Дело № 2-2769(2014) <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2014 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Гладких Н.В.,
при секретаре Городиловой Е.А.,
с участием помощника прокурора Пермского района Грязевой А.В.,
представителя Совета депутатов Сылвенского сельского поселения- Худяковой Н.И., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пермского района Пермского края к Совету депутатов Сылвенского сельского поселения Пермского района Пермского края о признании незаконным бездействия по невнесению изменений в Устав сельского поселения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Пермского района обратился к ответчику Совету депутатов Сылвенского сельского поселения Пермского района Пермского края с иском: о признании незаконным бездействия по невнесению изменений в Устав сельского поселения, возложении обязанности по внесению изменений в Устав сельского поселения в части вопросов местного значения и регистрации внесенных изменений в Устав в Министерстве юстиции Российской Федерации по Пермскому краю в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу.
19 ноября и 02 декабря 2014 года истец уточнял исковые требования, дополнительно предъявил требования о признании незаконным бездействия по невнесению изменений в Устав сельского поселения в части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона» об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 2 Федерального закона от 22 октября 2013 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» (л.д. 95-98).
В обоснование предъявленных требований истец указал, что в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Пермского района проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов. В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Согласно статье 43 указанного Закона Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. При осуществлении надзора за нормативными правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления Сылвенского сельского поселения, прокуратурой Пермского района установлено, что Устав Сылвенского сельского поселения не соответствует федеральному законодательству, последние изменения вносились 17 июня 2013 года. В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 23 июня 2014 года прокуратура Пермского района направила в адрес Сылвенского сельского поселения предложение о внесении изменений в Устав поселения. Однако указанное предложение Сылвенским сельским поселением принято не было.
Ранее, в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ Федеральным законом от 22 октября 2013 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» прокуратурой района в порядке правотворческой инициативы подготовлены и направлены 13 проектов решений Совета Депутатов о внесении изменений в Уставы поселений в сфере создания условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов. Сылвенским сельским поселением указанный проект принят не был, изменения в статью 5 Устава поселения внесены не были. Также, в прокуратуру района поступила информация из Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю о длительном невнесении изменений в Устав Сылвенского сельского поселения. Согласно статье 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Устав поселения является основополагающим документом, на основании которого осуществляют свои полномочия органы местного самоуправления поселения. Устав в обязательном порядке должен содержать вопросы организации местного самоуправления муниципального образования. Именно Уставом определяются основы правового статуса муниципального образования. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Уставом муниципального образования должен определяться перечень вопросов местного значения. Федеральным законом от 27 мая 2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 14 Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в перечень вопросов местного значения поселения. Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 – 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 указанного Закона. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 указанного Закона вопросов местного значения городских поселений. Невнесение Сылвенским сельским поселением изменений в Устав поселения в части изменения перечня вопросов местного значения может повлечь нарушения прав и законных интересов граждан, проживающих в Сылвенском сельском поселении. Согласно части 6 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований. В силу пункта 19 части 7 Положения о Министерстве юстиции, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313, Минюст России организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.
В судебном заседании помощник прокурора Пермского района Пермского края Грязева А.В. отказалась от требований в части возложения обязанностей на Совет депутатов Сельского сельского поселения внести изменения в Устав сельского поселения в части вопросов местного значения и в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу зарегистрировать внесенные изменения в Устав в Министерстве юстиции Российской Федерации по Пермскому краю, а также в части признания незаконным бездействия Совета депутатов Сылвенского сельского поселения Пермского района Пермского края по невнесению изменений в Устав сельского поселения в части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствие со статьёй 2 Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесение изменений в статью 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Отказ от иска в части принят судом, и определением Пермского районного суда Пермского края от 29.12.2014г. производство по делу в этой части прекращено.
В судебном заседании представитель ответчика Совета депутатов Сылвенского сельского поселения Пермского района Пермского края Худякова Н.И. не согласилась с предъявленными требованиями на основании доводов, изложенных в письменном отзыве на иск, пояснила, что Устав сельского поселения соответствует действующему законодательству, нецелесообразно вносить изменения в Устав, поскольку на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации находится законопроект, предусматривающий изменение перечня вопросов местного значения сельских поселений.
Выслушав пояснения помощника прокурора Пермского района Пермского края и представителя ответчика, изучив гражданское дело, суд установил следующие обстоятельства.
На основании части 9 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, внутригородского района может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.
Совет депутатов Сылвенского сельского поселения является действующим юридическим лицом, что следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.28-30).
В соответствии с частью 2 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Пунктом 2 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что Уставом муниципального образования должны определяться: перечень вопросов местного значения.
На основании пункта 1 части 10 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.
В силу части 3 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях, в которых полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, - населением непосредственно на сходе граждан.
Согласно статье 2 Федерального закона от 22 октября 2013 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» часть 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена пунктом 7.2 следующего содержания:
«7.2) создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов».
Федеральный закон от 22 октября 2013 года № 284-ФЗ вступил в законную силу 22 октября 2013года, то есть со дня официального опубликования на Официальном интернет-портале правовой информации: www.pravo.gov.ru.
В соответствии со статьёй 2 Закона Пермского края от 22 декабря 2014 года № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае», вступающим в силу с 01 января 2015 года, за сельскими поселениями Пермского края закреплены следующие вопросы местного значения:
1) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
2) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
4) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
5) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;
6) создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;
7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
8) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
9) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;
10) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;
11) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
12) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
13) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
14) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
15) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
16) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;
17) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;
18) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;
19) осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Действующая редакция статьи 5 Устава Сылвенского сельского поселения не относит к вопросам местного значения поселения создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Согласно сообщениям главы Сылвенского сельского поселения Устав сельского поселения будет приводиться в соответствии с действующим законодательством, в течение 2014 года изменения в Устав не вносились в связи с ожиданием принятия Закона Пермского края в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (л.д.14).
При данных обстоятельствах суд находит, что на день рассмотрения дела в статью 5 Устава Сылвенского сельского поселения, регламентирующую вопросы местного значения, не внесены изменения, предусмотренные статьёй 2 Федерального закона от 22 октября 2013 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений».
Представленные в суд решения Совета депутатов Сылвенского сельского поселения не указывают на то, что после 22 октября 2013 года в Устав сельского поселения вносились изменения в части определения полномочий и ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Суд не принимает во внимание возражения ответчика на предъявленные требования, поскольку вступившие в законную силу федеральные законы подлежат исполнению, Устав как правовой акт должен соответствовать требованиям федерального законодательства.
Учитывая, что указанный Федеральный закон является действующим, поскольку он вступил в силу 22 октября 2013 года, Закон Пермского края от 22 декабря 2014 года № 416-ПК принят во исполнение федерального законодательства и не может противоречить ему, суд считает, что представительный орган Муниципального образования «Сылвенское сельское поселение» - Совет депутатов допустил бездействие, выразившееся в отсутствие своевременного изменения Устава Сылвенского сельского поселения в соответствии с редакцией части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть установлению полномочий поселения в сфере межнациональных отношений, начиная с 22 октября 2013 года.
При таком положении суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Совета депутатов Сылвенского сельского поселения Пермского района Пермского края по невнесению изменений в Устав сельского поселения в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2013г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня постановления решения в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья Пермского районного суда (подпись)
СПРАВКА
Мотивированное решение изготовлено 12 января 2015года
<данные изъяты>
Судья Гладких Н.В.