Дело № 2а-1569/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 декабря 2020 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Макаренко Н.О.,
при секретаре Горбуновой Т.Н.,
помощник судьи Еремеева Н.С.,
с участием представителя административного истца старшего помощника Томского транспортного прокурора Цыганкова Н.А., представителя административного ответчика Рысина Э.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению Томского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области о признании действия по освидетельствованию маломерного судна без применения газоанализатора незаконным, заключения по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна недействительным, обязании исключить из журнала учета технических освидетельствований маломерных судов запись об освидетельствовании,
установил:
Томский транспортный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области (далее – ГУ МЧС России по Томской области), в котором с учетом уточнения заявленных требований просит признать действие центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Томской области (ИНН 7017106784, КПП 701701001, дата постановки на учет 02.12.2004) по освидетельствованию 06.07.20210 маломерного судна <данные изъяты> по заявлению Ворониной С.В. без применения газоанализатора незаконным; признать заключение центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Томской области (ИНН 7017106784, КПП 701701001, дата постановки на учет 02.12.2004) от 06.07.2020 по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна <данные изъяты> по заявлению Ворониной С.В. без применения газоанализатора недействительным; обязать Главное управление МЧС России по Томской области (ИНН 7017106784, КПП 701701001, дата постановки на учет 02.12.2004) исключить из журнала учета первичных и ежегодных технических освидетельствований маломерных судов Южно-Обского инспекторского участка Главного управления МЧС России по Томской области запись об освидетельствовании 06.07.2020 маломерного судна <данные изъяты> по заявлению Ворониной С.В..
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что Томской транспортной прокуратурой в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о порядке освидетельствования маломерных судов выявлены нарушения в деятельности центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Томской области, заключающиеся в том, что при прохождении 06.07.2020 технического освидетельствования моторного судна <данные изъяты> по заявлению Ворониной С.В. не был использован газоанализатор для проверки маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ. Причиной неприменения газоанализатора при данном освидетельствовании маломерного судна послужило истечение срока поверки данного оборудования 26.03.2020. Об указанных нарушениях прокуратурой 10.07.2020 руководителю Главного управления МЧС России по Томской области вносилось представление, по результатам рассмотрения которого поступил ответ от 12.08.2020, не содержащий принятых мер по надлежащему освидетельствованию маломерных судов с использованием годных к применению газоанализаторов. Неприменение ГИМС газоанализатора для проверки судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ создает опасность при эксплуатации маломерного судна, поскольку технический осмотр проведен не в полном объеме, а кроме того, возможным превышением допустимых норм выброса в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ может быть причинен вред экологии, что создает опасность нарушения прав и интересов граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник Томского транспортного прокурора Цыганков Н.А. заявленные требования поддержал в полном объеме с учётом их уточнения по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно суду пояснил, что неприменение ответчиком газоанализатора для проверки судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ создает опасность при эксплуатации маломерного судна, поскольку технический осмотр проведен не в полном объеме. Ввиду неиспользования газоанализатора может быть причинен вред экологии, поскольку выбросы в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ маломерным судном могут превышать допустимые нормы, чем может быть причинен вред здоровью людей. Кроме того, за превышение допустимых норм выброса маломерным судном в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ судовладелец может понести административную ответственность. Также пояснил, что обязанность применения газоанализатора при освидетельствовании маломерного судна закреплена в административном регламенте МЧС России от 18.10.2012 № 608.
Представитель административного ответчика Главного управления МЧС России по Томской области Рысин Э.И., действующий на основании доверенности №1-2-13 от 05.04.2020 сроком действия по 31.12.2020, полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поддержал все изложенное в письменных возражениях, где указал на ошибочное толкование административным истцом норм права, регулирующих порядок проведения технического освидетельствования маломерных судов. Так, освидетельствование маломерного судна как государственная услуга осуществляется в рамках административного регламента, предусмотренного приказом МЧС России № 608, в пункте 2.16-2.19 которого перечислены основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги, которые носят исключительный характер и не подлежат расширительному толкованию. Так, отсутствие газоанализатора у органа, осуществляющего процедуру освидетельствования маломерного судна, не может являться основанием для отказа в оказании государственной услуги. Кроме того, такой критерий ограниченности годности или негодности судна как выброс в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ в пунктах 3.15.1 и 3.15.2 приказа МЧС России № 608 отсутствует, в связи с чем должностное лицо при отсутствии недостатков, предусмотренных данными нормами, может принять единственное решение и признать маломерное судно годным. Также не включен в перечни «ограниченно годное» и «запрещенное к использованию», предусмотренные пунктами 2.9 и 2.12 приказа МЧС России № 501, такой критерий как проверка маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ. Соответственно, должностное лицо при проведении освидетельствования маломерного судна в случае отсутствия технических неисправностей не может принять никакого иного решения, кроме как годное. При этом факт неиспользования газоанализатора не может влиять на принятие решения должностного лица. В постановлении Правительства № 820, регламентирующем порядок проведения освидетельствования маломерного судна, также отсутствуют упоминания о проведении измерений на выброс в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ. Именно вследствие особенностей существующей нормативно-правовой базы должностное лицо, проводившее освидетельствование маломерного судна, признало его годным. Таким образом, государственная услуга оказана своевременно, законно и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Заинтересованное лицо Воронина С.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении судебного заседания не просила.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание заинтересованного лица.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы охраны атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», статьей 2 которого предусмотрено, что законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации, состоит из данного Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 1); законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха (пункт 2).
Пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещает производство и эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.
Согласно п. 4 ст. 17 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с абз. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» безопасность эксплуатации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
На основании п. 3 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пп. 4 и 8 п. 5 Положения о государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 № 835, государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда; проводит в установленном порядке регулярные проверки маломерных судов на соответствие нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
В пункте 6 вышеуказанного Положения закреплено, что государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свои функции через соответствующие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам, входящие в состав территориальных органов МЧС России, а также подразделения и организации МЧС России, осуществляющие государственный надзор, регистрационную и экзаменационную работу, патрульную службу, диагностику и проведение освидетельствований маломерных судов и другие функции в области пользования маломерными судами.
Исходя из содержания п. 1 Положения о Центре Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС Росси по Томской области (далее – Центр ГИМС), утвержденного приказом Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области от 15.07.2020 № 530 (далее – Положение), Центр ГИМС является структурным подразделением Главного управления МЧС России по Томской области и подчиняется начальнику ГУ МЧС по Томской области, заместителю руководителя ГУ МЧС по Томской области.
Согласно п. 5.3 данного Положения Центр ГИМС осуществляет классификацию маломерных судов, государственную регистрацию (в том числе регистрацию залога и других обременений), учет, освидетельствование маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.
В пункте 3 данного Положения закреплено, что Центр ГИМС осуществляет свою деятельность по вопросам, входящим в его компетенцию, во взаимодействии со структурными подразделениями ГУ МЧС России по Томской области, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Томской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
В силу п. 5.7 указанного Положения Центр ГИМС проводит в установленном порядке регулярные проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2002 № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» в целях реализации статьи 17 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Правительство Российской Федерации постановило проводить регулярные проверки на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее именуются - проверки) путевой техники, морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания, спортивных и прогулочных судов начиная с 2004 года.
Приказом МЧС России от 29.06.2005 № 501 утверждены Правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами.
В силу подпунктов 1.1 и 1.2 данные Правила технического надзора устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГИМС МЧС России), базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами. Технический надзор осуществляется должностными лицами Управления ГИМС МЧС России, территориальных органов ГИМС в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, а также соответствующих подразделений и организаций МЧС России (далее - подразделения ГИМС МЧС России) в порядке, определяемом МЧС России.
На основании п.п. 2.2, 2.6 Правил, технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров. По результатам первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров осуществляется классификация маломерных судов. Техническое освидетельствование маломерного судна проводится, как правило, на плаву.
Для определения годности маломерного судна к плаванию в соответствии с техническими требованиями предусматриваются три оценки его технического состояния: «годное», «ограниченно годное», «запрещенное к пользованию» (абзац 2 пункта 2.7 Правил).
Как следует из положений пункта 21 Правил классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 № 820, маломерное судно предъявляется к очередному освидетельствованию до начала его эксплуатации (для маломерных судов, не прошедших очередное освидетельствование во время классификации) или до истечения 5-летнего срока со дня предыдущего очередного освидетельствования. В случае временного отказа собственника маломерного судна от его эксплуатации маломерное судно предъявляется к очередному освидетельствованию до начала его эксплуатации.
Приказом МЧС России от 18.10.2012 № 608 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Административный регламент).
При предоставлении государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна, зарегистрированного в Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - маломерное судно), заявителями являются собственники маломерных судов или их законные представители (пункт 1.3 Административного регламента).
Предоставление государственной услуги осуществляется МЧС России, которое реализует свои полномочия в указанной области через подразделения ГИМС МЧС России (пункт 2.2 Административного регламента).
Конечным результатом предоставления государственной услуги является освидетельствование маломерного судна, успешное прохождение которого удостоверяется проставлением отметки в судовом билете о допуске маломерного судна к плаванию в безопасном районе, либо мотивированный отказ в проставлении такой отметки (пункт 2.5 Административного регламента).
Согласно п. 2.30 Административного регламента освидетельствование маломерных судов в процессе эксплуатации проводится на пунктах освидетельствования маломерных судов, а также на передвижных пунктах освидетельствования маломерных судов, которые организуются на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов или других, пригодных для этих целей местах. Передвижной пункт освидетельствования включает в себя, в частности, оборудование и мерительные инструменты, необходимые для проведения освидетельствования маломерного судна, в том числе газоанализатор.
В соответствии с п. 3.1 Административного регламента освидетельствование маломерного судна проводится в любом по выбору заявителя подразделении ГИМС, вне зависимости от места регистрации и стоянки маломерного судна. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: подача заявителем документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и осуществление их приема; получение заявителем сведений о ходе предоставления государственной услуги; тестирование маломерного судна с проведением испытаний на мореходные качества; тестирование маломерного судна в процессе эксплуатации; тестирование маломерного судна, подготовленного к переходу (перегону); тестирование маломерного судна после ремонта; оформление результатов и заключения о годности маломерного судна к плаванию; получение сведений о маломерном судне.
На основании п. 3.19 Административного регламента тестирование маломерного судна в процессе эксплуатации осуществляется на плаву. Маломерное судно на освидетельствование предъявляется в технически исправном состоянии.
Пунктом 3.21 Административного регламента предусмотрено, что административная процедура тестирования маломерного судна в процессе эксплуатации включает следующие действия: проведение осмотра маломерного судна; проверку состояния корпуса и надстроек маломерного судна; проверку неизменности эксплуатационно-технических характеристик маломерного судна, его технического состояния; проверку маломерных судов на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ; оформление результата выполнения административной процедуры.
Согласно п. 3.25 Административного регламента проверка маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ осуществляется с помощью газоанализатора.
В соответствии с п. 3.26 Административного регламента оформление результатов выполнения административной процедуры проводится в соответствии с пунктом 3.17 Административного регламента, согласно которому при оформлении результатов выполнения административной процедуры, на основании данных, полученных при испытаниях мореходных качеств маломерного судна, проводится расчет максимально допустимой мощности подвесных лодочных моторов и (или) стационарных двигателей, минимальной высоты надводного борта, определяется высота волны и удаление от берега или убежища, при которых маломерное судно может безопасно осуществлять плавание.
Таким образом, из смысла вышеуказанных норм следует, что при оформлении результатов проведения процедуры тестирования маломерного судна в процессе эксплуатации, включающей в себя проверку маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ при помощи газоанализатора, имеют значение полученные при испытаниях данные, на основании которых производятся расчеты, вносимые в заключение по результатам освидетельствования, и производится оценка годности маломерного судна к плаванию.
Проверка маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ является элементом освидетельствования маломерного судна и при его проведении в обязательном порядке должна быть выполнена. Следовательно, применение газоанализатора при проведении освидетельствования маломерного судна является обязательным условием.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, на основании заявления судовладельца о предоставлении государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна № 625 от 06.07.2020 Ворониной С.В. последней оказана государственная услуга по освидетельствованию принадлежащего ей маломерного судна – <данные изъяты>
На основании заключения по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна № 625 от 06.07.2020, маломерное судно – <данные изъяты> принадлежащее Ворониной С.В., признано государственным инспектором годным к эксплуатации, установлен район и условия плавания.
Данное заключение явилось основанием для внесения записи в журнал учета первичных и ежегодных технических освидетельствований маломерных судов Южно-Обского инспекторского участка ГУ МЧС России по Томской области под № 625.
Признавая судно годным к эксплуатации, государственный инспектор при этом каких-либо отметок о неприменении при оказании государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна газоанализатора в заключении не сделал, равно как и не указал на отсутствие выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Вместе с тем из справки старшего помощника Томского транспортного прокурора от 07.09.2020, составленной по результатам проверки порядка освидетельствования судов, следует, что Южно-Обской инспекторский участок Центра ГИМС в 2020 году проводил освидетельствование маломерных судов в отсутствие газоанализаторов, поскольку имеющийся газоанализатор не использовался по причине периода действия поверки до 26.03.2020. Таким образом, должностными лицами Южно-Обского инспекторского участка Центра ГИМС МЧС России по Томской области (д. Старая Шегарка, Шегарский район, Томская область) в период с 19.05.2020 по 05.09.2020 проведено техническое освидетельствование 85 маломерных судов в отсутствие применения газоанализатора.
Стороны в судебном заседании не оспаривали того обстоятельства, что проверка судна на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ при помощи газоанализатора не производилась, что также подтверждается представленным в материалы дела объяснением начальника Центра ГИМС ГУ МЧС России по Томской области ФИО1 от 10.09.2020.
По предоставленным на основании запроса заместителя Томского транспортного прокурора сведениям об оснащении инспекторских подразделений ГИМС газоанализаторами и алкотестерами видно, что срок поверки всех имеющихся в распоряжении ГИМС ГУ МЧС России по Томской области газоанализаторов истек 26.03.2020.
В заключении по результатам освидетельствования отметок государственного инспектора о том, что использование газоанализатора невозможно в связи с конструкцией мотора маломерного судна или несоответствия температурного режима и погодных условий установленным для проведения испытания с применением данного прибора, не имеется, как и не имеется отметок относительно отсутствия выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе в связи с выбросом таковых в воду.
При таких данных ссылка административного ответчика на отсутствие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна ввиду невозможности использования газоанализатора правового значения не имеет, поскольку вопреки доводам возражений на административный иск применение газоанализатора обязательно при прохождении административной процедуры тестирования маломерного судна в процессе эксплуатации, включающей в себя, в том числе, и проверку маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
В судебном заседании установлено, что в силу прямого указания закона применение газоанализатора обязательно при проведении административной процедуры тестирования маломерного судна в процессе эксплуатации, включающей в себя, в том числе, и проверку маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, однако, при проведении технического освидетельствования маломерного судна <данные изъяты> 06.07.2020 этого сделано не было, что свидетельствует о незаконности действий Центра ГИМС ГУ МЧС России по Томской области в указанной части, поскольку само по себе превышение установленных технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух уже является основанием для запрещения эксплуатации транспортного или иного передвижного средства в силу положений ст. 17 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Соответственно, при оформлении результатов проведения процедуры тестирования маломерного судна в процессе эксплуатации, включающей в себя проверку маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ при помощи газоанализатора, полученные при испытаниях данные имеют значение, они должны быть отражены в заключении по результатам освидетельствования, и в совокупности с иными данными оценены при даче заключения о годности маломерного судна к плаванию.
При таких данных, учитывая, что заключение по результатам технического освидетельствования от 06.07.2020 составлено без проверки маломерного судна <данные изъяты> на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, данное заключение должно быть признано недействительным, а запись о его проведении исключена из журнала учета первичных и ежегодных технических освидетельствований маломерных судов Южно-Обского инспекторского участка ГУ МЧС России по Томской области.
Признание маломерного судна годным к эксплуатации в нарушение процедуры технического освидетельствования посягает на безопасность неопределенного круга лиц при его эксплуатации, поскольку создает опасность нарушения прав и законных интересов граждан на благоприятную окружающую среду, может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан.
Неприменение при освидетельствовании прибора, предусмотренного административным регламентом, является нарушением порядка освидетельствования, а кроме того, может повлечь нарушение правил защиты окружающей среды.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что требования Томского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Томского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области о признании действий по освидетельствованию маломерного судна без применения газоанализатора незаконным, заключения по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна недействительным, обязании исключить из журнала учета технических освидетельствований маломерных судов запись об освидетельствовании удовлетворить.
Признать действие центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области по освидетельствованию 06.07.2020 маломерного судна <данные изъяты> по заявлению Ворониной С.В. без применения газоанализатора незаконным.
Признать заключение центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области от 06.07.2020 по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна <данные изъяты> по заявлению Ворониной С.В. без применения газоанализатора недействительным.
Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области исключить из журнала учета первичных и ежегодных технических освидетельствований маломерных судов Южно-Обского инспекторского участка Главного управления МЧС России по Томской области запись об освидетельствовании 06.07.2020 маломерного судна <данные изъяты> по заявлению Ворониной С.В..
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.О. Макаренко
Мотивированный текст решения суда изготовлен 15.12.2020.
УИД 70RS0002-01-2020-005598-40