Дело №2а-3/2024
73RS0003-01-2023-002931-07
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ульяновск 22 января 2024 г.
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Надршиной Т.И.,
при секретаре Ереминой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3/2024по административному иску Крупнова С.Г. к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, начальнику Федерального казенного учреждения Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области Бобровскому С.В,, УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России, ФКУЗ «МСЧ №73 ФСИН России по Ульяновской области» о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания,
у с т а н о в и л :
Крупнов С.Г. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, начальнику Федерального казенного учреждения Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области Бобровскому С.В,, УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России, ФКУЗ «МСЧ №73 ФСИН России по Ульяновской области» о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
В обоснование административного иска указал, что в период его содержания в ФКУ «Следственный изолятор № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были нарушены его законные права, в том числе на получение медицинской помощи.
Административный истец страдает <данные изъяты>
В период содержания в ФКУ «Следственный изолятор № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области наблюдение за состоянием здоровья административного истца проведено не в полном объеме, а именно: осмотр врачом-инфекционистом, комплексные обследования, обследования узкими специалистами, лабораторные исследования не проводились. Также административному истцу не были назначены необходимые для поддержания здоровья медицинские препараты.
В связи с отсутствием надлежащего качества медицинской помощи, административный истец испытывал ежедневные моральные страдания.
Также административный истец указывает, что условия его содержания не отвечали правилам обращения с заключенными, а именно: в камере присутствовал грибок на стенах и потолке, отсутствовала система искусственной вентиляции, с потолка и стен осыпалась штукатурка, полы непригодны содержания спецконтингента.
Указанными действиями ответчика по ненадлежащему содержанию административному истцу был нанесен моральный вред, который он оценивает в <данные изъяты>
В связи с чем, административный истец просил суд признать незаконными действия администрации ФКУ «Следственный изолятор № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, ФКУЗ «МСЧ №73 ФСИН России по Ульяновской области» по его содержанию в ненадлежащих условиях, а также взыскать с административных ответчиков компенсацию в размере 100 000 рублей.
В судебном заседании административный истец Крупнов С.Г., участие которого в судебном заседании обеспечено посредством системы видеоконференц-связи, уточнил заявленные административные исковые требования, просил признать незаконными действия администрации ФКУ «Следственный изолятор № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, ФКУЗ «МСЧ №73 ФСИН России по Ульяновской области» по его содержанию в ненадлежащих условиях, а также взыскать с ФКУ «Следственный изолятор № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей за ненадлежащие условия содержания, взыскать с ФКУЗ «МСЧ №73 ФСИН России по Ульяновской области» компенсацию 50 000 рублей за ненадлежащее оказание медицинских услуг.
Представитель административных ответчиков ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области» и начальника ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области» Бобровского С.В. – Рабани Д.Г. в судебном заседании административный иск с учетом уточнения не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области Мошков А.Ю. в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска с учетом уточнения отказать, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель административного ответчика ФКУЗ «МСЧ №73 ФСИН России по Ульяновской области» Молчанова С.А.в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях и ранее данные пояснения.
Представители заинтересованных лиц Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ), при этом обязанность доказывания нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца возложена на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226КАС РФ).
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1 статьи 84 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что административный истец Крупнов С.Г. осужден ДД.ММ.ГГГГ МС СУ № 73 Вятскопоянского с/p Кировской области по ст. 160 ч. 1, 69 ч. 5 УК РФ к <данные изъяты>. Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области содержится с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Прибыл на основании постановления СО ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ в качестве подозреваемого (срок до ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно данным камерной карточки истец по прибытию в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области был помещен в камеру №, где содержится по настоящее время.
Камера № расположена на внутреннем посту № первого этажа режимного корпуса №. Системы холодного водоснабжения и канализации в данной камере находятся в исправном состоянии. Камеры внутреннего поста № оснащены принудительной приточной вентиляцией, находящейся в исправном состоянии. Общая площадь камеры № составляет <данные изъяты> кв. метров, жилая площадь составляет <данные изъяты> кв. метров. Камера рассчитана на 11 человек, исходя из 4 кв. метров на одного человека. Имеется два окна с форточкой, что обеспечивает доступ свежего воздуха. Полы камеры оснащены деревянным настилом. В данной камере напольная чаша и умывальник размещаются в кабине с дверью изолированной перегородкой из кирпича и сотового поликарбоната до потолка, что обеспечивает приватность при исправлении естественных нужд. Камера № оборудована согласно Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России (СП 15-01 Минюста России) от 2001 года и Приказа Минюста России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», а именно: двухъярусными кроватями типа КДК 1-1-6 штук; столом и скамейками для приема пищи; шкафами для хранения продуктов питания; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену камеры; подставкой под бак для питьевой воды; баком для питьевой воды; урной для мусора; радиодинамиком; светильниками дневного света - 2 шт. и ночного света - 1 шт.; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; кнопкой вызова представителя администрации; розеткой электрической - 1 штука; напольной чашей; умывальником; предметами для уборки камеры.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Ульяновской области в ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка исполнения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области требований законодательства об условиях содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, соблюдения требований о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также требований пожарной безопасности.
