Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ 2015 года
Мильковский районный суд Камчатского края
в составе председательствующего судьи Куликова Б.В.,
при секретаре Никулиной Е.В.,
с участием заявителя Дьяконовой О.В.,
прокурора Быстринского района Камчатского края Беляева Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дьяконовой О. В. о признании незаконными действий Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 144, выразившихся в отказе во включении в список избирателей для участия в голосовании по выборам Губернатора Камчатского края и возложении обязанности включить ее в список избирателей Губернатора Камчатского края,
у с т а н о в и л:
Дьяконова О.В. обратилась в Мильковский районный суд с заявлением о признании незаконными действий Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 144, выразившихся в отказе во включении в список избирателей для участия в голосовании по выборам Губернатора Камчатского края и возложении на нее обязанности включить Дьяконову О.В. в список избирателей Губернатора Камчатского края.
В обоснование заявления указала, что проживает в <адрес> с 1993 года, работает в финансовом отделе администрации Быстринского муниципального района, является гражданкой РФ.
Она имеет постоянное место регистрации по адресу: <адрес>-Б, <адрес>.
Также она имеет временную регистрацию по месту пребывания в <адрес> по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ обратилась в избирательную комиссию, где получила отказ во внесении ее в список избирателей по выборам Губернатора Камчатского края по причине постоянной регистрации в Хабаровском крае. Считает действия избирательной комиссии, выразившиеся в отказе включить ее в список избирателей, незаконными и нарушающими ее избирательное право, так как она работает и проживает в селе <адрес>.
В судебном заседании Дьяконова О.В. поддержала свои требования по изложенным основаниям.
Пояснила, что до настоящего времени зарегистрирована по месту жительства в г. Хабаровске, с регистрационного учета не снималась.
Вместе с тем с 1993 года проживает в селе Эссо, работает в финансовом отделе администрации Быстринского муниципального района, временно зарегистрирована по указанному адресу. Открепительного удостоверения она не получала. Ранее она по решению суда каждый год включалась в список избирателей и голосовала на выборах. При таких обстоятельствах просила заявление удовлетворить.
Заинтересованные лица - председатель Участковой избирательной комиссии № 144 фио7, а также председатель Быстринской территориальной избирательной комиссии фио8, будучи надлежаще извещенными о месте, дате и времени рассмотрения заявления, в судебное заседание не прибыли. Ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие и полагали заявление необоснованным.
Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Быстринского района, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции РФ граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие и референдуме граждан РФ» определены основные гарантии реализации гражданами конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
Применительно к участию граждан в выборах в органы местного самоуправления закон устанавливает, что каждый гражданин, проживающий на территории, где проводятся такие выборы, признается избирателем и имеет право проголосовать на них в том избирательном округе, где расположено место его жительства, и только на одном из избирательных участков, образованных в данном округе.
Соблюдение гражданами правил регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства позволяет без каких-либо осложнений определить жилое помещение, с которым они связывают реализацию своего права на свободу выбора места пребывания и жительства в пределах РФ и тем самым препятствует возникновению ситуаций, затрудняющих достоверное установление места жительства (пребывания) граждан и, как следствие, осуществление принадлежащих им прав и свобод и возложенных на них обязанностей.
В силу положений п. 4 ст. 17 Федерального закона № 67-ФЗ, основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения.
Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ в соответствии с законодательством, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
Под иным законом в данном случае в силу положений п. 17 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ понимается федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации.
Законом субъекта Российской Федерации, регулирующим порядок подготовки и проведения выборов Губернатора Камчатского края, является Закон Камчатского края «О выборах Губернатора Камчатского края» № 77 от 27 июня 2012 года.
Согласно статье 25 данного Закона, основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и настоящим Законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее, чем за три дня до дня голосования.
Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ О ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 31 марта 2011 года № 5, при рассмотрении дел, связанных с включением гражданина РФ в список избирателей необходимо иметь в виду, что на конкретном избирательном участке, участке референдума в список включаются граждане, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, место жительства которых, а в предусмотренных законом случаях место временного пребывания которых находится на территории этого участка, либо имеющие открепительное удостоверение (пункты 2 и 4 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Случаи, при которых избиратель, участник референдума, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, могут быть включены в списки избирателей, участников референдума по месту их пребывания (фактического нахождения), перечислены в пункте 17 статьи 17 названного Федерального закона. К местам временного пребывания согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ относятся, в частности, больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. (пункт 5 статьи 17 ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 144 Дьяконовой О.В. отказано во включении в список избирателей при проведении досрочных выборов Губернатора Камчатского края по причине постоянной регистрации в Хабаровском крае на основании ч. 2 ст. 25 Закона Камчатского края «О выборах Губернатора Камчатского края».
Согласно материалам дела, в настоящее время Дьяконова О.В. зарегистрирована в <адрес>, а также имеет временную регистрацию в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где в настоящее время проживает и работает.
Поскольку Дьяконова О.В. не имеет постоянного места жительства в <адрес>, а место ее пребывания не указано в п. 17 ст. 17 Федерального закона № 67-ФЗ, то выводы участковой избирательной комиссии об отказе во включении ее в список избирателей для участия в голосовании по выборам Губернатора Камчатского края являются обоснованными.
При таких обстоятельства заявление удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-198,211, 261 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Дьяконовой О. В. о признании незаконными действий Участковой избирательной комиссии избирательного участка №, выразившихся в отказе во включении в список избирателей для участия в голосовании по выборам Губернатора Камчатского края и возложении обязанности включить ее в список избирателей Губернатора Камчатского края – оставить без удовлетворения.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Мильковский районный суд в течение пяти суток со дня его вынесения.
Судья подпись Б.В. Куликов