Дело № 2-395/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2014 года г.Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Завертяевой Л.В.
при секретаре Третьяковой О.Б.
с участием истца Куртагина С.А., представителей ответчика Артюх В.А., Трефиловой Е.В., действующих на основании доверенностей
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску
Куртагина С.А.
к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения « Нытвенская центральная районная больница»
о признании незаконным приказа и взыскании заработной платы
установил:
Куртагин С.А. обратился в суд с иском к МБУЗ « Нытвенская центральная районная больница» о признании незаконным приказа № № от ДД.ММ.ГГГГ года об отстранении от работы и взыскании среднего заработка за время отстранения от работы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании Куртагин С.А. уточнил свои исковые требования в части взыскания заработной платы, просит взыскать <данные изъяты> рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
В обоснование заявления указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности <данные изъяты> в ортопедическом кабинете МБУЗ «Нытвенская центральная районная больница».
С ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № № от ДД.ММ.ГГГГ он был отстранен от работы до устранения обстоятельств явившихся основанием для отстранения от работы ( до получения сертификата специалиста). Также приказ содержит распоряжение не производить ему начисление заработной платы. Основанием для отстранения от работы явилось отсутствие у него сертификата специалиста по специальности «Стоматология ортопедическая». Считает отстранение от работы незаконным, поскольку Федеральный закон устанавливающий наличие сертификата для медицинских работников вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ года, то есть после заключения с ним трудового договора и, следовательно, на момент заключения с ним трудового договора не требовался. Порядок и условия выдачи сертификатов утверждены только ДД.ММ.ГГГГ приказом Минздрава России № 982н. В соответствии с Трудовым кодексом работодатель обязан проводить профессиональное обучение работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Самостоятельно подать заявку на обучение он не мог, за время его работы <данные изъяты> в МБУЗ «НЦРБ» ему ни разу не было предложено пройти обучение для получения сертификата. Его вины в отсутствии у него сертификата специалиста нет.
В судебном заседании истец Куртагин С.А. настаивает на своих требованиях, дал пояснения соответствующие исковому заявлению, дополнил, что знал, что ему, как медицинскому работнику требуется сертификат, но никто из работодателей его не требовал, он не знал, где и как его получать. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в прокуратуру в связи с не выплатой заработной платы и узнал, что его могут уволить из-за отсутствия сертификата, написал заявление, чтобы его направили на обучение. Считает, что до получения сертификата имеет право заниматься медицинской деятельностью. Работодатель ранее его на обучение не направлял, заявку на него не оформлял, хотя другие коллеги такое обучение проходили.
Представители ответчика Артюх В.А., Трефилова Е.В. с иском не согласны, предоставили возражение в письменном виде ( л.д.26), дополнили, что Куртагин С.А. был принят на работу с нарушением законодательства, сертификата специалиста у него не было. Кроме того, более пяти лет он не занимался медицинской деятельностью, работал не по специальности. О получении сертификата с Куртагиным С.А. всегда разговаривали устно, никаких документов не оформляли, так как он говорил, что ему не требуется повышение квалификации и он на учебу не поедет. Обязанность получения сертификата лежит на работнике. После окончания медицинского училища Куртагин С.А. ни разу не получал сертификат, он не может заниматься медицинской деятельностью, так как может оказать неквалифицированную медицинскую помощь.
Суд, заслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 100 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что до 01 января 2016 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
В соответствии со статьей 54 Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года №5487-1, действовавших в период приема на работу истца на должность зубного техника, право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации, имеют граждане, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности. Форма, срок действия, условия и порядок выдачи сертификата специалиста устанавливаются Федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций. Данные требования предусмотрены и п.п.3 п.1 ст.100 Федерального закона № 323-ФЗ.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов, служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» к квалификации зубного техника предъявляются следующие требования: среднее профессиональное образование по специальности «Стоматология ортопедическая» и сертификат специалиста по специальности «Стоматология ортопедическая» без предъявления требований к стажу.
Сертификат специалиста - это документ единого образца со сроком действия равным пяти годам, действующий на все территории РФ. Он выдается по специальностям, предусмотренным действующей Номенклатурой специальностей специалистов со средним, высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ.
Обязанность работодателя( учреждения здравоохранения) направлять медицинских и фармацевтических работников на курсы повышения квалификации закреплена в п.п.8 п.1 ст.79 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ.
Как указано в п.2 ч.1 ст. 72 Федерального закона № 323-ФЗ медицинские работники проходят повышение квалификации за счет средств работодателя. Соответственно, на работодателе лежит обязанность направить медицинского работника на повышение квалификации и оплатить обучение работника.
Аналогичным образом обязанность повышать квалификацию возложена и на работника. В соответствии с п.п.3 п.2 ст.73 данного Закона медицинский (фармацевтический) работник должен совершенствовать свои профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в Порядке и сроки, которые установлены приказом Минздрава России от 03.08.2012 года № 66н.
В гл. 31 Трудового кодекса РФ закреплены права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров, а также права работника на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Статьей 196 Трудового кодекса РФ установлено, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.
В соответствии с абз. 8 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы работника и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что Куртагин С.А. с ДД.ММ.ГГГГ работал <данные изъяты> в ортопедическом кабинете МУЗ «НЦРБ», с ним был заключен трудовой договор № ( л.д.14,16).
Сведениями из трудовой книжки подтверждается, что Куртагин С.А. ДД.ММ.ГГГГ окончил Пермское базовое медицинское училище по специальности «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по специальности не работал. ( л.д.6-8).
Сертификата специалиста не имел ни разу, с целью повышения квалификации не обучался. Имеет сертификат о том, что в ДД.ММ.ГГГГ году ( без даты) в <адрес> прошел курс тематического усовершенствования по программе «Применение базисного материала на основе полиуретана «Денталур».
Приказом №№ от ДД.ММ.ГГГГ по МБУЗ «НЦРБ» Куртагин С.А. отстранен от работы <данные изъяты> зубопротезного кабинета с ДД.ММ.ГГГГ до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы (получения сертификата специалиста).
Свидетель ФИО5, работающая <данные изъяты>, пояснила, что Куртагин С.А. был принят на работу только на основании диплома, сертификата специалиста у него не было, главный врач была поставлена в известность об этом, но приказ о приеме на работу подписала. Она говорила Куртагину С.А., что нужен сертификат, но он всегда отвечал, что ему не нужно учиться, смотрите законы. Письменное направление на учебу ему не выдавали, предлагали пройти обучение неоднократно, но устно. Почему зав. отделением не составляла на него заявку на обучение ей неизвестно.
Свидетель ФИО6 пояснила, что работает <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года, в ДД.ММ.ГГГГ года при проведении собрания в стоматологическом отделении узнала, что у Куртагина С.А. нет сертификата специалиста. Про проведении проверки выяснилась, что сертификата он никогда не имел, был принят на работу незаконно. Предлагали ему пройти обучение только в устной форме, но он отказывался. В настоящее время включен в план обучения на ДД.ММ.ГГГГ года.
Суд, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, считает, что у МБУЗ «НЦРБ» имелись основания для отстранения Куртагина С.А. от работы в связи с отсутствием сертификата специалиста. Статья 76 Трудового кодекса РФ не содержит исчерпывающий перечень оснований для отстранения работника от работы, в соответствии с абз. 8 указанной статьи работодатель обязан отстранить от работы ( не допускать к работе) работника и в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
На протяжении всей трудовой деятельности Куртагина С.А. у него не имелось сертификата специалиста - документа дающего право на занятие медицинской деятельностью. Кроме того, в нарушение Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан при приеме на работу, имея перерыв в работе по специальности более пяти лет, он был допущен ответчиком к работе без подтверждения своей квалификации в установленном законом порядке.
В связи с тем, что повышение квалификации медицинским работником, является условием выполнения работником медицинской деятельности работодатель обязан в соответствии со ст. 196 ТК РФ проводить повышение квалификации работников, оплачивать его.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Допустимых доказательств, подтверждающих факт направления Куртагина С.А. на курсы повышения квалификации и факт отказа Куртагина С.А. от обучения ответчик не предоставил. В соответствии с предоставленными должностными инструкциями заведующей стоматологическим отделением и начальника отдела кадров, именно они обязаны организовывать мероприятия по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала.
С учетом изложенного суд считает, что Куртагин С.А. не прошел обучение с целью получения сертификата специалиста по вине работодателя и период отстранения от работы является временем простоя по вине работодателя, который подлежит оплате в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
Согласно ч.3 ст.72.2 ТК РФ под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического или организационного характера.
Суд считает, что отсутствие сертификата по причинам, связанным с ненадлежащим исполнением работодателем своих обязанностей, относится к организационным причинам временной приостановки работы.
В соответствии с ч.1 ст. 157 ТК РФ время простоя по вине работника оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
С учетом изложенного суд взыскивает с ответчика две трети средней заработной платы Куртагина С.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, исходя из предоставленной ответчиком справки о расчете средней заработной платы Куртагина С.А. ( л.д.18) и отказывает истцу во взыскании <данные изъяты> рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционального удовлетворенной части исковых требований.
С учетом изложенного, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей, рассчитанную в соответствии со ст.333.19 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Отказать Куртагину С.А. в удовлетворении исковых требований к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Нытвенская центральная районная больница» о признании незаконным приказа № № от ДД.ММ.ГГГГ года об отстранении от работы.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Нытвенская центральная районная больница» в пользу Куртагина С.А. заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Нытвенская центральная районная больница» в доход бюджета Нытвенского муниципального района государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Отказать Куртагину С.А. во взыскании заработной платы в сумме <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме - с 18 июня 2014 года.
Судья Л.В.Завертяева