В ходе указанной проверки было установлено, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области не обеспечено соблюдение требований санитарных правил и норм.
Вышеуказанные нарушения требований о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения послужили основанием для обращения прокурора Ульяновской области с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также пожарной безопасности путем выполнения мероприятий.
Решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора были удовлетворены, на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области возложена в том числе обязанность в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по приведению помещений камер, коридоров постов и прогулочных двориков, карцеров №№, 5-7, в соответствие с требованиями пункта 2.7 №, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; в случае отсутствии и (или) недостаточности у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области денежных средств для выполнения возложенных обязанностей на ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области возложена обязанность обеспечить необходимое финансирование ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области для выполнения указанных мероприятий.
Апелляционным определением Ульяновского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда оставлено без изменения.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» одним из принципов деятельности уголовно-исполнительной системы является уважение прав человека.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу определяет и регулирует Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В силу ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности.
На основании статьи 16 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в следственных изоляторах действуют правила внутреннего распорядка.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 04.07.2022 №110 регламентируют внутренний распорядок следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов УИС) при реализации предусмотренных Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» порядка и условий содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, обеспечения их изоляции, охраны их прав и законных интересов, исполнения ими своих обязанностей (далее Правила).
Согласно пункту 40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, администрация СИЗО обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрена обязанность учреждений уголовно-исполнительной системы по обеспечению надлежащих материально-бытовых условий содержания подозреваемых и обвиняемых, а также соблюдению требований санитарии. При недостаточности денежных средств у учреждения ответственность по его обязательствам должна быть возложена на ФСИН России.
Согласно статье 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статья 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» наделяет граждан правом на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
При этом, в силу ст. 1 данного Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Статьей 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 №44 утверждены санитарные правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», которые направлены на охрану жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выполнению работ и предоставлению гостиничных, медицинских, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд (далее - услуги), а также к используемым хозяйствующими субъектами зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию и транспортным средствам.
В силу пункта 2.7 указанных санитарных правил, покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств. В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.
Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всехперед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Согласно п. 4 данного постановления нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.
Следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
Из пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.02.2018 № 47 разъяснено, что в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Согласно пункту 14 указанного постановления условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо не предоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 УИК РФ).
В материалах дела имеются доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что Крупнов С.Г. содержался в камере № с ДД.ММ.ГГГГ, которая не отвечает обязательным санитарно-эпидемиологическим требованиям, поскольку в камере имеются признаки поражения стен грибком, дефекты и повреждения штукатурки и краски на стенах.
Наличие в помещении камеры грибковых образований создает угрозу здоровью содержащихся в камере лиц, в связи с чем, указанное нарушение санитарно-эпидемиологических требований не может быть отнесено судом к несущественным отклонениям от таких требований.
Доказательств проведения в камере № противогрибковых мероприятий (обработка стен и потолка соответствующими средствами) административными ответчиками не представлено.
Вместе с тем, отклонения от требований СП ДД.ММ.ГГГГ-20, в части наличия в камере №дефектов и повреждений штукатурки и краски на стенах, по мнению суда, не являются существенными и не могут рассматриваться в качестве нарушений ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Ульяновской области условий содержания Крупнова С.Г.
Доводы Крупнова С.Г. о нарушении в камерах параметров микроклимата (отсутствие вентиляции, повышенная влажность) опровергаются заключением филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, согласно которому, в ходе измерений параметров микроклимата в камере №, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что параметры микроклимата в помещениях ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области соответствуют требования СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Из материалов дела следует, что фактов непригодности полов для содержания спецконтингента в камере № за период содержания Крупнова С.Г. не установлено.
Каких-либо иных доводов, либо сведений, свидетельствующих об иных нарушениях условий содержания Крупнова С.Г. в камере №ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела установлено, что при содержании Крупнова С.Г. в камере № административным ответчиком, в нарушение пункта 2.7 Санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20, было допущено наличие на стенах камеры признаков поражения грибком, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований и признании незаконными действий (бездействия) ФКУ СИЗО № УФСИН России по Ульяновской области», выразившихся в содержании Крупнова С.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ в камере №, на стенах которой имеются признаки поражения грибком.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
В соответствии со ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Согласно ч.2 ст.11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (часть 11 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.3 ст.82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 №1466 утверждены Правила оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы, согласно пункту 4 которых лицам, лишенным свободы, оказываются все виды медицинской помощи с соблюдением порядков их оказания и на основе стандартов медицинской помощи.
При разрешении требований административного истца к ФКУЗ «МСЧ №73 ФСИН России по Ульяновской области», суд полагает необходимым отметить, что требования истца заявлены в рамках административного судопроизводства и были направлены на признание действий должностных лиц учреждения незаконными, заявлены требования о компенсации в связи с ненадлежащим оказанием медицинской помощи.
В Постановлении Пленума от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» Верховный Суд Российской Федерации указал, что при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", часть 7 статьи 101 УИК РФ).
При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (статья 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 84 КАС РФ).
В ходе судебного разбирательства судом по ходатайству административного истца по делу была назначена комплексная судебно-медицинская экспертиза.
Согласно выводов заключения судебно-медицинской экспертизы ГКУЗ «Ульяновское областное бюро судебной медицинской экспертизы» №-КМ от ДД.ММ.ГГГГ установлено следующее.
Согласно представленной медицинской карте пациента, получающего помощь в амбулаторных условиях № ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России:
- ДД.ММ.ГГГГ Крупнов С.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., был осмотрен фельдшером. При осмотре Крупнов С.Г. предъявлял жалобы на влажный кашель. При объективном осмотре: Состояние удовлетворительное. Зев чистый. Миндалины не увеличены. В легких дыхание везикулярное, влажные хрипы. АД (артериальное давление) 130/70 мм.рт.ст. PS (пульс) 72 в минуту. Температура тела 36,0 градусов Цельсия. На основании жалоб и объективных данных был выставлен следующий диагноз: «<данные изъяты>. Назначено: таблетки «Амброксол», по 1 таблетке 2 раза в день № (5 дней), обильное питье, отказ от курения. В представленной медицинской карте имеется лист назначений из которого следует, что ФИО4 получал назначенное лечение в течении 5-ти дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
- ДД.ММ.ГГГГ Крупнов С.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., был осмотрен врачом инфекционистом. При осмотре Крупнов С.Г. предъявлял жалобы на боли в области правого подреберья, особенно после приема НПВС (нестероидных противовоспалительных средств). Из анамнеза известно: <данные изъяты>) около 20 лет. В ДД.ММ.ГГГГ начал обследование для противовирусной терапии ХВГС ПППД (препаратами прямого противовирусного действия), но оказался в местах лишения свободы. Периодически принимает гепатопротекторы. На их фоне отмечает улучшение самочувствия. Биохимический анализ крови от ДД.ММ.ГГГГ: AJ1T 18 ед/л, ACT 27 ед/л, билирубин общий 6 мг/л. Маркеры вирусных гепатитов от ДД.ММ.ГГГГ: HbsAg отрицательный, анетитела к HCV положительный. Со слов, по данным эластографии печени от 2021 определен фиброз F1 - незначительный фиброз. При объективном осмотре выявлено следующее: Состояние удовлетворительное. Температура тела 36,5 градусов Цельсия. Кожа и склеры обычной окраски, сыпи нет. Живот мягкий, безболезненный. Печень по краю реберной дуги, безболезненна, край закруглен. Стул и мочеиспускание в норме. На основании жалоб, анамнеза и объективных данных был выставлен следующий диагноз: «<данные изъяты>
При анализе представленной медицинской карты в рамках настоящей экспертизы установлены следующие дефекты (недостатки)медицинской помощи, оказанной Крупнову С.Г. в ФКУЗ МСЧ №73 УФСИН России по Ульяновской области:
- в нарушение п. 26 «Порядка оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы», утвержденным приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № после прибытия в ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Ульяновской области Крупнов С.Г. не проведена флюорография легких или рентгенография органов грудной клетки (легких) и клиническая лабораторная диагностика с целью выявления туберкулеза, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем (Отказ Крупнова С.Г. от проведения вышеуказанных исследований в представленных медицинских документах отсутствует).
В соответствии с вышеуказанным порядком, все лица, доставленные в СИЗО, кроме следующих транзитом, в срок не более трех рабочих дней со дня их прибытия осматриваются врачом-терапевтом (врачом общей практики) или фельдшером (в соответствие с вышеуказанным порядком Крупнов С.Г. был осмотрен ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в день прибытия).
Для выявления туберкулеза, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем, и других заболеваний проводятся флюорография легких или рентгенография органов грудной клетки (легких) и клиническая лабораторная диагностика. При наличии медицинских показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов (назначения и результаты вышеуказанных исследований, а так же отказ Крупного С.Г. от прохождения данных исследований, в представленной медицинской карте отсутствуют).
-в нарушение п. 2.1 приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» при первичном осмотре Крупнова С.Г. фельдшером не собран анамнез заболевания и жизни (полностью отсутствуют),дневниковая запись малоинформативная (нет упоминания о наличии у пациента хронического заболевания - <данные изъяты> С, не отражен перенесенный туберкулез в анамнезе).Кроме того, с учетом выставленного диагноза и назначенного лечения, не назначен повторный осмотр с целью контроля эффективности лечения и оценки динамики заболевания.
- в нарушение клинических рекомендаций Минздрава России <данные изъяты>» от 2021 (ID655)выставленный диагноз «Бронхит курильщика» является не корректным, не соответствует требованиям вышеуказанных клинических рекомендаций.
- в нарушение клинических рекомендаций Минздрава России «<данные изъяты>» от 2021 (ID655)не проведена оценка индекса курящего человека (пачек-лет), не проведена оценка характера кашля, не выполнена оценка частоты обострений, не выполнена пульсоксиметрия.
-в нарушение Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-Ф3 не оформлен письменный отказ Крупного С.Г. от медицинского вмешательства и лечения (отказ от проведения биохимического анализа крови и от выдачи направления на применение лекарственных средств). Согласно части 3 ст. 20 вышеуказанного Федерального закона гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. Согласно части 4 ст. 20 вышеуказанного Федерального закона при отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа Согласно части 7 ст. 20 вышеуказанного Федерального закона информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства содержитсяв медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
- в нарушение «Стандарта медицинской помощи взрослым при хроническом вирусном ФИО12 (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение)», утвержденного приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н и клинических рекомендаций Минздрава России «<данные изъяты>» от 2021 года (ID516) не проведены: молекулярно генетическое исследование методом ПЦР (на этапе диагностики заболевания и последующего контроля лечения),ультразвуковое исследование органов брюшной полости, биохимический анализ крови общетерапевтический, определение степени фиброза печени методом эластометрии или альтернативным способом - путем расчета индекса фиброза печени по лабораторным показателям биохимического анализа крови.
- в представленной медицинской карте при осмотре Крупнова С.Г. врачом инфекционистом в анамнезе указано, что в ДД.ММ.ГГГГ ему была проведена эластография печени, по результатам которой диагностирован <данные изъяты>. С учетом возможного утяжеления стадии фиброза за последние 2 года, на момент осмотра ДД.ММ.ГГГГ врачом инфекционистом Крупнову С.Г. необходимо было назначить повторное определение степени фиброза печени методом эластометрии или, в качестве альтернативного метода, путем расчета индекса фиброза печени по показателям биохимического анализа крови. Согласно представленной медицинской карте эластометрия Крупнову С.Г. не назначалась, в карте имеется запись, что Крупнову С.Г. необходимо проведение биохимического анализа крови от проведения которого он отказался, однако письменный отказ не был оформлен;
- помимо диагноза «<данные изъяты>» врачом инфекционистом при осмотре Крупнова С.Г. ДД.ММ.ГГГГ были выставлены следующие диагнозы (под вопросом): «<данные изъяты>
- в дневниковой записи врача инфекциониста от ДД.ММ.ГГГГ имеется запись, что Крупнову С.Г. необходимо проведение молекулярно-генетического исследования методом ПЦР с определением генотипа вируса для назначения схемы противовирусной терапии, однако направления на данное исследование и отказа Крупного С.Г. от данного вида исследования в представленной карте не имеется.
Анализируя вышеизложенное, экспертная комиссия пришла к выводу, что медицинская помощь в ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Ульяновской оказана Крупнову С.Г. не в полном объеме (выявленные дефекты относятся к дефектом ведения медицинской документации и диагностики заболевания), т.е. ненадлежащим образом.
Согласно клиническим рекомендациям Минздрава России «<данные изъяты> от 2021 года (ID516) цель лечения ХВГС - элиминация ВГС (вируса ФИО12) для профилактики осложнений ХВГС, улучшение качества жизни и предотвращение дальнейшей передачи ВГС в популяции. Противовирусное лечение рекомендуется проводить всем пациентам с ХВГС, независимо от наличия ЦП (цирроза печени), с целью излечения от инфекции. Для лечения ХВГС применяются противовирусные препараты прямого действия (ПППД).ПППД представляют собой ингибиторы различных неструктурных белков вируса. Выбор препаратов для лечения и длительность лечения зависят от стадии фиброза, наличия и класса ЦП, ГТ (генотипа)вируса, опыта предшествующей терапии ХВГС, наличия сопутствующих заболеваний (в частности, хронической болезни почек (ХБП)),некоторых препаратов сопутствующей терапии. В зависимости от эффективности при различных ГТ выделяют пангенотипные схемы (эффективны при всех ГТ вируса) и генотип-специфические (эффективны только при определенных ГТ ВГС). Таким образом, назначение противовирусной терапии при ХВГС возможно только после проведения лабораторной и инструментальной диагностики заболевания, которая направлена на подтверждение диагноза, определение генотипа вируса и стадии фиброза и класса цирроза печени (при его наличии). Ввиду того, что Крупнову С.Г. в ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Ульяновской не проведена лабораторная и инструментальная диагностика, определить нуждается ли он в назначении противовирусной терапии, не представляется возможным.
Согласно клиническим рекомендациям Минздрава России «Хронический вирусный ФИО12» от 2021 года (ID516) специфическая профилактика хронического вирусного ФИО12 в настоящее время не разработана. Пациентам с хроническим вирусным ФИО12 рекомендуется вакцинация против гепатита А и В для предотвращения инфицирования этими вирусами, кроме того, с целью профилактики обострений хронического вирусного ФИО12 рекомендуется соблюдение диеты, отказ от употребления алкоголя и соблюдение здорового образа жизни. Анализируя вышеизложенное можно высказаться о том, что ФИО4 не нуждался в назначении профилактического лечения.
Ответственность за выполнение требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных, возложена на администрацию исправительного учреждения, на базе которого осуществляется медицинская помощь осужденному Крупнову С.Г.
С учетом анализа представленных доказательств, суд приходит к выводу о допущенных со стороны ФКУЗ «МСЧ №73 ФСИН России по Ульяновской области» в период пребывания Крупнова С.Г. в ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области», требований действующего законодательства, связанных с оказанием медицинской помощи.
Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования Крупнова С.Г. о признании ненадлежащими условий его содержания в части необеспечения в полном объеме права на медицинское обслуживание также подлежат удовлетворению.
Административным истцом Крупновым С.Г. также заявлены требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Согласно п.п. 2, 3 ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.
В соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 4 статьи 227.1 КАС РФ установлено, что при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
Из представленных ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области в суд сведений следует, что Крупнов С.Г. за период содержания в камере № не обращался в администрацию следственного изолятора с жалобами на условия содержания и на отсутствие медицинского обслуживания.
В материалах дела отсутствуют доказательств претерпевания административным истцом физических и нравственных страданий по причине нахождения в камере, в которой на стенах имелись следы поражения грибком.
Содержание в камере, состояние которой не соответствовало санитарным нормам, необеспечения в полном объеме его права на медицинское обслуживание не является безусловным фактом причинения Крупнову С.Г. страданий в более высокой степени, чем тот уровень лишений, который неизбежен при принудительном лишении свободы, и не может свидетельствовать о бесчеловечном обращении со стороны административного ответчика.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца о компенсации морального вреда за нарушение ФКУ «СИЗО №1 УФСИН России по Ульяновской области» условий содержания Крупнова С.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, а также о компенсации морального вреда за нарушение ФКУЗ «МСЧ №73 ФСИН России по Ульяновской области» условий его содержания в части необеспечения в полном объеме права на медицинское обслуживание.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административные исковые требования Крупнова С.Г, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, выразившиеся в ненадлежащих условиях содержания Крупнова С.Г. под стражей, а именно, содержание Крупнова С.Г. в помещении, имеющем признаки поражения грибком стен.
Признать незаконными действия (бездействие) ФКУЗ «МСЧ №73 ФСИН России по Ульяновской области», выразившиеся в ненадлежащих условиях содержания под стражей в части необеспечения Крупнова С.Г. в полном объеме права на медицинское обслуживание.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Крупнова С.Г. отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.И. Надршина