РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Морозовой А.П. с участием истца Каньгина П.И., его представителя Орловой Т.С. и представителя ответчика Каратай М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каньгин П.И. к ФИО1 фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о защите пенсионных прав,
установил:
Каньгин П.И. в защиту своих пенсионных прав обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периода срочной военной службы в 1982-1984гг. в общий трудовой стаж, страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера для целей перерасчета назначенной с ДД.ММ.ГГГГ страховой пенсии по старости.
В судебном заседании Каньгин П.И. и его представитель заявленные требования, уточнив их, поддержали, настаивая на возложении на ответчика обязанности учесть истцу в стаж работы в районах Крайнего Севера период указанной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) высказалась об отсутствии правовых оснований к удовлетворению обращения Каньгина П.И.
Заслушав пояснения сторон и исследовав представленные письменные материалы дела, суд считает, что разрешаемые требования, являясь состоятельными в своей уточненной редакции, подлежат удовлетворению.
Каньгин П.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения – получатель с ДД.ММ.ГГГГ в рамках Федерального закона «О страховых пенсиях» страховой пенсии по старости, выплату которой осуществляет Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное).
Согласно ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 данного закона, засчитывается, кроме прочих, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При этом действующее пенсионное законодательство не содержит норм, указывающих на возможность учета периода военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Данная правовая позиция также отражена в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Однако в период прохождения Каньгиным П.И. срочной военной службы в Советской Армии, что имело место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в званиях рядового и сержантского состава, правовое регулирование заявленного к судебной защите права истца являлось иным. Конституционный же Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года № 320-О указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в указанном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30, при разрешении споров, связанных с выплатой трудовой пенсии по старости, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на соответствующее пенсионное обеспечение, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в соответствующий стаж (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» сержантам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Таким образом, из буквального толкования указанных норм следует, что лицам, перечисленным в Постановлении Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года № 181, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, значимый в соответствующих вопросах пенсионного обеспечения.
Как следует из документов истца, он проходил срочную военную службу в пгт.<адрес>, а после увольнения с неё уже ДД.ММ.ГГГГ трудоустроился в Прионежском районе Карельской АССР. В соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029, Мурманская область является районом Крайнего Севера, Прионежский район Карелии – местностью, приравненной к районам Крайнего Севера.
Таким образом, поскольку истец трудоустроился в течение трех месяцев после увольнения с военной службы, которую проходил в районах Крайнего Севера, в силу названых норм период прохождения этой службы подлежит учету в стаж работы в районах Крайнего Севера.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Каньгин П.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о защите пенсионных прав удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учесть Каньгин П.И. для целей пенсионного обеспечения в стаж работы в районах Крайнего Севера период срочной военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.
СудьяК.Л.Мамонов