Дело № 33-256
Докладчик Ульянкин Д.В.
Судья Ляднова Э.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 марта 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Ульянкина Д.В.,
судей Зубовой Т.Н., Наместниковой Л.А.,
при секретаре Пугачеве Д.В.,
в открытом судебном заседании в г. Орле рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Шерстневой Альбины Рудольфовны к Администрации Орловского района Орловской области, Администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области о восстановлении в очереди на получение жилья,
по апелляционной жалобе Шерстневой А.Р. на решение Орловского районного суда Орловской области от 20 ноября 2013 г., которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Шерстневой А.Р. к Администрации Орловского района Орловской области, Администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области о восстановлении в очереди на получение жилья, - отказать».
Заслушав дело по докладу судьи Орловского областного суда Ульянкина Д.В., объяснения Шерстневой А.Р., поддержавшей жалобу и свои исковые требования, возражения представителя администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области по доверенности Данилова М.В., возражения представителя Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области Пензевой М.И., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Шерстнева А.Р. обратилась в суд с иском к администрации Орловского района Орловской области, администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области о восстановлении в очереди на получение жилья.
В обоснование требований указала, что она, как житель Крайнего Севера, имеет право на получение жилья по федеральной целевой программе «Жилище».
24 июля 2007 г. она принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с переездом из районов Крайнего Севера. На момент постановки на учет она была зарегистрирована по адресу: <адрес>.
09 октября 2008 г. она снялась с регистрационного учета по указанному адреса и зарегистрировалась по адресу: <адрес>, поскольку желала получать медицинскую помощь в г. Орле.
28 июня 2013 г. при обращении в администрацию Орловского района ей стало известно, что ее сняли с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с переездом из районов Крайнего Севера, поскольку она снялась с регистрационного учета в Орловском районе и выбыла (зарегистрировалась) в другом муниципальном образовании – г. Орел.
Указывала, что из Орловской области она не уезжала, все время проживала и до настоящего времени фактически проживает в д. <адрес>, при этом каких-либо оповещений о снятии с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий не получала.
На основании изложенного, просила суд восстановить ее в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Шерстнева А.Р. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не исследован вопрос о том, имела ли администрация Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области полномочия по постановке и снятию с учета граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Полагает ошибочным вывод суда о том, что она изменила место жительства в связи с изменением регистрации, поскольку под изменением места жительства следует считать выезд в другой субъект Российский Федерации.
Утверждает, что, несмотря на снятие с регистрационного учета, фактически не меняла места своего жительства, так как постоянно проживала в <адрес>.
Также указывает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2003 № 433 выдача сертификатов производится органами исполнительной власти субъектов РФ в той хронологической последовательности, в какой граждане зарегистрированы в сводном списке в качестве лиц, имеющих право на получение социальных выплат.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (утв. Постановлением Правительства Российский Федерации от 10.12.2002 № 879) контроль за осуществлением в соответствии с пунктом 3 Положения органами местного самоуправления регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для полного выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, поскольку финансирование по программе переселения жителей Крайнего Севера и приравненных в ним местностей осуществляется за счет средств федерального бюджета, через орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области жилищной политики, кроме того, в силу действующего законодательства ведение списков лиц указанной категории осуществляется на уровне соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, как следствие, существует единая очередь соответствующей категории граждан на получении субсидии по субъекту Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о переходе к рассмотрению по правилам суда первой инстанции и привлечению к участию в деле в качестве соответчика Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.
Судом в нарушение требований ст. 148 ГПК РФ не был определен состав лиц, участвующих в деле, в связи с чем решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене.
Разрешая дело по правилам суда первой инстанции, судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав показания свидетелей, пришла к выводу об удовлетворении исковых требований Шерстневой А.Р. по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе, инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.
Статьей 3 названного Федерального закона предусмотрено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (статья 7 упомянутого Федерального закона).
Таким образом, предусмотренное законом обязательство по выделению жилищных субсидий гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является расходным обязательством Российской Федерации.
Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации (статья 10 названного выше Федерального закона).
В соответствии с пунктами 2, 3 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 (ред. от 03.11.2011) (далее – Положение), регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Контроль за осуществлением в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения органами местного самоуправления регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 7 Положения).
Согласно пункту 21 Положения граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае:
а) получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи;
б) выезда в другую местность на постоянное место жительства;
в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений;
г) неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет;
д) приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам);
е) их письменного отказа или совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им социальных выплат для приобретения жилья, в течение года после получения уведомления о принятии решения о постановке на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья;
ж) подачи по месту учета заявления о снятии с учета;
з) смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи);
и) изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области № от 24.04.2007 Шерстнева А.Р. была поставлена на очередь на улучшение жилищных условий и включена в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». На момент постановки на учет нуждающихся, Шерстнева А.Р. проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>.
07.10.2008 Шерстнева А.Р. постоянно зарегистрировалась по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района № от 27.05.2013 Шерстнева А.Р. снята с учета с очереди нуждающихся на улучшение жилищных условий в связи с выездом на постоянное место жительства в другое муниципальное образование: <адрес>.
Разрешая настоящее дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Шерстнева А.Р. не проживала на территории Образцовского сельского поселения Орловского района, в связи с чем она была снята с учета с очереди нуждающихся на улучшение жилищных условий на законных основаниях.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
Совокупностью представленных доказательств установлено, что с февраля 2005 г. по настоящее время истец фактически проживает в жилом доме по адресу: <адрес>. Несмотря на смену постоянной регистрации, Шерстнева А.Р. фактически никуда не выезжала и продолжала проживать по указанному адресу. В частности указанные обстоятельства подтверждаются: показаниями свидетелей ФИО8, ФИО9, письменными доказательствами (перепиской и почтовой корреспонденцией, полученной истцом по месту жительства в д. <адрес> (л.д.4, 8, 64); справками из медицинских учреждений о получении медицинской помощи по месту жительства в <адрес>, абонементами на получение газеты от 24.08.2012, справкой ООО «Орелжилсервис» от 20.12.2013 о том, что в <адрес> никто не зарегистрирован и не проживает (л.д.63).
Сам по себе факт смены истцом регистрации с адреса <адрес> на адрес <адрес>), по мнению судебной коллегии, в данном случае правового значения не имеет, поскольку в судебном заседании установлено, что фактически место жительства истец не меняла. Как следствие, оснований для снятия ее с очереди на получение жилищной субсидии не имелось.
Кроме того, исходя из системного толкования положений Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879, выезд в другую местность на постоянное место жительства, как основание снятия с учета имеющих право на получение социальной выплаты, предусмотренное пунктом 21 Положения, предполагает выезд за пределы субъекта Российской Федерации.
В частности, такой вывод следует из того, что списки лиц рассматриваемой категории централизованно ведутся на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; контроль за осуществлением регистрации и учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей также осуществляется на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (статья 3 названного Федерального закона); обязательство по выделению жилищных субсидий гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является расходным обязательством Российской Федерации и распределение средств федерального бюджета осуществляется по субъектам Российской Федерации (статьи 7, 8 Федерального закона).
Учитывая, что смена истцом места регистрации произведена в пределах одного субъекта Российской Федерации – Орловской области, оснований для ее снятия с очереди и исключения из списков на получение жилищной субсидии лиц, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, также не имелось.
По указанным основаниям решение суда об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований Шерстневой А.Р. к Администрации Орловского района Орловской области, Администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области о восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии.
Поскольку основания для снятия Шерстневой А.Р. с очереди отсутствовали, ее следует восстановить в очереди и в сводном списке по Орловской области граждан-участников на получение жилищной субсидии, как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с момента первоначальной постановки ее на учет – с 24 апреля 2007 года (л.д.26).
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 20 ноября 2013 г. отменить.
Исковые требования Шерстневой А.Р. к Администрации Орловского района Орловской области, Администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области о восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии удовлетворить.
Восстановить Шерстневу А.Р. в очереди на получение и в сводном списке по Орловской области граждан-участников на получение жилищной субсидии, как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с момента первоначальной постановки ее на учет.
Председательствующий
Судьи
Дело № 33-256
Докладчик Ульянкин Д.В.
Судья Ляднова Э.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 марта 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Ульянкина Д.В.,
судей Зубовой Т.Н., Наместниковой Л.А.,
при секретаре Пугачеве Д.В.,
в открытом судебном заседании в г. Орле рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Шерстневой Альбины Рудольфовны к Администрации Орловского района Орловской области, Администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области о восстановлении в очереди на получение жилья,
по апелляционной жалобе Шерстневой А.Р. на решение Орловского районного суда Орловской области от 20 ноября 2013 г., которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Шерстневой А.Р. к Администрации Орловского района Орловской области, Администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области о восстановлении в очереди на получение жилья, - отказать».
Заслушав дело по докладу судьи Орловского областного суда Ульянкина Д.В., объяснения Шерстневой А.Р., поддержавшей жалобу и свои исковые требования, возражения представителя администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области по доверенности Данилова М.В., возражения представителя Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области Пензевой М.И., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Шерстнева А.Р. обратилась в суд с иском к администрации Орловского района Орловской области, администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области о восстановлении в очереди на получение жилья.
В обоснование требований указала, что она, как житель Крайнего Севера, имеет право на получение жилья по федеральной целевой программе «Жилище».
24 июля 2007 г. она принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с переездом из районов Крайнего Севера. На момент постановки на учет она была зарегистрирована по адресу: <адрес>.
09 октября 2008 г. она снялась с регистрационного учета по указанному адреса и зарегистрировалась по адресу: <адрес>, поскольку желала получать медицинскую помощь в г. Орле.
28 июня 2013 г. при обращении в администрацию Орловского района ей стало известно, что ее сняли с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с переездом из районов Крайнего Севера, поскольку она снялась с регистрационного учета в Орловском районе и выбыла (зарегистрировалась) в другом муниципальном образовании – г. Орел.
Указывала, что из Орловской области она не уезжала, все время проживала и до настоящего времени фактически проживает в д. <адрес>, при этом каких-либо оповещений о снятии с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий не получала.
На основании изложенного, просила суд восстановить ее в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Шерстнева А.Р. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не исследован вопрос о том, имела ли администрация Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области полномочия по постановке и снятию с учета граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Полагает ошибочным вывод суда о том, что она изменила место жительства в связи с изменением регистрации, поскольку под изменением места жительства следует считать выезд в другой субъект Российский Федерации.
Утверждает, что, несмотря на снятие с регистрационного учета, фактически не меняла места своего жительства, так как постоянно проживала в <адрес>.
Также указывает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2003 № 433 выдача сертификатов производится органами исполнительной власти субъектов РФ в той хронологической последовательности, в какой граждане зарегистрированы в сводном списке в качестве лиц, имеющих право на получение социальных выплат.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (утв. Постановлением Правительства Российский Федерации от 10.12.2002 № 879) контроль за осуществлением в соответствии с пунктом 3 Положения органами местного самоуправления регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для полного выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, поскольку финансирование по программе переселения жителей Крайнего Севера и приравненных в ним местностей осуществляется за счет средств федерального бюджета, через орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области жилищной политики, кроме того, в силу действующего законодательства ведение списков лиц указанной категории осуществляется на уровне соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, как следствие, существует единая очередь соответствующей категории граждан на получении субсидии по субъекту Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о переходе к рассмотрению по правилам суда первой инстанции и привлечению к участию в деле в качестве соответчика Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.
Судом в нарушение требований ст. 148 ГПК РФ не был определен состав лиц, участвующих в деле, в связи с чем решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене.
Разрешая дело по правилам суда первой инстанции, судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав показания свидетелей, пришла к выводу об удовлетворении исковых требований Шерстневой А.Р. по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе, инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.
Статьей 3 названного Федерального закона предусмотрено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (статья 7 упомянутого Федерального закона).
Таким образом, предусмотренное законом обязательство по выделению жилищных субсидий гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является расходным обязательством Российской Федерации.
Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации (статья 10 названного выше Федерального закона).
В соответствии с пунктами 2, 3 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 (ред. от 03.11.2011) (далее – Положение), регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Контроль за осуществлением в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения органами местного самоуправления регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 7 Положения).
Согласно пункту 21 Положения граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае:
а) получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи;
б) выезда в другую местность на постоянное место жительства;
в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений;
г) неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет;
д) приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам);
е) их письменного отказа или совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им социальных выплат для приобретения жилья, в течение года после получения уведомления о принятии решения о постановке на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья;
ж) подачи по месту учета заявления о снятии с учета;
з) смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи);
и) изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области № от 24.04.2007 Шерстнева А.Р. была поставлена на очередь на улучшение жилищных условий и включена в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». На момент постановки на учет нуждающихся, Шерстнева А.Р. проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>.
07.10.2008 Шерстнева А.Р. постоянно зарегистрировалась по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района № от 27.05.2013 Шерстнева А.Р. снята с учета с очереди нуждающихся на улучшение жилищных условий в связи с выездом на постоянное место жительства в другое муниципальное образование: <адрес>.
Разрешая настоящее дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Шерстнева А.Р. не проживала на территории Образцовского сельского поселения Орловского района, в связи с чем она была снята с учета с очереди нуждающихся на улучшение жилищных условий на законных основаниях.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
Совокупностью представленных доказательств установлено, что с февраля 2005 г. по настоящее время истец фактически проживает в жилом доме по адресу: <адрес>. Несмотря на смену постоянной регистрации, Шерстнева А.Р. фактически никуда не выезжала и продолжала проживать по указанному адресу. В частности указанные обстоятельства подтверждаются: показаниями свидетелей ФИО8, ФИО9, письменными доказательствами (перепиской и почтовой корреспонденцией, полученной истцом по месту жительства в д. <адрес> (л.д.4, 8, 64); справками из медицинских учреждений о получении медицинской помощи по месту жительства в <адрес>, абонементами на получение газеты от 24.08.2012, справкой ООО «Орелжилсервис» от 20.12.2013 о том, что в <адрес> никто не зарегистрирован и не проживает (л.д.63).
Сам по себе факт смены истцом регистрации с адреса <адрес> на адрес <адрес>), по мнению судебной коллегии, в данном случае правового значения не имеет, поскольку в судебном заседании установлено, что фактически место жительства истец не меняла. Как следствие, оснований для снятия ее с очереди на получение жилищной субсидии не имелось.
Кроме того, исходя из системного толкования положений Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879, выезд в другую местность на постоянное место жительства, как основание снятия с учета имеющих право на получение социальной выплаты, предусмотренное пунктом 21 Положения, предполагает выезд за пределы субъекта Российской Федерации.
В частности, такой вывод следует из того, что списки лиц рассматриваемой категории централизованно ведутся на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; контроль за осуществлением регистрации и учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей также осуществляется на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (статья 3 названного Федерального закона); обязательство по выделению жилищных субсидий гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является расходным обязательством Российской Федерации и распределение средств федерального бюджета осуществляется по субъектам Российской Федерации (статьи 7, 8 Федерального закона).
Учитывая, что смена истцом места регистрации произведена в пределах одного субъекта Российской Федерации – Орловской области, оснований для ее снятия с очереди и исключения из списков на получение жилищной субсидии лиц, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, также не имелось.
По указанным основаниям решение суда об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований Шерстневой А.Р. к Администрации Орловского района Орловской области, Администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области о восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии.
Поскольку основания для снятия Шерстневой А.Р. с очереди отсутствовали, ее следует восстановить в очереди и в сводном списке по Орловской области граждан-участников на получение жилищной субсидии, как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с момента первоначальной постановки ее на учет – с 24 апреля 2007 года (л.д.26).
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 20 ноября 2013 г. отменить.
Исковые требования Шерстневой А.Р. к Администрации Орловского района Орловской области, Администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области о восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии удовлетворить.
Восстановить Шерстневу А.Р. в очереди на получение и в сводном списке по Орловской области граждан-участников на получение жилищной субсидии, как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с момента первоначальной постановки ее на учет.
Председательствующий
Судьи