Дело №*а-281/2023
УИД 73RS0№*-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2023 года <адрес>
Димитровградский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Тудияровой С.В., при секретаре Еремеевой М.Ю., Нурмухаметове Д.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, комитету по управлению имуществом <адрес> о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура <адрес> обратились в суд с названным иском к администрации <адрес>, комитету по управлению имуществом <адрес>, в обоснование иска указав, что прокуратурой <адрес> в рамках проверки соблюдения законодательства о водоотведении выявлены нарушения. Как установлено проверкой, (ДАТА) администрацией <адрес> на основании заявления ООО «Техно-Поволжье Д» выдано разрешение на ввод в эксплуатацию построенного многоквартирного дома по <адрес>.
Ранее решением Димитровградского городского суда <адрес> от (ДАТА) уточненные исковые требования прокурора <адрес> были удовлетворены частично. Суд обязал ООО «Техно-Поволжье Д» оборудовать канализационную насосную станцию, предназначенную для функционирования системы водоотведения многоквартирного жилого дома по <адрес>, производительностью не менее 10,33 м.куб. и давлением не менее 6 м водяного столба, осуществить подключение системы водоотведения к существующему трубопроводу по <адрес> путем присоединения к канализационному колодцу, расположенному на пересечении <адрес>.
При этом, согласно сведениям ЕГРЮЛ (ДАТА) ООО «Техно-Поволжье Д» прекратило свою деятельность. Участок системы водоотведения, обслуживающий <адрес>А по <адрес> в <адрес> до настоящего времени на баланс муниципального образования «<адрес>» не принят и соответственно не передан обслуживающей организации. Обращение органа местного самоуправления за признанием права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества является обязанностью органа местного самоуправления. Прокуратурой <адрес> (ДАТА) Главе <адрес> было внесено представление по факту непринятия мер принятию участка системы водоотведения на баланс муниципального образования «<адрес>». Вместе с тем, изложенные в представлении от (ДАТА) нарушения до настоящего времени не устранены, бесхозяйные сети водоотведения на баланс муниципального образования «<адрес>» <адрес> не приняты и соответственно не переданы обслуживающей организации. Непринятие органами местного самоуправления мер по постановке на учет бесхозяйных сетей водоотведения, а также не передача их гарантирующей организации препятствует обеспечению надлежащего водоотведения, что в свою очередь способно явиться причиной аварийных ситуаций и причинении вреда неограниченному кругу лиц.
Просил признать незаконным бездействие администрации <адрес>, комитета по управлению имуществом <адрес> по непринятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества сетей водоотведения, расположенных по адресу: <адрес>;
обязать администрацию <адрес>, комитет по управлению имуществом <адрес> внести в реестр муниципальной собственности <адрес> сети водоотведения, расположенные по адресу: <адрес> и в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в федеральный орган в области государственной регистрации права с заявлением о постановке на учет указанных сетей водоотведения.
Судом по делу в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Управляющая компания Победа», комитет по жилищно – коммунальному комплексу администрации <адрес>, Министерство строительства и архитектуры <адрес>, Агентство государственного строительного и жилищного надзора <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Гиматдинова Г.М. суду дала пояснения аналогичные изложенным в иске. Суду пояснила, что в рамках исполнительного производства решение суда от (ДАТА) ООО «Техно-Поволжье Д» исполнено не было, (ДАТА) указанное юридическое лицо прекратило свою деятельность. Спорные сети водоотведения являются недвижимым имуществом. Обязанность по принятию на баланс бесхозяйных сетей возложена на органы местного самоуправления. Непринятие органом местного самоуправления на баланс бесхозяйных сетей, следовательно, отсутствие закрепления обслуживающей организации за данными сетями приводят к постоянным авариям, причиняют вред неопределенному кругу лиц. Спорные сети на являются общим имуществом собственников дома, а также не выявлен собственник этих сетей. Просила удовлетворить исковые требования.
В судебное заседание представитель административного ответчика администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>» <адрес> Шулимова О.В., действующая на основании доверенности, не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. Ранее, участвуя в судебном заседании, административный иск не признала, полагает, что администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком. Суду дала пояснения, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление, указав, что уполномоченным органом на распоряжение муниципальным имуществом, в том числе бесхозяйным на территории <адрес> является комитет по управлению имуществом. Решением Димитровградского городского суда <адрес> по делу №* от (ДАТА) установлено, что комитет по управлению имуществом <адрес> не возражал против принятия в муниципальную собственность указанного имущества. У застройщика отсутствовала надлежащим образом оформленная техническая документация на указанный объект, что явилось одним из препятствий приема в муниципальную собственность. Более того, ранее в 2021 году комитет по управлению имуществом <адрес> обращался с заявлением о признании движимой вещи бесхозяйным имуществом и признании права собственности на него, данное заявление было оставлено без рассмотрения. Таким образом, комитет по управлению имуществом <адрес> является надлежащим ответчиком по делу. Кроме того, полагает, что спорные сети водоотведения являются общим имуществом многоквартирного дома. Следовательно, обслуживать данные дети обязана управляющая компания на основании договора управления многоквартирным домом. Полагает, что спорные сети, которые находятся на территории многоквартирного дома, не могут быть в муниципальной собственности, поскольку они должны в силу закона содержаться собственниками помещения, которые застройщик должен передать с общим имуществом в собственность управляющей компании (т.1 л.д.75-78).
Представитель ответчика комитета по управлению имуществом <адрес> Кабанкина С.К., действующая на основании доверенности, после перерыва в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. Принимая участие в судебном заседании ранее, исковые требования не признала, суду дала пояснения, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление, указав, что с требованиями прокурора не согласны. Комитет по управлению имуществом <адрес> не принимает на баланс участок системы водоотведения в связи с тем, что принятие на баланс возможно только после постановки имущества на учет в качестве бесхозяйного. Для постановки имущества на учет в качестве бесхозяйного необходим перечень документов, которые у Комитета отсутствуют по причине не передачи этих документов ООО «Техно – Поволжье Д». В силу того, что ООО «Техно-Поволжье Д» не представлено заключение лицензированной организации, уполномоченной на проведение анализа технических характеристик объекта и его функционального назначения, а также технический план, документы, содержащие информацию, позволяющей учитывать, что данные объекты обладают признаками объектов недвижимости, невозможно осуществить прием в муниципальную собственность участка (т.1 л.д.144-145).
Представитель заинтересованного лица «Ульяновский областной водоканал»
Абельханова А.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. Ранее, участвуя в судебном заседании, не возражала против удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что периодически к ним в диспетчерскую поступают заявки об аварийных ситуациях на спорном участке сетей водоотведения. Данные сети являются бесхозяйными, но поскольку они присоединены к сетям водоканала, которые ими обслуживаются, то ими устраняются данные аварии. Никакой договор на обслуживание данных сетей с водоканалом не заключался, они никому не переданы, собственника не имеется. Полагает, что данные сети являются недвижимым имуществом.
Представитель заинтересованного лица «Ульяновский областной водоканал»
Данькова Е.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала пояснения другого представителя Абельхановой А.А. Суду пояснила, что в представленном соглашении к договору холодного водоснабжения и водоотведения согласована схема разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а именно установлено по колодцам, а не по фундаменту здания.
Представитель заинтересованного лица комитета по жилищно – коммунальному комплексу администрации <адрес> Шпак А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Суду пояснил, что общее имущество многоквартирного дома по <адрес>, в том числе и сети водоотведения, находится в собственности собственников. Управляющей компанией данного дома является ООО «УК Победа», следовательно, они обязаны содержать данное имущество. В том числе у них имеется обязанность и по восстановлению документов, которые были утрачены застройщиком.
Представитель заинтересованного лица ООО «Управляющая компания Победа» Коленченко А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований. Суду пояснил, что ООО «УК Победа» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <адрес> на основании договора управления с (ДАТА). Спорные сети водоотведения управляющей компании не передавались, в том числе и техническая документация на них. Спорные сети водоотведения расположены за границей баланса ООО «УК Победа», они находятся на придомовой территории, они за них ответственность не несут.
Представители заинтересованных лиц Министерства строительства и архитектуры <адрес>, Агентства государственного строительного и жилищного надзора <адрес>, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> – в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, каких – либо возражений суду не представили.
В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основания приобретения права собственности предусмотрены статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от (ДАТА) N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (ДАТА) N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Исходя из изложенного следует, что право собственности подлежит регистрации в Едином государственном реестре недвижимости только в отношении тех объектов, которые представляют собой объекты недвижимого имущества (капитальные объекты), способные выступать в гражданском обороте в качестве самостоятельных объектов прав.
Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется Приказом Минэкономразвития России от (ДАТА) N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от (ДАТА) N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от (ДАТА) N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся населения, в том числе принятие мер по населения и (или) водоотведения в случае организациями, осуществляющими горячее водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно части 5 статьи 8 данного Федерального закона, выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением Димитровградского городского суда <адрес> от (ДАТА), вступившим в законную силу (ДАТА), постановлено:
уточненные исковые требования прокурора <адрес> действующему в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Техно-Поволжье Д» об устранении выявленных недостатков в системе водоотведения, понуждении к передачи участка системы водоотведения органу местного самоуправления удовлетворить частично.
Обязать ООО «Техно-Поволжье Д» оборудовать канализационную насосную станцию, предназначенную для функционирования системы водоотведения многоквартирного жилого дома по <адрес>А <адрес>, производительностью не менее 10,33 м куб. и давлением не менее 6 м водяного столба и осуществить подключение системы водоотведения многоквартирного жилого дома по <адрес>А <адрес> к существующему трубопроводу по <адрес> путем присоединения к канализационному колодцу, расположенному на пересечении <адрес>.
В остальной части в удовлетворении иска прокурора <адрес> действующему в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Техно-Поволжье Д» о понуждении передать Комитету по управлению имуществом <адрес> участка системы водоотведения многоквартирного жилого дома по <адрес>, в т.ч. канализационную насосную станцию отказать (т.1 л.д.40-43).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от (ДАТА) решение Димитровградского городского суда <адрес> от (ДАТА) оставлено без изменения, апелляционное представление прокурора <адрес> - без удовлетворения.
Из сообщения ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес>, копии исполнительного производства следует, что на исполнении находилось исполнительное производство №*-ИП от (ДАТА). В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Техно-Поволжье Д» по адресу, указанному в исполнительном документе не располагается и какую – либо финансовую и хозяйственную деятельность не ведет. Согласно выписке из ЕГРЮЛ директором ООО «Техно-Поволжье Д» является <данные изъяты> зарегистрированный по адресу: <адрес> ключ, <адрес>.
(ДАТА) в адрес Горячеключевского ГОСП направлено поручение на проведение исполнительных действий по месту регистрации директора ООО «Техно-Поволжье Д».
(ДАТА) в отношении должника за неисполнение требований исполнительного документа в добровольный срок вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
(ДАТА) в связи с отсутствием сведений об исполнении постановления о поручении от (ДАТА) в адрес Горячеключевского ГОСП направлен запрос о предоставлении сведений об исполнении поручения.
(ДАТА) судебным приставом – исполнителем МОСП по розыску должников и их имущества вынесено постановление о заведении розыскного дела в отношении ООО «Техно-Поволжье Д».
(ДАТА) постановлением судебного пристава – исполнителя по розыску розыскное дело прекращено в связи с невозможностью установления местонахождения должника организации ООО «Техно-Поволжье Д».
В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Техно-Поволжье Д» согласно выписке из ЕГРЮЛ прекратило свою деятельность (ДАТА).
В связи с указанным исполнительное производство прекращено (ДАТА) (т.1 л.д. 125-137).
Указанные обстоятельства также подтверждаются пояснениями судебного пристава – исполнителя ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> Биктимирова А.Р., допрошенного в судебном заседании.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Техно-Поволжье Д» прекратило свою деятельность (ДАТА) (т.1 л.д.109-111).
Прокуратурой <адрес> (ДАТА) Главе <адрес> было внесено представление по факту непринятия мер принятию участка системы водоотведения на баланс муниципального образования «<адрес>» (т.1 л.д.13-14).
Из ответа администрации <адрес> «О рассмотрении представления» от (ДАТА) следует, что администрацией города вопрос работоспособности системы водоотведения на ежедневном контроле. В случае возникновения неисправностей специалистами Комитета по ЖКК совместно с управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией ООО «<адрес> водоканал» принимаются незамедлительные меры по восстановлению работы инженерной системы. Комитет по управлению имуществом <адрес> проводятся мероприятия о признании указанного объекта бесхозяйным недвижимым имуществом. Запрошены коммерческие предложения у специализированных организаций о стоимости подготовки технической документации. Работы по подготовке технической документации внесены в первоочередные расходы на 2022 год. После проведения указанных мероприятий, в том числе подготовки и необходимой технической документации, участок системы водоотведения для нужд дома по <адрес> будет передан обслуживающей организации в установленном законом порядке (т.1 л.д.15-19).
(ДАТА) комитетом по управлению имуществом <адрес> согласно представленным документам застройщика ООО «Техно-Поволжье Д» направлено заявление в Управление Росреестра по <адрес> о постановке данного объекта на учет как бесхозяйного имущества.
(ДАТА) получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета (т.1 л.д.147).
(ДАТА) направлено заявление и комплект документов в Управление Росреестра по <адрес> председателю апелляционной комиссии по обжалованию данного решения.
(ДАТА) вынесено решение заседания апелляционной комиссии (т.1 л.д.148-149).
По существующим у организации застройщика ООО «Техно –Поволжье Д» документам на указанный объект инженерной инфраструктуры постановка на государственный кадастровый учет не представляется возможной. Представленные документы не содержат информации, позволяющие учитывать, что объект обладает признаками недвижимости.
Ранее (ДАТА), (ДАТА) ООО «Ульяновскоблводоканал» обращались в адрес Главы <адрес>, в адрес Комитета по управлению имуществом <адрес> о том, что ими были выявлены сети водоснабжения и водоотведения, не внесенные в Схему водоснабжения и водоотведения <адрес>; указанные сети в адрес ООО «Ульяновскоблводоканал» не передавались, затраты на содержание, ремонт и обслуживание при оформлении тарифа не учитывались; данные сети непосредственно подключены к централизованной системе канализации города, собственник сетей не установлен. Было предложено совершить установленные законом действия по установлению собственников указанных сетей, либо признать их бесхозяйными с последующей передачей ООО «Ульяновскоблводоканал» как организации, осуществляющей содержание и обслуживание сетей канализации, до признания права собственности на указанные сети (т.1 л.д.199, 205).
ООО «Управляющая компания Победа» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <адрес> на основании договора управления многоквартирным домом от (ДАТА) (т.1 л.д.58-65).
Объектом управления по настоящему договору является общее имущество многоквартирного дома (согласно Приложению №* и Приложению №* к настоящему договору), расположенного по адресу: <адрес> (п.1.3 договора).
В состав общего имущества многоквартирного дома, в том числе входит механическое, электрическое, санитарно – техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (п.5 приложение №*).
Согласно техническим условиям на проектирование водопровода и канализации по адресу: <адрес> выданные ООО «Ульяновскоблводоканал» (ДАТА) граница эксплуатационной ответственности– проектируемый в/колодец на пересечении <адрес> – <адрес>т.1 л.д.194).
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, являющимся приложением к дополнительному соглашению №* от (ДАТА) к договору холодного водоснабжения и водоотведения №А-120/2020 от (ДАТА), заключенному между ООО «Ульяновскоблводоканал» и ООО «УК Победа», границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения организации водопроводно – канализационного хозяйства и абонента является жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности:
- по водопроводным сетям: водопроводный колодец ВК-1, расположенный на водопроводе диам. 100 мм по <адрес>, запорная арматура и сеть от места врезки в водопроводном колодце до здания на балансе абонента, согласно схеме;
- по канализационным сетям: канализационный колодец КК-1, расположенный с торца дома по <адрес>, канализационный насос и сеть от места врезки в канализационном колодце до здания на балансе абонента, согласно схеме (т.1 л.д.241-244, т.2 л.д.20-31).
Согласно акту осмотра от (ДАТА) с приложенными фотографиями следует, что разграничение зоны ответственности по инженерным сетям водоотведения приведены в прилагаемой схеме. Внешней границей сетей водоотведения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, является внешняя граница стены многоквартирного <адрес> А по <адрес> в <адрес>.
Сети водоотведения, расположенные от внешней границы стены многоквартирного <адрес> до присоединения к централизованной системе водоотведения (точка присоединения канализационный колодец КК-1, расположенный с торца <адрес>) находятся вне зоны ответственности ООО «УК Победа», ООО «Ульяновскоблводоканал», т.е. являются бесхозяйными.
