Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-674/2017 ~ М-722/2017 от 14.09.2017

Дело № 2-674/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 октября 2017 года г. Сковородино

Сковородинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,

при секретаре Бей О.Н.,

с участием представителя истца – заместителя прокурора Сковородинского района Дидик А.А.

представителя ответчика - ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» – Торопцевой М.И., действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей с. Джалинда, п.г.т. Уруша, п.г.т. Ерофей Павлович, с. Невер, с. Тахтамыгда, с. Мадалан, жд.ст. Бам, г. Сковородино к Публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» «Амурэнергосбыт» о запрещении вводить ограничения подачи электрической энергии на котельные в течение отопительного периода 2017-2018 г.г.,

у с т а н о в и л :

Прокурор Сковородинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц – жителей с. Джалинда, п.г.т. Уруша, п.г.т. Ерофей Павлович, с. Невер, с. Тахтамыгда, с. Мадалан, жд.ст. Бам, г. Сковородино обратился с иском к ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» о запрещении вводить ограничения подачи электрической энергии на котельные в течение отопительного периода 2017-2018 г.г., в обоснование которого указал, что прокуратурой Сковородинского района проведена проверка соблюдения предприятиями и организациями на территории Сковородинского района законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно - коммунального хозяйства. Начало отопительного периода на территории Сковородинского района определено постановлением главы Сковородинского района от 13.09.2017 № 757 с 18.09.2017 года. Начиная с указанной даты, все потребители должны быть обеспечены коммунальной услуги в виде отопления до окончания отопительного сезона. В ходе проверки установлено, что с мая 2017 года на объектах топливно-энергетического комплекса Сковородинского района ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» введен режим ограничения потребления электрической энергии: котельная «Квартальная», ул. Пушкина, п.г.т. Ерофей Павлович; котельная «Центральная», ул. Октябрьская, п.г.т. Ерофей Павлович; котельная «Дома Связи», ул. Октябрьская, п.г.т. Ерофей Павлович; котельная «Школа», ул. Воровского, г. Сковородино; котельная «Пушкина», ул. Пушкина 1, с. Невер; котельная «Лермонтова», ул. Лермонтова, 5, с. Невер; котельная «Старика 100», ул. Старика, 100, с. Невер; котельная «Энерговагон», ул. Старика, 63, с. Невер. С учетом низкой температуры наружного воздуха и в силу технологической особенности и непрерывности процесса предоставления коммунальных услуг, населению Сковородинского района, в период прохождения настоящего отопительного сезона, вводимый в дальнейшем ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» режим ограничения подачи электрической энергии на объекты ТЭК и ЖКХ может привести к выходу из строя оборудования – тепловых сетей, внутридомовых инженерных систем, посредством которых потребителям предоставляется коммунальные услуги в виде отопления, горячего, холодного водоснабжения и водоотведения, чем будут нарушены жилищные права граждан – жителей Сковородинского района. В силу своей технологической особенности, подача коммунальных услуг при выходе из строя сетевого и инженерного оборудования, посредством которого эти услуги предоставляются населению, может быть восстановлена только после окончания отопительного сезона. Кроме того, указанные действия являются недобросовестной конкуренцией и нарушением антимонопольного законодательства РФ, так в силу ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или могут являться ущемление интересов других лиц. ОАО «ДЭК» является монополистом в сфере энергосбережения и действия по отключению от энергоснабжения котельной нарушает права и интересы других лиц – жильцов домов, получающих отопление от указанной котельной. Действия по ограничению подачи электрической энергии нанесут вред охраняемым законом правам и интересам граждан, своевременно оплачивающих коммунальные услуги, а также создадут опасность для жизни и здоровья, повлекут нарушение ряда норм действующего законодательства. Экономический спор между двумя хозяйствующими субъектами не должен нарушать законные права и интересы граждан. С учетом того, что нарушаемые права потребителей – жителей Сковородинского района на ежедневное бесперебойное водоснабжение и снабжение тепловой энергией в силу своего характера в период прохождения настоящего отопительного сезона не могут быть восстановлены, а также послужить причиной возникновения необратимых последствий в виде выхода из строя оборудования и угрозы жизни и здоровья людей. Из этого следует, что действующим законодательством не предусмотрено введение ограничения подачи электрической энергии на котельные в период прохождения отопительного периода. На основании изложенного, просит запретить Публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» «Амурэнергосбыт» вводить режим ограничения подачи электрической энергии в течение отопительного периода 2017-2018 гг. на следующие объекты: котельная КЕ-10, ул. Партизанская 58, п.г.т. Уруша; котельная «Квартальная», ул. Пушкина, п.г.т. Ерофей Павлович; котельная «Центральная», ул. Октябрьская, п.г.т. Ерофей Павлович; котельная «Дома Связи», ул. Октябрьская, п.г.т. Ерофей Павлович; котельная КЕ-25-14, ул. Транспортная, 37 г. Сковородино; котельная «Школа», ул. Воровского, г. Сковородино; котельная «5км», ул. Василевского, г. Сковородино; котельная, ул. Восточная 3, с. Тахтамыгда; котельная, с. Мадалан; котельная «ЦК», ул. Октября 10, ж.д.ст. Бам; котельная «ЦК», ул. Сорокина, 1 А, с. Джалинда; котельная «Пушкина», ул. Пушкина, 1, с. Невер; котельная «Лермонтова», ул. Лермонтова, 5, с. Невер; котельная «Старика 100», ул. Старика, 100, с. Невер; котельная «Энерговагон», ул. Старика, 63, с. Невер; котельная «Ульручьи»; здание ЦТП-1, ЦТП-2, ЦТП-3 г. Сковородино.

В судебном заседании заместитель прокурора Сковородинского района Дидик А.А. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» Торопцева М.И., действующая на основании доверенностей суду пояснила, что с предъявленными требованиями ПАО «ДЭК» несогласно в полном объеме по следующим основаниям. ПАО «ДЭК» не производило незаконных действий по ограничению котельных. Между ОАО «ДЭК» (в настоящее время - ПАО «ДЭК») и МУП «Коммунальные сети» заключен договор энергоснабжения № СКООЭ0003401 от 01.06,2014 (далее - договор). Между ПАО «ДЭК» и ООО «СТК» заключен договор энергоснабжения № СКООЭ0003688 от 01.01.2017 (далее-договор энергоснабжения). Согласно указанным договорам, ПАО «ДЭК», как гарантирующий поставщик, обязуется осуществлять продажу электроэнергии, а Потребители (МУП «Коммунальные сети» и ООО «СТК»), обязуются оплачивать ее. В разделе 6 договоров согласован порядок расчетов, включающий в себя условие об оплате: до 10-го числа расчетного месяца - 30 % стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата; до 25-го числа расчетного месяца - 40 % стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата; до 22-го числа месяца (а по договору энергоснабжения № СКООЭ0003688 от 01.01.2017 до 20-го числа), следующего за расчетным - окончательный расчет за фактически потребленную электрическую энергию (мощность) с учетом средств, ранее знесенных покупателем в качестве оплаты за электрическую энергию (мощность) в расчетном периоде. Несмотря на согласование более выгодного для потребителей порядка расчетов (по сравнению с порядком, установленным в п. 82 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от А.05.2012 N 442, далее - Основные положения (окончательный расчет 22 и 20 числа соответственно, вместо 18-го числа указанного в Основных положениях), указанным выше Потребителем нарушаются условия по оплате электроэнергии. Договорами энергоснабжения также закреплено право ПАО «ДЭК» инициировать введение ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Потребителями обязательств по оплате электрической энергии, в том числе по предварительной оплате. Порядок введения режима ограничения урегулирован пунктами 15, 17-18 Правил ограничения. При этом, при отсутствии у Потребителя актов согласования уровня аварийной и технологической брони, применяется порядок введения режима ограничения электропотребления, установленный п. 15 Правил ограничения. ООО «Коммунальные сети» в течение длительного периода не исполняло обязанности по оплате полученной электрической энергии по договору, в результате чего по состоянию на 04.05.2017 сформировалась задолженность за период с ноября 2016 в размере 9.100.229 рублей 42 копейки, которая до настоящего времени не погашена. ООО «СТК» также не исполняло обязанности по оплате полученной электрической энергии по договору энергоснабжения, в результате чего по состоянию на 04.05.2017 сформировалась задолженность за период с декабря 2016 в размере 17.854.047 рублей 06 копеек, которая до настоящего времени не погашена. В ситуации злостного неисполнения Покупателями договорных обязательств по оплате потребленной электрической энергии ограничение объектов электроснабжения правомерно, оснований для понуждения добросовестной стороны договора-Гарантирующего поставщика производить поставку электрической энергии на объекты (даже социально значимые), а равно для установления запрета на ограничение режима потребления электрической энергии - нет. Более того, такой запрет будет противоречить принципу возмездности предоставления услуг (ст. 539, ст. 544 ГК РФ, Правила ограничения). Кроме того, прокурор ссылается на нормы права, не подлежащие применению. В исковом заявлении прокурор ссылается на применение при ограничении указанных объектов пунктов 17 и 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения или Правила). Пунктом 17 Правил ограничения установлен порядок ограничения подачи электрической энергии объектов, в отношении которых согласован уровень технологической и/или аварийной брони. В случае отсутствия акта технологической и аварийной брони, порядок ограничения режима потребления, установленный пунктом 17 Правил, не применяется. Пункт 18 Правил ограничения устанавливает правила ограничения в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Категории таких потребителей установлены Приложением к Правилам ограничения, которое не содержит ни одного объекта теплоснабжения (котельной, ЦТП). Таким образом, законодатель не относит такой объект, как котельная, к объектам, ограничение режима потребления которого, может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. При этом, в соответствии с п. 3 Правил, за отсутствие акта согласования аварийной и (или) технологической брони, если ограничение режима потребления может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, ответственность несет Потребитель, у которого отсутствует данный акт. Ссылка истца на нарушение п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 является необоснованной. Указанный нормативно-правой акт регулирует отдельные вопросы в области жилищных правоотношений. Запрет ограничения, содержащийся в п. 121 указанного акта, относится к деятельности исполнителя соответствующей коммунальной услуги, то есть к МУП «Коммунальные сети» и ООО «СТК». ПАО «ДЭК» является поставщиком электрической энергии, не вырабатывает и не продает тепловую энергию, не оказывает населению коммунальные услуги по теплоснабжению, то есть не состоит с гражданами в договорных отношениях по теплоснабжению. ПАО «ДЭК» состоит с МУП «Коммунальные сети» и ООО «СТК» в договорных отношениях по снабжению электрической энергией. Данные отношения регулируются нормами гражданского законодательства и законодательства в сфере электроэнергетики. Таким образом, запрет на ограничение или приостановление коммунальной услуги, установленный п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, означает запрет Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные сети» и Обществу с ограниченной ответственностью «Сковородинская теплоснабжающая компания» производить ограничение или приостановление коммунальной услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению гражданам, с которыми данное предприятие состоит в договорных отношениях, и которые полностью выполняют обязательства, установленные законодательством РФ и договором о предоставлении коммунальной услуги. К правоотношениям ПАО «ДЭК» с теплоснабжающими организациями по доставке электрической энергии данный запрет отношения не имеет. Также, отсутствуют доказательства события правонарушения и, соответственно, нарушения прав граждан, а также доказательства вины ПАО «ДЭК». Прокурор не освобожден законодателем от доказывания своей позиции. Наоборот, являясь равным участником процесса, должен неукоснительно соблюдать требования ст. 56 ГПК РФ, тем более, что данная позиция подтверждена Приказом Генеральной Прокуратуры РФ № 181 от 26.04.2012 года «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе», где в п. 7 содержится указание: «с учетом положений ст. 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при поддержании в суде иска(заявления) прокурора обеспечивать его аргументированность представлением всех необходимых доказательств». Прокурором не было представлено ни одного доказательства о нарушении какими-либо действиями ПАО «ДЭК» прав граждан - жителей населенных пунктов Сковородинского района на потребление коммунальной услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению, а также о незаконности действий гарантирующего поставщика по введению режима ограничения электропотребления объектов. В отсутствии доказательств, утверждения истца о нарушениях прав граждан вследствие действий ответчика голословны и являются исключительно предположениями, не нашедшим отражения в действительности. Помимо этого, законодателем предусмотрена гражданская ответственность за нарушение обязательств. Частью 2 ст. 307 ГК РФ установлены основания возникновения обязательств, одним из которых является договор. Применительно к заявленным исковым требованиям и их обоснованию нарушением прав граждан на получение коммунальных услуг, основанием возникновения обязательств по предоставлению таких услуг будет являться договор теплоснабжения либо иной договор, содержащий условия о предоставлении коммунальных услуг по теплоснабжению. Сторонами данного договора будут выступать теплоснабжающая организация - МУП «Коммунальные сети», ООО «СТК», соответственно, и граждане, приобретающие для бытовых нужд тепловую энергию (на обогрев жилого помещения). Соответственно, в случае нарушения параметров теплоснабжения (недопустимое снижение температур и т.п.) ответственность возлагается на исполнителя данной коммунальной услуги - теплоснабжающую организацию. Для третьего лица (ПАО «ДЭК») з силу ст. 308 ГК РФ данное обязательство не создает каких-либо обязанностей. Следуя данной цепочке правового анализа, именно МУП «Коммунальные сети», ООО «СТК» обязано обеспечить все условия для надлежащего исполнения своих обязательств перед гражданами, независимо от правоотношений по поставке электроэнергии на котельную с гарантирующим поставщиком. Исполнение обязательств по теплоснабжению граждан (в части обеспечения работы котельных) может быть обеспечено теплоснабжающими компаниями как путем своевременной оплаты потребленной электроэнергии и договорного объема мощности гарантирующему поставщику, так и иными способами, такими как использование резервного источника питания электрической энергии, переоборудования котельной под объект, в технологическом процессе выработки и поставки тепла которого, не будет задействована электрическая энергия. Тем более что обязанность по установке резервных источников питания (на случай ограничения электрической энергии, в том числе и в связи с нарушениями договорных обязательств по ее оплате гарантирующему поставщику) следует из системного анализа п. 1.2.18. «Правил устройства электроустановок», утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204, пункта 1.12 СНиП П-35-76 "Котельные установки", п. 31 (6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861. На основании изложенного, владельцы котельных обязаны обеспечить наличие резервного источника питания электрической энергии, обеспечивающего (в том числе при введении режима ограничения электроэнергии гарантирующим поставщиком) котельную электроэнергией в объеме достаточном, для нормального функционирования. В соответствии с договором энергоснабжения МУП «Коммунальные сети»/ООО «СТК» имеют такие резервные источники питания - дизельную электрическую станцию, посредством которых Потребитель имеет возможность самостоятельно обеспечивать котельные электроэнергией, необходимой для их работы в часы ограничения. Также, в соответствии с Распоряжением Губернатора Амурской области от 13.07.2012г. № 101-р «О задачах по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Амурской области к отопительному периоду 2012-2013 года» на главах муниципальных образований Амурской области лежала обязанность в срок до 1 октября 2012 года принять меры для стопроцентного обеспечения муниципальных котельных резервными источниками электроснабжения за счет средств местных бюджетов и о принимаемых мерах информировать министерство жилищно-коммунального хозяйства области; организовать проведение осмотров имеющихся дизельных электрических станций на предмет их готовности к работе в условиях возникновения перебоев с электроснабжением и обеспечить представление вминистерство жилищно-коммунального хозяйства области в срок до 15 октября 2012 актов осмотра дизельных электрических станций с указанием в них наличия присоединительных кабелей, аккумуляторов, топлива, расходных материалов и результатов пробных запусков п. 8.10,8.14 распоряжения). На основании договоров ответственного хранения от 28.10.2011 № 01-26-308 и от 21.01.2014 № 01-39-214 в шт. Ерофей Павлович было выделено 2 дизельных электростанции мощностью 250 кВт и 100 кВт. Также в г. Сковородино имеется 5 резервных дизельных электростанций мощностью до 150 кВт, в п. Невер 3 ДЭС мощностью до 100 кВт, в п. Тахтамыгда 3 ДЭК мощностью до 100 кВт, ж.д. ст. Бам 1 ДЭС, вп. Уруша-1 ДЭС, в п. Джалинда -2 ДЭС. Таким образом, у теплоснабжающих компаний Сковородинского района и у соответствующих органов муниципальной власти имеется возможность обеспечить работу перечисленных объектов самостоятельно до момента погашения образовавшейся задолженности перед гарантирующим поставщиком по потребленной электрической энергии. Кроме того, истец вмешивается в отношения хозяйствующих субъектов. ПАО «ДЭК» не оказывают гражданам коммунальных услуг по отоплению и водоснабжению, в связи с чем, прокурор своим исковым заявлением производит вмешательство в хозяйственные отношения самостоятельного субъекта - ПАО «ДЭК». Указанные действия противоречат ст. 8 Конституции РФ, которая закрепила поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности. Гражданское законодательство основывается на принципах признания равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданского права. Гражданским законодательством закреплена свобода равенства всех субъектов гражданского права - физических лиц, юридических лиц и их объединений. Электроэнергия - это товар, который является собственностью ПАО «ДЭК». В соответствии со ст. 35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества. Вынесение судебных актов об удовлетворении иска прокурора фактически лишит ПАО «ДЭК» права на использование законных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных ст.ст. 12, 14 ГК РФ, обяжет ПАО «ДЭК» поставлять электрическую энергию на котельные района бесплатно, ущемит конституционные права Общества, поставит его в неравное положение с МУП «Коммунальные сети» и ООО «СТК». Удовлетворение исковых требований прокурора приведет к возможности бесплатного пользования электроэнергией, к неконтролируемому росту задолженности предприятий ЖКХ перед ПАО «ДЭК», что в свою очередь может привести к потере финансовой устойчивости гарантирующего поставщика, снижению надежности энергоснабжения на розничном рынке и неплатежам - на оптовом. Также необходимо отметить, что ПАО «ДЭК» не злоупотребляет доминирующим положением на рынке, поскольку действует строго в рамках действующего законодательства и не производит каких-либо действий произвольно, то есть без наличия установленного законодательством на то основания. МУП «Коммунальные сети» и ООО «СТК» являются злостными неплательщиками, а какие-либо гарантии на получение суммы задолженности этих компаний у Гарантирующего поставщика нет. В связи с указанным, действия по ограничению режима потребления электрической энергии за имеющуюся многомиллионную задолженность не могут трактоваться как злоупотребление доминирующим положением на рынке, а являются лишь реализацией предоставленных законодателем гарантирующему поставщику прав на предотвращение роста задолженности путем ограничения дальнейшего потребления электроэнергии. Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на наличие вины МУП «Коммунальные сети» и ООО «СТК» (неисполнение перед ПАО «ДЭК» договорных обязательств по оплате электрической энергии), указанные лица не заявлены истцом в качестве ответчиков, а привлечены в качестве третьих лиц. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что предъявляя иск, прокурор не ставит задачу выяснить лиц, виновных в возможном не предоставлении жителям населенных пунктов Сковородинского района коммунальных услуг, определить степень вины каждого и пресечь их действия. Прокурор фактически выступает в защиту интересов указанных юридических лиц. Таким образом, прокурором заявлены требования, противоречащие и нарушающие действующее законодательство. На основании изложенного, руководствуясь положениями действующего законодательства РФ, просят отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Сковородинского района в полном объеме.

Третьи лица – администрация г. Сковородино, администрация Сковородинского района, администрация Неверского сельсовета, администрация Джалиндинского сельсовета, администрация Тахтамыгдинского сельсовета, администрация Солнечного сельсовета, администрация пгт. Уруша, администрация пгт. Ерофей Павлович, МУП «Энергоресурс», МУП «Коммунальные сети», ООО «СТК» в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Из отзывов администрации пгт. Уруша, МУП «Энергоресурс», администрации пгт. Ерофей Павлович, администрации Сковородинского района следует, что исковые требования прокурора Сковородинского района они поддерживают в полном объеме. Ограничение подачи электроэнергии приведет к срыву отопительного периода 2017-2018 годов, что может привести к угрозе жизни и здоровью граждан, порче муниципального имущества и имущества юридических и физических лиц.

Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Поскольку действиями ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» «Амурэнергосбыт» нарушаются права неопределенного круга лиц - жителей с. Джалинда, п.г.т. Уруша, п.г.т. Ерофей Павлович, с. Невер, с. Тахтамыгда, с. Мадалан, жд.ст. Бам, г. Сковородино к Публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» «Амурэнергосбыт» на благоприятные условия проживания, подтверждается право прокурора Сковородинского района обратиться в суд с данным заявлением.

Судом установлено, что прокуратурой Сковородинского района проведена проверка соблюдения предприятиями и организациями на территории Сковородинского района законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно - коммунального хозяйства. В ходе проверки установлено, что с мая 2017 года на объектах топливно-энергетического комплекса Сковородинского района ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» введен режим ограничения потребления электрической энергии: котельная «Квартальная», ул. Пушкина, п.г.т. Ерофей Павлович; котельная «Центральная», ул. Октябрьская, п.г.т. Ерофей Павлович; котельная «Дома Связи», ул. Октябрьская, п.г.т. Ерофей Павлович; котельная «Школа», ул. Воровского, г. Сковородино; котельная «Пушкина», ул. Пушкина 1, с. Невер; котельная «Лермонтова», ул. Лермонтова, 5, с. Невер; котельная «Старика 100», ул. Старика, 100, с. Невер; котельная «Энерговагон», ул. Старика, 63, с. Невер.

Также судом установлено, что начало отопительного периода на территории Сковородинского района определено постановлением главы Сковородинского района от 13 сентября 2017 года № 757 с 18 сентября 2017 года.

Как следует из технической характеристики источников тепловой энергии по состоянию на 01.01.2016 года, представленной администрацией Сковородинского района, котельные: котельная КЕ-10, ул. Партизанская 58, п.г.т. Уруша; котельная «Квартальная», ул. Пушкина, п.г.т. Ерофей Павлович; котельная «Центральная», ул. Октябрьская, п.г.т. Ерофей Павлович; котельная «Дома Связи», ул. Октябрьская, п.г.т. Ерофей Павлович; котельная КЕ-25-14, ул. Транспортная, 37 г. Сковородино; котельная «Школа», ул. Воровского, г. Сковородино; котельная «5км», ул. Василевского, г. Сковородино; котельная, ул. Восточная 3, с. Тахтамыгда; котельная, с. Мадалан; котельная «ЦК», ул. Октября 10, ж.д.ст. Бам; котельная «ЦК», ул. Сорокина, 1 А, с. Джалинда; котельная «Пушкина», ул. Пушкина, 1, с. Невер; котельная «Лермонтова», ул. Лермонтова, 5, с. Невер; котельная «Старика 100», ул. Старика, 100, с. Невер; котельная «Энерговагон», ул. Старика, 63, с. Невер; котельная «Ульручьи»; здание ЦТП-1, ЦТП-2, ЦТП-3 г. Сковородино, находятся в муниципальной собственности соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ч. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 546 и п. 3 ст. 523 ГК РФ энергоснабжающая организация наделена правом одностороннего отказа от исполнения договора энергоснабжения только в случае неоднократного нарушения абонентом сроков оплаты полученной энергии (при этом законом или иными правовыми актами право энергоснабжающей организации на односторонний отказ может быть исключено или ограничено путем установления порядка реализации данного права).

Таким образом, энергоснабжающая организация по общему правилу действительно вправе прекратить или ограничить подачу электроэнергии организациям-потребителям при наличии непогашенной задолженности по их оплат.

Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, РФ – социальное государство, политика которого наделена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита пав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).

Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют свои обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками электрической, тепловой энергии и газа.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442 установлены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

В соответствии с п. 1 указанных Правил данный нормативный правовой акт устанавливает основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности), участниками оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе его уровня, которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных настоящими Правилами случаях.

К числу оснований для введения ограничения режима потребления электрической энергии относится нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере установленном в договоре (пп. б п. 2 Правил).

В силу п. 3 Правил величина технологической и аварийной брони учитывается при введении ограничения режима потребления в соответствии с требованиями разделов 11 и 1V настоящих Правил.

Исходя из п. 17 и п. 18 Правил при отсутствии у потребителя акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного и согласованного в установленном законодательством РФ об электроэнергетике порядке. Ограничение режима потребления в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств сторон по договору вводится в соответствии с п. 15 или п. 16 настоящих Правил, вплоть до полного ограничения режима потребления. В этом случае потребитель, у которого отсутствует акт согласования аварийной и (или) технологической брони, несет ответственность и в том числе перед третьими лицами, за последствия вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

В отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с п. 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

По мнению суда, указанные положения подлежат толкованию в системной связи с требованиями ст. 10, ст. 12 и ст. 14 ГК РФ, предполагающими соразмерность избранного способа защиты права правовым и фактическим последствиям его применения, недопустимость несоразмерного ограничения прав заинтересованных лиц, в связи с необходимостью осуществить защиту своего права.

Кроме того, в силу ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ и другими федеральными законами.

Таким образом, указанной номой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано в правом на жилище, гарантированным Конституцией РФ (ст. 40).

Согласно п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в пп. а, б, и д п. 115 и п.п. б п. 117 настоящих Правил.

Из данных положений следует, что законом допускается ограничение энергопотребления объектов, отключение которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, но не ниже уровня аварийной и (или технологической брони, которые представляют собой минимальное количество электрической энергии, достаточное для поддержания технологических процессов на уровне, обеспечивающем права граждан на пользование коммунальными услугами.

По смыслу указанных норм наличие согласованной сторонами аварийной и (или) технологической брони является необходимым условием законности процедуры ограничения энергопотребления объектов, отключение которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей. Следовательно, при отсутствии аварийной и (или) технологической брони ограничение энергопотребления, влекущее подобную угрозу, не может быть признано законным.

Более того, поскольку, предоставление количества электроэнергии в объеме аварийной и (или) технологической брони является обязательным, полное прекращение поставки электроэнергии таким объектам не может быть признано соразмерным защищаемым интересам. Обеспечение электроэнергии в объеме такой брони рассматриваются законодателем как необходимое условие соблюдения прав граждан, соответственно, его нарушение, повлекшее полное лишение населения и социально значимых объектов необходимых коммунальных услуг, свидетельствуют о нарушении прав граждан.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что уровень аварийной и (или) технологической брони между ПАО «ДЭК» и ООО «СТК», МУП «Коммунальные сети», не определен, однако, котельные подверглись ограничению подачи электроэнергии.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о необоснованном и неоправданном нарушении прав граждан, введенные ограничения несоразмерны последствиям их введения, поскольку, они напрямую затрагивают интересы, лиц, своевременно и добросовестно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы, нарушают нормальный режим функционирования многоквартирных домов и социально значимых объектов, таких как школа и создают угрозу жизни и здоровью людей.

Кроме того, с учетом низкой температуры наружного воздуха и в силу технологической особенности и непрерывности процесса предоставления коммунальных услуг населению Сковородинского района в период прохождения отопительного сезона 2017-2018 г.г., вводимый в дальнейшем ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» режим ограничения подачи электрической энергии на объекты ТЭК и ЖКХ может привести к выходу из строя оборудования – тепловых сетей, внутридомовых инженерных систем, посредством которых потребителям предоставляется коммунальные услуги в виде отопления, горячего, холодного водоснабжения и водоотведения, чем будут нарушены жилищные права граждан – жителей Сковородинского района.

Также судом установлено наличие задолженности ООО «Коммунальные сети» по состоянию на 04.05.2017 года за период с ноября 2016 в размере 9.100.229 рублей 42 копейки, которая до настоящего времени не погашена и наличие задолженности ООО «СТК» по состоянию на 04.05.2017 года за период с декабря 2016 в размере 17.854.047 рублей 06 копеек, которые до настоящего времени не погашены. Наличие задолженности сторонами не оспаривается, данная задолженность взыскивается в судебном порядке.

Вместе с тем наличие задолженности не должно приводить к нарушению законных прав потребителей, так как любое ограничение или прекращение энергоснабжения в данном случае рассматривается как действие, которое может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, основания таких действий могут быть предусмотрены исключительно законом или принятым во исполнение закона и иным нормативно-правовым актом и не могут быть расширены или изменены по усмотрению сторон, поскольку, котельные, заявленные в исковом заявлении отапливают не только жилые дома, но и социально-значимые объект: образовательные учреждения, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и т.д..

Также, суд, не соглашается с доводами ПАО «ДЭК» о том, что удовлетворение исковых требований прокурора приведет к ущемлению прав гарантирующего поставщика в рамках договора энергоснабжения, заключенного с ООО «Коммунальные сети» и ООО «СТК» на использование законных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных ст.ст. 12, 14 ГК РФ, обяжет ПАО «ДЭК» поставлять электрическую энергию на котельные бесплатно и ущемит конституционные права Общества, поставит его в неравное положение с ООО «Коммунальные сети» и ООО «СТК» и другими лицами, что будет создан судебный прецедент, позволяющий не исполнять договор энергоснабжения по оплате фактически поставленной энергии, поскольку осуществление своего права ограничено предусмотренными законом пределами (ст. 10 ГК РФ). Введение ограничения на поставку электроэнергии без учета требований действующего законодательства о минимальном количестве электроэнергии, повлекшее нарушение нормального режима функционирования социально-значимых для населения объектов указывает на злоупотребление ответчиком своим правом. Кроме того, также учитывается тот факт, что ПАО «ДЭК» задолженность ООО «Коммунальные сети» и ООО СТК» за потребленную электроэнергию взыскивает в судебном порядке, о чем заявлялось в судебном заседании представителем ПАО «ДЭК».

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора Сковородинского района о запрете гарантирующему поставщику электроэнергии - Публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» «Амурэнергосбыт» вводить режим ограничения подачи электрической энергии в течение отопительного периода 2017-2018 гг. на котельные: котельная КЕ-10 по адресу: ул. Партизанская, 58 п.г.т. Уруша; котельная «Квартальная» по адресу: ул. Пушкина п.г.т. Ерофей Павлович; котельная «Центральная» по адресу: ул. Октябрьская п.г.т. Ерофей Павлович; котельная «Дома Связи» по адресу: ул. Октябрьская п.г.т. Ерофей Павлович; котельная КЕ-25-14 по адресу: ул. Транспортная, 37 г. Сковородино; котельная «Школа» по адресу: ул. Воровского г. Сковородино; котельная «5 км» по адресу: ул. Василевского г. Сковородино; котельная по адресу: ул. Восточная, 3 с. Тахтамыгда; котельная по адресу: с. Мадалан; котельная «ЦК» по адресу: ул. Октября, 10 ж.д.ст. Бам; котельная «ЦК» по адресу: ул. Сорокина, 1 А с. Джалинда; котельная «Пушкина» по адресу: ул. Пушкина, 1 с. Невер; котельная «Лермонтова» по адресу: ул. Лермонтова, 5 с. Невер; котельная «Старика 100» по адресу: ул. Старика, 100 с. Невер; котельная «Энерговагон» по адресу: ул. Старика, 63 с. Невер; котельная «Ульручьи»; здание ЦТП-1, ЦТП-2, ЦТП-3 г. Сковородино, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» подлежит взысканию государственная пошлина, поскольку прокурор Сковородинского района освобожден от ее уплаты.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей с. Джалинда, п.г.т. Уруша, п.г.т. Ерофей Павлович, с. Невер, с. Тахтамыгда, с. Мадалан, жд.ст. Бам, г. Сковородино к Публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» «Амурэнергосбыт» о запрещении вводить ограничения подачи электрической энергии на котельные в течение отопительного периода 2017-2018 г.г. - удовлетворить.

Запретить гарантирующему поставщику электроэнергии Публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» «Амурэнергосбыт» вводить ограничения подачи электрической энергии на: котельную КЕ-10 по адресу: ул. Партизанская 58, п.г.т. Уруша; котельную «Квартальная», по адресу: ул. Пушкина, п.г.т. Ерофей Павлович; котельную «Центральная», по адресу: ул. Октябрьская, п.г.т. Ерофей Павлович; котельную «Дома Связи» по адресу: ул. Октябрьская, п.г.т. Ерофей Павлович; котельную КЕ-25-14 по адресу: ул. Транспортная, 37 г. Сковородино; котельную «Школа» по адресу: ул. Воровского, г. Сковородино; котельную «5 км» по адресу: ул. Василевского, г. Сковородино; котельную по адресу: ул. Восточная 3, с. Тахтамыгда; котельную по адресу: с. Мадалан; котельную «ЦК» по адресу: ул. Октября 10, ж.д.ст. Бам; котельную «ЦК» по адресу: ул. Сорокина, 1 А, с. Джалинда; котельную «Пушкина» по адресу: ул. Пушкина, 1, с. Невер; котельную «Лермонтова» по адресу: ул. Лермонтова, 5, с. Невер; котельную «Старика 100» по адресу: ул. Старика, 100, с. Невер; котельную «Энерговагон» по адресу: ул. Старика, 63, с. Невер; котельную «Ульручьи»; здания ЦТП-1, ЦТП-2, ЦТП-3 г. Сковородино, в течение отопительного периода 2017-2018 годов.

Взыскать с ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца.

Председательствующий судья Н.Б. Федорчук

2-674/2017 ~ М-722/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Сковородинского района
Ответчики
ПАО "Дальневосточная энергетическая компания"
Другие
МУП "Коммунальные сети"
Администрация Солнечного сельсовета
МУП "Энергоресурс"
ООО "СТК"
Администрация Джалиндинского сельсовета
Администрация Сковородинского района
Администрация Неверского сельсовета
Администрация г. Сковородино
Администрация п. Уруша
Администрация п. Ерофей-Павлович
Администрация Тахтамыгдинского сельсовета
Суд
Сковородинский районный суд Амурской области
Судья
Федорчук Надежда Борисовна
Дело на странице суда
skovorodinskiy--amr.sudrf.ru
14.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2017Передача материалов судье
14.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2017Подготовка дела (собеседование)
25.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2017Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее