного участка от 19 ноября 2014 года №, заключенным между Администрацией города Мценска Орловской области и обществом с ограниченной ответственностью «Комфорт плюс» на срок с 13 ноября 2014 года до 13 ноября 2021 года, договором от 1 января 2017 года о передаче прав и обязанностей арендатора земельного участка индивидуальному предпринимателю ФИО8, договором от 2 ноября 2018 года о передаче прав и обязанностей по договору аренды земли ФИО9 (добрачная фамилия ФИО1), а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, актом осмотра участка(л.д.10-16, 24, 85-87).
По условиям договора аренды, арендная плата за пользование земельным участком исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, что подтверждается расчетом арендной платы.
Таким образом, ФИО1 заинтересована в пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 653049 руб.60 коп. по состоянию на 1 января 2019 года (л.д.84).
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Обращаясь в суд с административным иском, ФИО1 в подтверждение своих доводов представила отчёт об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 21 декабря 2020 года №, составленный частнопрактикующим оценщиком ФИО5, являющимся членом саморегулируемой организации Ассоциация СРО «СОЮЗ», имеющим квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности «оценка недвижимости», представившим полис обязательного страхования ответственности при осуществлении оценочной деятельности.
Согласно выводу, содержащемуся в указанном отчете, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 384000 руб.
Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен на дату, по состоянию на которую сведения об этом объекте имеются в Едином государственном реестре недвижимости, т.е. по состоянию на 1 января 2019 года (л.д.20-70).
При составлении отчета оценщик применил сравнительный подход, провел анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно статье 12 названного Закона, итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость земельного участка, приведенную в отчете об оценке от 21 декабря 2020 года, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка заявлены не были.
Суд, исследовав отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 21 декабря 2020 года, сопоставив его содержание с исследованными письменными доказательствами, считает, что отчет об оценке отвечает требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывает сомнений в его достоверности.
При таких обстоятельствах, заявленные ФИО1 административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Поскольку административное исковое заявление по данному делу было направлено в суд 25 декабря 2020 года, то указанный день следует считать датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 565 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объекта бытового обслуживания, в размере его рыночной стоимости 384000 (триста восемьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
Датой подачи заявления ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 25 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 12 февраля 2021 года.
Председательствующий Н.А. Георгинова
Дело № 3а-78/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 февраля 2021 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО3,
с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО6, представителя административного ответчика Правительства Орловской области ФИО7, представителя административного ответчика Бюджетного учреждения Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» ФИО4, действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному иску ФИО1 к Правительству Орловской области, Управлению Росреестра по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области и Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
ФИО1 обратилась в Орловский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Управлению Росреестра по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 565 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке от 21 декабря 2020 года, составленном частнопрактикующим оценщиком ФИО5, тем самым, затронуты права ФИО1, уплачивающей арендные платежи, исчисляемые исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
По изложенным основаниям ФИО1 просит суд установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 565 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объекта бытового обслуживания, в размере его рыночной стоимости 384000 руб.
Определением Орловского областного суда от 29 декабря 2020 года к участию в данном деле в качестве административного соответчика привлечено Бюджетное учреждение Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» (далее также- БУ ОО «МР БТИ»).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО6 заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика Правительства Орловской области ФИО7, представитель административного ответчика БУ ОО «МР БТИ» ФИО4 в судебном заседании не возражали против удовлетворения административных исковых требований.
Представители административных ответчиков Управления Росреестра по Орловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области, представитель заинтересованного лица на стороне административных ответчиков Администрации города Мценска Орловской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.
В соответствии со статьей 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков, изучив отзыв на иск, представленный Администрацией города Мценска Орловской области, возражавшей против удовлетворения заявленных требований ввиду снижения поступления арендных платежей в бюджет муниципального образования в случае пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции, действовавшей на момент подачи административного иска), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как видно из материалов административного дела, ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 565 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объекта бытового обслуживания, на котором располагается временное сооружение для оказания ритуальных услуг.
Указанные обстоятельства подтверждаются договором аренды земельного участка от 19 ноября 2014 года №, заключенным между Администрацией города Мценска Орловской области и обществом с ограниченной ответственностью «Комфорт плюс» на срок с 13 ноября 2014 года до 13 ноября 2021 года, договором от 1 января 2017 года о передаче прав и обязанностей арендатора земельного участка индивидуальному предпринимателю ФИО8, договором от 2 ноября 2018 года о передаче прав и обязанностей по договору аренды земли ФИО9 (добрачная фамилия ФИО1), а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, актом осмотра участка(л.д.10-16, 24, 85-87).
По условиям договора аренды, арендная плата за пользование земельным участком исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, что подтверждается расчетом арендной платы.
Таким образом, ФИО1 заинтересована в пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 653049 руб.60 коп. по состоянию на 1 января 2019 года (л.д.84).
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Обращаясь в суд с административным иском, ФИО1 в подтверждение своих доводов представила отчёт об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 21 декабря 2020 года №, составленный частнопрактикующим оценщиком ФИО5, являющимся членом саморегулируемой организации Ассоциация СРО «СОЮЗ», имеющим квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности «оценка недвижимости», представившим полис обязательного страхования ответственности при осуществлении оценочной деятельности.
Согласно выводу, содержащемуся в указанном отчете, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 384000 руб.
Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен на дату, по состоянию на которую сведения об этом объекте имеются в Едином государственном реестре недвижимости, т.е. по состоянию на 1 января 2019 года (л.д.20-70).
При составлении отчета оценщик применил сравнительный подход, провел анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно статье 12 названного Закона, итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость земельного участка, приведенную в отчете об оценке от 21 декабря 2020 года, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка заявлены не были.
Суд, исследовав отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 21 декабря 2020 года, сопоставив его содержание с исследованными письменными доказательствами, считает, что отчет об оценке отвечает требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывает сомнений в его достоверности.
При таких обстоятельствах, заявленные ФИО1 административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Поскольку административное исковое заявление по данному делу было направлено в суд 25 декабря 2020 года, то указанный день следует считать датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 565 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объекта бытового обслуживания, в размере его рыночной стоимости 384000 (триста восемьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
Датой подачи заявления ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 25 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 12 февраля 2021 года.
Председательствующий Н.А. Георгинова