Зона ответственности ООО «Ульяновскоблводоканал» начинается от канализационного колодца КК-1, расположенного с торца <адрес> и далее по центральной сети водоотведения (т.2 л.д.10-18).
Указанные обстоятельства подтверждаются также показаниями свидетелей, допрошенных в судебном заседании, заместителя начальника ПТО ООО «Ульяновскоблводоканал» Свидетель №1 и технического директора ООО «УК Победа» Свидетель №2
Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу, что спорные сети водоотведения являются бесхозяйным недвижимым имуществом. При этом, спорные сети водоотведения, в отношении которых заявлены требования, относятся к недвижимым вещам. Они являются инженерными сооружениями, расположены под землей и прочно связаны с ней, их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Доводы представителей административных ответчиков о том, что правовой статус данных сетей водоотведения не установлен, поскольку не определено являются ли они движимым или недвижимым имуществом, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Из системного толкования вышеприведенных законоположений следует, что организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, оформление права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения, относится к полномочиям органов местного самоуправления, а обращение с соответствующими заявлениями является не правом, а обязанностью органа местного самоуправления.
Поскольку спорные сети водоотведения находится в ведении органа местного самоуправления, судом не установлены иные участники гражданского оборота, заявляющие свои права в отношении инженерных сетей, ООО «Техно-Поволжье Д» прекратило свою деятельность, правопреемников не установлено, следовательно спорные сети водоотведения необходимо внести в реестр муниципальной собственности. При этом, спорный объект находится за внешней границей сетей водоотведения, входящих в состав общего имущества, соответственно, не относится к общему имуществу многоквартирных домов, является бесхозяйным объектом, отсутствие собственника которого влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке его на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Необращение ответчиков в регистрирующий орган с заявлением о принятии объекта недвижимости на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации ГК РФ, и пункта 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (Приказ Минэкономразвития России от (ДАТА) N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей").
Принятие спорных сетей водоотведения в муниципальную собственность обусловлено не только реализацией полномочий органа местного самоуправления, но и необходимостью надлежащего содержания сети водоотведения с целью исключения аварийных ситуаций, связанных с подтоплением жилых домов и других объектов в районе их нахождения, обеспечения комфортного проживания граждан, поддержания надлежащего санитарного состояния территории поселения и недопущения неблагоприятных последствий для окружающей среды.
При этом суд принимает во внимание, что административно-распорядительным органом муниципального образования <адрес> является администрация <адрес>, а Комитет по управлению имуществом <адрес> является функциональным органом администрации <адрес>, исходя из того, что незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет как бесхозяйного имущества спорного имущества, допущено администрацией и комитетом, заявленные прокурором административные исковые требования подлежат удовлетворению к обоим административным ответчикам.
Поскольку спорные сети водоотведения являются бесхозяйным имуществом, однако, уполномоченным органом местного самоуправления не осуществлены мероприятия по постановке данного объекта инженерной инфраструктуры на государственный учет, суд приходит к выводу, что необходимо обязать администрацию <адрес>, комитет по управлению имуществом <адрес> обратиться в федеральный орган в области государственной регистрации права с заявлением о постановке на учет сетей водоотведения, расположенных по адресу: <адрес> А.
До обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет спорных сетей водоотведения, на них необходимо изготовить техническую документацию, для чего Комитет по управлению имуществом <адрес> должен провести мероприятия по определению исполнителя (подрядчика) и заключению муниципального контракта, за счет выделения денежных средств на проведение указанных работ.
С учетом изложенного, определяя срок выполнения ответчиками действий по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, суд принимает во внимание обстоятельства дела, характер спора и приходит к выводу, что разумным и достаточным сроком для исполнения решения суда будет являться срок один год со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, комитета по управлению имуществом <адрес> по непринятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества сетей водоотведения, расположенных по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию <адрес>, комитет по управлению имуществом <адрес> внести в реестр муниципальной собственности <адрес> сети водоотведения, расположенные по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию <адрес>, комитет по управлению имуществом <адрес> в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в федеральный орган в области государственной регистрации права с заявлением о постановке на учет сетей водоотведения, расположенных по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, (ДАТА).
Судья С.В. Тудиярова
Мотивированное решение изготовлено: (ДАТА).