Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-435/2014 ~ М-396/2014 от 06.06.2014

№2-435/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2014 года с. Тоцкое

Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Борцовой Т.И.,

при секретаре Скондаковой И.В.,

с участием:

представителя истца Кураповой Л.А. – адвоката Болкуновой Н.А.,

представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в Тоцком районе Оренбургской области Габбазовой Э.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кураповой Л. А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тоцком районе Оренбургской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Курапова Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в (адрес обезличен) о досрочном назначении трудовой пенсии. В обоснование иска указала, что она (дата обезличена) обратилась в ГУ-УПФ РФ в (адрес обезличен) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ от (дата обезличена) № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением Пенсионного фонда от (дата обезличена) (номер обезличен) ей было отказано в назначении льготной пенсии, поскольку продолжительность стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости на (дата обезличена) года, составила менее 30 лет. Так как при подсчете стажа ГУ-УПФ РФ в (адрес обезличен) исключило из специального стажа периоды её нахождения в отпуске по уходу за ребенком после (дата обезличена) с (дата обезличена). по (дата обезличена) год (<данные изъяты>.) и период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с (дата обезличена) по (дата обезличена) (<данные изъяты>.) в Структурном подразделении Госпиталь <данные изъяты> (адрес обезличен)) ФГКУ «<данные изъяты>» Министерства обороны РФ, терапевтическое отделение – старшей медицинской сестрой. Также не засчитаны в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев периоды в медсанчасти «<данные изъяты>» в должности акушерка родильного отделения с (дата обезличена) по (дата обезличена), в том числе отпуск по беременности и родам с (дата обезличена) по (дата обезличена) отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет, с (дата обезличена) по (дата обезличена). Отказ мотивирован тем, что такое право предоставлено акушеркам отделений хирургического профиля стационаров учреждений здравоохранения.

Истец просит:

Признать решение начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Кураповой Л. А..

Признать за Кураповой Л. А. право на включение в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от (дата обезличена) за № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следующие периоды:

с (дата обезличена) по (дата обезличена)3 года (в том числе отпуск по беременности и родам с (дата обезличена) по (дата обезличена), отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с (дата обезличена) по (дата обезличена)) в должности акушерка родильного отделения в медсанчасти <данные изъяты>» в льготном исчислении 1:1,6;

с (дата обезличена) по (дата обезличена) отпуск по беременности и родам в льготном исчислении 1:1,6;

с (дата обезличена) по (дата обезличена) в должности старшая медицинская сестра терапевтического отделения Структурное подразделение Госпиталь (<данные изъяты> МО РФ (период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после (дата обезличена)) в льготном исчислении 1:1,6;

с (дата обезличена) по (дата обезличена) в должности старшая медицинская сестра терапевтического отделения Структурное подразделение Госпиталь (<данные изъяты> МО РФ (период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в льготном исчислении 1:1,6.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Тоцком районе Оренбургской области включить в льготный стаж Кураповой Л.А. периоды:

с (дата обезличена) по (дата обезличена)3 года (в том числе отпуск по беременности и родам с (дата обезличена) по (дата обезличена), отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с (дата обезличена) по (дата обезличена)) в должности акушерка родильного отделения в медсанчасти «Сырьдарьягресстрой» в льготном исчислении 1:1,6;

с (дата обезличена) по (дата обезличена) отпуск по беременности и родам в льготном исчислении 1:1,6;

с (дата обезличена) по (дата обезличена) в должности старшая медицинская сестра терапевтического отделения Структурное подразделение Госпиталь <данные изъяты>» МО РФ (период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после (дата обезличена)) в льготном исчислении 1:1,6;

с (дата обезличена) по (дата обезличена) в должности старшая медицинская сестра терапевтического отделения Структурное подразделение Госпиталь <данные изъяты> МО РФ (период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в льготном исчислении 1:1,6.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Тоцком районе Оренбургской области назначить ей пенсию по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», со дня обращения с заявлением о назначении пенсии с (дата обезличена).

Истец Курапова Л.А., в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, предоставила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя адвоката Болкуновой Н.А...

Представитель истца Болкунова Н.А. в судебном заседании поддержала требования своего доверителя в полном объеме и просила удовлетворить по основаниям указанным в заявлении.

Представитель ответчика – Габбазова Э.М.в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями Кураповой Л.А. по основаниям, изложенным в решении начальника УПФ.

Заслушав пояснения представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьёй 7 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пп. 20 п. 1 и п. 2 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения имеет смешанный характер и потому назначение истцу досрочной пенсии по старости возможно лишь при наличии 30 лет такого стажа.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке. Следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 установлено, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999г. засчитываются в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, а периоды после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066.

К периодам работы с 12.11.2002г. по дату назначения пенсии в рамках постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П применяются нормы постановлений Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 от 11.07.2002 № 516.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", установлено, что среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам-судебно-медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящим судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

Указанным Постановлением предусмотрено включение в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения всех видов лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком.

В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, на досрочную трудовую пенсию имеют право врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

При разрешении спора судом установлено, что истец Курапова Л.А. в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) работала в медсанчасти «<данные изъяты> в должности акушерки родильного отделения.

(дата обезличена) Курапова Л.А. обратилась в УПФ РФ в (адрес обезличен) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением УПФ РФ (ГУ) в (адрес обезличен) от (дата обезличена)г. (номер обезличен) в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных условиях отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 30 лет.

Как следует из раздела 3 обжалуемого решения истице не были засчитаны в льготном исчислении один год работы как один год и 6 месяцев периоды её работы в медсанчасти <данные изъяты>» в должности акушерки родильного отделения с (дата обезличена) по (дата обезличена) года, в том числе отпуск по беременности и родам с (дата обезличена) по (дата обезличена) отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с (дата обезличена) по (дата обезличена) г., а были засчитаны ответчиком в календарном исчислении, город.

Свое решение УПФ РФ (ГУ) в (адрес обезличен) мотивировало тем, что в специальный медицинский стаж в льготном исчислении работы как 01 год и 06 месяцев не подлежат включению указанные выше периоды, так как право на льготное исчисление работы акушеркам отделения хирургического профиля предусмотрено для среднего медицинского персонала стационаров, а по имеющимся документам факт работы истца в стационаре не прослеживается.

Разрешая спор, суд приходит к выводу о необходимости применения льготного подсчета стажа работы истицы, а именно, периода: с (дата обезличена) по (дата обезличена) - в должности акушерки родильного отделения медсанчасти «<данные изъяты>

Доводы ответчика о том, что спорные периоды не подлежат зачету истцу в специальный медицинский стаж в льготном исчислении работы как 01 год и 06 месяцев, суд считает неубедительными, они не являются основанием к отказу в удовлетворении требований истца, поскольку назначение льготной пенсии, из смысла пенсионного законодательства, зависит от выполнения лечебной и иной работы по охране здоровья населения, не должно ставиться в зависимость от наименования должности, структурного подразделения или отделения учреждения. Кроме того, указанные периоды были засчитаны ответчиком в календарном исчислении.

Исходя из изложенного, указанные периоды работы Кураповой Л.А. с (дата обезличена) по (дата обезличена). подлежат включению в ее специальный стаж работы в льготном порядке как 1год и 6 месяцев.

Рассматривая требования истицы о включении периода с (дата обезличена) по (дата обезличена) (отпуск по беременности и родам) и отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с (дата обезличена) по (дата обезличена) в льготном исчислении (1:1,6), суд приходит к выводу, что они являются обоснованными по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела период работы истца до (дата обезличена) (то есть до нахождения истца в отпуске по беременности и родам с (дата обезличена) по (дата обезличена). и по уходу за ребенком до 3-х лет с (дата обезличена). по (дата обезличена) суд пришел к выводу о включении в стаж Кураповой Л.А. в льготном исчислении как 1:1,6.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федераций.

Согласно п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года №555, в страховой стаж для назначения трудовых пенсий включаются (засчитываются): период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

Как установлено судом период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с (дата обезличена) по (дата обезличена). года включен ответчиком в стаж в календарном исчислении. В то же время судом установлено, что в период до предоставления отпуска по беременности и родам истица занимала должность акушерка родильного отделения в медсанчасти «<данные изъяты> то есть осуществляла лечебную деятельность в должности и в учреждении, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа работы. В период нахождения в отпуске по беременности и родам истица была временно нетрудоспособна, получала пособие по государственному социальному страхованию, что является гарантией продолжения трудовых отношений. С учетом изложенного, суд считает возможным и период нахождения в отпуске по беременности и родам зачесть в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяца.

Согласно п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года №555, в страховой стаж для назначения трудовых пенсий включаются (засчитываются): период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

(дата обезличена) у истца родилась дочь (данные о личности обезличены), о чем в книге регистрации актов рождения была произведена запись (номер обезличен) от (дата обезличена), что подтверждается свидетельством о рождении ребенка, в связи с чем, она была вынуждена с (дата обезличена) уйти в отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и от 1,5 лет до 3-х лет по (дата обезличена).

Статьей 167 КЗоТ РСФСР было предусмотрено включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от (дата обезличена) N 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

С 06.10.1992 вступил в силу Закон РФ от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (далее - Закон N 3543-1), согласно которому ст. 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции. С этого времени период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

На основании чего Решение пенсионного органа в части отказа в удовлетворении требования истицы о включении в специальный стаж периода с (дата обезличена)г. по (дата обезличена) год - времени отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет является не законным по следующим основаниям.

Согласно п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22.05.1990 N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства СССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970г. и ст. 71 была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Согласно Закону N 1501-1 законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с ним.

Согласно п.7 Разъяснений «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденных Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 375\24-11 не указывающего, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию в льготных условиях и в льготных размерах, не могут быть приняты во внимание, поскольку данный пункт не содержит каких – либо ограничений по возможности учета времени дополнительного неоплачиваемого отпуска в стаже, дающем право на пенсию на льготных условиях. Единственное ограничение по учету времени дополнительных отпусков, поименованное в данном пункте, - стаж, дающий право на ежегодные оплачиваемые отпуска.

Данные положения Разъяснений N 375/24-11 не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допускавшего до 06.10.1992 включение времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в том числе и для случаев назначения пенсии на льготных условиях.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов и ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. от 09.12.1971) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Из этого следует, что действие ст. 167 КЗоТ РСФСР распространяется на правоотношения, связанные с предоставлением истице дополнительного отпуска по уходу за ребенком, так как этот отпуск ей был предоставлен до (дата обезличена), то есть до вступления в законную силу вышеуказанных изменений.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1(ч. 1), 2, 18, 54(ч. 1), 55(ч.ч. 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Кроме того, п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от (дата обезличена) N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Закона N 173-ФЗ), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона N 3543-1, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, в отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, истец Курапова Л.А. ушла до (дата обезличена) года, т.е. правоотношения возникли до введения в действие Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР от (дата обезличена) внесено изменение в ст. 167 КЗоТ РФ, следовательно, период по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет должен включаться в специальный стаж, дающий право на льготное назначение пенсии не в календарном исчислении, как полагает начальник ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ в (адрес обезличен), а в полном объеме, в т.ч. и с (дата обезличена) по (дата обезличена).

Требования истицы в части включения в специальный стаж время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения 3-х лет в период работы в должности акушера родильного отделения в медсанчасти «Сырьдарьягресстрой» так же подлежит включению, поскольку отпуск по уходу за ребенком начался с (дата обезличена) (то есть до (дата обезличена) года), является продолжением отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет и считается одним отпуском по уходу за ребенком до трех лет, следовательно, подлежит включению в льготном исчислении весь период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с (дата обезличена) по (дата обезличена).

В письме Минсоцзащиты РФ от 27 ноября 1992 года №4485/1-35 говорится, что периоды ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет до 6 октября 1992 года могут засчитываться в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии. Пунктом 21 разъяснений Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года №5, утв. Постановлением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года № 29 также было предусмотрено, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года.

Согласно разделу 2 решения в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости истицы не были включены в том числе периоды работы:

- с (дата обезличена) по (дата обезличена) <данные изъяты>.) – период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства. В качестве обоснования указано на то, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516 не предусмотрены, в связи с чем, не могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости. Кроме того, в данные периоды не осуществлялась работа, дающая право на досрочное назначение пенсии.

Как следует из трудовой книжки Кураповой Л.А., сведения относительно периодов ее трудовой деятельности в учреждениях здравоохранения аналогичны изложенным в решении ответчика.

Разрешая спор о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации (с (дата обезличена)г. по (дата обезличена)г., которые истец посещала, работая в должности старшей медицинской сестры терапевтического отделения Структурного подразделения Госпиталь <данные изъяты>», суд принимает во внимание, что при определении права на трудовую пенсию учитывается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников, в частности для истца, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнение работы (статья 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от (дата обезличена) № 5487-1)

Суд, учитывая, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации (с (дата обезличена)г. по (дата обезличена)г.) имели место во время работы истицы в Структурного подразделения Госпиталь <данные изъяты> они могут быть включены в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в льготном исчислении, а именно как 1:1,3 – сельская местность при смешанном стаже, а не 1: 1.6 как просит истец.

Также суд не соглашается с выводами ответчика относительно зачета в стаж в календарном исчислении периода нахождения в отпуске по беременности и родам с (дата обезличена)г. по (дата обезличена)г. (<данные изъяты> в должности старшей медицинской сестры терапевтического отделения Структурного подразделения Госпиталь (<данные изъяты>» также подлежит включению в льготном исчислении как 1 год и 3 месяцев по следующим основаниям.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федераций.

Судом установлено, что в период до предоставления отпуска по беременности и родам истица занимала должность старшей медицинской сестры терапевтического отделения Структурного подразделения Госпиталь <данные изъяты>, то есть осуществляла лечебную деятельность в должности и в учреждении, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 мес. сельская местность, что ответчиком не оспаривалось. В период нахождения в отпуске по беременности и родам истица была временно нетрудоспособна, получала пособие по государственному социальному страхованию, что является гарантией продолжения трудовых отношений. С учетом изложенного, суд считает возможным период нахождения в отпуске по беременности и родам зачесть в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца.

Рассматривая требования истца Кураповой Л.А. о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком после (дата обезличена)) с (дата обезличена) по (дата обезличена) в должности старшая медицинская сестра терапевтического отделения Структурного подразделения Госпиталя <данные изъяты> в льготном исчислении 1:1,6, суд приходит к выводу о том, что данные требования необоснованны и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 2-П от 29 января 2004 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 1066 от 22 сентября 1999 года установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года.

Таким образом, работа истицы, осуществляемая до 1 ноября 1999 года, подлежала зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года, предусматривавшим, что в специальный стаж подлежит включению работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, при этом пункт 2 Постановления предусматривал, что льготное исчисление стажа работы как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев засчитывается среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров.

После 1 ноября 1999 года законодатель также предусмотрел возможность льготного исчисления стажа медицинских работников, указав вначале в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации N 1066 от 22 сентября 1999 года, а затем в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, наименование структурных подразделений и должностей, работа в которых в течение 1 года засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев.

В этих Перечнях предусмотрены отделения хирургического профиля стационаров, а в числе должностей указаны операционные медицинские сестры, включая старших, и медицинские сестры перевязочных.

Таким образом, законодатель, учитывая изменяющуюся специфику характера и условий труда в период после 1 ноября 1999 года по сравнению с периодом ранее указанной даты значительно ограничил круг должностей, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа.

При указанных обстоятельствах, в соответствии с действующим порядком исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, период работы Кураповой Л.А. в должности медицинской сестры, а также старшей медицинской сестры после (дата обезличена) не может быть исчислен в соответствии и как 1: 1,6.

Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с (дата обезличена) по (дата обезличена) не может быть включен в льготном исчислении.

В соответствии с законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", вступившим в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не включается в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167 КЗоТ РФ).

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Поскольку период нахождения Кураповой Л.А. в отпуске по уходу за ребенком имел место после (дата обезличена), суд не может засчитать этот период в стаж работы по специальности.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о незаконности отказа Начальника ГУ УПФ РФ в Тоцком районе в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью и включении в стаж истца указанных выше спорных периодов в льготном и календарном исчислении.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией за исключением случаев, досрочного её назначения, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Истец Курапова Л.А. обратилась за назначением ей пенсии (дата обезличена).

При включении в подсчет специального стажа истца в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 6 мес., периодов с (дата обезличена) по (дата обезличена) (в том числе отпуск по беременности и родам с (дата обезличена) по (дата обезличена), отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с (дата обезличена) по (дата обезличена)) в должности акушерка родильного отделения в медсанчасти «Сырьдарьягресстрой» в льготном исчислении 1:1,6;

с (дата обезличена) по (дата обезличена) отпуск по беременности и родам в льготном исчислении 1:1,3;

с (дата обезличена) по (дата обезличена) в должности старшая медицинская сестра терапевтического отделения Структурное подразделение Госпиталь <данные изъяты> МО РФ (период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в льготном исчислении 1:1,3.

С учетом того, что пенсионными органами в подсчет ее специального стажа включено <данные изъяты>., на дату обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж составляет более 30 лет, а именно <данные изъяты>

На основании ст. 19 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", суд считает необходимым обязать ответчика назначить Кураповой Л.А. досрочную трудовую пенсию по старости по основаниям пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" со дня обращения истца за таковой в пенсионные органы, т.е. с (дата обезличена).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кураповой Л. А., удовлетворить частично.

Признать решение начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) незаконным в части исключения из специального стажа лечебной деятельности Кураповой Л. А. периодов:

с (дата обезличена) по (дата обезличена) (в том числе отпуск по беременности и родам с (дата обезличена) по (дата обезличена), отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с (дата обезличена) по (дата обезличена)) в должности акушерка родильного отделения в медсанчасти «<данные изъяты> в льготном исчислении 1год как 1,6;

с (дата обезличена) по (дата обезличена) отпуск по беременности и родам в льготном исчислении 1год как 1,3;

с (дата обезличена) по (дата обезличена) в должности старшая медицинская сестра терапевтического отделения Структурное подразделение Госпиталь (<данные изъяты> МО РФ (период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в льготном исчислении 1год как 1,3.

Признать за Кураповой Л. А. право на включение в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. за № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следующие периоды:

с (дата обезличена) по (дата обезличена) (в том числе отпуск по беременности и родам с (дата обезличена) по (дата обезличена), отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с (дата обезличена) по (дата обезличена)) в должности акушерка родильного отделения в медсанчасти <данные изъяты>» в льготном исчислении 1 год как 1,6;

с (дата обезличена) по (дата обезличена) отпуск по беременности и родам в льготном исчислении 1 год как 1,3;

с (дата обезличена) по (дата обезличена) в должности старшая медицинская сестра терапевтического отделения Структурное подразделение Госпиталь <данные изъяты>» МО РФ (период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в льготном исчислении 1 год как 1,3.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Тоцком районе Оренбургской области включить в льготный стаж Кураповой Л.А. периоды:

с (дата обезличена) по (дата обезличена)3 года (в том числе отпуск по беременности и родам с (дата обезличена) по (дата обезличена), отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с (дата обезличена) по (дата обезличена)) в должности акушерка родильного отделения в медсанчасти <данные изъяты>» в льготном исчислении 1год как 1,6;

с (дата обезличена) по (дата обезличена) отпуск по беременности и родам в льготном исчислении 1год как 1,3;

с (дата обезличена) по (дата обезличена) в должности старшая медицинская сестра терапевтического отделения Структурное подразделение Госпиталь <данные изъяты>» МО РФ (период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в льготном исчислении 1 год как 1,3.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в (адрес обезличен) назначить Кураповой Л. А. пенсию по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ от (дата обезличена) «О трудовых пенсиях в РФ», со дня обращения с заявлением о назначении пенсии с (дата обезличена).

В удовлетворении остальных требований Кураповой Л.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Тоцкий районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.И. Борцова

Мотивированное решение изготовлено 04 августа 2014 года

СОГЛАСОВАНО «___»___________2014 ГОДА

СУДЬЯ

К ПУБЛИКАЦИИ РАЗРЕШЕНО

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ «___»_________2014 ГОДА

2-435/2014 ~ М-396/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Курапова Людмила Александровна
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в Тоцком районе Оренбургской области
Суд
Тоцкий районный суд Оренбургской области
Судья
Борцова Татьяна Ивановна
Дело на сайте суда
totsky--orb.sudrf.ru
06.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2014Передача материалов судье
11.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2014Подготовка дела (собеседование)
20.06.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2014Судебное заседание
29.07.2014Судебное заседание
04.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее