Судья Постникова П.В. Дело № 33а-702/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 марта 2021 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Углановой М.А.
судей Сафроновой Л.И., Коротченковой И.И.
при секретаре Власовой Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Орловской области к Ф.А.В. о взыскании задолженности по налогам и пени,
по апелляционной жалобе Ф.А.В. на решение Орловского районного суда Орловской области от 22 сентября 2020 года, которым административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Орловской области к Ф.А.В. о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Сафроновой Л.И., выслушав административного ответчика Ф.А.В., представителя административного истца МРИ ФНС России №8 по Орловской области по доверенности П.Е.В., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
Межрайонная ИФНС России №8 по Орловской области (далее – МРИ ФНС России №8 по Орловской области) обратилось в Орловский районный суд Орловской области с административным иском к Ф.А.В. о взыскании задолженности по налогам и пени.
В обоснование заявленных требований указывалось на то, что Ф.А.В. является плательщиком налогов.
За 2018 год налоговым орган начислил административному ответчику налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ, в размере <...>, о чем Ф.А.В. направлено налоговое уведомление № от <дата> со сроком исполнения до <дата>.
Ввиду неисполнения уведомления, налоговым органом в адрес Ф.А.В. направлено требование от <дата> № об уплате недоимки в размере <...> и пени в размере <...>, со сроком уплаты до <дата>.
Кроме того, Ф.А.В. является плательщиком транспортного налога, поскольку за ним зарегистрированы транспортные средства: марки «<...> дата регистрации права <дата> год, государственный регистрационный знак: № и марки «<...>», дата регистрации права <дата>, государственный регистрационный знак №
Административному ответчику направлено налоговое уведомление № от <дата> со сроком уплаты до <дата> транспортного налога и налога на имущество за 2017 год, на общую сумму <...>
В связи с тем, что задолженность была оплачена после установленного срока, МРИ ФНС России № по Орловской области выставлено требование от <дата> № об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пени со сроком уплаты до <дата>: пени по транспортному налогу за 2017 год в размере <...>; пени по транспортному налогу за 2018 в размере <...>
Кроме того, за 2018 год, налогоплательщику было направлено налоговое уведомление № от <дата> об уплате имущественных налогов на общую сумму <...>, из которых: транспортный налог за 2018 год – <...>, налог на имущество физических лиц <...>, со сроком исполнения до <дата>.
В связи с тем, что задолженность полностью была не оплачена, МРИ ФНС России № по Орловской области выставлено требование от <дата> № об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пени со сроком уплаты до <дата>: транспортный налог – <...>; пени по транспортному налогу - <...>
Поскольку требование об уплате налога исполнено не было, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который в последующем был отменен по заявлению должника Ф.А.В.
По указанным основаниям, налоговый орган просил взыскать с Ф.А.В. задолженность по транспортному налогу за 2018 год и НДФЛ за 2018 год в общем размере <...>, из которых транспортный налог за 2018 год – <...>, пени по транспортному налогу за 2017-2018 гг. – <...>, НДФЛ – <...>; пени по НДФЛ – <...>
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Ф.А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что налоговый орган произвел неправильный расчет налоговой задолженности по транспортному налогу за 2018 года, поскольку транспортное средство <...> было им продано, снято с регистрации <дата> и поставлено на учет новым собственником <дата>, что подтверждается паспортом транспортного средства.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия проходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ предусмотрено налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.
Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 или 3.1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом (пункт 4 статьи 226 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов: расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из положений статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 2 Закона Орловской области от 26.11.2002 г. №-289-ОЗ «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пунктам 1, 2, 4 и 6 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Ф.А.В. является налогоплательщиком.
Налоговым агентом ПАО СК «РОСГОССТРАХ» в МРИ ФНС России №8 по Орловской области были представлены сведения о доходах Ф.А.В. за 2018 год, согласно которым сумма налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ, составила <...>
Налоговым органом в адрес Ф.А.В. направлено налоговое уведомление № от <дата> об уплате имущественных налогов в срок до <дата>, на общую сумму <...>, из которых налог на доходы физических лиц - <...>
В связи с неполным погашением задолженности, административный истец выставил требование № от <дата> со сроком уплаты до <дата>, в котором в том числе была отражена задолженность по: НДФЛ – <...> и пени по НДФЛ - <...>, которая налогоплательщиком погашена не была.
Кроме того, за Ф.А.В. зарегистрированы транспортные средства: марка «<...> VIN: №, год выпуска <дата> дата регистрации права <дата>, государственный регистрационный знак: № и марка «<...>», VIN: №, год выпуска <...>, дата регистрации права <дата>, государственный регистрационный знак №.
Налогоплательщику направлено налоговое уведомление № от <дата> об уплате, в том числе транспортного налога и налога на имущество за 2017 года, на общую сумму <...>, из которых: налог на имущество физических лиц за 2017 год составил <...> и транспортный налог за 2017 – <...>, со сроком исполнения до <дата>.
Поскольку задолженность была оплачена после установленного срока, МРИ ФНС России № по Орловской области выставлено требование от <дата> № об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пени со сроком уплаты до <дата> пени по транспортному налогу за 2017 год – <...>; пени по транспортному налогу за 2018 год - <...>
Требование об уплате пени по транспортному налогу за 2017 год в размере <...> Ф.А.В. исполнено не было.
Кроме того, налогоплательщику направлено налоговое уведомление № от <дата> об уплате имущественных налогов на общую сумму <...>, из которых: транспортный налог за 2018 год - <...>, налог на имущество физических лиц - <...>, со сроком уплаты до <дата>.
Ввиду неуплаты в добровольном порядке, Ф.А.В. выставлено требование от <дата> № об уплате транспортного налога, а также начислены пени в размере <...>
Поскольку налогоплательщик не исполнил выставленные ему требования об уплате налога и пени, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №4 Орловского района Орловской области с заявлением о вынесении в отношении налогоплательщика судебного приказа.
<дата> тем же мировым судьей судебный приказ по заявлению должника был отменен.
Административный истец <дата>, с соблюдением шестимесячного срока, предусмотренного статьей 48 НК РФ, обратился с настоящим административным иском в районный суд.
Суд первой инстанции, разрешая дело, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований о взыскании с Ф.А.В. задолженности по транспортному налогу за 2018 год и НДФЛ за 2018 год в общем размере <...>, из которых транспортный налог за 2018 год – <...>, пени по транспортному налогу за 2017-2018 гг. – <...>, НДФЛ – <...>; пени по НДФЛ – <...>
Вместе с тем, до рассмотрения апелляционной жалобы по существу от административного истца - МРИ ФНС России № по Орловской области поступил письменный отказ от административного иска в части начисления транспортного налога за 2018 год по автомобилю «<...>» в размере <...>, пени по транспортного налогу в размере <...>.
В остальной части заявленных исковых требований просили взыскать с Ф.А.В. в пользу МРИ ФНС России № по Орловской области задолженность по транспортному налогу за 2018 год по транспортному средству «<...>» в размере <...>, пени по транспортному налогу за период с <дата> по <дата> в размере <...>, задолженность по НДФЛ за 2018 год в размере <...>, пени по НДФЛ с <дата> по <дата> в размере <...>.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
В силу пункта 3 части 1 статьи 194 названного Кодекса суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
Согласно части 2 статьи 304 названного кодекса при принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
В данном случае отказ административного истца от административных исковых требований в части заявлен добровольно, не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации или иным федеральным законам, не нарушает прав других лиц.
Последствия отказа от административного иска, предусмотренные статьей 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административному истцу известны. Публичные интересы, нарушение которых препятствовало бы принятию судом данного отказа, отсутствуют.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, в том числе добровольный характер отказа административного истца от заявленных требований в части, осведомленность истца о последствиях совершаемого процессуального действия, то обстоятельство, что данный отказ не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, отсутствие у Ф.А.В. возражений на принятие отказа истца от части исковых требований, а также учитывая положения статей 46, 157, 304 КАС РФ, судебная коллегия полагает возможным принять частичный отказ административного истца от иска, отменить решение суда в части и прекратить производство по делу в указанной части.
Таким образом, установив изложенные обстоятельства, проверив правильность расчета взыскиваемой с Ф.А.В. налоговой задолженности, судебная коллегия по административным делам, приходит к выводу о взыскании с Ф.А.В. задолженности по транспортному налогу за 2018 год по транспортному средству «<...>» в размере <...>, пени по транспортному налогу за период с <дата> по <дата> в размере <...>, пени за период с <дата> по <дата> в размере <...>, задолженность по НДФЛ за 2018 год в размере <...>, пени по НДФЛ с <дата> по <дата> в размере <...>.
Ф.А.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции согласился с взысканием с него вышеуказанных сумм задолженности по налогам и пени.
Кроме того, разрешая заявленные административные требования административного истца, судебной коллегий установлено, что судом первой инстанции не разрешен вопрос о взыскании государственной пошлины.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Поскольку в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ при подаче административного иска Межрайонная ИФНС России №8 по Орловской области освобождена от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика Ф.А.В. в размере <...>.
В соответствии с порядком, установленным статьями 50, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственная пошлина зачисляется в доход бюджета муниципального образования «город Орел» Орловской области.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
принять отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Орловской области от административных исковых требований к Ф.А.В. о взыскании задолженности по налогам и пени, в части начисления транспортного налога за 2018 год по автомобилю «<...>» в размере <...>, пени по транспортного налогу в размере <...>.
Решение Орловского районного суда Орловской области от <дата> в части взыскания транспортного налога за 2018 год по автомобилю «<...>» в размере <...>, пени по транспортного налогу в размере <...> - отменить.
Производство по настоящему административному делу в указанной части прекратить.
В остальной части решение Орловского районного суда Орловской области от <дата> изложить в следующей редакции:
Взыскать с Ф.А.В., <дата> года рождения, №, проживающего по адресу: <адрес>, задолженность налогам и пени в размере <...>, из которых: задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере <...>, пени по транспортному налогу за период с <дата> по <дата> в размере <...>, пени за период с <дата> по <дата> в размере <...>, задолженность по НДФЛ за 2018 год в размере <...>, пени по НДФЛ с <дата> по <дата> в размере <...>.
Взыскать с Ф.А.В. государственную пошлину в размере <...> в доход бюджета муниципального образования «город Орел».
Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи
Судья Постникова П.В. Дело № 33а-702/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 марта 2021 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Углановой М.А.
судей Сафроновой Л.И., Коротченковой И.И.
при секретаре Власовой Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Орловской области к Ф.А.В. о взыскании задолженности по налогам и пени,
по апелляционной жалобе Ф.А.В. на решение Орловского районного суда Орловской области от 22 сентября 2020 года, которым административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Орловской области к Ф.А.В. о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Сафроновой Л.И., выслушав административного ответчика Ф.А.В., представителя административного истца МРИ ФНС России №8 по Орловской области по доверенности П.Е.В., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
Межрайонная ИФНС России №8 по Орловской области (далее – МРИ ФНС России №8 по Орловской области) обратилось в Орловский районный суд Орловской области с административным иском к Ф.А.В. о взыскании задолженности по налогам и пени.
В обоснование заявленных требований указывалось на то, что Ф.А.В. является плательщиком налогов.
За 2018 год налоговым орган начислил административному ответчику налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ, в размере <...>, о чем Ф.А.В. направлено налоговое уведомление № от <дата> со сроком исполнения до <дата>.
Ввиду неисполнения уведомления, налоговым органом в адрес Ф.А.В. направлено требование от <дата> № об уплате недоимки в размере <...> и пени в размере <...>, со сроком уплаты до <дата>.
Кроме того, Ф.А.В. является плательщиком транспортного налога, поскольку за ним зарегистрированы транспортные средства: марки «<...> дата регистрации права <дата> год, государственный регистрационный знак: № и марки «<...>», дата регистрации права <дата>, государственный регистрационный знак №
Административному ответчику направлено налоговое уведомление № от <дата> со сроком уплаты до <дата> транспортного налога и налога на имущество за 2017 год, на общую сумму <...>
В связи с тем, что задолженность была оплачена после установленного срока, МРИ ФНС России № по Орловской области выставлено требование от <дата> № об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пени со сроком уплаты до <дата>: пени по транспортному налогу за 2017 год в размере <...>; пени по транспортному налогу за 2018 в размере <...>
Кроме того, за 2018 год, налогоплательщику было направлено налоговое уведомление № от <дата> об уплате имущественных налогов на общую сумму <...>, из которых: транспортный налог за 2018 год – <...>, налог на имущество физических лиц <...>, со сроком исполнения до <дата>.
В связи с тем, что задолженность полностью была не оплачена, МРИ ФНС России № по Орловской области выставлено требование от <дата> № об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пени со сроком уплаты до <дата>: транспортный налог – <...>; пени по транспортному налогу - <...>
Поскольку требование об уплате налога исполнено не было, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который в последующем был отменен по заявлению должника Ф.А.В.
По указанным основаниям, налоговый орган просил взыскать с Ф.А.В. задолженность по транспортному налогу за 2018 год и НДФЛ за 2018 год в общем размере <...>, из которых транспортный налог за 2018 год – <...>, пени по транспортному налогу за 2017-2018 гг. – <...>, НДФЛ – <...>; пени по НДФЛ – <...>
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Ф.А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что налоговый орган произвел неправильный расчет налоговой задолженности по транспортному налогу за 2018 года, поскольку транспортное средство <...> было им продано, снято с регистрации <дата> и поставлено на учет новым собственником <дата>, что подтверждается паспортом транспортного средства.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия проходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ предусмотрено налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.
Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 или 3.1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом (пункт 4 статьи 226 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов: расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из положений статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 2 Закона Орловской области от 26.11.2002 г. №-289-ОЗ «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пунктам 1, 2, 4 и 6 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Ф.А.В. является налогоплательщиком.
Налоговым агентом ПАО СК «РОСГОССТРАХ» в МРИ ФНС России №8 по Орловской области были представлены сведения о доходах Ф.А.В. за 2018 год, согласно которым сумма налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ, составила <...>
Налоговым органом в адрес Ф.А.В. направлено налоговое уведомление № от <дата> об уплате имущественных налогов в срок до <дата>, на общую сумму <...>, из которых налог на доходы физических лиц - <...>
В связи с неполным погашением задолженности, административный истец выставил требование № от <дата> со сроком уплаты до <дата>, в котором в том числе была отражена задолженность по: НДФЛ – <...> и пени по НДФЛ - <...>, которая налогоплательщиком погашена не была.
Кроме того, за Ф.А.В. зарегистрированы транспортные средства: марка «<...> VIN: №, год выпуска <дата> дата регистрации права <дата>, государственный регистрационный знак: № и марка «<...>», VIN: №, год выпуска <...>, дата регистрации права <дата>, государственный регистрационный знак №.
Налогоплательщику направлено налоговое уведомление № от <дата> об уплате, в том числе транспортного налога и налога на имущество за 2017 года, на общую сумму <...>, из которых: налог на имущество физических лиц за 2017 год составил <...> и транспортный налог за 2017 – <...>, со сроком исполнения до <дата>.
Поскольку задолженность была оплачена после установленного срока, МРИ ФНС России № по Орловской области выставлено требование от <дата> № об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пени со сроком уплаты до <дата> пени по транспортному налогу за 2017 год – <...>; пени по транспортному налогу за 2018 год - <...>
Требование об уплате пени по транспортному налогу за 2017 год в размере <...> Ф.А.В. исполнено не было.
Кроме того, налогоплательщику направлено налоговое уведомление № от <дата> об уплате имущественных налогов на общую сумму <...>, из которых: транспортный налог за 2018 год - <...>, налог на имущество физических лиц - <...>, со сроком уплаты до <дата>.
Ввиду неуплаты в добровольном порядке, Ф.А.В. выставлено требование от <дата> № об уплате транспортного налога, а также начислены пени в размере <...>
Поскольку налогоплательщик не исполнил выставленные ему требования об уплате налога и пени, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №4 Орловского района Орловской области с заявлением о вынесении в отношении налогоплательщика судебного приказа.
<дата> тем же мировым судьей судебный приказ по заявлению должника был отменен.
Административный истец <дата>, с соблюдением шестимесячного срока, предусмотренного статьей 48 НК РФ, обратился с настоящим административным иском в районный суд.
Суд первой инстанции, разрешая дело, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований о взыскании с Ф.А.В. задолженности по транспортному налогу за 2018 год и НДФЛ за 2018 год в общем размере <...>, из которых транспортный налог за 2018 год – <...>, пени по транспортному налогу за 2017-2018 гг. – <...>, НДФЛ – <...>; пени по НДФЛ – <...>
Вместе с тем, до рассмотрения апелляционной жалобы по существу от административного истца - МРИ ФНС России № по Орловской области поступил письменный отказ от административного иска в части начисления транспортного налога за 2018 год по автомобилю «<...>» в размере <...>, пени по транспортного налогу в размере <...>.
В остальной части заявленных исковых требований просили взыскать с Ф.А.В. в пользу МРИ ФНС России № по Орловской области задолженность по транспортному налогу за 2018 год по транспортному средству «<...>» в размере <...>, пени по транспортному налогу за период с <дата> по <дата> в размере <...>, задолженность по НДФЛ за 2018 год в размере <...>, пени по НДФЛ с <дата> по <дата> в размере <...>.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
В силу пункта 3 части 1 статьи 194 названного Кодекса суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
Согласно части 2 статьи 304 названного кодекса при принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
В данном случае отказ административного истца от административных исковых требований в части заявлен добровольно, не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации или иным федеральным законам, не нарушает прав других лиц.
Последствия отказа от административного иска, предусмотренные статьей 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административному истцу известны. Публичные интересы, нарушение которых препятствовало бы принятию судом данного отказа, отсутствуют.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, в том числе добровольный характер отказа административного истца от заявленных требований в части, осведомленность истца о последствиях совершаемого процессуального действия, то обстоятельство, что данный отказ не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, отсутствие у Ф.А.В. возражений на принятие отказа истца от части исковых требований, а также учитывая положения статей 46, 157, 304 КАС РФ, судебная коллегия полагает возможным принять частичный отказ административного истца от иска, отменить решение суда в части и прекратить производство по делу в указанной части.
Таким образом, установив изложенные обстоятельства, проверив правильность расчета взыскиваемой с Ф.А.В. налоговой задолженности, судебная коллегия по административным делам, приходит к выводу о взыскании с Ф.А.В. задолженности по транспортному налогу за 2018 год по транспортному средству «<...>» в размере <...>, пени по транспортному налогу за период с <дата> по <дата> в размере <...>, пени за период с <дата> по <дата> в размере <...>, задолженность по НДФЛ за 2018 год в размере <...>, пени по НДФЛ с <дата> по <дата> в размере <...>.
Ф.А.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции согласился с взысканием с него вышеуказанных сумм задолженности по налогам и пени.
Кроме того, разрешая заявленные административные требования административного истца, судебной коллегий установлено, что судом первой инстанции не разрешен вопрос о взыскании государственной пошлины.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Поскольку в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ при подаче административного иска Межрайонная ИФНС России №8 по Орловской области освобождена от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика Ф.А.В. в размере <...>.
В соответствии с порядком, установленным статьями 50, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственная пошлина зачисляется в доход бюджета муниципального образования «город Орел» Орловской области.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
принять отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Орловской области от административных исковых требований к Ф.А.В. о взыскании задолженности по налогам и пени, в части начисления транспортного налога за 2018 год по автомобилю «<...>» в размере <...>, пени по транспортного налогу в размере <...>.
Решение Орловского районного суда Орловской области от <дата> в части взыскания транспортного налога за 2018 год по автомобилю «<...>» в размере <...>, пени по транспортного налогу в размере <...> - отменить.
Производство по настоящему административному делу в указанной части прекратить.
В остальной части решение Орловского районного суда Орловской области от <дата> изложить в следующей редакции:
Взыскать с Ф.А.В., <дата> года рождения, №, проживающего по адресу: <адрес>, задолженность налогам и пени в размере <...>, из которых: задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере <...>, пени по транспортному налогу за период с <дата> по <дата> в размере <...>, пени за период с <дата> по <дата> в размере <...>, задолженность по НДФЛ за 2018 год в размере <...>, пени по НДФЛ с <дата> по <дата> в размере <...>.
Взыскать с Ф.А.В. государственную пошлину в размере <...> в доход бюджета муниципального образования «город Орел».
Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи