РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 октября 2012 года Казачинский районный суд Красноярского края, в помещении суда, в составе: председательствующего - судьи Цыбули Ю.Н., при секретаре – Слабинской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гардера Александра Ивановича о признании незаконным внесения техником Казачинского участка Лесосибирского отделения Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю в технический паспорт записи «погашено», возложении обязанности выдать технический паспорт без указанной записи
УСТАНОВИЛ
Гардер обратился в суд с вышеназванным заявлением. Мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ приобрел жилой двор с надворными постройками по адресу <адрес>, зарегистрировав договор купли-продажи в БТИ ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о домовладении внесены в инвентарное дело и технический паспорт. В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по указанному адресу он продал, при этом жилой дом и надворные постройки не продавал и за ним сохранилось ограниченной право пользования земельным участком, находящимся под объектом недвижимости. В <данные изъяты> он снес жилой дом, но надворные постройки: два сарая, гараж, летняя кухня, баня и ограждения остались до настоящего времени. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к технику БТИ Сафиной с заявлением о выдаче копии технического паспорта на домовладение, состоящее из указанных строений, и в ответ получил светокопию технического паспорта с записью «Погашено ДД.ММ.ГГГГ на основании акта обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ». На его возражение убрать эту запись техник ответила отказом, сославшись на акт комиссии. Считает, что внесение записи в технический паспорт на его домовладение о его погашении незаконно, поскольку делано в нарушение требований Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, поскольку погашается инвентарное дело, а не технический паспорт. Инвентарное дело погашается в случае исключения его из инвентарной книги. Поскольку единицей технической инвентаризации является не только отдельно стоящее основное строение, но и домовладение, снятие с учета домовладения производится только после снесения всех объектов недвижимости, входящих в состав домовладения. Кроме того, заявитель указывает, что снятие с учета объекта недвижимости осуществляется органом кадастрового учета на основании заявления, с которым он в орган кадастрового учета не обращался, а акт обследования составляет кадастровый инженер. Акт обследования, составленный с участием представителей администрации Казачинского сельсовета, архитектуры района и техника БТИ не основан на законе. Просит признать действия техника БТИ Сафиной О.А. по внесению в технический паспорт на его домовладение записи «Погашено» незаконными, возложить обязанность устранить данную запись и выдать ему копию технического паспорта без указанной записи.
В судебное заседание Гардер А.И. не явился. Извещен надлежащим образом, что следует из расписки о вручении извещения. Представитель филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю Собашникова Н.Л., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в суде требования Гардера А.И. не признала. Пояснила, что ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» аккредитовано для осуществления технической инвентаризации. Действия техника правомерны, поскольку имеются сведения о том, что жилой дом уничтожен, что и являлось основанием для погашения технического паспорта в этой части. Права Гардера внесенной записью «Погашено» ни чем не нарушены. Дворовые постройки сами по себе объектами недвижимости, подлежащими регистрации, не являются, и для их строительства никаких разрешений и последующих регистраций, не нужно. Кадастровые инженеры на территории Красноярского края начнут осуществлять свою деятельность с 2013 года.
Техник Казачинского производственного участка Лесосибирского отдела филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю Сафина О.А. в суде пояснила, что действительно принимала участие в ДД.ММ.ГГГГ при обследовании земельного участка по адресу <адрес> в составе комиссии, назначенной распоряжением главы Казачинского сельсовета, и, установив, что по указанному адресу жилой дом отсутствует, внесла сведения о погашении технического паспорта.
Представитель филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю Зырянова Г.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явилась. Представила письменные возражения, где указала, что техник БТИ должностным лицом не является, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» властными полномочиями в области государственного учета объектов недвижимости не наделено, в связи с чем, заявление Гардера А.И. по правилам гл. 25 ГПК РФ рассматриваться не может. Кроме того, действиями по внесению в технический паспорт записи «погашено» техник права и свободы Гардера А.И. не нарушил.
Выслушав представителя ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю, техника Сафину О.А., исследовав материалы дела, суд оснований для удовлетворения требований Гардера А.И. не находит.
Учитывая то, что ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации) согласно Распоряжению Правительства РФ от 21.12.2011 N 2294-р «Об утверждении перечня федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Росреестра» находится в ведении Росреестра, осуществляет деятельность по технической инвентаризации и техническому учету объектов капитального строительства и имеет аккредитацию на осуществление указанной деятельности, в частности на территории Красноярского края, что следует из свидетельства об аккредитации от 17.10.2007 года, и, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд находит, что указанной организацией осуществляются полномочия по осуществлению государственного технического учета и инвентаризации, в связи с чем, действия и решения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», в том числе и филиала по Красноярскому краю могут быть оспорены в порядке главы 25 ГПК РФ.
В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как установил суд, Гардер А.И. обратился с в Казачинский производственный участок Лесосибирского отдела филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю за копией технического паспорта на домовладение по адресу <адрес>, копия ему выдана. В техническом паспорте имеются отметки следующего содержания «Погашено ДД.ММ.ГГГГ на основании акта обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ».
Согласно договору купли –продажи от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом с надворными постройками, расположенный по указанному адресу, принадлежит Гардеру А.И. Договор зарегистрирован Казачинским филиалом технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ.
Из договора купли продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Гардер продал Губанову земельный участок, расположенный по адресу <адрес>. Государственная регистрация перехода права осуществлена ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ главы Казачинского сельсовета Казачинского района Красноярского края образована комиссия в составе начальника отдела архитектуры администрации Казачинского района, главы Казачинского сельсовета и техника Казачинского производственного участка Лесосибирского отдела филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю (по согласованию). Целью образования комиссии являлось обследование земельного участка по адресу <адрес>, для проверки наличия или отсутствия объектов жилого назначения.
