Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
06 августа 2015 года Ленинский районный суд г. Красноярска
в составе: судьи Шестаковой Н.Н.
при секретаре Потаповой А.А.
с участием:
представителя ответчика Тикушиной О.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Василенко А.А. к ООО «Спектр» взыскании задолженности по заработной плате, суд
у с т а н о в и л :
Истец Василенко А.А. обратился в суд с указанным иском, мотивируя требование тем, что <данные изъяты>» в качестве электрика IVразряда, по трудовому соглашению, где проработал с 16.10.2014 г. по 23.12.2014 г. включительно. При приеме на работу с ним трудовые отношения оформлены не были, но ему (Василенко) была установлена заработная плата в размере 16000 рублей, рабочее время было ненормированным. В период работы истец добросовестно исполнял трудовые обязанности, а, кроме того, приобретал электроматериал за счет средств работодателя, за что отчитывался, передавая копии чеков. В октябре 2014 г. истцу выплачена заработная плата в размере <данные изъяты>
Истец в судебное заседание не явился, т.к. находится в местах лишения свободы, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежаще.
Представитель ответчика Тикушина О.Ф. (действующая на основании Устава) в ходе судебного заседания исковые требования не признала. При этом, пояснила, что в период с 16.10.2014 г. по 23.12.2014 г. Василенко А.А. действительно работал в ООО «Спектр» в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, отношения носили характер трудовых. Однако в связи с тем, что у Василенко был просрочен паспорт, был оформлен договор подряда. При приеме на работу Василенко А.А. установлен оклад в размере 5965 рублей с начислением северного коэффициента – 30% и процентной надбавки – 30%, при пятидневной рабочей неделе, график работы был ненормированный, рабочий день не превышал 8 часов в день. Заработная плата истцу выплачена полностью пропорционально отработанному времени. Кроме того, Василенко выплачивалась материальная помощь.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствие со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
По смыслу ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 80 ТК РФ в последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника произвести с ним окончательный расчет.
Как установлено судом, в период с 16.10.2014 г. по 23.12.2014 г. Василенко А.А. состоял в трудовых отношениях с ООО «Спектр», выполняя работу по профессии электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Трудовые отношения между сторонами надлежащим образом оформлены не были. Ответчиком представлен договор подряда № 24 от 01.12.2014 г., не подписанный Василенко А.А., из которого следует, что последний выполнял работы электрика, которые оплачивались согласно календарного плана, вместе с тем, представленные календарные планы также не подписаны Василенко А.А., в связи с чем надлежащими доказательствами в подтверждение возникновения гражданско-правовых отношений между сторонами не являются.
Как следует из материалов надзорного производства по жалобе Василенко А.А. на соблюдение организаций требований трудового законодательства, прокурор Ленинского района г. Красноярска в ходе проверки, пришел к выводу о наличии между ООО «Спектр» и Василенко А.А. гражданско-правовых отношений.
Между тем, материалы дела свидетельствуют о том, что отношения между истцом и ответчиком носили характер трудовых, поскольку на работу Василенко был принят на работу руководителем ООО «Спектр», что не отрицала в судебном заседании представитель ответчика – директор ООО «Спектр», которая лично поручила ему выполнять трудовые функции по профессии электромонтера по ремонту электрооборудования, предусмотренной штатным расписанием организации. Так же она пояснила, что Василенко А.А. должен был подчиняться внутреннему трудовому распорядку, она лично контролировала его приход и уход на работу, ему были выданы специальные инструменты для работы.
Как следует из штатного расписания ООО «Спектр» на 2014 г., в штате организации предусмотрены две штатные единицы электромонтера по обслуживанию электрооборудования, заработная плата которого составляет 5968 рублей 05 копеек, северная надбавка 30% и районный коэффициент – 30% (3580 рублей 83 копейки), а всего 9548 рублей 88 копеек, а с учетом НДФЛ 8307 рублей 53 копейки. Указанный размер заработной платы не ниже МРОТ на 2014 г., в связи с чем суд приходит к выводу о том, что заработная плата Василенко А.А. установлена в указанном размере, поскольку каких -либо иных доказательств, достоверно свидетельствующих об установлении заработной платы в ином размере не представлено.
Согласно производственному календарю на 2014 г. при пятидневной рабочей неделе в октябре 2014 г. количество рабочих дней составляло - 23 рабочих дня, в ноябре 2014 г. - 18 рабочих дней, в декабре 2014 г. – 23 рабочих дня.
Из расчетных листков заработной платы следует, что за отработанные дни в октябре 2014 г. (период с 16.10.2014 г. по 31.10.2014 г.) Василенко А.А., без учета НДФЛ, начислена заработная плата в размере 7400 рублей и выплачена в указанном размере, о чем свидетельствует подпись Василенко А.А. в платежной ведомости от 11.11.2014 г.
За отработанные дни в ноябре 2014 г. Василенко А.А. начислена заработная плата (без учета НДФЛ) в сумме 13001 рублей, указанная сумма выплачена истцу, о чем свидетельствуют подписи в платежной ведомости от 20.11.2014 г. за получение суммы в размере 4000 рублей, в платежной ведомости от 08.12.2014 за получение 9001 рублей.
Кроме того, из расчетного листка заработной платы за декабрь, следует, что за отработанные дни в декабре 2014 г.(по 23.12.2014 г.) Василенко А.А. начислена и выплачена заработная плата в сумме 6000 рублей, указанная сумма получена им по платежной ведомости от 23.12.2014 г.
Таким образом, учитывая, что в октябре Василенко А.А. отработано 11 рабочих дней, заработная плата в соответствии со штатным расписанием должна быть выплачена ему без учета НДФЛ в размере 3973 рубля 16 копеек (8307 рублей 53 копейки /23х11), а выплачена работодателем в большем размере - 7400 рублей.
В ноябре Василенко А.А. отработан полный рабочий месяц и заработная плата выплачена в размере 13001 рублей, куда включена заработная плата в сумме 8307 рублей 53 копейки и материальная помощь в сумме 4700 рублей, выплаченная на основании приказа № 39 от 28.11.2014 г.
Вместе с тем, в ноябре 2014 г. истцу полагалось выплатить 13007 рублей 53 копейки, вместе с тем ему выплачено 13001 рубль, следовательно, недоплата составила 6 рублей 53 копейки, однако с учетом положений ст. 196 ГПК РФ, поскольку истцом не заявлено требование о выплате заработной платы за ноябрь 2014 года, судом решение в этой части не принимается.
В декабре 2015 г. Василенко А.А. отработано 17 рабочих дней, следовательно, его заработная плата должна составить 7057 рублей 86 копеек, а с учетом НДФЛ 6140 рублей 34 копейки (8307 рублей 53 копейки /23х17). Вместе с тем, выплачена работодателем в размере 6000 рублей, следовательно, задолженность работодателя составит 140 рублей 34 копейки, которая подлежит взысканию в пользу истца.
Выплата работодателем заработной платы в октябре и ноябре 2014 г., в большем размере, прав истца не нарушает, и не возлагает на работодателя обязанность выплачивать заработную плату в размере, превышающем установленную при приеме на работу, поскольку указанные выплаты сверх установленных трудовым договором, по словам представителя ответчика, являются материальной помощью, что частично подтверждается приведенным выше приказом № 39 от 28.11.2014 г., в связи с чем оснований не доверять ответчику оснований не имеется.
Рассматривая требование о взыскании с работодателя компенсации морального вреда, суд находит его подлежащим частичному удовлетворению.
В силу ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая период просрочки, с учетом требований разумности и справедливости, суд полагает необходимым установить размер компенсации морального вреда в сумме 100 рублей.
Кроме того, на основании ст. 103 ГПК РФ в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобождена в силу закона. В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины подлежащей взысканию, составит <данные изъяты> требование имущественного характера и 300 рублей за требование о компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░