Дело № 2-427/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2018 года г. Суоярви
Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Елисеевой Т.П.,
прокурора Кучина И.А.,
при секретаре Виноградовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Республике Карелия» к Паксашвили Б.Б., Паксашвили М.А., Хачатурови А.Т., третье лицо Администрация МО «Суоярвский район» о выселении,
установил:
ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Республике Карелия» обратилось с иском к указанным ответчикам с требованием о выселении, указав, что в связи с прекращением службы Паксашвили Б.Б. он и члены его семьи обязаны освободить служебное жилое по адресу: ..., однако добровольно выехать ответчики отказываются.
Истец просит выселить ответчиков из служебного жилого помещения без предоставления иного жилья.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, пояснив, что спорная квартира является служебной, находится в собственности РФ, была предоставлена ответчику и членам его семьи для проживания на период службы. После увольнения ответчики служебное жилое помещение не освободили, в связи с чем принимаются меры к их выселению в судебном порядке. На заявление представителя ответчика о пропуске срока пояснил, что пользование жилым помещением носит длящийся характер, и сроки давности на указанные правоотношения не распространяются. Паксашвили Б.Б. был уволен со службы в связи с невыполнением условий контракта (пп. «в» п.2 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») и не приобрел право на обеспечение его жилой площадью.
Ответчики и их представитель Задорожный А.Н. иск не признали, пояснив, что жилое помещение было предоставлено в хх.хх.хх г. году в связи с переездом Паксашвили Б.Б. на службу в г. Суоярви. После увольнения, в хх.хх.хх г. года, в их адрес поступало письменное уведомление с требованием освободить жилое помещение. Ответчики обратились в органы местного самоуправления с заявлением о снятии с квартиры статуса «служебная». Их заявление было удовлетворено и с хх.хх.хх г. года требований о выселении со стороны воинской части не поступало. Семья ответчиков с хх.хх.хх г. года пользуется жилым помещением, оплачивает социальный найм. В настоящий момент Паксашвили М.А. является пенсионером по старости, иного жилого помещения ответчики не имеют. Заявили об истечении срока исковой давности.
Третьи лица в судебном заседании не участвовали, уведомлены о дне и времени рассмотрения дела.
Суд, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащими удовлетворению в связи с пропуском срока исковой давности, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В силу ст. 92 ЖК РФ к специализированным жилым помещениям относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Частью 1 ст. 103 ЖК РФ установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Таким образом федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус военнослужащих, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения.
В судебном заседании установлено, что на основании решения жилищной комиссии в/ч ... от хх.хх.хх г. и Постановления Главы местного самоуправления № от хх.хх.хх г. военнослужащему Паксашвили Б.Б. на семью из 3-х человек предоставлено служебное жилое помещение по адресу: ....
Приказом ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Республике Карелия» Паксашвили Б.Б. уволен со службы в органах внутренних дел в связи с невыполнением условий контракта (пп. ... ... ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») с хх.хх.хх г.. Выслуга лет на день увольнения Паксашвили Б.Б. составила в календарном исчислении ... лет ... месяц ... дней.
Согласно пункту 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897 (в ред. от 01.10.2004 г. с изм. от 16.03.2013 г.), сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма. Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Типовое положение является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные льготы для сотрудников правоохранительных структур, в том числе для сотрудников ФСБ. Типовое положение не противоречит нормам жилищного законодательства и федеральному закону "О статусе военнослужащих".
Кроме этого, согласно п. 7 Инструкции по организации в органах ФСБ работы, связанной с предоставлением служебных жилых помещений, утвержденной приказом ФСБ РФ N 478 от 09.10.2006 и действовавшей на момент увольнения ответчика, предусмотрено, что в случае отказа освободить служебное жилое помещение военнослужащий и проживающие совместно с ним лица подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102, частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 28 типового положения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Паксашвили Б.Б. как сотрудник ФСБ, имеющий выслугу более 10 лет не может быть выселен из служебного помещения без предоставления другого жилого помещения.
Доводы представителя истца о том, что Паксашвили Б.Б. уволен по отрицательным мотивам и не приобрел жилищных прав, предусмотренных ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" суд не учитывает, так как п.28 Типового положения не содержит ограничений по основаниям увольнения.
Кроме этого, суд учитывает то, что п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащего» в редакции, действовавшей до принятия Жилищного кодекса (в ред. ФЗ от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 20.07.2004 N 71-ФЗ), предусматривал, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Учитывая то, что Паксашвили Б.Б. заключил контракт о службе до хх.хх.хх г. года, после истечения пятилетнего срока службы в хх.хх.хх г. году в отношении Паксашвили Б.Б. не было принято решения о предоставлении жилого помещения на общих основаниях и не представлено доказательств тому, что отпали основания считать ответчика и членов его семьи нуждающимися в предоставлении жилого помещения, суд считает, что за ответчиком Паксашвили Б.Б. сохранилось право на обеспечение жилыми помещениями в порядке, предусмотренном п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащего», т.е. по договору социального найма за счет государственного жилищного фонда.
В судебном заседании также установлено, что Паксашвили М.А. является пенсионером по старости, что в соответствии с п.2 ч.2 ст.103 ЖК РФ является препятствием для ее выселения из служебного жилого помещения.
Кроме этого, в судебном заседании не нашло достоверного подтверждения того, что жилое помещение, занимаемое ответчиками, является служебным и отнесено к специализированному жилищному фонду.
Согласно решению Совета Суоярвского городского поселения № от хх.хх.хх г. со спорного жилого помещения снят статус «служебная». Согласно выписки из ЕГРН на хх.хх.хх г. сведений об отнесении жилого помещении к специализированному жилищному фонду не имеется. Согласно справке ООО «ЕИРЦ РК» от хх.хх.хх г. ответчикам за пользование жилым помещениям начислялась оплата за социальный найм. Оплата произведена в полном объеме.
Оснований для применения срока исковой давности суд не усматривает, так как правоотношения носят длящийся характер.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения требований истца о выселении Паксашвили Б.Б. и членов его семьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░