Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
дело № 3а-19/2020г. Липецк
09 июня 2020 года
Липецкий областной суд в составе:
председательствующего судьи Федосовой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Игнатовой Л.А.
с участием прокурора Ким И.Е.
при участии лиц, участвующих в деле:
административного истца Власова Д.В.,
представителей административных ответчиков администрации Липецкой области, главы администрации Липецкой области, Сарафановой Н.Н., Исаевой Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке в здании Липецкого областного суда административное дело по административному исковому заявлению административного истца Власова Дениса Викторовича о признании недействующим Постановления администрации Липецкой области от 15.04.2020 года № 220 «Об определении территорий Липецкой области, на который предусматривается установление и реализация комплекса дополнительных ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, путем оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по указанным территориям в период действия режима повышенной готовности на территории Липецкой области»,
у с т а н о в и л:
Административный истец Власов Д.В. обратился с административным исковым заявлением о признании недействующим в полном объеме Постановления администрации Липецкой области №220 от 15.04.2020 «Об определении территорий Липецкой области, на который предусматривается установление и реализация комплекса дополнительных ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, путем оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по указанным территориям в период действия режима повышенной готовности на территории Липецкой области», ссылаясь на то, что, согласно статье 27 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, согласно статье 37 Конституции РФ, труд свободен. Ограничить данные права может только Президент РФ, введя режим чрезвычайной ситуации и карантин, когда происходит угроза жизни и здоровью гражданам страны. Режим чрезвычайной ситуации не введен.
Оспариваемый нормативный правовой акт обязывает административного истца не покидать место проживания (пребывания) без пропуска за исключением ряда случаев, а также следования граждан к месту ближайшего приобретения товаров, право истца нарушено на свободное перемещение, передвижение без пропуска, отсутствие возможности посещать в больнице (лежачего) близкого родственника, право на неприкосновенность частной и личной жизни. Заказ пропуска связан с передачей персональных данных лица заказавшего пропуск. Оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует статьям 23,24, 27, ч.3 ст. 55, ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, статье 8 Закона РФ о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, статьям 31 п.3 ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В Конституции нет понятия самоизоляция.
В судебном заседании административный истец Власов Д.В. исковое заявление с учетом дополнений поддержал, просил его удовлетворить по основаниям, приведенным в нем. Пояснил, что в иске указано, что оспариваемый НПА нарушает право на труд, вместе с тем, данный довод он не поддерживает.
Просил признать недействующим нормативный правовой акт с учетом всех внесенных в него изменений по состоянию на 12 мая 2020 года до его приостановления. Независимо от того, что на день рассмотрения дела действие НПА приостановлено, его права нарушены, поскольку он к нему применялся.
Представители административных ответчиков администрации Липецкой области, главы администрации Липецкой области, Сарафанова Н.Н., Исаева Я.С. просили в удовлетворении административного искового заявления отказать, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ссылаясь на то, что права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены, ссылки на ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» касающихся введения ограничительных мероприятий (карантина) и ФКЗ «О чрезвычайном положении» в части введения чрезвычайного положения не состоятельны, поскольку правоотношения, связанные с принятием оспариваемого постановления регулируются ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Оспариваемое постановление не содержит запрета гражданам покидать место проживания, а напротив, предоставляет такое право при условии оформления цифрового пропуска. Конституция РФ допускает ограничение прав и свобод человека в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц.Поскольку коронавирусная инфекция (2019-nCoV) входит в перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» могут быть ограничены на свободу передвижения.
В обоснование своих доводов предоставили письменные возражения с дополнениями на административное исковое заявление.
Заслушав объяснения административного истца Власова Д.В., представителей административных ответчиков администрации Липецкой области, главы администрации Липецкой области, Сарафановой Н.Н., Исаевой Я.С., заключение прокурора Ким И.Е., полагавшего в удовлетворении административного иска отказать, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 213, статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, который оспаривается. При проверке законности этих положений, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Судом установлено следующее.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и в целях реализации дополнительных мер, направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области, установленных постановлением администрации Липецкой области от 26 марта 2020 года N 159 "О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области", администрацией Липецкой области 15.04.2020 года принято постановление N 220 "Об определении территорий Липецкой области, на которых предусматривается установление и реализация комплекса дополнительных ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, путем оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по указанным территориям в период действия режима повышенной готовности на территории Липецкой области".
Пунктом 1 Постановления определены территории Липецкой области, на которых предусматривается установление и реализация комплекса дополнительных ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, путем оформления и использования цифровых пропусков в период действия режима повышенной готовности на территории Липецкой области: городской округ город Липецк; городской округ город Елец; городское поселение город Задонск Задонского муниципального района; городское поселение город Чаплыгин Чаплыгинского муниципального района.
Пунктом 2 утвержден Порядок оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территориям некоторых муниципальных образований в период действия режима повышенной готовности на территории Липецкой области (далее - Порядок) согласно приложению.
Пункт 3 Постановления указывает, что настоящее постановление вступает в силу и применяется с 17 апреля по 30 апреля 2020 года включительно на территориях городских округов город Липецк, город Елец, городского поселения город Задонск Задонского муниципального района, городского поселения город Чаплыгин Чаплыгинского муниципального района.
Пунктом 4 определено, что до 17 апреля 2020 года провести апробацию готовой версии сервиса "Цифровой пропуск" на территории городского поселения город Задонск Задонского муниципального района, по результатам которой, с учетом мониторинга обращений граждан, внести необходимые изменения в Порядок.
Порядок оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территориям некоторых муниципальных образований в период действия режима повышенной готовности на территории Липецкой области (далее - Порядок) определен приложением к Постановлению, согласно которому:
П.1. Порядок оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территориям некоторых муниципальных образований в период действия режима повышенной готовности на территории Липецкой области (далее - Порядок) устанавливает механизм получения гражданами цифровых пропусков.
П.2. Граждане вправе находиться вне места своего проживания (пребывания) в случаях, установленных постановлением администрации Липецкой области от 26 марта 2020 года N 159 "О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области" (далее постановление о дополнительных мерах), при соблюдении требований, предусмотренных Порядком.
П.3. Для получения цифрового пропуска гражданин обращается по бесплатному номеру телефона 8(800)-450-48-58 и сообщает серию и номер паспорта, а также цель получения цифрового пропуска.
При обращении с мобильного телефона цифровой код направляется в виде смс-сообщения на номер, с которого поступило обращение. При обращении со стационарного телефона цифровой код сообщается автоинформатором. Предоставление цифрового пропуска осуществляется бесплатно.
П.4. Цифровой пропуск представляет собой цифровой код, состоящий из девяти цифр.
П.5. Цифровой код предъявляется в любой форме (устно, на бумажном носителе, в электронном виде на индивидуальном техническом устройстве (мобильный телефон или иное устройство) одновременно с паспортом.
П.6. Получение цифрового пропуска требуется в следующих случаях:
1) следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с постановлением о дополнительных мерах, в том числе аптек и аптечных пунктов, в организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам), отделения почтовой связи, государственные органы власти и органы местного самоуправления, а также подведомственные им учреждения, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Срок действия цифрового пропуска в данных случаях составляет один час;
2) доставки лекарств, продуктов питания и предметов первой необходимости нетрудоспособным гражданам, следования в жилой, садовый, загородный дома, расположенные за пределами (в пределах) территорий муниципальных образований, указанных в настоящем постановлении, к месту оказания бытовых услуг, осуществление которых не приостановлено в соответствии с постановлением о дополнительных мерах. Срок действия цифрового пропуска в данных случаях составляет два часа;
3) следования в медицинские организации, ветеринарные организации. Срок действия цифрового пропуска в данных случаях составляет шесть часов.
П.7. В течение суток гражданин может получить не более двух цифровых пропусков, полученных в соответствии с пунктом 6 настоящего постановления.
П.8. Получение цифрового пропуска не требуется:
1) работникам организаций, деятельность которых не приостановлена, при наличии справки, выдача которой предусмотрена постановлением о дополнительных мерах;
2) в случаях:
выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания);
выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
П.9. Граждане, проживающие (пребывающие) за пределами территорий муниципальных образований, указанных в настоящем постановлении, для передвижения по маршрутам, предполагающим посещение указанных муниципальных образований, обязаны получить цифровой пропуск в соответствии с настоящим Порядком.
Данный документ был официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.04.2020 и в "Липецкой газете", N 46, 17.04.2020
Данный документ вступил в силу с 17 апреля 2020 года.
Постановлением администрации Липецкой области от 17.04.2020 N 233 внесены изменения в постановление администрации Липецкой области от 15 апреля 2020 года N 220. В приложении к постановлению:
1) пункт 3 изложен в следующей редакции:
"3. Для получения цифрового пропуска гражданин обращается по бесплатному номеру телефона 8(800)-450-48-58 и сообщает дату рождения в формате "ДДММГГГГ" и последние четыре цифры номера паспорта гражданина или иного документа, удостоверяющего личность, а также цель получения цифрового пропуска";
2) в пункте 5 после слова "паспортом" дополнить словами "гражданина или иным документом, удостоверяющим личность";
3) в подпункте 1 пункта 6: слово "ближайшему" исключить; слова "аптек и аптечных пунктов" заменить словами "к аптекам и аптечным пунктам, за исключением указанных в подпункте 2 пункта 8 настоящего Порядка";
4) пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Получение цифрового пропуска не требуется:
1) работникам организаций, деятельность которых не приостановлена, при наличии справки, выдача которой предусмотрена постановлением о дополнительных мерах;
2) в случаях:
обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и в случаях иной прямой угрозы жизни и здоровью;
следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с постановлением о дополнительных мерах, в том числе к аптекам и аптечным пунктам;
выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания);
выноса отходов до ближайшего места накопления отходов".
Данный документ был официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.04.2020, и в "Липецкой газете", N 47, 21.04.2020, и вступил в силу с 20 апреля 2020 года.
Постановлением администрации Липецкой области от 20.04.2020 N 235 внесены изменения в постановление администрации Липецкой области от 15 апреля 2020 года N 220.
«1. Пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
"городское поселение город Лебедянь Лебедянского муниципального района".
2. Пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"с 21 апреля по 30 апреля 2020 года включительно на территории городского поселения город Лебедянь Лебедянского муниципального района"».
Данный документ был официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.04.2020 и вступил в действие 21.04.2020 года.
Постановлением администрации Липецкой области от 24.04.2020 N 249 внесены изменения в постановление администрации Липецкой области от 15 апреля 2020 года N 220:
«Подпункт 1 пункта 6 приложения к постановлению изложен в следующей редакции:
"1) следования к месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с постановлением о дополнительных мерах, в том числе к аптекам и аптечным пунктам, за исключением указанных в подпункте 2 пункта 8 настоящего Порядка;
следования в организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам), отделения почтовой связи, государственные органы власти и органы местного самоуправления, а также подведомственные им учреждения, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
прогулок с детьми на расстоянии, не превышающем 300 метров от места проживания (пребывания), без посещения детских игровых и спортивных площадок;
индивидуальных занятий спортом и физическими упражнениями вне места проживания (пребывания) без использования уличного спортивного инвентаря и без формирования групп с иными гражданами.
Срок действия цифрового пропуска в данных случаях составляет один час".
Данный документ был официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.04.2020, "Липецкая газета", N 50, 28.04.2020 и вступил в действие 27.04.2020 года.
Постановлением администрации Липецкой области от 30.04.2020 N 263 внесены изменения в постановление администрации Липецкой области от 15 апреля 2020 года:
«1. В пункте 3 слова "30 апреля" заменить словами "11 мая".
2. Пункт 3 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"3. Для получения цифрового пропуска гражданин обращается по бесплатному номеру телефона 8(800)-450-48-58 и сообщает дату рождения в формате "ДДММГГГГ" и последние четыре цифры номера паспорта гражданина или иного документа, удостоверяющего личность, а также цель получения цифрового пропуска.
При обращении с мобильного телефона цифровой код направляется в виде смс-сообщения на номер, с которого поступило обращение. При обращении со стационарного телефона цифровой код дважды сообщается автоинформатором или оператором.
Цифровой пропуск может быть оформлен гражданином на сайте "Липецкая Область. РФ" в информационной телекоммуникационной сети "Интернет", а также в мобильном приложении "Липецкая область".
Предоставление цифрового пропуска осуществляется бесплатно".
Данный документ был официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.04.2020, "Липецкая газета", N 52, 01.05.2020 и вступил в действие 30.04.2020 года.
Постановлением администрации Липецкой области от 08.05.2020 N 277 внесены изменения в постановление администрации Липецкой области от 15 апреля 2020 года N 220: В пункте 3 слова "11 мая" заменить словами "31 мая".
Данный документ был официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.05.2020 и вступил в действие 08.05.2020 года.
Постановлением администрации Липецкой области от 12.05.2020 N 286 и от 29.05.2020 года № 322 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области, администрация Липецкой области постановила приостановить до 20 июня 2020 года включительно действие постановления администрации Липецкой области от 15 апреля 2020 года N 220 "Об определении территорий Липецкой области, на которых предусматривается установление и реализация комплекса дополнительных ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, путем оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по указанным территориям в период действия режима повышенной готовности на территории Липецкой области".
Таким образом, с учетом заявленных административным истцом требований, судом проверяется законность нормативного правового акта- постановления администрации Липецкой области от 15.04.2020 года N 220 "Об определении территорий Липецкой области, на которых предусматривается установление и реализация комплекса дополнительных ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, путем оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по указанным территориям в период действия режима повышенной готовности на территории Липецкой области" с учетом внесенных в него изменений по состоянию на 08.05.2020 года.
Как следует из постановления администрации Липецкой области от 15 апреля 2020 года N 220, оно принято в связи с угрозой распространения на территории Липецкой области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и в целях реализации дополнительных мер, направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области.
В силу пункта «з» части 1 статьи 72 Конституция Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
Согласно части 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26.3 указанного выше Закона, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 (в редакции от 31.01.2020) "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в пункте 16 указано заболевание - коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний (ч.1).
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (ч.2).
Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.3).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" в связи с продолжающейся угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) постановлено высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Пунктом 1 подпункта 1.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019", в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, в соответствии со статьей 31, пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" постановлено высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) принять меры по введению режима повышенной готовности.
В силу части 4 статьи 39 Устава Липецкой области администрацию области возглавляет глава администрации области – высшее должностное лицо области.
Как следует из статьи 4 Закона Липецкой области от 18.10.2005 года № 225-ОЗ «О правовом регулировании вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Липецкой области « администрация Липецкой области вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливает региональный (межмуниципальный) уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 ФЗ от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Распоряжением администрации Липецкой области от 10.03.2020 N 102-р "О введении режима повышенной готовности на территории Липецкой области" в связи с угрозой распространения на территории Липецкой области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением администрации Липецкой области от 31 августа 2012 года N 358 "О Липецкой территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и признании утратившими силу некоторых постановлений администрации Липецкой области" с 10 марта 2020 года на территории Липецкой области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Липецкой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования. Границы территории, на которой могут возникнуть чрезвычайные ситуации, определены в пределах границ Липецкой области.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 N 9 (ред. от 13.04.2020) "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" постановлено высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации): обеспечить в том числе, введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции.
30 марта 2020 года в адрес администрации Липецкой области руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области внесено предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий № 695.
В статье 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11); принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт "м" пункта 1 статьи 11); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта (подпункт "у" пункта 1 статьи 11, введен Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ); с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона (подпункт "ф" пункта 1 статьи 11, введен Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ).
Согласно подпункту "а" пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым является должностное лицо субъекта Российской Федерации, вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Постановлением администрации Липецкой области от 26.03.2020 N 159 "О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области" в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом МЧС России от 22 января 2013 года N 33 "Об утверждении порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", распоряжением администрации Липецкой области от 10 марта 2020 года N 102-р "О введении режима повышенной готовности на территории Липецкой области", на основании протоколов заседаний рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, от 20 марта 2020 года N 4-28-3/20, от 24 марта 2020 года N 4-28-7/20 администрация Липецкой области постановила принять дополнительные меры по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в том числе в соответствии с подпунктом 3 пункта 1.6, обязать граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев: обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью; следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением, а также осуществления деятельности, связанной с передвижением, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки); следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим постановлением; выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания); выноса отходов до ближайшего места накопления отходов; прогулок с детьми на расстоянии, не превышающем 300 метров от места проживания (пребывания), без посещения детских игровых и спортивных площадок; индивидуальных занятий спортом и физическими упражнениями вне места проживания (пребывания) без использования уличного спортивного инвентаря и без формирования групп с иными гражданами (с учетом внесенных изменений).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации постановлено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь:
а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации;
б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа;
в) установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Как следует из протоколов заседания областного оперативного штаба по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Липецкой области от 09, 10, 13 апреля 2020 года, с учетом анализа обстановки, сложившейся в Липецкой области распространения новой коронавирусной инфекции поручено организовать тестирование системы СМС-пропуска граждан в Задонском районе, подготовить проект НПА администрации Липецкой области о порядке получения и использования пропусков, ввести на территории Липецкой области пропускной режим посредством системы СМС- пропуска граждан в 2 этапа, 16.04.2020 года тестирование в г. Задонске, 17.04.2020 года запуск в г. Липецке, Ельце, Задонском районе.
В соответствии с положениями Закона Липецкой области «О нормативных правовых актах Липецкой области» администрация области в пределах своих полномочий издает постановления, которые подписываются главой администрации области (часть 3 статьи 8).
Официальным опубликованием нормативного правового акта области считается первая публикация его полного текста в «Липецкой газете», или первое размещение (опубликование) текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo. gov. ru) в течение 10 дней со дня подписания (часть 4 статьи 21).
Нормативные правовые акты области вступают в силу одновременно на всей территории области. Устав, и законы области, и иные нормативные правовые акты области вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не установлено в самих нормативных правовых актах (части 1,2 статья 22).
Таким образом, исходя из анализа указанных выше норм действующего законодательства, оспариваемый нормативный правовой акт принят полномочным органом, правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу соблюдены, процедура принятия нормативного правового акта нарушена не была.
Доводы административного истца о том, что в данном случае оспариваемый нормативный правовой акт должен был вступить в силу в соответствии с частью 3 статьи 22 Закона Липецкой области от 27.03.1997 N 64-ОЗ "О нормативных правовых актах Липецкой области» по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, поскольку относится к нормативным правовым актам по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, следует признать не состоятельными, поскольку в данном случае оспариваемый нормативный правовой акт не регулирует вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, а определяет территории Липецкой области, на которых предусматривается установление и реализация комплекса дополнительных ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, путем оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по указанным территориям в период действия режима повышенной готовности на территории Липецкой области в условиях режима повышенной готовности населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области.
