РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 марта 2020 года г. Сызрань
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Байгуловой Г.С.
при помощнике судьи Чечиной М.В.
рассмотрев административное дело №2а-168/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области к Коновалову Н.П. о взыскании задолженности (недоимки) по транспортному налогу, по земельному налогу и пени по ним,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области обратилась в суд с иском к Коновалову Н.П. о взыскании задолженности (недоимки) по транспортному налогу за 2014 год в размере 391 рубль 30 копеек, за 2016 год в размере 1038 рублей, за 2017 год в размере 1038 рублей и пени в размере 24 рубля 55 копеек; по земельному налогу за 2016 год в размере 350 рублей, за 2017 год в размере 350 рублей и пени в размере 12 рублей 61 копейка.
В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги. Коновалов Н.П. является налогоплательщиком имущественных налогов, в связи с наличием в собственности объектов налогообложения. В связи с чем, налоговым органом в его адрес направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок. Однако в установленный законом срок ответчик не исполнил обязанность по уплате сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога №9470 от 16.02.2018, №11766 от 05.02.2019. В установленный срок Коновалов Н.П. указанные требования не исполнил. В связи с большим объемом документооборота и загруженностью специалистов работой Инспекции не представилось возможным своевременно обратиться в суд за взысканием неуплаченных ответчиком налогов, пеней. Просят восстановить срок для подачи административного искового заявления.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве требования административного искового заявления поддержал и просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик Коновалов Н.П. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении, представленном в суд, просил рассмотреть дело без его участия, указав, что административные исковые требования не признает.
Суд, изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги.
Согласно Положению о федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Из ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) следует, что налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги.
В статье 357 НК РФ указано, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ч. 1 ст. 388 НК РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 396 НК РФ).
Положениями п. 1 ст. 362 и п. 2 ст. 408 НК РФ определено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (ч. 1).
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, если иное не предусмотрено п. 2.1. названной статьи, взыскание налога производится в порядке, предусмотренном НК РФ (п.2).
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога (п.6).
В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).
В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса (абз.2 п.3 ст. 58 НК РФ).
В соответствии с положениями ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2).
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (ч. 3).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).
Судом установлено, что согласно сведениям о транспортных средствах, представленных органами, осуществляющими государственную регистрацию, за ответчиком Коноваловым Н.П. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрировано: транспортное средство – легковой автомобиль ВАЗ 2101, государственный регистрационный знак №, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18, 40, 41), за который Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области начислен транспортный налог за 2014, 2016, 2017 годы в размере 1038 рублей за каждый год. Сумма налога к уплате за 2014 и 2016 годы, с учетом переплаты 646 рублей 70 копеек определена 1429 рублей 30 копеек, соответственно сумма начисленного налога за 2014 год составила 391 рубль 30 копеек (1038 – 646,70=391,30) (л.д. 11, 12).
Согласно уведомлению в ЕГРН запрашиваемых сведений от 02.03.2020, представленному ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, информация о правах отдельного лица Коновалова Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества в период с 01.01.2016 по 31.12.2017 на территории Управления Росреестра по Самарской области отсутствует (л.д. 34). Информация об имеющейся у ответчика Коновалова Н.П. недвижимости (в данном случае земельном участке) административным истцом Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области в материалы дела не представлена.
Тем самым судом не установлено нахождение в собственности Коновалова Н.П. объекта недвижимого имущества - земельного участка в период с 01.01.2016 по 31.12.2017, за который Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области начислен земельный налог за 2016 год в размере 350 рублей, за 2017 год в размере 350 рублей.
Административному ответчику Коновалову Н.П. направлены налоговые уведомления: №32226929 от 21.09.2017 об уплате налога в срок не позднее 01.12.2017 и №55136181 от 23.08.2018 об уплате налога в срок не позднее 03.12.2018 (л.д. 11, 12).
В связи с невыполнением административным ответчиком Коноваловым Н.П. своей обязанности по уплате вышеуказанных налогов, административным истцом в адрес Коновалова Н.П. в соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации были направлены требования об уплате налога №9470 от 16.02.2018, №11766 от 05.02.2019 об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 391 рубль 30 копеек, за 2016 год в размере 1038 рублей, за 2017 год в размере 1038 рублей и пени в размере 24 рубля 55 копеек; по земельному налогу за 2016 год в размере 350 рублей, за 2017 год в размере 350 рублей и пени в размере 12 рублей 61 копейка (л.д. 8, 10). Однако указанные требования административным ответчиком Коноваловым Н.П. также не исполнены.
В соответствии с положениями ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч.2).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч.3).
Определением мирового судьи судебного участка №158 Сызранского судебного района Самарской области от 22.10.2019 года отказано в принятии заявления Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Коновалова Н.П. задолженности по налогам в связи с пропуском шестимесячного срока, установленного п. 2 ст. 48 Налогового Кодекса Российской Федерации (л.д. 27 - 28).
Из определения мирового судьи видно, что 21.10.2019 года из Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области в адрес мирового судьи поступило заявление о вынесении судебного приказа, то есть за истечением шестимесячного срока исполнения последнего требования №11766, который истек 02.10.2019 года. Судебный приказ на взыскание налога не выдавался, соответственно не отменялся.
Административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 20.02.2020 года, то есть спустя более десяти месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, который истек по последнему требованию №11766 - 02.10.2019 года.
Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области просит восстановить им срок для подачи административного искового заявления о взыскании с Коновалова Н.П. задолженности по налогам, указав, что срок пропущен в связи с большим объемом документооборота и загруженностью специалистов налогового органа работой.
В соответствии со ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 4 ч.2).
Уважительными причинами пропуска срока для подачи искового заявления в суд признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно подать заявление. Не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска срока подачи заявления в суд кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смены руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с заявлением в суд.
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 года №479-О-О указано, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым Кодексом РФ, не может осуществляться.
Суд, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), исходит из универсальности воли законодателя, выраженной в части 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке суммы налога, и приходит к выводу о том, что такие причины, которые указаны истцом, как большой объем документооборота и загруженность специалистов налогового органа работой, не могут являться уважительными причинами восстановления срока для подачи административного искового заявления в суд о взыскании задолженности по налогам, в связи с чем, Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области следует отказать в удовлетворении заявления о восстановлении срока для подачи административного искового заявления в суд о взыскании с Коновалова Н.П. задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 391 рубль 30 копеек, за 2016 год в размере 1038 рублей, за 2017 год в размере 1038 рублей и пени в размере 24 рубля 55 копеек; по земельному налогу за 2016 год в размере 350 рублей, за 2017 год в размере 350 рублей и пени в размере 12 рублей 61 копейка.
Поскольку административному истцу не восстановлен пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Коновалова Н.П. задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 391 рубль 30 копеек, за 2016 год в размере 1038 рублей, за 2017 год в размере 1038 рублей и пени в размере 24 рубля 55 копеек; по земельному налогу за 2016 год в размере 350 рублей, за 2017 год в размере 350 рублей и пени в размере 12 рублей 61 копейка, поэтому указанный административный иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости отказа Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области в удовлетворении административных исковых требований о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 391 рубль 30 копеек, за 2016 год в размере 1038 рублей, за 2017 год в размере 1038 рублей и пени в размере 24 рубля 55 копеек; по земельному налогу за 2016 год в размере 350 рублей, за 2017 год в размере 350 рублей и пени в размере 12 рублей 61 копейка с Коновалова Н.П. ввиду истечения срока для обращения в суд с административным иском.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области к Коновалову Н.П. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 391 рубль 30 копеек, за 2016 год в размере 1038 рублей, за 2017 год в размере 1038 рублей и пени в размере 24 рубля 55 копеек; по земельному налогу за 2016 год в размере 350 рублей, за 2017 год в размере 350 рублей и пени в размере 12 рублей 61 копейка – отказать в связи с пропуском срока обращения в суд для взыскания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Сызранский районный суд.
Решение в окончательной форме принято 02.04.2020 года.
Судья: