Дело № 2-1391/2012
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации09 августа 2012 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Степановой М.В.,
при секретаре Янковской О.В.,
с участием помощника прокурора Сапожниковой Л.С.,
представителя ответчика - Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Двуреченский детский сад общеразвивающего вида» - заведующей Коптеловой Н.С.,
представителя ответчика - администрации Пермского муниципального района - Радостевой М.В., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика - Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» - Пуниной Я.О., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района Пермского края, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации Пермского муниципального района, Управлению образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район», Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Двуреченский детский сад общеразвивающего вида» о возложении обязанности обеспечить денежными средствами для устранения нарушения противопожарного и санитарного законодательства, на выделенные денежные средства устранить нарушения и направить заявление на лицензирование,
установил:
Прокурор Пермского района Пермского края, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Пермского муниципального района, Управлению образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район», муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Двуреченский детский сад общеразвивающего вида» (далее – МДОУ «Двуреченский детский сад общеразвивающего вида») о возложении обязанности обеспечить денежными средствами для устранения нарушения противопожарного и санитарного законодательства, на выделенные денежные средства устранить нарушения и направить заявление на лицензирование.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Пермского района проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании и лицензировании отдельных видов деятельности. В ходе осуществления надзорных мероприятий установлено, что МДОУ «Двуреченский детский сад общеразвивающего вида» осуществляет образовательную деятельность без соответствующего лицензирования, так как срок выданной ранее лицензии истек 02.03.2011 года. Согласно представленных документов и объяснений заведующей МДОУ установлено, что в период 2008-2011 г.г. в детском саду Ростехнадзором, Госпожнадзором и Роспотребнадзором проведены проверки исполнения законодательства РФ, в ходе которых выявлены нарушения законодательства, в связи с чем Роспотехнадзором выдано предписание № 22-060-32 с установлением срока устранения нарушений 30.03.2012 года (в дальнейшем срок продлен до 31.12.2012 г.), 6 ОНД г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району выдано предписание № 77/1/1 от 31.03.2011 года с установлением срока исполнения до 15.08.2011 года, Роспотребнадзором выдано предписание № 95 от 17.12.2008 года с установлением срока исполнения до 15.09.2009 года. Финансирование в 2011 году на выполнение предписаний со стороны учредителя производилось, но не в полном объеме. В настоящее время вышеуказанные предписания в полном объеме не выполнены, по предписанию Ростехнадзора не исполненными остались 9 пунктов (1, 3-4, 9-11, 14-16), Госпожнадзора – 31 пункт (1-4, 8-17, 19-20, 23-24, 29-31, 33, 41-47, 52, 60), Роспотребнадзора – 6 пунктов (1, 3, 7, 14, 20, 27), которые требуют больших материальных затрат. Таким образом, данным учреждением нарушаются требования ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и требования п. 10 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в РФ», ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 33.1 Федерального закона «Об образовании», п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 1 постановления Правительства РФ от 16.03.2011 года № 174 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности». Просит обязать администрацию Пермского муниципального района и Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» обеспечить МДОУ «Двуреченский детский сад общеразвивающего вида» денежными средствами на исполнение пунктов 1, 3-4, 9-11, 14-16 указанных в предписании Ростехнадзора по Пермскому краю № 22-060-32 от 26.12.2011 года; пунктов 1-4, 8-17, 19-20, 23-24, 29-31, 33, 41-47, 52, 60 указанных в предписании 6 ОНД г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району № 77/1/1 от 31.03.2011 года; пунктов 1, 3, 7, 14, 20, 27 указанных в предписании центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № 95 от 17.12.2008 года. Обязать МДОУ «Двуреченский детский сад общеразвивающего вида» на выделенные денежные средства устранить допущенные нарушения противопожарного законодательства на территории детского сада согласно предписанию Ростехнадзора по Пермскому краю № 22-060-32 от 26.12.2011 года (пунктов 1, 3-4, 9-11, 14-16); предписанию 6 ОНД г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району № 77/1/1 от 31.03.2011 года (пунктов 1-4, 8-17, 19-20, 23-24, 29-31, 33, 41-47, 52, 60); и санитарного законодательства согласно предписанию центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № 95 от 17.12.2008 года (пунктов 1, 3, 7, 14, 20, 27). Обязать МДОУ «Двуреченский детский сад общеразвивающего вида» в срок до 01.01.2013 года направить в Территориальный орган Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования Пермского края заявление на лицензирование образовательной деятельности МДОУ.
В судебном заседании помощник прокурора на иске настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации Пермского муниципального района – Радостева М.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Представитель ответчика - Управления образования администрации Пермского муниципального района – Пунина Я.О. в судебном заседании пояснила, что денежные средства выделяются постепенно, недостатки устраняются.
Представитель ответчика - МДОУ «Двуреченский детский сад общеразвивающего вида» – заведующая Коптелова Н.С. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Третьи лица: Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, 6 отдел надзорной деятельности г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району, центральный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, представителя в суд не направили, возражений по иску не представили. От Западно-Уральского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору поступило заявление о рассмотрении дела без участия их представителя.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст. 4 Устава Муниципального образования «Пермский муниципальный район»к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения закреплены в ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года «Об образовании» (в ред. от 02.02.2011 года).
В п. 3 ч. 1 ст. 17 Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 (ред. от 28.02.2012 года) «Об образовании»образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Статья 33.1 Закона устанавливает, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.
Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки,установлен Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 года № 174. Согласно ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» к числу видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, относится и образовательная деятельность.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Пункт 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденныйПриказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313устанавливает, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009 года) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В соответствии со статьей 11 Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Из Устава МДОУ «Двуреченский детский сад общеобразовательного вида» следует, что детский сад является юридическим лицом, учредителем которого является муниципальное образование «Пермский муниципальный район», деятельность учреждения финансируется в соответствии с действующим законодательством (л.д. 7-29).
Судом установлено, что 31.03.2011 года начальником 6 ОНД г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району ФИО8 совместно с заведующей Пачевой Н.В МДОУ «Двуреченский детский сад общеобразовательного вида» проведено мероприятие по надзору зданий и территории МДОУ «Двуреченский детский сад общеобразовательного вида», расположенного по адресу: <адрес>; <адрес> по вопросам исполнения требований пожарной безопасности, в ходе которой было выявлены нарушения законодательства, в связи с чем, выдано предписание № 77/1/1, срок устранения нарушений до 15.08.2011 года (л.д. 33-38).
17.12.2008 года в результате планового мероприятия по надзору в отношении МДОУ «Двуреченский детский сад общеобразовательного вида», расположенного по адресу: <адрес>, выявлены нарушения санитарного законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей. С целью устранения выявленных нарушений Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управлением по Пермскому краю Центральным территориальным отделом выдано предписание № 95, срок устранения нарушений до 15.09.2009 года (л.д. 39-40).
На основании акта проверки от 26.12.2011 года, Западно-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору МДОУ «Двуреченский детский сад общеобразовательного вида» выдано предписание № 22-060-32 от 26.12.2011 года об устранении нарушений требований безопасности, срок устранения нарушений по п. 1 до 30.12.2012 года, по п.п. 2-16 до 30.03.2012 года (л.д.41-42).
Кроме того, лицензия на право осуществления образовательной деятельности, выданная 01.03.2006 года МДОУ «Двуреченский детский сад общеобразовательного вида», закончила свое действие 02.03.2011 года (л.д. 30).
Из п. 1.9, 1.10 Устава следует, что Двуреченский детский сад осуществляет образовательную деятельность, право на которую возникает с момента выдачи лицензии.
Из объяснительной заведующей МДОУ «Двуреченкий детский сад общеобразовательного вида» Коптеловой Н.С. от 08.06.2012 года следует, что она является заведующей с марта 2012 года, в настоящее время документы на получение лицензии не поданы, в виду того, что имеются нарушения требований по пожарной безопасности. Какие меры принимались бывшим руководителем для устранения выявленных нарушений не известно. В настоящее время деятельность МДОУ приостановлена на основании приказа № 233 от 29.05.2012 года в связи с проведением ремонтных работ. По предписанию Ростехнадзора выполнено 6 пунктов предписания (5-8, 12-13), по предписанию Госпожнадзора выполнено 29 пунктов предписания (5-7, 18, 21-22, 25-28, 32, 34-40, 48-51, 53-59. нарушения устраняются за счет выделенных средств (л.д. 43).
Суд, учитывая изложенное и принимая во внимание, что администрация Пермского муниципального района, являясь учредителем МДОУ «Двуреченский детский сад общеобразовательного вида», на которого п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст. 4 Устава муниципального образования «Пермский муниципальный район» возложено финансовое обеспечение учреждения, допускает нарушения требований действующего законодательства в части исполнения требований пожарной безопасности, не финансируя в полном объеме МДОУ «Двуреченский детский сад общеобразовательного вида». В результате отсутствия надлежащего финансирования со стороны органа местного самоуправления муниципального района, МДОУ «Двуреченский детский сад общеобразовательного вида», не исполняя предписания контролирующих государственных органов, не может создать условия, гарантирующие охрану здоровья детей.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика администрации Пермского муниципального района о том, что они являются ненадлежащими ответчиками, поскольку в силу Устава учредителем МДОУ «Двуреченский детский сад общеобразовательного вида» является муниципальное образование «Пермский муниципальный район». Полномочия и функции учредителя от имени муниципального образования «Пермский муниципальный район» осуществляет управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» (пункт 1.7 Устава). Органом местного самоуправления является администрация Пермского муниципального района.
Согласно п. 6.1 Устава финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидии из средств краевого и местного бюджета со дня, когда Учредителем принято решение о предоставлении субсидии из краевого и местного бюджета и Учреждение будет являться получателем субсидий из краевого и местного бюджета.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на ответчиков необходимо возложить обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности и санитарного законодательства, а именно, возложить на администрацию Пермского муниципального района, Управление образования администрации Пермского муниципального района обязанность обеспечить МДОУ «Двуреченский детский сад общеобразовательного вида» денежными средствами на устранение нарушений пожарного законодательства, указанных в предписаниях Роспотехнадзора № 22-060-32; 6 ОНД г.Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району № 77/1/1 от 31.03.2011 года; Роспотребнадзора № 95 от 17.12.2008 года. На МДОУ «Двуреченский детский сад общеобразовательного вида» возложить обязанность на выделенные денежные средства устранить допущенные нарушения правил пожарной безопасности и санитарного законодательства на территории МДОУ, расположенного по адресу: <адрес>, Двуреченское сельское поселение, <адрес>, согласно предписаний. Возложить на МДОУ Двуреченский детский сад общеразвивающего вида обязанность в срок до 01.01.2013 года направить в территориальный орган Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования Пермского края заявление на лицензирование образовательной деятельности МДОУ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:Иск прокуратуры Пермского района Пермского края удовлетворить.
Возложить на администрацию Пермского муниципального района, Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» обязанность обеспечить Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Двуреченский детский сад общеразвивающего вида» денежными средствами на исполнение пунктов 1, 3-4, 9-11, 14-16 указанных в предписании Ростехнадзора по Пермскому краю № 22-060-32 от 26.12.2011 года; пунктов 1-4, 8-17, 19-20, 23-24, 29-31, 33, 41-47, 52, 60, указанных в предписании 6 ОНД г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району № 77/1/1 от 31 марта 2011 года; пунктов 1, 3, 7, 14, 20, 27, указанных в предписании Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № 95 от 17 декабря 2008 года.
Возложить на Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Двуреченский детский сад общеразвивающего вида» обязанность на выделенные денежные средства устранить допущенные нарушения противопожарного законодательства на территории детского сада согласно предписанию Ростехнадзора по Пермскому краю № 22-060-32 от 26 декабря 2011 года (пунктов 1, 3-4, 9-11, 14-16); предписанию 6 ОНД г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району № 77/1/1 от 31 марта 2011 года (пунктов 1-4, 8-17, 19-20, 23-24, 29-31, 33, 41-47, 52, 60); и санитарного законодательства согласно предписанию Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № 95 от 17 декабря 2008 года (пунктов 1, 3, 7, 14, 20, 27).
Возложить на Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Двуреченский детский сад общеразвивающего вида» обязанность в срок до 01 января 2013 года направить в территориальный орган Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования Пермского края заявление на лицензирование образовательной деятельности Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья М.В. Степанова
Справка.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 14 августа 2012 года.
Судья М.В. Степанова