№ 12-7/2020 УИД 10RS0003-01-2020-000082-90
РЕШЕНИЕ
г. Кемь Республики Карелия 19 марта 2020 года
Судья Кемского городского суда Республики Карелия Клепцов Б.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Кемского муниципального района на постановление Председателя Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 10 февраля 2020г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 19.7.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением Председателя Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 10 февраля 2020г. № администрация Кемского муниципального района привлечена к административной ответственности по ч.2 ст. 19.7.1 КоАП, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
И.о. главы Администрации Кемского муниципального района Данильева Е.П. обратилась в суд с жалобой на данное постановление по тем основаниям, что постановление вынесено незаконно и подлежит отмене, поскольку одной из задач производства по делам об административных правонарушениях, определённых ст. 24.1 КоАП РФ, является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения. При назначении административного наказания данный вопрос не рассматривался. Перед рассмотрением дела по существу администрацией Кемского муниципального района было заявлено ходатайство об уменьшении размера административного штрафа в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в абзаце седьмом пункта 5 Постановления от 25.02.2014 N 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Доводы, указанные в ходатайстве, должностным лицом, принявшим постановление по делу, не изучались, в нарушение части 2 статьи 24.4 КоАП РФ определение об отказе в удовлетворении ходатайства не выносилось и администрации Кемского муниципального района не направлялось, в постановлении так же отсутствует указание на отказ в удовлетворении ходатайства. Просит постановление Председателя Государственного комитета по ценам и тарифам от 10.02.2020 года № о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей в отношении администрации Кемского муниципального района отменить, производство по делу прекратить. В случае отказа в удовлетворении жалобы просит рассмотреть вопрос об уменьшении суммы административного штрафа.
Должностным лицом – председателем Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам в суд представлен отзыв, согласно которому считает вынесенное постановление в отношении администрации Кемского муниципального района законным и обоснованным, поскольку при решении вопроса о назначении наказания исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением, позволяющих применить ст.2.9 КоАП РФ либо ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ, не установлено. Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст. 19.7.1 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении специалистов Администрации Кемского муниципального района к исполнению своих обязанностей. Доводы Администрации Кемского муниципального района об уменьшении размера административного штрафа в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 25 февраля 2014 года № 4-П, были учтены при рассмотрении дела об административном правонарушении. При этом было принято во внимание и мнение Конституционного Суда Российской Федерации о том, что до внесения соответствующих изменений в административное законодательство принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей вынесено законно, с учетом анализа установленных фактических обстоятельств, в соответствии с санкцией, предусмотренной ч.2 ст. 19.7.1 КоАП РФ, и просит оставить постановление о назначении административного штрафа без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Заявитель - представитель администрации Кемского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Должностное лицо – председатель Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, доводы жалобы не признал по основаниям, указанным в отзыве на жалобу.
Изучив доводы жалобы, проверив производство по делу в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с положениями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Требования ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ предписывают, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из толкования ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ в их системной взаимосвязи следует, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, установление наличия события административного правонарушения, виновности лица в совершении административного правонарушения и иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также причин и условий совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Из смысла вышеназванной нормы следует, что объективную сторону состава административного правонарушения образуют представление в соответствующий государственный орган недостоверных сведений.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 24.01.2020г. № в Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Госкомитет) на рассмотрение поступило обращение М. о повышении тарифа на регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом в городском сообщении Кемского муниципального района по регулируемым тарифам.
Согласно приказу Госкомитета от 10 декабря 2019 года № проведена согласованная с прокуратурой Республики Карелия внеплановая документарная проверка в отношении администрации Кемского муниципального района (далее – Администрация), в ходе которой установлено, что администрацией Кемского муниципального района представлены заведомо недостоверные сведения об исполнении задания по осуществлении государственных полномочий по регулированию цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 1 Закона Республики Карелия от 26 декабря 2005 года № 950-ЗРК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Республики Карелия по регулированию цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг», постановлением Правительства Республики Карелия от 1 ноября 2007 года № 161 -П «О способах государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Карелия» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями Республики Карелия по регулированию цен (тарифов) на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Согласно ст. 35 Устава Кемского муниципального района, Администрация является исполнительно-распорядительным органом Кемского муниципального района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значений и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами РК.
В соответствии с приказом от 25 декабря 2018 года № «Об установлении целевых прогнозных показателей и задания по осуществлению органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Карелия государственных полномочий по регулированию цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг на 2019 год» определено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Карелия ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за кварталом, представляют в Госкомитет отчет об исполнении задания по осуществлению государственных полномочий по регулированию цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг, а также в 5-дневный срок после дня принятия (подписания) - муниципальные правовые акты, принятые в течение отчетного периода в рамках осуществления государственных полномочий по регулированию цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг.
Согласно заключенному между Госкомитетом и Администрацией Кемского муниципального района 17 января 2019 года Соглашению о порядке взаимодействия по вопросам осуществления государственных полномочий по регулированию цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг, выполнения целевые прогнозных показателей и заданий по осуществлению государственных полномочий Республики Карелия, контроля полноты и качества осуществлению государственных полномочий Республики Карелия № Госкомитет осуществляет рассмотрение и анализ отчетов, в том числе, о выполнении задания по осуществлению государственных полномочий Республики Карелия. В свою очередь, Администрация Кемского муниципального района представляет отчеты о выполнении таких заданий в срок до 20 числа месяца (квартала), следующего за отчетным, а также муниципальные правовые акты, принятые в рамках осуществления государственных полномочий.
Администрацией Кемского муниципального района 9 октября 2019 года за № представлен отчет об исполнении задания по осуществлению государственных полномочий в сфере регулирования цен (тарифов) на отдельные виды продукции (товаров, услуг) по состоянию на 1 октября 2019 года. В отчете указывается об осуществлении ООО <данные изъяты> перевозок пассажиров и багажа общественным транспортом в городском сообщении по утвержденному тарифу 30 рублей за 1 поездку в <адрес> и <адрес> на основании постановления Администрации Кемского муниципального района от 25 мая 2016 № «О едином предельном тарифе на перевозку пассажиров общественным автомобильным транспортом в городском сообщении Кемского муниципального района».
Согласно опубликованному 25 июля 2019 года в газете «Советское Беломорье», являющейся согласно п. 16 ст.7 Устава Кемского муниципального района источником официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, постановлению от 12 июля 2019 года № Администрацией Кемского муниципального района установлен тариф на регулярные перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом в городском сообщении по муниципальным маршрутам в размере 40 рублей за 1 поездку. В 5-дневный срок после дня принятия постановления Администрации Кемского муниципального района от 12.07.2019г. №, данный акт не был направлен в Госкомитет.
Постановлением Председателя Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 10 февраля 2020 № администрация Кемского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Выводы должностного лица о доказанности вины администрации Кемского муниципального района соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на проверенных в судебном заседании доказательствах, приведенных в постановлении.
Основанием привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст.19.7.1 КоАП РФ является зафиксированный в протоколе об административном правонарушении факт предоставления заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) обязательность которых предусмотрена нормативными правовыми актами, что подтверждается: протоколом об административном правонарушении № от 24.01.2020 в отношении администрации Кемского муниципального района, постановлением о назначении административного наказания № от 10.02.2020 в отношении администрации Кемского муниципального района; заявлением М. от 26 ноября 2019 года о повышении тарифа на регулярные пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам в <адрес>; выпиской из газеты <данные изъяты> служебной запиской заместителя начальника отдела регулирования тарифов в электроэнергетике и непромышленной сфере от 5 декабря 2019 года о несоответствии данных в отчете об исполнении задания по осуществлению государственных полномочий в сфере регулирования цен (тарифов) на отдельные виды продукции (товаров, услуг), представленном Администрацией Кемского муниципального района, и действующих на территории района тарифов, копиями заявления ООО <данные изъяты> от 17 июня 2019 года об установлении тарифа на пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршрутам пригородного сообщения в пределах Кемского муниципального района «Депо-Вокзал-Порт» и пояснительной записки к заявлению; экспертным заключением от 12 июля 2019 года; постановлением Администрации Кемского муниципального района от 12 июля 2019 года № «Об установлении тарифа на регулярные перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом в городском сообщении по муниципальным маршрутам»; сопроводительным письмом Администрации Кемского муниципального района от 9 октября 2019 года № о направлении в Госкомитет отчета об исполнении задания по осуществлению государственных полномочий в сфере регулирования цен (тарифов) на отдельные виды продукции (товаров, услуг) по муниципальному району по состоянию на 1 октября 2019 года; отчетом об исполнении задания по осуществлению государственных полномочий в сфере регулирования цен (тарифов) на отдельные виды продукции (товаров, услуг) по Кемскому муниципальному району по состоянию на 1 октября 2019 года.
Все представленные доказательства должностное лицо оценивало по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Нарушений правил оценки доказательств должностным лицом не допущено, оснований для переоценки имеющихся в материалах дела об административном правонарушении доказательств и выводов должностного лица не имеется.
Доказательств, опровергающих выводы должностного лица, в материалах дела и в жалобе не представлено.
Доводы заявителя относительно того, что должностным лицом, вынесшем постановление по делу, не рассмотрено ходатайство об освобождении Администрации от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения на основании ст. 2.9 КоАП РФ, являются несостоятельными, поскольку в постановлении от 10.02.2020г. должностным лицом при назначении наказания учтены доводы, приведенные в ходатайстве Администрации о прекращении дела об административном правонарушении.
Судья также считает, что основания для признания вмененного в вину администрации Кемского муниципального района административного правонарушения малозначительным, с учетом положений ст. 2.9 КоАП РФ и разъяснений, изложенных в абз.3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", отсутствуют.
С учетом наличия вины в действиях администрации Кемского муниципального района, постановление Председателя Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 10 февраля 2020г. № о привлечении администрации Кемского муниципального района к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ, является законным и обоснованным.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что указанное выше постановление подлежит изменению в части размера назначенного наказания по следующим основаниям:
Согласно ч.1 ст.3.1 КоАП РФ - административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Размеры административного штрафа должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения запретов.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 г. № 4-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности.
Суд находит наказание, назначенное постановлением от 10 февраля 2020г. №, вынесенным Председателем Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам К., несоразмерным тяжести совершенного правонарушения, что не отвечает целям административного наказания и не может считаться адекватным характеру совершенного правонарушения.
При этом суд принимает во внимание характер совершенного административного правонарушения и его последствия, статус юридического лица, его финансовое положение, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Правовых оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении (ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ) не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.3, 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ :
Постановление Председателя Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 10 февраля 2020г. №, о привлечении администрации Кемского муниципального района к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей, изменить, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение 10 суток с момента получения копии постановления.
Судья Б.А. Клепцов