Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 28 января 2019 года
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Фоминой И.А. при секретаре Чудесовой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-178/2019 по административному исковому заявлению Ольшанникова С. Е. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара, Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Ольшанников С. Е. обратился в суд с административным иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, указав, что является собственником объекта недвижимости расположенного по адресу: <адрес>. Для оформления права аренды на земельный участок, занимаемый его помещением, он обратился с заявлением по установленной форме в Департамент градостроительства г.о. Самара, которым впоследствии, его обращение было переадресовано в Департамент управления имуществом г.о.Самары, которым ему было отказано в предоставлении земельного участка, поскольку рассмотрение вопроса о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка не относится к компетенции Департамента. Считает данное решение незаконным и необоснованным. Просит признать незаконным отказ Департамента управления имуществом г.о.Самара от 18.04.2018г. № в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в аренду. Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара продолжить работу по его заявлению в предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка, площадью 1100 кв.м., в кадастровом квартале №, расположенного по адресу: г.о.Самара, <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Семенова О.В. заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, уточнила иск. Просила признать незаконным бездействие административных ответчиков (ДУИ и ДГС), обязать административных ответчиков рассмотреть обращение административного истца «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена без проведения торгов» для использования под парковку перед объектом коммерческого вида использования земельного участка в кадастровом квартале №, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, площадью 1 100, 00 кв.м., в соответствии с прилагаемой схемой и градостроительным обоснованием в течение одного месяца.
Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара, Администрации г.о.Самара по доверенности Воронина Е.А. в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности Баранова Е.В. в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.
Изучив материалы дела с учетом доводов сторон, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного иска следует отказать по следующим основаниям.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно пункту 1 Постановления Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N 1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" Департамент градостроительства г.о.Самара (ДГС) наделен полномочиями:
1) приему заявлений граждан и юридических лиц о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара (далее - земельный участок), о предоставлении земельного участка без проведения торгов, о проведении аукциона по продаже земельного участка или на право заключения договора аренды земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, о заключении соглашений об установлении сервитута на земельный участок, о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков, заявлений о перераспределении земельных участков и иных заявлений, связанных с распоряжением земельными участками;
2) возвращению в течение срока, установленного Земельным кодексом Российской Федерации, гражданам и юридическим лицам заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов, заявлений о перераспределении земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации;
3) подготовке и направлению ответов на обращения граждан и юридических лиц, требующих разъяснения порядка предоставления земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации;
4) принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или принятию решений об отказе в ее утверждении и направлению принятого решения заявителю, за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации;
5) принятию решений о проведении аукционов по продаже земельных участков либо аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, решений об отказе в проведении аукционов по продаже земельных участков либо аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, в том числе в электронной форме, и их проведению;
6) подготовке, подписанию и направлению заявителям соответствующих распорядительных актов Департамента градостроительства городского округа Самара о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, в аренду, об отказе в предоставлении земельных участков без проведения торгов (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 8 настоящего пункта), о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, а также иных документов, связанных с распоряжением земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации;
7) подготовке и заключению договоров аренды и безвозмездного пользования земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, соглашений о расторжении договоров аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, предоставленными под строительство зданий, сооружений, а также по подготовке и подписанию уведомлений о расторжении (об отказе от) договоров аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, актов приема-передачи земельных участков, предоставленных под строительство зданий, сооружений; иными полномочиями.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N 1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" Департамент управления имуществом городского округа Самара (ДУИ) наделен полномочиями по:
1) возвращению в течение срока, установленного Земельным кодексом Российской Федерации, гражданам и юридическим лицам заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) подготовке и направлению ответов на обращения граждан и юридических лиц, требующих разъяснения порядка предоставления земельных участков в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации;
3) принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или принятию решений об отказе в ее утверждении и направлению принятого решения заявителю в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, занимаемых многоквартирными домами;
4) подготовке, подписанию и направлению заявителям соответствующих распорядительных актов Департамента управления имуществом городского округа Самара о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, в аренду, об отказе в предоставлении земельных участков без проведения торгов (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 настоящего пункта), о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, а также иных документов, связанных с распоряжением земельными участками, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации;
5) подготовке и заключению договоров аренды и безвозмездного пользования земельными участками, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, соглашений о расторжении договоров аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, предоставленными для целей, не связанных со строительством, а также по подготовке и подписанию уведомлений о расторжении (об отказе от) договоров аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, актов приема-передачи земельных участков, предоставленных для целей, не связанных со строительством;
6) подготовке и заключению договоров купли-продажи земельных участков, дополнительных соглашений к указанным договорам, соглашений о расторжении договоров купли-продажи земельных участков, распорядительных актов о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, а также распорядительных актов об отказе в предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации; иными полномочиями.
Из материалов дела следует, что Ольшанникову С.Е. на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение в объекте недвижимости, расположенном по адресу: <адрес> (многоквартирный дом).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением на имя Главы г.о.Самара о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена без проведения торгов, расположенного по адресу: <адрес>, б/н, площадью 1 100 кв.м, указав, что основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов является подп.9 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, поскольку истец является собственником объекта недвижимости, расположенного на данном земельном участке (л.д.6).
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставлений земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, на праве оперативного управления.
Учитывая изложенное, у Департамента градостроительства г.о.Самара отсутствовали полномочия по принятию решения по данному заявлению.
В соответствии частью 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 данного Федерального закона.
Письмом № СП-1/-1249-0-1 заявление было направлено в адрес Департамента управления имуществом г.о.Самара по компетенции в Департамент управления имуществом г.о.Самара.
Департамент управления имуществом городского округа Самара, установив, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, нежилое помещение, принадлежащее на праве общей долевой собственности Ольшанникову С.Е., расположено в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, возвратил административному истцу представленный пакет документов о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н.
В силу п.13 ст.39.20 ЗК РФ особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился с аналогичным заявлением на имя Главы г.о.Самара о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов.
ДД.ММ.ГГГГ письмом за №-<адрес> Департамент градостроительства г.о.Самара направил указанное заявление для рассмотрения и принятия решения в адрес руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара в связи с тем, что согласно представленному заявлению, Ольшанников С.Е. просил предоставить земельный участок площадью 1100,0 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, участок б/н, для использования под парковку перед объектом коммерческого вида в кадастровом квартале №, в аренду. В качестве основания для предоставления земельного участка заявителем указан подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного Кодекса РФ, поскольку заявитель является собственником объекта недвижимости, расположенного на данном земельном участке.
Департаментом управления имуществом г.о.Самара истцу был дан мотивированный ответ от ДД.ММ.ГГГГ №, даны все разъяснения (л.д.175-178).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями … незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с пунктом 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи (соблюдение требований нормативных правовых актов, полномочия органа, основания принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения), - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Предусмотренных ст.227 КАС РФ оснований для признания бездействия незаконным судом при рассмотрении дела не установлено. Суд не усматривает незаконного бездействия органов местного самоуправления, все действия совершены в пределах компетенции ответчиков, даны ответы, разъяснения. Доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца не представлено, истец не лишен возможности обратиться в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением, учитывая их компетенцию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Ольшанникова С. Е. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара, Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным бездействия отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.А.Фомина