Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-2160/2013 ~ М-181/2013 от 10.01.2013

                            Дело №2-2160/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда       19 февраля 2013 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

судьи Молоковой Л.К.,

при секретаре Десятовой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Разумовой Н. Н., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, к Администрации г. Вологды о признании постановления незаконным, возложении обязанности по восстановлению в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявившими желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском, мотивируя тем, что зарегистрирована и проживает с несовершеннолетними детьми ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, в общежитии по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию города Вологды с заявлением о включении семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ как молодую семью и представила все необходимые документы.

ДД.ММ.ГГГГ получила уведомление о том, что в соответствии с постановлением Главы города Вологды от 18 февраля 2009 года №836 «О признании молодых семей участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявившими желание получить социальные выплаты в ДД.ММ.ГГГГ» семья истца в составе трех человек признана участником указанной подпрограммы.

В течение последующих 3,5 лет социальной выплаты не получила.

В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ получила уведомление от ДД.ММ.ГГГГ , из которого следовало, что Администрацией города Вологды ДД.ММ.ГГГГ принято постановление «Об отказе в признании участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» изъявившими желание получить социальные выплаты в ДД.ММ.ГГГГ», в котором имеется ссылка на подпункт «а» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» в связи с несоответствием молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил (возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет).

С данным постановлением главы города Вологды не согласна, считает, что постановление не основано на законе и нарушает право истца на улучшение жилищных условий путем получения социальной выплаты, поскольку статус нуждающейся не утратила. Истец и несовершеннолетние дети имеют в собственности по 1/4 доли в праве собственности на комнату в общежитии, площадью 25,1 кв.м, по адресу: <адрес>.

Полагает, что поскольку на момент принятия решения о включении молодой семьи в состав участников подпрограммы (ДД.ММ.ГГГГ) семья истца отвечала всем предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, то исключение из подпрограммы «Обеспечение жильем молодой семьи» в ДД.ММ.ГГГГ является незаконным. То обстоятельство, что списки участников программы ежегодно корректируются в связи с появлением новых участников, исключением участников обеспеченных жильем, и составляются вновь - не может влиять на права лица, включенного в программу ДД.ММ.ГГГГ, когда семья отвечала всем предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей- претендентов на получение социальной выплаты и служить основанием для исключения семьи из списков, даже при достижении одним из участников возраста 36 лет. Право на участие в подпрограмме по указанным выше причинам должно быть восстановлено.

Неполучение социальной помощи в период действия прежней программы в связи с недостаточным финансированием, не может аннулировать право семьи истца на получение социальной выплаты в рамках новой, аналогичной программы. Государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, следовательно, произвольный отказ от него исключается.

Просит признать незаконным постановление Администрации города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в признании участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявившими желание получить социальные выплаты в ДД.ММ.ГГГГ» в части исключения Разумовой Н.Н., ФИО1, ФИО2, из участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», обязать Администрацию г. Вологды восстановить семью истца в составе из трех человек (Разумова Н.Н., ФИО1, ФИО2) в списке участников указанной подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с занимаемой очередностью.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что имеет право на получение выплаты, поскольку первоначально изъявила желание на признание участников подпрограммы, когда ей (Разумовой Н.Н.) не было еще 35 лет.

Представитель ответчика Администрации г. Вологды по доверенности Моисеева А.А. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Ранее истец как участник подпрограммы не была обеспечена жильем, поскольку, не были представлены денежные средства из бюджета. Также пояснила, что участники изъявившие желание участвовать в подпрограмме и признанные её участниками, ежегодно заявление и документы не представляют, происходит ежегодная перерегистрация участников, при этом лицам, которые не отвечают требованиям, предъявляемым к участникам, отказывают во включении их в число участников. Истец в ДД.ММ.ГГГГ достигла возраста 36 лет, в связи с чем её семья не может быть признана участниками подпрограммы, поскольку это противоречит установленным правилам.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Установлено, что Разумова Н.Н. является матерью несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о рождении (л.д.<данные изъяты>).

