Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего : судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Ибрагимовой Н.Ю.,
с участием истцов Чупровой Л.Е., Чупровой Н.И., Чупрова И.И., Чупровой А.И.,
представителя истцов - адвоката адвокатского кабинета Тарасовой Ю.В., действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ года,
ответчика : представителя Администрации Кизеловского муниципального района Новиковой О.Н., действующей на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле Пермского края гражданское дело по иску Чупрова И. И., Чупровой Л. Е., Чупровой Н. И., Чупрова И. И., Чупровой А. И. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения другого жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Истцы Чупров И.И., Чупрова Л.Е., Чупрова Н.И., Чупров И.И., Чупрова А.И. обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого, ссылаясь на наличие у них права на выделение социальной выплаты.
В судебном заседании истица Чупрова Л.Е. на удовлетворении требований настаивает, пояснила, что собственником жилого дома по адресу: <адрес> является ее муж -Чупров И. И. на основании договора купли-продажи. Они имеют троих детей, которые проживают и зарегистрированы в указанном доме с момента рождения. На момент ликвидации шахты имени Ленина они все проживали и были зарегистрированы в указанном доме, проживают в нем по настоящее время. Жилой дом по адресу <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Считает, что они имеют право на получение социальной выплаты, поскольку другого жилого помещения не имеют. Просит предоставить социальную выплату на пять членов семьи для приобретения жилья за пределами города Кизела.
Истцы Чупрова Н.И., Чупров И.И. и Чупрова А.Н. поддержали пояснения своей матери, на удовлетворении своих требований настаивают.
Истец Чупров И.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка, просит рассмотреть дело без его участия.
Представитель истцов- адвокат адвокатской конторы Тарасова О.В. поддержала исковые требования, указала, что истцы имеют все основания для предоставления социальной выплаты, т.к. они проживали и были зарегистрированы на момент ликвидации шахты в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности. Пользуются данным жилым помещением до настоящего времени, другого жилого помещения не имеют.
Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Новикова О.Н. исковые требования истцов не признала в связи с отсутствием финансирования, но право истцов на выделение социальной выплаты не оспаривает, так как истцы на момент ликвидации шахты имени Ленина были зарегистрированы и проживали в жилом доме по адресу: <адрес>, сохранили регистрацию по данному адресу до настоящего времени. Указанный жилой дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Другого жилого помещения истцы не имеют.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.
Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля
( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты
( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов
( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:
-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;
-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;
-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;
-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника
( нанимателя).
Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».
Как было установлено судом и следует из материалов дела : шахта имени Ленина ОАО «Кизелуголь» ликвидирована с 13.06.1997 года, что подтверждается приказом № 157 от 13.06.1997 года ( л.д. 57). Собственником жилого дома по адресу: <адрес> является Чупров И. И. на основании договора купли-продажи дома от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 22). Из сведений о регистрации истцы зарегистрированы в указанном жилом помещении: Чупров И.И. с ДД.ММ.ГГГГ года; Чупрова Л.Е. с ДД.ММ.ГГГГ года, Чупрова Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ года, Чупров И.И. с ДД.ММ.ГГГГ года, Чупрова А.И. с ДД.ММ.ГГГГ и проживают в нем по настоящее время ( л.д.11-19, 21, 30-43).
Согласно справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП « ЦТИ» и Уведомления об отсутствии в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним истцы приватизированного жилья в городе Кизеле не имеют, в приватизации не участвовали, собственниками иных жилых помещений не являются. Жилой дом по вышеуказанному адресу имеет физический износ №% по состоянию на последнюю дату обследования ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 28,29).
Согласно заключению Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» об оценке степени влияния горных работ на состояние жилых домов города Кизела от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что жилой дом по адресу: <адрес> был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты имени Ленина, в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в ветхость и непригодность для проживания по
критериям безопасности в результате ведения горных работ ( л.д.58-59).
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на получение социальной выплаты.
В результате анализа приведенных выше правовых норм, суд считает, что меры социальной защиты носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в таком жилье.
Судом было установлено, что истцы являются членами семьи собственника жилого дома по адресу: <адрес>, проживали и были зарегистрированы в указанном жилом доме на момент ликвидации шахты, сохранили регистрацию в доме до настоящего времени. Указанный жилой дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности, другого жилого помещения истцы не имеют.
Кроме того, судом с достоверностью установлено, что истцы Чупров И.И. и Чупрова А.И. проживают в жилом доме по вышеуказанному адресу с момента рождения, продолжают пользоваться данным жилым домом до настоящего времени, являются членами семьи собственника дома, что подтверждается представленными сведениями с учебных заведений, которые подтверждают, что данные истцы во время получения образования проживали по указанному адресу.
Таким образом, истцы отвечают всем предъявляемым условиям предоставления социальной выплаты, а потому их право на получение социальной выплаты должно быть судом защищено.
Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам.
Семье Чупрова И.И. следует предоставить социальную выплату из расчета пяти членов семьи. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на одного члена семьи - 18 кв. м.
Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Чупрова И. И., Чупрову Л. Е., Чупрову Н. И., Чупрова И. И., Чупрову А. И. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Чупрову И. И., Чупровой Л. Е., Чупровой Н. И., Чупрову И. И., Чупровой А. И. социальную выплату на семью, состоящую из пяти человек, для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья: (подпись) Н.Н. Рылова
ВЕРНО:
Судья: Н.Н. Рылова
Секретарь: Н.Ю. Ибрагимова