Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-723/2017 от 21.02.2017

Судья ФИО3 Дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 марта 2017 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Забелиной О.А.,

судей Корневой М.А., Рогожина Н.А.,

при секретаре Крахиной Я.В.,

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Минакова ФИО11 к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России, о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения,

по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Заводского районного суда г. Орла от 29 декабря 2016 г., которым постановлено:

    «исковые требования Минакова ФИО12 к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России об отказе в поставке на учет для получения единовременной социальной выплаты - удовлетворить.

    Признать незаконным и отменить решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жило помещения от 12 июля 2016 г. об отказе Минакову ФИО13 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

    Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить Минакова ФИО14 с составом семьи 2 человека (он и дочь ФИО1, <дата> года рождения) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 12 июля 2016 г.».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области, по доверенности Андриянцева А.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения Минакова А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Минаков А.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области (далее - УФСИН России по Орловской области) о признании незаконным решения комиссии ФСИН России, о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указывал, что проходит службу в УФСИН России по Орловской области в должности заместителя начальника, выслуга в календарном исчислении составляет более 20 лет.

25 февраля 2014 г. он обратился с рапортом в УФСИН России по Орловской области о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения на состав семьи 2 человека (он и несовершеннолетняя дочь), которое было направлено для решения вопроса в комиссию ФСИН России.

12 июля 2016 г. комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказала ему в постановке на учет для получения указанной выплаты.

    Основанием для отказа явилось совершение в 2011 г. действий, повлекших ухудшение жилищных условий, выразившихся в том, что 16 июня 2011 г. было прекращено принадлежащее его дочери право собственности на <...> долю квартиры по адресу: <адрес> (10.675 кв.м.) и в этот же день зарегистрировано за ней право на <...> долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (11.525 кв.м.).

    Полагая данный отказ незаконным, так как вышеуказанные сделки с долями в жилых помещениях свидетельствуют не об ухудшении, а об улучшении жилищных условий его несовершеннолетней дочери и не влияют на факт нуждаемости его семьи в жилом помещении, а также, учитывая, что на момент принятия комиссией ФСИН с момента совершения сделок прошло более пяти лет, просил суд, уточнив при рассмотрении дела исковые требования, признать незаконным и отменить решение комиссии ФСИН России от 12 июля 2016 г. об отказе в постановке его с составом семьи два человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязать ФСИН России поставить его с составом семьи 2 человека (он и дочь ФИО1) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 12 июля 2016 г.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФСИН России ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на то, что решение комиссии ФСИН России от 12 июля 2016 г. об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, является законным и обоснованным.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

    Частью 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

    В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:

    1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

    2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

    3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

    4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

    5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

    6) проживает в общежитии;

    7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.

    Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).

    В силу части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:

    1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);

    2) с обменом жилыми помещениями;

    3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;

    4) с выделением доли собственниками жилых помещений;

    5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

    Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ)

    На основании части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются:

    1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;

    2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);

    3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;

    4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 (далее - Правила).

    Пунктом 12 Правил предусмотрено, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Минаков А.Н. проходит службу в УФСИН России по Орловской области в должности заместителя начальника.

Членами семьи истца являются он и его несовершеннолетняя дочь ФИО1, <...> года рождения (супруга ФИО2ФИО7 <...> <дата>), с которой он с 09 февраля 2010 г. постоянно зарегистрирован и проживает в предоставленной на основании договора найма служебного жилого помещения от 28 декабря 2009 г. служебной квартире, находящейся в оперативном управлении УФСИН России по Орловской области, расположенной по адресу: <адрес>.

25 февраля 2014 г. Минаков А.Н. обратился с рапортом в УФСИН России по Орловской области о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, которое было направлено для решения вопроса в комиссию ФСИН России.

На момент обращения истца с указанным рапортом общая продолжительность службы в календарном исчислении составляла более 20 лет.

12 июля 2016 г. комиссия ФСИН России отказала ему в постановке на учет для получения указанной выплаты.

    Основанием к такому отказу, согласно протоколу заседания комиссии ФСИН России от 12 июля 2016 г. № 50, послужил факт ухудшения жилищных условий 2011 г. Комиссией было учтено, что дочь истца - ФИО1 имела в собственности <...> долю (10,675 кв.м.) в жилом помещении по адресу: г. Орёл, <адрес>, общей площадью 42,7 кв.м., право на которую <дата> было прекращено, и в тот же день зарегистрировано право на <...> долю в праве на квартиру по адресу: г. Орёл, <адрес>, общей площадью 46,1 кв.м. (11,525 кв.м.).

Исходя из того, что основанием к отказу в постановке истца на учет, согласно выводом комиссии, явилось совершение в 2011 г. действий, повлекшие ухудшение жилищных условий, судом первой инстанции обоснованно проверялись указанные обстоятельства.

Судом при рассмотрении дела установлено, что после <...> ФИО2ФИО7, последовавшей <дата>, истец, его дочь, а также родители ФИО7 (ФИО8 ФИО15 вступили в наследство на принадлежащую последней <...> долю (то есть на <...> долю каждый) в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: г. Орёл, <адрес>, общей площадью 42.7 кв.м.

01 октября 2008 г. Минаков А.Н. по договору дарения подарил <...> долю указанной квартиры своей несовершеннолетней дочери ФИО1, в связи с чем, последней стала принадлежать <...> доля в праве собственности на указанное жилое помещение, что составляло 10.68 кв.м.

    На основании договора купли-продажи от <дата> ФИО8 <...>., а также несовершеннолетней ФИО1, в интересах которой действовал Минаков А.Н., данная квартира была продана (регистрация прекращения права осуществлена 16 июня 2011 г.).

    Поскольку в результате указанной сделки была отчуждена доля в праве собственности на жилое помещение, принадлежащая несовершеннолетней, одновременно (в этот же день) последней по договору дарения ФИО8 была подарена <...> доля в квартире общей площадью 46,1 кв.м. по адресу: г. Орёл, <адрес>, что составляет 11.53 кв.м.

Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что в результате совершенных вышеуказанных сделок по отчуждению и приобретению в собственность жилого помещения были улучшены жилищные условия несовершеннолетней ФИО1, являющейся членом семьи Минакова А.Н., поскольку после совершения сделок вместо приходящихся на долю в праве на жилое помещение 10.68 кв.м., последней стало принадлежать 11.53 кв.м., суд пришел к правильному выводу, что действия Минакова А.Н., связанные с совершением указанных сделок, не могут расцениваться как ухудшающие жилищные условия его семьи, поскольку впоследствии для несовершеннолетней дочери было приобретено жилое помещение большей площадью.

    Более того, совершение указанных сделок никак не повлияло на факт нуждаемости семьи истца для целей получения единовременной социальной выплаты, поскольку, с учетом площади жилого помещения и доли в праве собственности, принадлежащей Минаковой Е.А., как до совершения сделки (10.68 кв.м.), так и после (11,53 кв.м.), уровень обеспеченности Минакова А.Н. и членов его семьи (несовершеннолетней дочери) общей площадью жилого помещения составлял менее учетной нормы – 15 кв.м.

    Судебная коллегия считает правильным и вывод суда первой инстанции о том, что в силу ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ действия Минакова А.Н. по отчуждению доли в праве собственности (октябрь 2008 г. и июнь 2011 г.) не должны были рассматриваться комиссией ФСИН России в качестве оснований для отказа, поскольку на момент рассмотрения (12 июля 2016 г.) последней вопроса о постановке Минакова А.Н. на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты прошло более пяти лет.

    Учитывая изложенное, а также то, что иных оснований к отказу (кроме ухудшения жилищных условий) в постановке на учет Минакова А.Н. комиссией не указывалось, вывод суда первой инстанции о том, что ФСИН России необоснованно отказала истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты является правильным.

    В этой связи суд обоснованно признал решение комиссии ФСИН России незаконным и возложил на ответчика обязанность поставить Минакова А.Н. с составом 2 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с даты рассмотрения комиссией заявления (с 12 июля 2016 г.).

Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

    решение Заводского районного суда г. Орла от 29 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья ФИО3 Дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 марта 2017 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Забелиной О.А.,

судей Корневой М.А., Рогожина Н.А.,

при секретаре Крахиной Я.В.,

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Минакова ФИО11 к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России, о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения,

по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Заводского районного суда г. Орла от 29 декабря 2016 г., которым постановлено:

    «исковые требования Минакова ФИО12 к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России об отказе в поставке на учет для получения единовременной социальной выплаты - удовлетворить.

    Признать незаконным и отменить решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жило помещения от 12 июля 2016 г. об отказе Минакову ФИО13 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

    Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить Минакова ФИО14 с составом семьи 2 человека (он и дочь ФИО1, <дата> года рождения) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 12 июля 2016 г.».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области, по доверенности Андриянцева А.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения Минакова А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Минаков А.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области (далее - УФСИН России по Орловской области) о признании незаконным решения комиссии ФСИН России, о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указывал, что проходит службу в УФСИН России по Орловской области в должности заместителя начальника, выслуга в календарном исчислении составляет более 20 лет.

25 февраля 2014 г. он обратился с рапортом в УФСИН России по Орловской области о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения на состав семьи 2 человека (он и несовершеннолетняя дочь), которое было направлено для решения вопроса в комиссию ФСИН России.

12 июля 2016 г. комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказала ему в постановке на учет для получения указанной выплаты.

    Основанием для отказа явилось совершение в 2011 г. действий, повлекших ухудшение жилищных условий, выразившихся в том, что 16 июня 2011 г. было прекращено принадлежащее его дочери право собственности на <...> долю квартиры по адресу: <адрес> (10.675 кв.м.) и в этот же день зарегистрировано за ней право на <...> долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (11.525 кв.м.).

    Полагая данный отказ незаконным, так как вышеуказанные сделки с долями в жилых помещениях свидетельствуют не об ухудшении, а об улучшении жилищных условий его несовершеннолетней дочери и не влияют на факт нуждаемости его семьи в жилом помещении, а также, учитывая, что на момент принятия комиссией ФСИН с момента совершения сделок прошло более пяти лет, просил суд, уточнив при рассмотрении дела исковые требования, признать незаконным и отменить решение комиссии ФСИН России от 12 июля 2016 г. об отказе в постановке его с составом семьи два человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязать ФСИН России поставить его с составом семьи 2 человека (он и дочь ФИО1) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 12 июля 2016 г.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФСИН России ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на то, что решение комиссии ФСИН России от 12 июля 2016 г. об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, является законным и обоснованным.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

    Частью 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

    В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:

    1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

    2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

    3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

    4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

    5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

    6) проживает в общежитии;

    7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.

    Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).

    В силу части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:

    1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);

    2) с обменом жилыми помещениями;

    3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;

    4) с выделением доли собственниками жилых помещений;

    5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

    Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ)

    На основании части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются:

    1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;

    2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);

    3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;

    4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 (далее - Правила).

    Пунктом 12 Правил предусмотрено, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Минаков А.Н. проходит службу в УФСИН России по Орловской области в должности заместителя начальника.

Членами семьи истца являются он и его несовершеннолетняя дочь ФИО1, <...> года рождения (супруга ФИО2ФИО7 <...> <дата>), с которой он с 09 февраля 2010 г. постоянно зарегистрирован и проживает в предоставленной на основании договора найма служебного жилого помещения от 28 декабря 2009 г. служебной квартире, находящейся в оперативном управлении УФСИН России по Орловской области, расположенной по адресу: <адрес>.

25 февраля 2014 г. Минаков А.Н. обратился с рапортом в УФСИН России по Орловской области о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, которое было направлено для решения вопроса в комиссию ФСИН России.

На момент обращения истца с указанным рапортом общая продолжительность службы в календарном исчислении составляла более 20 лет.

12 июля 2016 г. комиссия ФСИН России отказала ему в постановке на учет для получения указанной выплаты.

    Основанием к такому отказу, согласно протоколу заседания комиссии ФСИН России от 12 июля 2016 г. № 50, послужил факт ухудшения жилищных условий 2011 г. Комиссией было учтено, что дочь истца - ФИО1 имела в собственности <...> долю (10,675 кв.м.) в жилом помещении по адресу: г. Орёл, <адрес>, общей площадью 42,7 кв.м., право на которую <дата> было прекращено, и в тот же день зарегистрировано право на <...> долю в праве на квартиру по адресу: г. Орёл, <адрес>, общей площадью 46,1 кв.м. (11,525 кв.м.).

Исходя из того, что основанием к отказу в постановке истца на учет, согласно выводом комиссии, явилось совершение в 2011 г. действий, повлекшие ухудшение жилищных условий, судом первой инстанции обоснованно проверялись указанные обстоятельства.

Судом при рассмотрении дела установлено, что после <...> ФИО2ФИО7, последовавшей <дата>, истец, его дочь, а также родители ФИО7 (ФИО8 ФИО15 вступили в наследство на принадлежащую последней <...> долю (то есть на <...> долю каждый) в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: г. Орёл, <адрес>, общей площадью 42.7 кв.м.

01 октября 2008 г. Минаков А.Н. по договору дарения подарил <...> долю указанной квартиры своей несовершеннолетней дочери ФИО1, в связи с чем, последней стала принадлежать <...> доля в праве собственности на указанное жилое помещение, что составляло 10.68 кв.м.

    На основании договора купли-продажи от <дата> ФИО8 <...>., а также несовершеннолетней ФИО1, в интересах которой действовал Минаков А.Н., данная квартира была продана (регистрация прекращения права осуществлена 16 июня 2011 г.).

    Поскольку в результате указанной сделки была отчуждена доля в праве собственности на жилое помещение, принадлежащая несовершеннолетней, одновременно (в этот же день) последней по договору дарения ФИО8 была подарена <...> доля в квартире общей площадью 46,1 кв.м. по адресу: г. Орёл, <адрес>, что составляет 11.53 кв.м.

Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что в результате совершенных вышеуказанных сделок по отчуждению и приобретению в собственность жилого помещения были улучшены жилищные условия несовершеннолетней ФИО1, являющейся членом семьи Минакова А.Н., поскольку после совершения сделок вместо приходящихся на долю в праве на жилое помещение 10.68 кв.м., последней стало принадлежать 11.53 кв.м., суд пришел к правильному выводу, что действия Минакова А.Н., связанные с совершением указанных сделок, не могут расцениваться как ухудшающие жилищные условия его семьи, поскольку впоследствии для несовершеннолетней дочери было приобретено жилое помещение большей площадью.

    Более того, совершение указанных сделок никак не повлияло на факт нуждаемости семьи истца для целей получения единовременной социальной выплаты, поскольку, с учетом площади жилого помещения и доли в праве собственности, принадлежащей Минаковой Е.А., как до совершения сделки (10.68 кв.м.), так и после (11,53 кв.м.), уровень обеспеченности Минакова А.Н. и членов его семьи (несовершеннолетней дочери) общей площадью жилого помещения составлял менее учетной нормы – 15 кв.м.

    Судебная коллегия считает правильным и вывод суда первой инстанции о том, что в силу ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ действия Минакова А.Н. по отчуждению доли в праве собственности (октябрь 2008 г. и июнь 2011 г.) не должны были рассматриваться комиссией ФСИН России в качестве оснований для отказа, поскольку на момент рассмотрения (12 июля 2016 г.) последней вопроса о постановке Минакова А.Н. на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты прошло более пяти лет.

    Учитывая изложенное, а также то, что иных оснований к отказу (кроме ухудшения жилищных условий) в постановке на учет Минакова А.Н. комиссией не указывалось, вывод суда первой инстанции о том, что ФСИН России необоснованно отказала истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты является правильным.

    В этой связи суд обоснованно признал решение комиссии ФСИН России незаконным и возложил на ответчика обязанность поставить Минакова А.Н. с составом 2 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с даты рассмотрения комиссией заявления (с 12 июля 2016 г.).

Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

    решение Заводского районного суда г. Орла от 29 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-723/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Минаков Александр Николаевич
Ответчики
ФСИН России
УФСИН по Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Судья
Корнева Марина Александровна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
14.03.2017Судебное заседание
23.03.2017Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее