Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1-477/2022 ~ М-1-473/2022 от 01.08.2022

Дело № 2а-1-477/2022

УИД 73RS 0024-01-2022-000722-73

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 августа 2022 года р.п. Ишеевка

Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Трубачёвой И.Г.,

с участием помощника прокурора Ульяновского района Ульяновской области Хованской Ю.В.,

при секретаре Моисеевой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным, обязании выполнить работы по внесению в реестр мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к к Муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным, обязании выполнить работы по внесению в реестр мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов. В обоснование административного иска указав, что в ходе проведенной прокуратурой Ульяновского района проверки выявлены нарушения требований ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), регламентирующих организацию мероприятий по благоустройству и охране окружающей среды в границах муниципального образования и организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В ходе проверки установлено, что от дома № 19 по ул. Зеленая в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Ульяновский район» ближайшие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов расположены более чем в 100 метрах.

Более того, необходимость проведения ремонта подъездных путей для установки мусорного контейнера (места накопления), в том числе на пересечении улиц Тополиная и Зеленая в р.п. Ишеевка не освобождает администрацию МО «Ульяновский район» о необходимости соблюдения вышеуказанных Санитарных правил.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В связи с существенными нарушениями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства создаются условия для неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области, кроме того, создаются предпосылки для распространения возбудителей инфекционных заболеваний.

18.04.2022 прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области в адрес главы администрации МО «Ульяновский район» внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого администрацией МО «Ульяновский район» нарушения не устранены.

В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Просит признать незаконным бездействие МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области по выполнению работы по внесению в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Ульяновский район» дополнительного места накопления твердых коммунальных отходов не более чем в 100 метрах от дома 19 по ул. Зеленая в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства СанПин 2.1.3684-21. Возложить на МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области обязанность выполнить работы по внесению в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Ульяновский район» дополнительных мест накопления твердых коммунальных отходов не более чем в 100 метрах от дома 19 по ул. Зеленая в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства СанПин 2.1.3684-21.

Помощник прокурора Ульяновского района Ульяновской области Хованская Ю.В. в судебном заседании поддержала административные исковые требования, просив их удовлетворить. Суду пояснила, что к полномочиям местного самоуправления относится надзор за обращениями граждан в сфере коммунальных отходов, в том числе создание, содержание мест накопления коммунальных отходов. По обращению, поступившему в прокуратуру, выявлены нарушения данных требований. Внесено представление, на которое от администрации поступил ответ о невозможности организации площадок по ул. Зеленая в р.п. Ишеевка в соответствии с санитарными нормами. Таким образом, имелись основания для подачи данного искового заявления. Проект постановления Администрации в прокуратуру Ульяновского района Ульяновской области поступил 24.08.2022г., однако, не утвержден.

Представитель административного ответчика МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области Новичкова Т.Б. в ходе судебного разбирательства от 18.08.2022г. административные исковые требования не признала. Суду пояснила, что прокуратура обращается в суд в интересах определенного круга лиц, в данном случае речь идет о размещении контейнерных площадок на расстоянии менее 100 м., при этом не выяснен вопрос: сколько домов находится на расстоянии более чем 100 метров от этого дома. Здесь три-четыре дома стоят, и круг лиц, которые будут пользоваться данной контейнерной площадкой, четко определен. В этом случае исковое заявление подано в интересах Абдурасулова. В отношении неопределенного круга лиц, рядом с домом № 19, есть другие дома, в отношении которых не известно, соблюдены ли там нормы. В данном случае прокуратура поддерживает интересы одного определенного гражданина. Действительно, ближайшая площадка ТКО находится на расстоянии 400 метров от данного дома, но где конкретно поставить площадку ТКО, неизвестно, полагает, что необходимо решать с самим гражданином, а не обязывать их поставить ее возле дома 19. Для решения данного вопроса службе ЖКХ необходимо организовать сход граждан, на котором будет определено, где ставить контейнерную площадку. Затем они вносят изменения в реестр, указывают этот номер, но не известно, будут ли жалобы. Должно быть указано место установки с согласия других лиц.

В судебное заседание, назначенное на 25.08.2022г., представитель административного ответчика МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области не явился, в предоставленном суду заявлении указал, что требования, содержащиеся в иске, Администрацией исполнены, проект постановления Администрации МО «Ульяновский район» «О внесении изменений в постановлении администрации МО «Ульяновский район» от 11.02.2019г. № 155 направлен в прокуратуру Ульяновского района 24.08.2022г. для дачи заключения, дело просит рассмотреть в отсутствие представителя, в иске отказать.

Представитель заинтересованного лиц ООО «Горкомхоз» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Суд на месте определил, рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2 статьи 8 указанного Федерального закона).

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3 статьи 8 указанного Федерального закона).

Согласно ч.1 ст. 2 Устава МО «Ульяновский район», в соответствии с Законом Ульяновской области от 13.07.2004 г. № 043-ЗО «О муниципальных образованиях Ульяновской области» (далее именуемого - Закон Ульяновской области) муниципальное образование «Ульяновский район» Ульяновской области является муниципальным образованием, наделенным статусом муниципального района.

Учитывая отсутствие соответствующего закона Ульяновской области, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновского района Ульяновской области лежит на администрации МО «Ульяновский район» Ульяновской области.

Согласно частям 1, 3, 4 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с частью 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" закреплено, что определять схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществлять ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов надлежит в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. В соответствии с п. 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Это означает, что при разрешении вопросов местного значения, в том числе по участию в организации деятельности по накоплению и сбору твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений должны учитываться объективные обстоятельства развития местного самоуправления, включая социально-культурные, финансово-экономические, организационные и иные институциональные факторы публично-территориальной самоорганизации населения.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области проводилась проверка в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области по ул.Зеленая, в ходе которой выявлены нарушения требований ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), регламентирующих организацию мероприятий по благоустройству и охране окружающей среды в границах муниципального образования и организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В ходе проверки установлено, что выявлены нарушения требований ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), регламентирующих организацию мероприятий по благоустройству и охране окружающей среды в границах муниципального образования и организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Установлено, что от дома № 19 по ул. Зеленая в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Ульяновский район» ближайшие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов расположены более чем в 100 метрах.

При рассмотрении данного спора суд исходит из того, что гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие в р.п. Ишеевка на ул.Зеленая может быть реализовано путем организации системы накопления твердых коммунальных отходов на контейнерных площадках, оборудованных в полном соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.

С 1 марта 2021 года введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

В пункте 3 названных Правил закреплено, что на территориях сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (абзац 4 СанПиН 2.1.3684-21).

Согласно постановлению МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области № 803 от 21.06.2022г. О внесении изменений в постановление администрации МО «Ульяновский район» от 11.02.2019г. № 155 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов», в реестре ул.Зеленая отсутствует.

По данному факту прокуратурой района в адрес главы администрации МО «Ульяновский район» было внесено представление об устранении нарушений закона от 18.04.2021 № 07-01-2022.

Согласно ответу МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области от 20.05.2022г. сообщает, что 20.05.2022г. состоялся комиссионный выезд в составе главного консультанта-эколога и представителя ООО «Горкомхоз» по адресу: Ульяновский район р.п. Ишеевка ул.Зеленая, в ходе которого обнаружено, что расстояние от индивидуальных жилых домов до проезжей части от 4-7 метров, что не соответствует п.4 СанПин 2.1.2684-21.В связи с малой численностью населения и отсутствия подъездных путей по адресу: пересечение улиц Тополиная и Зеленая не представляется возможность установить площадки (место) накопления ТКО по вышеуказанному адресу.

Доводы административного ответчика о том, что прокурором административный иск подан в интересах определенного круга лиц, и подлежит оставлению без рассмотрения, суд считает необоснованными, поскольку, численность населения жителей улицы Зеленая и близлежащих улиц в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области может меняться, в данном случае установить точный круг лиц не представляется возможным, поскольку, в данном поселке могут проживать не только лица, имеющие регистрацию, но и иные лица.

Доводы административного ответчика, изложенные в письменном заявлении, о том, что требования, содержащиеся в иске, Администрацией исполнены, проект постановления Администрации МО «Ульяновский район» «О внесении изменений в постановлении администрации МО «Ульяновский район» от 11ю.02.2019г. № 155 направлен в прокуратуру Ульяновского района 24.08.2022г. для дачи заключения, в связи с чем в иске следует отказать, суд считает необоснованными, поскольку, на момент принятия решения заключение прокурором Ульяновского района Ульяновской области на предоставленный проект, не дано.

С учетом изложенного, следует возложить на МУ «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области обязанность выполнить работы по внесению в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Ульяновский район» дополнительных мест накопления твердых коммунальных отходов не более чем в 100 метрах от дома 19 по ул. Зеленая в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства СанПин 2.1.3684-21 в срок до 01 октября 2022г.

Установление срока исполнения решения суда в данной части до 01 октября 2022г. суд считает достаточным и разумным.

В судебном заседании установлено, что административным ответчиком меры по определению дополнительных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по ул.Зеленая в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области не принимались, соответствующий проект постановления был разработан лишь после первого судебного заседания, в связи с чем следует признать незаконным бездействие МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области по выполнению работы по внесению в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Ульяновский район» дополнительного места накопления твердых коммунальных отходов не более чем в 100 метрах от дома 19 по ул. Зеленая в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства СанПин 2.1.3684-21.

Таким образом, учитывая, что в связи с существенными нарушениями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства создаются условия для неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения по ул.Зеленая р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области, кроме того, создаются предпосылки для распространения возбудителей инфекционных заболеваний, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора в полном объеме.

Как было указано выше, согласно пункту 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; допускается уменьшение не более чем на 25% указанных расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.

Суд полагает, что с учетом положений СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3, которые будут применяться при исполнении вступившего в законную силу решения суда по настоящему делу, административный ответчик не лишен возможности согласовать с уполномоченным органом также и иное размещение контейнерных площадок, отличное от нормативно установленных.

Руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МУ «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области по выполнению работы по внесению в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Ульяновский район» дополнительного места накопления твердых коммунальных отходов не более чем в 100 метрах от дома 19 по ул. Зеленая в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства СанПин 2.1.3684-21.

Возложить на МУ «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области обязанность выполнить работы по внесению в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Ульяновский район» дополнительных мест накопления твердых коммунальных отходов не более чем в 100 метрах от дома 19 по ул. Зеленая в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства СанПин 2.1.3684-21 в срок до 01 октября 2022г.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Трубачёва И.Г.

Решение в окончательной форме принято 29 августа 2022 года

2а-1-477/2022 ~ М-1-473/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ульяновского района Ульяновской области
Ответчики
МУ Администрация МО"Ульяновский район" Ульяновской области
Другие
ООО "Горкомхоз"
Суд
Ульяновский районный суд Ульяновской области
Судья
Трубачёва И. Г.
Дело на странице суда
uljanovskiy--uln.sudrf.ru
01.08.2022Регистрация административного искового заявления
01.08.2022Передача материалов судье
04.08.2022Решение вопроса о принятии к производству
04.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2022Судебное заседание
25.08.2022Судебное заседание
29.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2023Дело оформлено
06.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее