Дело № 2а-50/2022
УИД 10RS0003-01-2022-000051-21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2022 года г. Кемь
Кемский городской суд республики Карелия в составе председательствующего судьи Хольшева А.Н. при помощнике судьи Романовой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства юстиции Российской Федерации в лице Управления Министерства юстиции Российской Федерации по республике Карелия к автономной некоммерческой организации по предоставлению услуг в сфере культуры «Неоскоморохи ХХIвека» о ликвидации некоммерческой организации,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство юстиции Российской Федерации в лице Управления Министерства юстиции Российской Федерации по республике Карелия обратилось в суд с настоящим административным иском к автономной некоммерческой организации по представлению услуг в сфере культуры «Неоскоморохи ХХIвека» о ликвидации некоммерческой организации.
Свои требования административный истец основывает тем, что запись о создании автономной некоммерческой организации по представлению услуг в сфере культуры «Неоскоморохи ХХIвека» была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 27.04.2017. Учредителем некоммерческой организации является Тетеревлев Е.В. В нарушение требований статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» некоммерческой организацией не представлены отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, а так же документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников за 2019-2020 годы, или заявление подтверждающее соответствие Организации требованиям ст. 32 Закона № 7-ФЗ, с информацией о продолжении деятельности в 2019-2020годах.
В судебное заседание представитель истца не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Тетеревлев Е.В. в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в отзыве с иском согласился, указал, что самостоятельно принимал меры для ликвидации юридического лица.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд не является преградой для рассмотрения дела, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами и (или) юридическими лицами права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию некоммерческих организаций, регламентированы Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту, который должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом.
Некоммерческая организация представляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
Некоммерческие организации, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также информацию о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности), заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, информацию о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности - ежегодно, заявленные для осуществления программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, - до начала осуществления программы (ее части), осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, - ежегодно, отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились, - ежегодно.
В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.20-20 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» документы за 2019 год должны быть представлены некоммерческой организацией не позднее 01.07.2020, за 2020 год- не позднее 15.07.2021
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций" утверждены формы отчетов о деятельности некоммерческой организации, персональном составе ее руководящих органов, а также о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Меры принуждения за неисполнение юридическими лицами требований действующего законодательства установлены положениями части 10 статьи 31 Федерального закона № 7-ФЗ, согласно которой неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Данное законоположение является гарантией осуществления коньтроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства Российской Федерации, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона № 7, в сроки установленные приказом министерства юстиции российской Федерации от 26.05.2020 № 122, существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.06.2012 № 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридического лица.
В силу части 4.1. статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.
Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке установленном Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 Министерство юстиции Российской Федерации уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, некоммерческая организация -автономная некоммерческая организация «Неоскоморохи ХХIвека» зарегистрирована 27.04.2017 под основным государственным регистрационным номером № от 28.04.2017 по адресу <адрес>, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Однако с 2020 года указанная организация не представляла в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по республике Карелия, сведений, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученного от международных иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
16.09.2020 уполномоченным органом Министерства юстиции Российской Федерации по республике Карелия в адрес административного ответчика было направлено предупреждение об устранении нарушений ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ с указанием срока устранения не позднее 27.11.2020
20.05.2021 уполномоченным органом Министерства юстиции Российской Федерации по республике Карелия в адрес административного ответчика было направлено предупреждение об устранении нарушений ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ с указанием срока устранения не позднее 15.07.2021
Сведений о получении административным ответчиком указанного предупреждения материалы дела не содержат. Истцом представлены копии конвертов и обратного почтового уведомления с отметкой отделения почтовой связи, что письмо возвращено отправителю в связи с неполучением его адресатом.
Информация об устранении выявленных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по республике Карелия нарушений в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, административным ответчиком допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято. Напротив, в своем отзыве Тетеревлев Е.В. выражает желание ликвидировать организации. Данные обстоятельства в силу положений части 10 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ являются основанием для ликвидации организации в судебном порядке.
В силу пункта 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется решением суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица представлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
То обстоятельство, что некоммерческая организация в нарушение требований положений статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ не исполняла свою обязанность ежегодно представлять сведения, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целевом расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученного от международных иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также не исполнила предостережения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по республик Карелия, стороной административного ответчика не оспаривается.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года № 14-П по делу "О проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина Б.А., ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация" указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо, в том числе, некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
На момент обращения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по республике Карелия с административным иском в суд нарушения законодательства ответчиком устранены не были.
С учетом того, что автономная некоммерческая организация по представлению услуг в сфере культуры «Неоскоморохи ХХIвека» имеет задолженность по бюджетным платежам, обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица следует возложить на ее учредителя Тетеревлева Е.В.
Исходя из изложенного, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Ликвидировать юридическое лицо -автономную некоммерческую организацию по предоставлению услуг в сфере культуры «Неоскоморохи ХХI века», юридический адрес: <адрес>
Возложить обязанность по осуществлению процедуры ликвидации автономной некоммерческой организации по предоставлению услуг в сфере культуры «Неоскоморохи ХХI века» на его учредителя Тетеревлева Е.В..
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд республики Карелия через Кемский городской суд республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Хольшев А.Н.