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на указанном земельном участке объектов жилого назначения (жилой дом, квартира, иное жилое помещение) нет.
В соответствии с частью 2 статьи 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Частями 1, 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищным фондом признается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, включая частный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц).
Пунктом 4 названной нормы установлено, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей. Основой государственного учета является технический учет, который осуществляется путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений.
Во исполнение названного Постановления Минземстроем России разработана Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, которая определяет обязательные для всех организаций технической инвентаризации требования к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации (Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 "Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации".)
Согласно ч.5 ст. 19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 декабря 2000 г. N 921 утверждено Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, в соответствии с которым задачи по техническому учету и технической инвентаризации всех объектов градостроительной деятельности были возложены на специализированные государственные унитарные предприятия или учреждения (службы, управления, бюро), уполномоченные на осуществление деятельности в сфере технического учета и технической инвентаризации.
Согласно п. 6 названного Положения, техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства.
Государственный технический учет объектов капитального строительства подразделяется на первичный государственный технический учет и государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства.
Техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений.
По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Из положений п. 8 Положения следует, что плановая техническая инвентаризация объектов учета проводится в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений и отражения этих изменений в технических паспортах и иных учетно-технических документах. Плановая техническая инвентаризация проводится не реже одного раза в пять лет.
Пункт 9 Положения предусматривает что, техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации. По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.
Между тем, Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации в разделе «Текущая инвентаризация зданий» предусматривает, что основой для текущей инвентаризации зданий служат: данные обследования зданий; данные сплошного обхода. Данные оперативного учета и сообщения собственников зданий используются для предварительного получения сведений об объектах, по которым уже произошли или могут произойти изменения. Эти данные включают сведения: о возникновении, переходе или прекращении прав на здание; об ограничениях (обременениях); об изменениях в зданиях и помещениях; о присоединениях к сетям: водопроводной, канализационной, электрической, газовой, теплоснабжения, горячего водоснабжения; о надстройках, перепланировках, произведенных капитальных и восстановительных ремонтах, о разрушениях от стихийных бедствий и других изменениях.
Согласно п. 3.47 данной инструкции, изменения в зданиях устанавливаются путем сравнения старых данных, отраженных в планах и технических паспортах, с действительным состоянием объектов путем обследования последних на месте инвентаризаторами.
Из взаимосвязи указанных норм суд находит, что специалисты БТИ при установлении изменений были обязаны внести изменения в технический паспорт жилого дома индивидуального жилищного фонда, что и сделано техником Сафиной О.А. при установлении отсутствия в натуре жилого дома, расположенного по адресу <адрес>.
Довод заявителя о том, что он с заявлением о внесении изменений в технический паспорт не обращался о незаконности действий органов БТИ не свидетельствует, поскольку перечень заинтересованных лиц не определен, и как указано выше, при инвентаризации основой служат данные обследований зданий, а согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации органы БТИ взаимодействуют с учреждениями, предприятиями и организациями, которые располагают сведениями об изменениях в правовом режиме, составе, состоянии и стоимости жилищного фонда, в том числе пожарными органами, структурными подразделениями органов местного самоуправления.
Довод Гардера А.И. о том, что обследование места нахождения здания вправе осуществить только кадастровый инженер, неверен.
Кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"
Согласно ч. 2.3 и ч. 3 ст. 44 названного Закона, в целях применения правил, связанных с включением в государственный кадастр недвижимости предусмотренных пунктом 22 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, государственный учет которых осуществлен в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения, организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации считаются кадастровыми инженерами.
Кадастровые инженеры осуществляют в установленном настоящим Федеральным законом порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 года. При этом с 1 января 2013 года и до 1 января 2014 года эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые 31 декабря 2012 года имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости. К соответствующим правоотношениям с участием таких организаций при осуществлении ими кадастровой деятельности применяются по аналогии правила настоящего Федерального закона, установленные в отношении выполнения кадастровых работ кадастровым инженером и заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ юридическим лицом, указанным в статье 33 настоящего Федерального закона. В целях применения указанных правил, а также правил, связанных с внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующих кадастровых инженерах, организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации считаются кадастровыми инженерами. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к таким организациям постольку, поскольку иное не вытекает из существа указанных правоотношений.
Касаемо объектов вспомогательного характера, которые, как пояснил Гардер А.И. он в отличии жилого дома не снес, суд отмечает, что согласно письму Роснедвижимости от 06.07.2007 N АМ/0889 "О порядке учета в ЕГРОКС домовладений" в ГК РФ отсутствует понятие домовладений и иных комплексов объектов капитального строительства, при этом в ст. 135 дается определение "главной вещи и принадлежности". Исходя из вышесказанного, при внесении в ЕГРОКС сведений на основании технического паспорта органам технической инвентаризации необходимо оформлять заявления на каждый объект капитального строительства, указанный в техническом паспорте. Внесение сведений в ЕГРОКС как об основном здании (жилом доме), так и о вспомогательных постройках осуществляется в установленном порядке. Дополнительно при внесении информации о вспомогательных постройках указывается информация об их принадлежности к жилому зданию (ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации "Главная вещь и принадлежность").
При установленных обстоятельствах суд незаконных действий со стороны органов ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», нарушающих права и свободы Гардера, а также создающие препятствия к осуществлению Гардером его прав и свобод, не усматривает, и находит в удовлетворении требований Гардеру А.И. отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Гардеру А. И. отказать в полном объеме.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Казачинский районный суд Красноярского края.
Мотивированное решение составлено 12 октября 2012 года
Председательствующий Ю.Н. Цыбуля