РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Бабушкин 23 октября 2020 года
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Дмитриева А.Ю., с участием представителя истца - помощника прокурора Качиной Е.Г., при секретаре Эрдыниевой Д.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-203/2020 по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Бабинцеву Н.С., Бабинцеву С.С. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, признании недействительным образования земельного участка, снятии земельного участка с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Иск обоснован тем, что по результатам проверки требований федерального законодательства в сфере природопользования на берегу озера Байкал в районе с. <адрес> установлено неправомерное возникновение права собственности на земельные участки в водоохраной зоне озера Байкал в отсутствие предусмотренных законом оснований. Так, 04.05.2018 зарегистрировано право долевой собственности Бабинцева Н.С. и Бабинцева С.С. на земельный участок с кадастровым номером №. Установлено, что находящийся в собственности ответчиков земельный участок находится в границах объекта, включенного в Список всемирного наследия. Право долевой собственности ответчиков на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано 04.05.2018. Указанный земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, который в свою очередь образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №. Сведения об указанном земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости 05.03.2005 руководителем Кабанского райгоркомзема на основании свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования № от 14.01.1998г., выданного акционерному обществу «Снежное». Первичное право собственности на земельный участок зарегистрировано Х. на основании постановления Администрации Кабанского района от 14.03.2005 № «О предоставлении земельного участка в собственность за плату Х. в с. <адрес> под рейд для перевалки леса», заключен договор купли-продажи (купчая) № от 20.07.2005. При этом предоставление земельного участка осуществлено Администрацией Кабанского района в отсутствие предусмотренных законодательством полномочий. На момент первичного образования указанного земельного участка 05.03.2005 г. законодательством предусматривался запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, на которых сосредоточены объекты Всемирного наследия Юнеско. ООО «ЗемСтройПроект» в рамках выполнения работ по определению береговой линии озера Байкал по государственному контракту составлен картографический материал. Согласно информации ООО «ЗемСтройПроект» земельный участок с кадастровым номером № расположен в водоохраной зоне озера Байкал. Кроме того, установлено, что границы спорного земельного участка частично пересекают границы лесного фонда. По заключению Рослесинфорга, площадь пересечения с землями лесного фонда составляет 256 кв.м. В силу ст. 19 Лесного кодекса РФ (по состоянию на 01.02.2008) лесной фонд находился в федеральной собственности. Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда Байкальского лесничества зарегистрировано в установленном порядке 06.02.2008. По материалам лесоустройства и до регистрации права собственности РФ на земли лесного фонда имелось пересечение границ с землями лесного фонда по материалам лесоустройства 1997-1998 г.г. В случае наличия права собственности на земельный участок одновременно у двух субъектов оно подлежит признанию отсутствующим. Принимая во внимание, что земельный участок поставлен на кадастровый учет в отсутствие волеизъявления уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение лесным фондом, имеются основания для снятия спорного участка с государственного кадастрового учета. Сделка по предоставлению в собственность Х. земельного участка является ничтожной, как и все последующие сделки. Признание права отсутствующим будет являться основанием для погашения в ЕГРН записи о собственнике земельного участка. Избранный способ защиты права является эффективным способом судебной защиты и другие способы, как истребование участка, признание сделки недействительной в данном случае неприемлемы. Спорный земельный участок сформирован из разных категорий земель, относящихся к государственной собственности и включающих в себя земли лесного фонда, а также земли иных категорий, никогда не передававшихся Российской Федерацией в частную собственность. Кроме того, создана угроза причинения вреда озеру Байкал в целях возможного неправомерного использования участков для производственных целей (в соответствии с целевым назначением). Спорный земельный участок не огорожен, фактически не используется.
В судебном заседании прокурор Качина Е.Г. поддержала заявленные исковые требования.
Ответчики Бабинцев Н.С., Бабинцев С.С., представители ответчиков Агаев Д.С., Саенко И.В., Саенко Ю.В., представители третьих лиц – Байкальского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Администрации муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия, Федерального агентства водных ресурсов в лице Енисейского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов, Межрегионального территориального управления Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были уведомлены о времени и месте рассмотрения дела. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Представитель третьего лица – Республиканского агентства лесного хозяйства Капорская Л.И. пояснила, что пересечение земельного участка с землями лесного фонда установлено материалами лесоустройства.
В отзыве представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия Раднаев Т.Т. отметил, что земельный участок с кадастровым номером № зарегистрирован на праве собственности по 1/2 доле за Бабинцевым Н.С., Бабинцевым С.С. 4.05.2018 г. <адрес> района РБ входит с границы Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Границы участка всемирного природного наследия озеро Байкал совпадают с границами ЦЭЗ БПТ за исключением крупных промышленных городов, не включенных в участок всемирного наследия. Требования Восточно-Байкальского прокурора межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
В предварительном судебном заседании представители ответчиков против исковых требований возражали, полагая, что истцом неверно избран способ защиты нарушенного права. Границы водного объекта фактически не определены, а потому утверждать, что спорные земельные участки находятся в границах водного объекта, не представляется возможным. Более того, не убедившись в том, что на момент номинации озера Байкал на включение его в список объектов Всемирного наследия Юнеско, его границы подразумевали именно Центральную экологическую зону, нельзя утверждать, что спорные земельные участки на момент их образования входили в указанные границы. Частичное пересечение с землями лесного фонда не является основанием для признания зарегистрированного права на земельный участок в целом отсутствующим.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как указано, иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц в связи с нарушением установленного запрета на предоставление в частную собственность земельных участков, на которых сосредоточены объекты Всемирного наследия Юнеско, а также в связи с пересечением границ спорного земельного участка с землями лесного фонда, находящихся исключительно в федеральной собственности.
В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об охране озера Байкал», Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
Границы водоохраной зоны и границы рыбоохранной зоны озера Байкал утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ).
Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 №1641-р утверждены границы Байкальской природной территории и ее экологических зон.
Указанным распоряжением утверждены границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в которую включена территория озера Байкал, а также территория водоохранной зоны озера Байкал, установленная постановлением Совета Министров СССР от 21 января 1969 г. N 52 "О мерах по сохранению и рациональному использованию природных комплексов бассейна озера Байкал" и постановлением Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 13 апреля 1987 г. N 434 "О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал в 1987 - 1995 годах".
В частности, постановлением Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 13 апреля 1987 г. N 434 "О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал в 1987 - 1995 годах" был утвержден перечень районов Бурятской АССР, в который был включен, в том числе Кабанский район Республики Бурятия.
На XX сессии комитета ЮНЕСКО озеро Байкал и прилегающая к нему территория включены в Список всемирного наследия.
При включении озера Байкал и прилегающей к нему территории в Список всемирного наследия, государством разработана и предоставлена Комиссии ЮНЕСКО комплексная федеральная программа по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 25.11.1994 № 1306. В указанной программе сформулированы основные цели, задачи и пути решения вопросов по охране уникальной экологической среды озера, гарантированные перед мировым сообществом.
Программой предусмотрено, что стабилизация и частичное улучшение экологической обстановки возможно только при снижении негативного воздействия на отдельные природные сферы, особенно в тех районах, где велика уязвимость экосистем.
С учетом особого влияния на экосистему озера Байкал Центральной экологической зоны, включающей озеро Байкал, водоохранную зону, особо охраняемые природные территории, законодательством установлены особые требования к осуществлению деятельности в границах данной зоны.
Согласно ч. 2 и 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Установлено и никем не оспаривается, что земельный участок с кадастровым номером № принадлежат на праве собственности ответчикам.
История образования участка такова, что изначально земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет 5.03.2005 г. Указанный земельный участок принадлежал на праве постоянного пользования АО «Снежное» в соответствии со свидетельством о бессрочном (постоянном) пользовании от 14.01.1998 г. №, выданном на основании постановления Кабанской районной администрации от 16.07.1997 г. №. 11.04.2005 г. из указанного земельного участка были образованы ряд земельных участков, в том числе №. Затем земельный участок № предоставлен Х. постановлением Администрации Кабанского района от 14.03.2005 г. № под рейд для перевалки леса. Заключен договор купли-продажи (купчая) земельного участка № от 20.07.2005 г. 11.08.2005 г. в ЕГРН зарегистрирован переход права на указанный земельный участок от Х. Ш. по договору купли-продажи недвижимого имущества от 27.10.2005 г. 23.11.2005 г. зарегистрирован переход от Ш. к Бабинцеву С.П. по договору купли-продажи недвижимого имущества от 3.09.2008 г. 2.10.2009 г. Бабинцевым С.П. земельный участок передан ООО «Звезда Байкала плюс» в качестве вклада уставный капитал. 6.11.2010 г. вновь зарегистрирован за Бабинцевым С.П. 31.12.2010 г. по договору дарения долей от 21.12.2010 г. земельный участок зарегистрирован за Бабинцевыми Н.С., С.С. 4 мая 2018 г. земельный участок с кадастровым номером № разделен на 9 земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №. Исходя из запрошенных судом сведений из ЕРГН спорный земельный участок до настоящего времени принадлежат ответчикам. Вид разрешенного использования - для производственных целей.
Из информации ООО «ЗемСтройПроект» от 9.01.2020 г. № следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером № находится в водоохранной зоне озера Байкал.
Дополнительно представленные представителем истца в судебном заседании приложения 1,2 и 3 (картографический материал) к указанному письму ООО «ЗемСтройПроект» по убеждению суда свидетельствуют о нахождении спорного земельного участка в водоохраной зоне оз. Байкал и в границах объекта ЮНЕСКО, а потому в силу указанных требований закона не может находиться в частной собственности.
Для определения нахождения земель в Центральной экологической зоне, вопреки позиции представителей ответчиков, по мнению суда, нет необходимости запрашивать в ЮНЕСКО и государственной Думе Российской Федерации текст первоначального проекта закона и местоположение о границах оз. Байкал, поскольку из текста официального сообщения о включении оз.Байкал в список участников мирового наследия, а также из представленного Бурятским государственным университетом перевода параграфа 754 решения XX сессии комитета ЮНЕСКО, следует, что границы участка мирового наследия изменены и включают «центральную зону» согласно определению, данному в Законе о Байкале.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 года № 1641-р утверждено описание границ центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Из комплексного анализа вышеуказанного решения и положений Федерального закона «Об охране озера Байкал», следует, что под объектом, включенным в список всемирного природного наследия, подразумевается Центральная экологическая зона Байкальской природной территории, за исключением 5 урбанизированных городов. Сомнения представителей ответчиков в этой части суд находит несостоятельными.
При этом отсутствие на кадастровом учете границ береговой полосы, водоохранной зоны озера Байкал не свидетельствует об отсутствии ограничений при обороте земельных участков.
Кроме того, установлено, что границы спорного земельного участка, частично пересекаются с границами лесного фонда. Данное обстоятельство подтверждается заключением от Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» №, согласно которому выявлено пересечение с землями лесного фонда, имеющим следующее местоположение: МО «Кабанский район», Бабушкинское лесничество, Выдринское участковое лесничество, квартал 1 часть выдела 1. Площадь пересечения с землями лесного фонда составила 256 кв.м.
Пересечение спорного земельного участка с землями лесного фонда подтверждается представленными представителем РАЛХ Капорской Л.И. в судебном заседании материалами лесоустройства.
В силу ст. 19 Лесного кодекса РФ (по состоянию на 01.02.2008) лесной фонд находился в федеральной собственности.
Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда Байкальского лесничества зарегистрировано в установленном порядке 06.02.2008.
Между тем, и до регистрации права собственности РФ на земли лесного фонда имелось пересечение границ с землями лесного фонда по материалам лесоустройства 1997-1998 г.г. Вывод истца о том, что в случае наличия права собственности на земельный участок одновременно у двух субъектов оно подлежит признанию отсутствующим, является обоснованным.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
В данном случае, волеизъявления Российской Федерации на постановку первоначального земельного участка Х. не кадастровый учет не имелось, а потому имеются основания для снятия образованных из него в последующем земельных участков с указанного учета. Сделка по предоставлению в собственность Х. земельного участка является ничтожной, как и все последующие сделки.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в п. 52 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Признание права отсутствующим является основанием для погашения в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество записи о собственнике земельного участка и направлено на устранение нарушений путем соответствующих регистрационных процедур. При применении указанного способа защиты дата регистрации права собственности не имеет юридического значения, так как права на земельные участки, возникшие до дня вступления в силу ФЗ от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются действующими вне зависимости от даты внесения о них сведений в единый реестр прав на недвижимое имущество.
Российская Федерация в отношении указанных земель в лице уполномоченных органов реализовывала властно-распорядительные полномочия собственника, проводила лесоустройство, таксацию, территориальное устройство лесов, вносила сведения в лесной реестр, принимала меры по государственной регистрации права собственности в ЕГРН.
В данном случае неприменимы иные способы защиты права, в том числе истребование участка, признание сделки недействительной, по следующим основаниям. Истребование земельного участка из незаконного владения фактически направлено на восстановление положения, существовавшего до нарушения права и возможно в случае, если право владения действительно было передано и фактически реализовывалось лицом, но возникло незаконно.
Предметом таких требований является возврат имущества в натуре в том виде, в котором изначально передан во владение.
Применяемый способ защиты права должен обеспечить эффективную защиту нарушенных прав. А целью оспаривания сделок является применение последствий их недействительности в виде возврата сторон в первоначальное положение.
Истребование (виндикация), как и применение последствий недействительности сделок, в данном случае не достигнет целей судебной защиты и не могут быть применены, так как имущество не выбывало из владения Российской Федерации, ответчики во владение не вступили. Справкой о результатах геодезической съемки Управления Росреестра по РБ от 2.10.2019 г. подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером № фактически не огорожен.
В силу ч. 1 чт. 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Истребование имущества из незаконного владения (виндикация) или применение последствий недействительности сделок повлечет возврат участка Администрации муниципального образования «Кабанский район», то есть органу, который не может являться собственником участков в силу закона.
Спорный участок никогда не передавалялся Российской Федерацией в частную собственность, а заявленные требования направлены на оспаривание зарегистрированного права лица, не вступившего во владение, не использовавшего указанную землю.
Кроме того, убедительными представляются доводы о создании угрозы причинения вреда озеру Байкал вследствие возможного неправомерного использования участков для производственных целей (в соответствии с целевым назначением), поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 № 643, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещен целый ряд видов производственной деятельности.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании ч.1 ст. 103 ГПК РФ с ответчиков Бабинцева Н.С., Бабинцева С.С. подлежит взысканию госпошлина по 300 руб. в доход МО «Кабанский район».
Обеспечительные меры по определению Кабанского районного суда Республики Бурятия от 10.02.2020 г. должны быть сохранены до исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Иск Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Бабинцеву Н.С., Бабинцеву С.С. удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Бабинцева Н.С., Бабинцева С.С. на земельный участок с кадастровым номером: №.
Признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером №.
Снять земельный участок с кадастровым номером № с государственного кадастрового учета.
Взыскать с Бабинцева Н.С., Бабинцева С.С. в бюджет муниципального образования «Кабанский район» государственную пошлину в сумме по 300 рублей.
Обеспечительные меры по определению Кабанского районного суда Республики Бурятия от 18.02.2019 г.:
Запретить Бабинцеву Н.С., <данные изъяты>, Бабинцеву С.С., <данные изъяты> совершать действия по отчуждению земельного участка с кадастровым номером №.
Запретить Бабинцеву Н.С., <данные изъяты>, Бабинцеву С.С., <данные изъяты>, совершать действия, связанные с изменением характеристик земельного участка с кадастровым номером №.
Запретить Управлению Росреестра по Республике Бурятия совершать любые действия по регистрации сделок с указанным земельным участком, а также вносить в ЕГРН сведения об изменениях характеристик указанного земельного участка, сохранить до исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Дмитриев А.Ю.