Дело № 2-9/2013
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации*** р.***
Ульяновский районный суд ***
в составе председательствующего судьи Э.Р. Касымовой,
при секретаре Морозовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевой Т.В. к Муниципальному учреждению “Администрация Муниципального образования “***” ***, Министерству строительства *** о признании права на получение социальной выплаты в рамках программы “О предоставлении социальных выплат на приобретение жилья отдельным категориям граждан, постоянно проживающим на территории ***” в 2012 году, обязании перечислить единовременную социальную выплату на приобретение жилья
У С Т А Н О В И Л:
Григорьева Т.В. обратилась в суд с иском к Муниципальному учреждению “Администрация Муниципального образования “***” *** о признании права на получение социальной выплаты в рамках программы “О предоставлении социальных выплат на приобретение жилья отдельным категориям граждан, постоянно проживающим на территории ***” в 2012 году, обязании перечислить единовременную социальную выплату на приобретение жилья, указывая, что *** она была включена в список участников-получателей социальной выплаты на приобретение жилья в 2012 году в рамках реализации постановления *** от *** № 12/131-П “О предоставлении социальных выплат на приобретение жилья отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории ***”, а также постановления Администрации МО “***” *** от *** *** “О предоставлении социальных выплат на приобретение жилья отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории ***”. В сентябре 2012 года она предоставила в Администрацию МО “***” *** предварительный договор купли-продажи квартиры и решение кредитного комитета Сбербанка о предоставлении ипотечного кредита. После проверки документов, *** она получила свидетельство *** о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение жилья. После предоставления *** вторичного пакета документов на получение социальной выплаты в рамках программы “О предоставлении социальных выплат на приобретение жилья отдельным категориям граждан, постоянно проживающим на территории ***” ей было сообщено об отказе в предоставлении социальной выплаты, т.к. не соблюдено условие о том, что ипотечный кредит (займ), привлекаемый работником учреждения для приобретения жилья, должен составлять от 30 до 70 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения. С данным решением она не согласна, документы были проверены специалистом и юристом Администрации МО “***” *** и были одобрены. ООО “Фасадремстрой”, с которым заключен договор купли-продажи квартиры, требует полного расчета. Из-за ошибки Администрации МО “***” они могут оказаться на улице. Просит признать за ней право на получение социальной выплаты в рамках программы “О предоставлении социальных выплат на приобретение жилья отдельным категориям граждан, постоянно проживающим на территории ***” в 2012 году, обязать Администрацию МО “***” *** перечислить единовременную социальную выплату на приобретение жилья.
Определением суда от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства ***.
Истец Григорьева Т.В., ее представитель по доверенности Иванов С.М. в судебном заседании исковые требования поддержали, сославшись на доводы, приведенные в исковом заявлении, при этом также пояснили, что в момент представления первичного пакета документов специалист МУ “Администрация МО “***” *** не доводил информацию о том, что сумма ипотечного кредита (займа) для приобретения жилья должна составлять от 30 до 70 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения. В первоначально представленном пакете документов имелся предварительный договор купли-продажи квартиры с отсрочкой платежа от *** года, где была указана стоимость приобретаемого жилья и денежная сумма, которая оплачивается за счет кредитных средств. Если бы на это своевременно обратили их внимание, то они могли бы заключить договор купли-продажи с условиями, которые позволяли бы возможность воспользоваться правом на социальную выплату на приобретение жилья. Кроме того, до судебного заседания они интересовались вопросом внесения изменений в договор купли-продажи квартиры, с тем, чтобы сумма ипотечного кредита (займа) для приобретения жилья составляла бы не более 70 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения. Однако это возможно сделать только при согласии банка на изменение условий кредитного договора. В свою очередь банк согласен осуществить перекредитование, но с условиями, менее выгодными для них. В рамках уже заключенного кредитного договора это сделать не представляется возможным. Увеличение стоимости квартиры для них также является невыгодным.
Представитель истца Григорьевой Т.В. по доверенности Иванова Ю.М., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Привлеченный в качестве третьего лица Григорьев А.П. исковые требования поддержал, полностью согласившись с доводами, приведенными истцом в иске и пояснениями истца в суде.
Интересы привлеченного в качестве третьего лица несовершеннолетнего Григорьева Д.А. в судебном заседании представляли его законные представители Григорьева Т.В. и Григорьев А.П.
Представитель ответчика МУ “Администрация МО “***” *** Коровашкин П.А. исковые требования не признал, пояснив, что постановление *** от *** № 12/131-П “О предоставлении социальных выплат на приобретение жилья отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории ***” предоставляет право на получение социальной выплаты на приобретение жилья работникам областных государственных учреждений ***, а кроме того, регулирует вопросы софинансирования расходных обязательств муниципальных образований *** по предоставлению единовременных социальных выплат на приобретение жилья работникам муниципальных учреждений муниципальных образований ***. Администрацией МО “***” *** *** принято постановление *** “О предоставлении социальных выплат на приобретение жилья отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории ***”, которое фактически содержит положения, аналогичные содержащимся в постановлении *** от *** № 12/131-П. В соответствии с данными нормативными актами единовременная социальная выплата на приобретение жилья работникам муниципальных учреждений *** осуществляется из бюджета района в размере 50% и из бюджета субъекта- *** в размере 50%. Общая сумма социальной выплаты не может превышать *** руб. Главным распорядителем средств областного бюджета ***, выделенных бюджетам муниципальных образований *** в виде субсидий, является Министерство строительства ***. Из представленного Григорьевой Т.В. первичного пакета документов возможно было усмотреть несоблюдение условия предоставления социальной выплаты в отношении того, что сумма ипотечного кредита (займа) для приобретения жилья составляла более 70 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения, в то время как она не должна составлять от 30 до 70 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения, однако данный факт остался без внимания и свидетельство о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение жилья было оформлено. При предоставлении вторичного пакета документов было выявлено несоблюдение данного условия предоставления социальной выплаты, что является основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты. Несмотря на то, что свидетельство было оформлено, само по себе оно не может служить основанием для выплаты. Кроме того, свидетельство как документ выдается Администрацией МО “***”, в то время как половина средств, направляемых на приобретение жилья, являются средствами бюджета ***. В случае перечисления средств по выданному свидетельству будут нарушены условия предоставления данной социальной выплаты, указанные в постановлении *** от *** № 12/121-П и постановлении Администрации МО “***” от *** № 755, то есть будет нарушено не только местное законодательство, но и региональное, а также будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств. Прежде чем отказывать Григорьевой Т.В. в предоставлении социальной выплаты, они согласовывали позицию с Министерством строительства ***, специалисты которого согласились с тем, что в такой ситуации социальная выплата не может быть предоставлена. Высказал возможность предоставления социальной выплаты в случае внесения соответствующих изменений в договор купли-продажи и кредитный договор. Кроме того, считает, что заинтересованное лицо, участвующее в программе, должно знать условия, при которых предоставляется социальная выплата. И местное и региональное законодательство находится в открытом доступе.
Представитель привлеченного в качестве соответчика Министерства строительства ***, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в отзыве на иск указал, что не является по делу надлежащим ответчиком, поскольку решение о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья принимается *** на основании постановления *** от *** года.
Представитель третьего лица ООО “Фасадремстрой” Лобанова О.М. поддержала исковые требования Григорьевой Т.В. пояснив, что *** с Григорьевыми был заключен предварительный договор купли-продажи квартиры с отсрочкой платежа, а *** договор купли-продажи квартиры. И в том, и в другом документе была указана стоимость квартиры в размере *** руб., условие об оплате за счет личных средств в сумме *** руб., за счет социальной выплаты на приобретение жилья в сумме *** руб. и оплата за счет заемных средств в сумме *** руб. Возможность оплаты за счет социальной выплаты на приобретение жилья не вызывала у них никакого сомнения, поскольку право на данную выплату было подтверждено соответствующим свидетельством, однако в последующем денежные средства так и не поступили, а затем стало известно, что в предоставлении данной выплаты Григорьевыми отказано. В настоящее время они намерены дождаться решения суда, и в случае, если решение будет принято не в пользу Григорьевых, они намерены обратиться в суд с иском о взыскании денежных средств в сумме *** руб.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановление *** от *** № 12/131-П “О предоставлении социальных выплат на приобретение жилья отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории ***” предоставляет право на получение социальной выплаты на приобретение жилья работникам областных государственных учреждений ***, а, кроме того, регулирует вопросы софинансирования расходных обязательств муниципальных образований *** по предоставлению единовременных социальных выплат на приобретение жилья работникам муниципальных учреждений муниципальных образований ***.
Администрацией МО “***” *** *** принято постановление *** “О предоставлении социальных выплат на приобретение жилья отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории ***”, которое фактически содержит положения, аналогичные содержащимся в постановлении *** от *** № 12/131-П.
Установлено, что Григорьева Т.В. в соответствии с данными нормативными документами была включена в список участников-получателей социальной выплаты на приобретение жилья в 2012 году.
*** оформлено свидетельство *** о предоставлении Григорьевой Т.В. и членам ее семьи Григорьеву А.П. и Григорьеву Д.А. единовременной социальной выплаты на приобретение жилья в сумме *** руб., однако после заключения договора купли-продажи квартиры *** и регистрации права собственности *** в предоставлении социальной выплаты ей было отказано, ввиду того, что размер ипотечного кредита (займа), привлекаемого работником учреждения для приобретения жилья, составил более 70 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения (78%).
В соответствии с п. 3 Положения о предоставлении единовременных социальных выплат на приобретение жилья с привлечением средств ипотечных кредитов (займов) работникам муниципальных учреждений муниципального образования “***” по основному месту работы, постоянно проживающим на территории ***, утвержденным постановлением Администрации МО “***” *** от *** № 755, гражданами, имеющими право на получение социальной выплаты, признаются работники муниципальных учреждений МО “***” (далее - работники учреждений), отвечающие следующим требованиям: а) наличие трудовых отношений с муниципальным учреждением МО “***” по основному месту работы на день подачи заявления о предоставлении социальной выплаты; б) наличие непрерывного стажа работы в муниципальных учреждениях МО “***” не менее одного года; в) заключение работником учреждения договора (предварительного договора) купли-продажи жилого помещения, договора (предварительного договора) долевого участия в строительстве жилого помещения. При этом жилой дом, в котором приобретается жилое помещение, должен быть введен в эксплуатацию не ранее ***; г) заключение работником учреждения кредитного договора (договора займа) или предварительного договора о заключении кредитного договора (договора займа) с кредитной организацией (организацией, предоставляющей займы) (далее - Кредитор) или наличие решения кредитного комитета (иного структурного подразделения) Кредитора о предоставлении ипотечного кредита (займа); д) заключение работником учреждения договора (предварительного договора) об ипотеке приобретаемого жилого помещения с Кредитором. При этом п. 4 вышеуказанного Положения установлено, что размер ипотечного кредита (займа), привлекаемого работником учреждения для приобретения жилья, должен составлять от 30 до 70 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения. Несоблюдение данного условия является в соответствии с п. 16 Положения основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.
Поскольку свидетельство в соответствии с п. 14 того же Положения, является документом, удостоверяющим право на получение социальной выплаты на приобретение жилья работника учреждения, то оно может быть выдано работнику муниципального учреждения, отвечающему требованиям, указанным в положении, в том числе, заключившему договор купли-продажи жилого помещения с соблюдением п. 4 Положения.
Истица Григорьева Т.В. свое право на получение социальной выплаты рассматривает как реализацию этого права, в связи с чем просит обязать ответчика перечислить сумму единовременной социальной выплаты в соответствии с конкретным договором купли-продажи от *** года.
Между тем, по условиям заключенного договора купли-продажи квартиры от *** стоимость квартиры указана в размере *** руб., при этом оплата производится: за счет личных средств в сумме *** руб., за счет социальной выплаты на приобретение жилья в сумме *** руб. и за счет заемных средств в сумме *** руб.
Тем самым размер ипотечного кредита (займа), привлекаемого работником учреждения для приобретения жилья, составляет более 70 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения, т.е. условия, при которых возможно предоставление социальной выплаты, а именно п. 4 вышеназванного Положения, утвержденного постановлением Администрации МО “***” *** от *** № 755, не соблюдены.
При таких обстоятельствах, неправомерная выдача свидетельства не должна порождать последующие неправомерные действия по перечислению денежных сумм.
Кроме того, в рассматриваемом случае свидетельство не может служить основанием для выплаты, поскольку это повлечет нарушение как местного, так и регионального законодательства, поскольку половина средств, направляемых на приобретение жилья, является средствами бюджета ***.
С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований должно быть отказано в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Григорьевой Т.В. к Муниципальному учреждению “Администрация Муниципального образования “***” ***, Министерству строительства *** о признании права на получение социальной выплаты в рамках программы “О предоставлении социальных выплат на приобретение жилья отдельным категориям граждан, постоянно проживающим на территории ***” в 2012 году, обязании перечислить единовременную социальную выплату на приобретение жилья, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
СУДЬЯ: Э.Р. КАСЫМОВА
Решение принято в окончательной форме ***