Доводы административного истца о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не был согласован с прокуратурой и Министерством юстиции не свидетельствуют о порочности НПА, поскольку такое согласование не является обязательным, НПА принят в соответствии с постановлением главы администрации Липецкой области от 23.05.2007 г. №69 «Об утверждении регламента деятельности администрации Липецкой области», параграф 8 «Порядок подготовки, принятия, регистрации, опубликования и толкования правовых актов администрации области», Закона Липецкой области «О нормативных правовых актах Липецкой области», согласован первыми заместителями главы администрации Липецкой области, заместителем главы администрации Липецкой области, Управлением информационной политики Липецкой области, правовым управлением администрации Липецкой области, подписан главой администрации области, зарегистрирован, имеет все необходимые реквизиты, разослан в исполнительные органы государственной власти Липецкой области, администрации городов и районов Липецкой области, в Липецкую газету и Консультант плюс, направлен для официального опубликования и опубликован.
Кроме того, вопрос о соответствии оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверяется судом.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу части 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь.
Каждый имеет право на охрану здоровья (часть 1 статья 41 Конституция Российской Федерации).
Таким образом, государство должно защищать право граждан на жизнь и здоровье, обеспечивать его реализацию, уделяя надлежащее внимание вопросам предупреждения произвольного лишения жизни и здоровья, а также обязано принимать все разумные меры по борьбе с обстоятельствами, которые могут создать прямую угрозу жизни и здоровью граждан.
Статья 18Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Конституции РФ, сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Согласно части 1статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
При этом положения части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривают, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), ст. 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.
В Российской Федерации как в правовом и демократическом государстве защита указанных конституционных ценностей предполагает, как следует изстатей 17 (часть 3),19,55 (части 2и3) и56 (часть 3)Конституции РФ, возможность - в соответствии с конституционно одобряемыми целями на основе принципов разумности и соразмерности при соблюдении баланса публичных и частных интересов - ограничений прав и свобод человека и гражданина, включая права, закрепленныестатьей 27 (часть 1)Конституции РФ, с тем чтобы не допустить умаления этих прав.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Право гражданина Российской Федерации на свободу передвижения не является абсолютным, поскольку в соответствии счастью 3 статьи 55Конституции РФ оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо, в том числе, в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В статье 8 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавлен исчерпывающий перечень оснований ограничения права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации, в том числе на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
Соответственно, вопреки доводам административного истца Власова Д.В. предусмотрена возможность ограничения указанных прав не только на территории, где введено чрезвычайное положение, но и на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
Федеральный законот 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закрепляет право граждан Российской Федерации на защиту жизни и здоровья в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, предусматривая при этом ответственность за создание условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также за непринятие мер по защите жизни и сохранению здоровья людей.
В соответствии со статьей 3 данного Федерального закона его целями являются не только снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций и ликвидация чрезвычайных ситуаций, но и предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, под которым понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Именно положениями данного Федерального закона установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе направленных на ограничение права граждан на свободу передвижения в пределах территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности; а также обязанность граждан Российской Федерации соблюдать нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта положениям статьи 27, части 3 статьи 56, части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, положениям статьи 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", положениям статей 1, 31 пункта 3 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» как нарушающего права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации следует признать несостоятельными, основанными на неправильном применении и толковании норм права.
Из буквального содержания оспариваемого нормативного правового акта следует, что оно принято в целях реализации дополнительных мер, направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области, установленных постановлением администрации Липецкой области от 26 марта 2020 года N 159 "О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области, в соответствии с пунктом 1.6 которого, граждане, проживающие в муниципальных образованиях, на территориях которых предусматривается установление и реализация комплекса дополнительных ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе находиться вне места своего проживания (пребывания) в случаях, установленных настоящим постановлением, при условии оформления цифрового пропуска в порядке, установленном нормативным правовым актом администрации Липецкой области, т.е. оспариваемое постановление не нарушает прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, а определяет лишь территории Липецкой области, на которых предусматривается установление и реализация комплекса дополнительных ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, путем оформления и использования цифровых пропусков в период действия режима повышенной готовности на территории Липецкой области и порядок оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территориям некоторых муниципальных образований в период действия режима повышенной готовности на территории Липецкой области, т.е. устанавливает механизм получения гражданами цифровых пропусков.
Таким образом, как таковое, постановление не содержит положений ограничивающих права административного истца на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (часть 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации).
Как пояснил в суде административный истец, ему не было отказано в передвижении, когда у него возникала такая необходимость, он посещал медицинское учреждение, в котором находился его родственник, магазин.
Положения оспариваемого постановления направлены на урегулирование правоотношений, предусматривающих возможность нахождения и передвижения граждан вне места их проживания (пребывания) в период действия режима повышенной готовности на территории Липецкой области, в том числе и в городе Липецке, где проживает административный истец.
Не содержит постановление и положений, предусматривающих сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (часть 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации), а также положений нарушающих право на труд.
Административный истец, указывая на нарушение своих прав оспариваемым постановлением, ссылался на то, что заказ пропуска связан непосредственно с передачей персональных данных лица его заказавшего.
Как пояснил в суде административный истец, он дважды заказывал пропуск на свое имя, один раз для посещения магазина- 4 мая 2020 года, о чем имеются в материалах дела доказательства (цифровой пропуск) и другой раз для посещения медицинского учреждения, доказательства заказа пропуска в другой раз, не предоставлены.
При этом, истец пояснил, что для получения пропуска он вынужден был вводить последние 4 цифры паспорта, дату своего рождения, цель получения пропуска.
Статья 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" определяет "персональные данные" как любую информацию, прямо или косвенно определяющую конкретное физическое лицо.
Как следует из статьи 6 данного Закона, обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в том, числе, в следующих случаях: обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных; обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей; обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг; обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно; осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных).
Согласно части 1 статьи 53 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются информацией ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения о соединениях, трафике абонента являются тайной связи и подлежат защите в установленном законом порядке.
В силу статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
Таким образом, информация, предоставленная административным истцом в виде последних 4-х цифр паспорта, даты рождения и цели получения пропуска не позволяет прямо или косвенно определить конкретное физическое лицо, заказавшее пропуск.
Цифровой пропуск представляет собой цифровой код, состоящий из девяти цифр, который предъявляется в случае проверки уполномоченным лицом в любой форме (устно, на бумажном носителе, в электронном виде на индивидуальном техническом устройстве (мобильный телефон или иное устройство) одновременно с паспортом гражданина или иным документом, удостоверяющим личность.
В самом пропуске персональные данные не содержатся.
Кроме того, присвоение цифровому пропуску буквенно-числового кода обеспечивает защиту персональных данных при его сообщении третьим лицам, что соответствует требованиям статей 7, 19 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
Цифровые пропуска оформляются по заявительному принципу, заявка направляется непосредственно самим гражданином и с его согласия обрабатывается.
Персональные данные получают непосредственно операторы связи, которые несут ответственность при их обработке, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных. Вследствие этого доступ третьих лиц к сведениям, переданным гражданами при оформлении цифрового пропуска, исключен.
На основании изложенного в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения и являются необоснованными доводы административного истца относительно несоответствия оспариваемого постановления правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе положениям статей 23, 24, 27,части 3 статьи 55, части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, статьи 8 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", статей 1, 31 пункта 3 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
С учетом приведенных норм права, а также наличием реальной угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, и в том числе на территории Липецкой области, которое повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, постановление администрации Липецкой области от 15.04.2020 года № 220, возлагающее на граждан обязанности публично-правового характера в виде необходимости оформления цифрового пропуска на определенных территориях, для передвижения в период действия режима повышенной готовности на территории Липецкой области, направлены на защиту населения, их здоровья и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019).
При этом граждане Российской Федерации обязаны добросовестно осуществлять предоставленные им права и обязанности, не нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, полагаю необходимым отказать административному истцу в удовлетворении административного искового заявления.
Оспариваемый акт был опубликован в «Липецкой газете», и соответственно, сообщение о принятии настоящего решения после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в «Липецкой газете».
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15.04.2020 ░░░░ № 220 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17 ░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░