Также установлено, что Разумова Н.Н., Разумов В.В., ФИО1 и ФИО2 являются собственниками по 1/4 доли жилого помещения - комнаты, общей площадью 25,1 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о праве собственности (л.д.<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ Разумова Н.Н. обратилась в Администрацию города Вологды с заявлением о включении ее семьи в составе из 3 человек в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Главы города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодых семей участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявившими желание получить социальные выплаты в 2010 году» семья Разумовой Н.Н. в составе из трех человек, включая ФИО1 и ФИО2, признана участником указанной подпрограммы. На момент признания участниками указанной программы истец соответствовала условиям подпрограммы, утвержденной постановлением правительства РФ от 13 мая 2006 г. № 285 (пункт 5).

Также установлено, что Постановлением Администрации г. Вологды от 11 мая 2012 года № 2570 «Об отказе в признании молодых семей участниками подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году, на основании п. а ч. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, Разумовой Н.Н., ФИО1, ФИО2 отказано в признании участниками указанной подпрограммы в связи несоответствием молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил (возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет), о чем истцам направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании их участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявившими желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ.

Суд полагает, что указанное постановление, в части отказа истцу во включении в число участников подпрограммы, незаконным по следующим основаниям.

Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики Российской Федерации.

Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.

Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Документом, который устанавливает порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, являются Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище".

В рамках реализации вышеназванной программы на 2002-2010 годы такие Правила были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации N 285 от ДД.ММ.ГГГГ.

Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.

Согласно приведенным федеральным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 данных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года предусмотрены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050, а так же утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, включающая подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».

Предусмотренные указанными Правилами условия признания молодой семьи участницей подпрограммы для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты аналогичны ранее установленным Правилами.

В соответствии с п.п. «а» п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.

Из пояснений представителя ответчика следует, что в связи с достижением Разумовой Н.Н. в ДД.ММ.ГГГГ возраста 36 лет, семья истца не вошла в список молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по муниципальному образованию «город Вологда».

Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами не предусмотрена, предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки граждан молодых семей претендентов на получение социальных выплат, при этом основанием для внесения таких изменений достижение предельного возраста не является.

Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Одной из форм реализации указанной политики является комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 мая 2010 года N 738-О-О, закрепив право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (подпункты "в" и "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплат.

Целями федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы является формирование рынка доступного жилья эконом класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Основными задачами Программы являются: создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса; повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья; обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями.

В программе также указано, что поддержка молодых семей в вопросах улучшения жилищных условий является важным направлением жилищной политики в Российской Федерации.

Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы фактически идентична подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и базируется на принципах преемственности этой подпрограммы.

Согласно целевой программе "Жилье для молодой семьи" на 2011 - 2015 годы она является продолжением программы на 2004 - 2010 годы (раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения).

Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслам и целями подпрограммы, принципу преемственности, становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно в сформулированных им правовых позициях подчеркивал недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 415-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 502-О и др.).

На момент принятия решения о признании истцов участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., изъявивших желание получить субсидию в ДД.ММ.ГГГГ, семья Разумовой Н.Н. отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участником подпрограммы, однако в силу недостаточного софинансирования социальная выплата указанной семьей получена не была, что не должно каким-либо образом ущемлять права данной семьи на получение социальной выплаты, так как в противном случае нарушаются принципы равенства перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав.

При таких обстоятельствах по делу, суд полагает, что отказ Администрации г. Вологды семье Разумовой Н.Н. в признании участниками подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным.

На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным постановление Администрации города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в признании молодых семей участниками подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа в признании Разумовой Н. Н., ФИО1, ФИО2 участниками подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию г. Вологды признать Разумову Н. Н., ФИО1, ФИО2 участниками подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                               Л.К. Молокова

Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2013 года

2-2160/2013 ~ М-181/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Разумова Наталья Николаевна
Ответчики
Администрация города Вологды
Суд
Вологодский городской суд Вологодской области
Судья
Молокова Людмила Кузьминична
Дело на сайте суда
vologodskygor--vld.sudrf.ru
10.01.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.01.2013Передача материалов судье
15.01.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.01.2013Предварительное судебное заседание
19.02.2013Предварительное судебное заседание
19.02.2013Судебное заседание
25.02.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2013Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее