Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2012 года г. Ульяновск
Ульяновский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Антонова А.М., при секретаре судебного заседания Масленниковой С.В., с участием заявителя, представителя заявителя адвоката Николаева Ю.Г., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего комендатуры военных сообщений железнодорожного участка и станции <адрес> майора Цыганкова Ю.Н. об оспаривании действий руководителя федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом заявителю в заключении договора социального найма предоставленного жилого помещения,
Установил:
24 октября 1996 года Цыганков в период прохождения военной службы по контракту в военной комендатуре железнодорожного участка, станции и аэропорта <адрес>, его супруга и двое сыновей были обеспечены Ульяновской КЭЧ района Приволжского военного округа двухкомнатной квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, жилой площадью 28,1 квадратных метра, общей площадью 48,91 квадратный метр.
Согласно ст. 6 временных Правил учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Ульяновской области, утвержденных постановлением Главы администрации Ульяновской области от 29 апреля 1994 года № 91, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 8 квадратных метров.
Из этого следует, что после предоставления Цыганкову Министерством обороны РФ жилого помещения, он продолжал оставаться нуждающимся в улучшении жилищных условий.
25 марта 1998 года Цыганков расторг брак с женой, выехал из указанной квартиры.
6 июня 1999 года Цыганков зарегистрировался в квартире предоставленной ему Министерством обороны РФ.
В 2004 году бывшая супруга Ю.Н. обратилась в суд с иском о снятии его с регистрационного учета из предоставленной им Министерством обороны РФ квартиры, в чем ей решением <адрес> районного суда г. Ульяновска было отказано.
В 2009 году Цыганков обратился с иском в <адрес> районный суд г. Ульяновска о разделе полученного от Министерства обороны РФ жилья, но 26 мая 2009 года суд отказал ему в удовлетворении данного иска.
14 октября 2009 года Цыганков снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес> обратился к командующему войсками Приволжско-Уральского военного округа с просьбой о включении его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
10 ноября 2009 года Цыганков был уволен с военной службы в запас приказом командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа в связи с проводимыми организационного- штатными мероприятиями.
2 декабря 2009 года командующий войсками принял решение о включении Цыганкова в список нуждающихся, в получении жилого помещения без предоставлении справки о сдаче ранее предоставленного ему жилья, указав при этом, что Цыганков подлежит обеспечению жилым помещением общей площадью 23,8 квадратных метра.
С 21 декабря 2009 года Цыганков исключен из списков личного состава комендатуры и всех видов обеспечения.
11 января 2010 года Цыганков обратился с заявлением в Ульяновский гарнизонный военный суд, в котором обжаловал действия командования связанные с увольнением его с военной службы без обеспечения жилым помещением по установленным нормам, просил восстановить его в списках личного состава комендатуры и в списках нуждающихся в получении жилых помещений.
20 января 2010 года Ульяновский гарнизонный военный суд своим решением обязал председателя жилищной комиссии комендатуры рассмотреть вопрос о включении Цыганкова в списки очередников на получение жилого помещения в установленном законом порядке, отказав ему в восстановлении в списках личного состава войсковой части.
2 марта 2010 года кассационным определением Приволжского окружного военного суда решение Ульяновского гарнизонного военного суда было изменено, из резолютивной части решения суда исключено указание о возложении на председателя жилищной комиссии комендатуры обязанности рассмотреть вопрос о включении Цыганкова в списки очередников на получение жилого помещения в установленном законом порядке. В остальном решение было оставлено без изменения.
14 апреля 2010 года определением Военной коллегии Верховного Суда РФ № 203-В11-1 данные судебные постановления были отменены и дело направлено на новое рассмотрение.
27 мая 2011 года решением Ульяновского гарнизонного военного суда Цыганков был восстановлен на военной службе с 22 декабря 2009 года. Также суд обязал начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ при представлении командованием и Цыганковым необходимых документов и заявления рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
С 12 сентября 2012 года решением ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ Цыганков признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, а именно: в получении жилого помещения по договору социального найма с составом семьи 1 человек.
12 октября 2012 года Цыганкову вручено извещение о распределении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 38,8 квадратных метра. При этом, ему предлагалось заплатить за площадь, превышающую 36 квадратных метров, по цене 40 000 рублей за квадратный метр.
1 ноября 2012 года решением начальника 1 отдела (<адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ» (далее по тексту- ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ) Цыганкову отказано в заключении договора социального жилищного найма на указанную квартиру, поскольку он не сдал ранее полученную от Министерства обороны РФ квартиру.
7 ноября 2012 года Цыганков посчитав, что данными действиями должностных лиц ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ нарушены его права и охраняемые законом интересы, за их защитой обратился в Ульяновский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил:
- признать решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 1 ноября 2012 года № об отказе в заключении договора социального
найма на распределенную ему квартиру незаконным, нарушающим его права.
- обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ заключить с ним договор социального найма на распределенное ему жилое помещение, а именно: квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование своей позиции Цыганков указал, что ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ возлагает на него обязанности сдать не занимаемое им жилое помещение, а его бывшая супруга и сыновья должны освободить занимаемое им жилое помещение не получая ничего взамен.
Также заявитель утверждает, что освобождать ему нечего, поскольку он с 1998 года не проживает в помещении, предоставленном ему Министерством обороны РФ, следовательно на него не распространяются требования п.п. 17 и 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной одноименным приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № (далее по тексту – Инструкция) о том, что с ним не может быть заключен договор до сдачи ранее предоставленного ему жилого помещения.
Кроме того, по утверждению Цыганкова на него не распространяется и действие п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», так как по его мнению Ульяновский гарнизонный военный суд своим решением установил, что Цыганков утратил право на предоставленное ему Министерством обороны РФ жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>. В настоящее время он зарегистрирован при <адрес> военном училище, в связи с чем на данный момент отсутствуют какие-либо препятствия для заключения с ним договора социального найма.
В судебном заседании Цыганков свои требования полностью поддержал и просил суд их удовлетворить.
Представитель заявителя поддержал позицию своего доверителя и заострил внимание суда на том, обстоятельстве, что поскольку Цыганков признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, то он должен быть обеспечен жилым помещением согласно нормы представления, установленной ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». При этом он обратил внимание суда на то обстоятельство, что поскольку Цыганков предпринимал усилия для раздела предоставленного ему Министерством обороны жилого помещения то он должен быть обеспечен жилым помещением согласно норм представления, без учета ранее предоставленного ему жилого помещения. Также представитель заявителя, выражая волю доверителя, не смотря на ознакомление с Решеним ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ об отмене решения от 1 ноября 2012 года об отказе в заключении с Цыганковым договора социального найма жилого помещения, настаивал на продолжении рассмотрения заявления Цыганкова.
Начальник ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, требования заявителя не признал, направил в суд Решение от 12 ноября 2012 года № об отмене ранее вынесенного решения об отказе в заключении договора социального найма от 1 ноября 2012 года №.
Заслушав доводы заявителя и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положений ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений указанного Федерального закона, регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном указанным кодексе РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Механизм предоставления жилого помещения военнослужащему, определен Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной одноименным приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 (далее по тексту – Инструкция).
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
В соответствии с п. 14 ст. 15 ст. Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно п. 17 Инструкции, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению № 10 к Инструкции.
В силу п. 18 Инструкции с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.
При этом Инструкцией, не признанной в установленном законом недействительной, прямо установлено, что заключение договора социального найма жилого помещения, до сдачи ранее занимаемого помещения не допускается.
В судебном заседании было установлено, что Цыганков в период прохождения военной службы был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания менее установленных норм и на период его увольнения с военной службы продолжает оставаться нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Как видно из сообщения начальника 1 отдела <адрес> ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ от 10 сентября 2012 года № 1 Цыганков признан нуждающимся в получении жилого помещения с составом семьи 1 человек.
Согласно копии Извещения о распределении жилого помещения от 12 октября 2012 года № 142989 Цыганкову распределено жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 38,8 квадратных метров.
Как видно из решения Ульяновского гарнизонного военного суда от 27 мая 2011 года по гражданскому делу Цыганкова, последнему в 1996 году Министерством обороны РФ была предоставлена 2-х комнатная квартира жилой площадью 28,1 квадратных метров, расположенная по адресу: <адрес>.
Из справки формы № 8, выданной ДД.ММ.ГГГГ обществом с ограниченной ответственностью «Региональный информационный центр» Ульяновский филиал, следует, что в настоящее время в квартире, распложенной по адресу: <адрес>А <адрес>, проживает бывшая супруга заявителя и два его сына. Также из данной справки усматривается, что 14 октября 2009 года Цыганков, будучи зарегистрированным по указанному адресу 6 июня 1999 года, снялся с регистрационного учета и зарегистрировался по адресу <адрес> суворовского военного училища.
Из копии решения от 1 ноября 2012 года № об отказе в заключении договора социального найма следует, что Цыганкову отказано в заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 38,8 квадратных метров, поскольку он в нарушение требований п. 18 Инструкции и п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не предоставил документов, подтверждающих сдачу и освобождение ранее предоставленного от Министерства обороны РФ жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Оценивая изложенные выше положения Конституции РФ, Жилищного кодекса РФ, Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Инструкции, а также принимая во внимание положения ч. 3 ст. 55 Конституции РФ о том, что права гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в целях защиты интересов других лиц, суд приходит к выводу о том, ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ, отказывая 1 ноября 2012 года в заключении договора социального найма предоставленного Цыганкову жилого помещения, действовало в рамках предоставленных ему п. 2 приказа Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года № 1455 (в редакции 15 июня 2012 года) полномочий.
Из копии решения ФГКУ «ЦРУЖО» от 12 ноября 2012 года № об отмене ранее вынесенного решения об отказе в заключении договора социального найма от 1 ноября 2012 года №, следует, что обжалуемое Цыганковым решение отменено, следовательно суд не может признать его незаконным, нарушающим права Цыганкова.
При таких данных суд, полагает, что поскольку отсутствует предмет обжалования, то требования Цыганкова в данной части удовлетворению не подлежат.
Что касается требования Цыганкова о возложении на ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ обязанности по заключении договора социального найма на предоставленную ему квартиру, то они, по мнению суда, удовлетворению также не подлежат, несмотря на то, что в судебном заседании установлено, что Цыганков в установленном порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и ему распределено жилое помещение.
К данному выводу суд приходит в связи со следующим.
Так, в силу п.п. 1 и 3 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляется в собственность бесплатно или по договору социального найма 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, для одиноко проживающего военнослужащего, не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Как видно из копии извещения о распределении жилого помещения от 12 октября 2012 года № 142989 Цыганкову распределено жилое помещение общей площадью 38,8 квадратных метра, что на 2,8 метра превышает положенную для него Федеральным законом в случае его обеспечения жилым помещением при наличии у него справки о сдаче ранее предоставленного ему жилого помещения. Также из данной копии усматривается, что Цыганков согласен оплатить общую жилую площадь, превышающую по нормам представления.
В силу п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», Цыганков, по его желанию может оплатить общую площадь жилого помещения, предоставленную ему сверх установленных норм представления.
Однако в судебное заседание Цыганковым не представлено доказательств того, что он уплатил денежные средства за общую площадь жилого помещения, предоставленную ему сверх нормы представления.
Оценивая приведенные положения Федерального закона и исследованное в судебном заседании доказательство, суд приходит к убеждению о необходимости отказа Цыганкову в удовлетворении его требования о возложении на ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ обязательства по заключению с ним договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 38,8 квадратных метров, поскольку Цыганковым не представлено в суд доказательств того, что он оплатил общую площадь распределенного ему жилого помещения, превышающую норму представления.
Довод представителя заявителя о том, что Цыганкову Министерством обороны РФ должно быть предоставлено жилое помещение без учета ранее предоставленного ему жилого помещения, основанный на решении <адрес> районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу Цыганкова, суд отклоняет, так как в силу положений ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или их отчуждению.
Как видно из справки предоставленной обществом с ограниченной ответственностью «Региональный информационный центр» Ульяновский филиал снятие Цыганкова с регистрационного учета по предоставленному ему в 1996 году жилого помещения привело к отчуждению принадлежащей ему доли данного жилого помещения.
Поскольку судом отказано в удовлетворении заявления Цыганкова в полном объеме, то судебные расходы, понесенные заявителем при уплате государственной пошлины при подаче заявления в суд возмещению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ военный суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░