РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ16 июля 2014г.
Раменский городской суд Московской области под председательством федерального судьи Сидорова П.А.,
с участием адвоката Сафоновой М.Г.,
при секретаре судебного заседания Куприченковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Казанцев А.М. о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании действий по отказу в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и обязании произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
В обоснование своего заявления указывает, что Казанцев А.М. является законным владельцем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве собственности на землю от <дата> <номер>, выданного на основании постановления главы администрации поселка <...> Раменского района Московской области от <дата> года. <дата> Казанцев А.М. обратился в Раменский отдел УФРС с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права собственности на вышеуказанный земельный участок с целью дальнейшего распоряжения путем дарения своему сыну. <дата> государственная регистрация была приостановлена до <дата> в связи с сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, так как текст свидетельства не соответствует пункту 1 статьи 18 Закона регистрации, в соответствии с которым тексты документов, предоставляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью. Кроме того, государственный регистратор сослался на тот факт, что сведения о местоположении земельного участка в кадастровом паспорте не совпадают со сведениями в свидетельстве о праве собственности на землю. <дата> Казанцеву А.М. было отказано в государственной регистрации земельной участка ввиду отсутствия документ; и информации, необходимых для государственной регистрации прав, так как в архивный фонд документы не поступали. Кроме того, отказывая Казанцеву А.М. в проведении государственной регистрации права собственности, регистратор сослался на абзац 10 пункт 1 статьи 20 Закона о регистрации в связи с тем, что иные документы-основания для оформления заявленного права им не представлено. Заявитель представил государственному регистратору подлинник свидетельства о праве собственности на землю <номер>, согласно которому постановлением Главы Администрации поселка <...> Казанцев А.М. A.M. от <дата> <номер> был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, для ведения подсобного хозяйства, согласно которому земельный участок был предоставлен Казанцев А.М. до введения в действие как Земельного кодекса, в связи с чем на него распространяется действие ст. 25.2 Закона о регистрации ранее возникших прав на земельный участок. В кадастровом паспорте указано, что собственником участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <...> с кадастровым номером <номер>, является Казанцев А.М. Казанцев А.М. в течение всего времени владения земельным участком, осуществлял обязанности собственника, нес бремя его содержания, оплачивал предусмотренный законодательством земельный налог, а также коммунальные платежи. Отказ Росреестра в государственной регистрации права собственности на земельный участок создает препятствия Казанцеву А.М. в реализации своего законного права на владение, пользование и распоряжение недвижимым имуществом. Просил признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области незаконным и обязать произвести государственную регистрацию.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица адвокат Сафонова М.Г. поддержала заявленные требования.
Заинтересованное лицо – Администрация городского поселения <...> Раменского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явились письменно просили рассмотреть дело в их отсутствие, решение по делу оставляют на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по Московской области Осокин И.М. требования заявителя считает необоснованным, так как они противоречат действующему законодательству.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
<дата> Заявителем в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> были представлены документы на государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>. В качестве документального основания наличия права было представлено Свидетельство о праве собственности на землю <номер> от <дата>, выданное Заявителю на основании постановления Главы администрации поселка <...> от <дата> <номер>, которое на государственную регистрацию представлено не было.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений.
Согласно ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.
В ходе правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, проведенной в порядке п. 1 ст. 13 Закона о регистрации, у государственного регистратора возникли сомнения в подлинности документов и достоверности указанных в них сведений. Кроме того, представленное Заявителем Свидетельство о праве собственности на землю не содержит сведений об имени и отчестве правообладателя, а сведения об адресе земельного участка, указанные в данном документе, не соответствуют сведениям государственного кадастра недвижимости. По вышеназванным основаниям государственная регистрация была приостановлена, одновременно в адрес Заявителя было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации с изложением причин приостановления, а также разъяснено право представить дополнительные доказательства наличия оснований для государственной регистрации права.
В период приостановления причины, препятствующие государственной регистрации, устранены не были, в Управление не поступило документов или сведений, бесспорно свидетельствующих о наличии у Казанцева А.М. заявленного к регистрации права собственности.
В связи с невозможностью осуществления регистрационных действий на основании документов, не соответствующих требованиям Закона о регистрации, а также содержащих недостоверные сведения, подлинность которых вызывает неустранимые сомнения, решением от <дата> Заявителю было отказано в регистрации права собственности.
Исходя из п. 3 ст. 9 Закона о регистрации к компетенции органов по государственной регистрации прав относятся, в частности: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав; выдача информации о зарегистрированных правах.
Пунктом 1 ст. 17 Закона о регистрации установлено, что правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
По смыслу вышеприведенных правовых норм проверка представляемых на государственную регистрацию прав документов на предмет их соответствия предъявляемым к ним требованиям, проверка действительности таких документов, наличия ранее возникших прав и наличия соответствующих прав у лица, подготовившего документ, представленный на государственную регистрацию, является составным элементом правовой экспертизы документов, выполняемой Управлением. Тем самым проверка достоверности сведений, содержащихся в представляемых на государственную регистрацию прав документах, и соблюдения порядка выдачи таких документов, относится к прямым обязанностям Управления.
В целях реализации полномочий по проверке действительности представленных на государственную регистрацию прав документов и достоверности указанных в представленном документе-основании сведений, государственным регистратором был направлен запрос в Администрацию Раменского муниципального района Московской области с просьбой направить в адрес Раменского отдела Управления копию правоустанавливающего документа на Земельный участок, тем самым, подтвердив или опровергнув факт предоставления в установленном порядке спорного объекта недвижимости Заявителю.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона о регистрации в срок не более чем пять дней с даты обращения органы государственной власти, органы местного самоуправления (в том числе органы по учету государственного и муниципального имущества), организации, имеющие сведения, необходимые для государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, обязаны предоставлять такие сведения правообладателям бесплатно или за плату, установленную законодательством Российской Федерации, а также бесплатно органам, осуществляющим государственную регистрацию прав.
В поступившем в Раменский отдел Управления ответе Администрации Раменского муниципального района Московской области <номер> от <дата> сообщалось о невозможности предоставления испрашиваемых документов, поскольку постановление <номер> от <дата> в архивный фонд Администрации поселка <...> на хранение не поступало.
Таким образом, факт предоставления Земельного участка Заявителю в установленном порядке, а также действительность представленного свидетельства на право собственности на землю документально не подтвердились. Решения о предоставлении Заявителю Земельного участка, изданного органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, на государственную регистрацию представлено не было, более того, указанный документ не смогли представить даже органы, его издавшие, и органы, уполномоченные осуществлять хранение таких документов, тем самым не был подтвержден и сам факт существования Постановления о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
Суд считает, что государственным регистратором обоснованно был сделан вывод о невозможности регистрации права собственности Заявителя на земельный участок на основании юридически неправомерного документа.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона о регистрации, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом о регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона о регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.
Земельным кодексом РСФСР от 25.04.1991г. за гражданами было закреплено право получать в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах. Предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность; регистрация права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование и аренду земельных участков относилось к компетенции местных Советов народных депутатов.
Согласно п. 14 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», ст. 8 Закона РСФСР от 23.11.1990г. № 374-1 «О земельной реформе» земельные
участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, передаются в собственность граждан бесплатно в пределах норм, устанавливаемых сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов.
Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992г. № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения» предусматривалась выдача временных свидетельств о праве собственности на землю. Позже форма свидетельства на право собственности на землю была утверждена Указом Президента РФ № 1767 от 27.10.1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», согласно которому каждому собственнику земельного участка должно было быть выдано свидетельство на право собственности на землю, подлежащее регистрации в регистрационной (поземельной) книге. При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдавалось соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации.
В соответствии с п. 1.4 порядка регистрации, передачи и закрепления земель в собственность и пожизненное наследуемое владение гражданам в Московской области, утвержденного Решением Малого Совета Мособлсовета от 09.12.1992 N 9/27 выдача свидетельств гражданам осуществляется на основании постановлений главы местной администрации о предоставлении земельного участка либо о перерегистрации права на ранее предоставленный земельный участок.
В рассматриваемом случае факт вынесения решения о предоставлении заявителю земельного участка, на основании которого ему могло быть выдано Свидетельство о праве собственности на землю, не подтвердился. Какие-либо иные правоустанавливающие документы, подтверждающие приобретение, наличие или возникновение права собственности на земельный участок, в Управление в установленном порядке представлены не были.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Факт такого признания удостоверяется внесением уполномоченным органом государственной (исполнительной) власти соответствующей записи в ЕГРП. Удостоверение возникшего права производится в бесспорном порядке на основании документов, не требующих установления и исследования дополнительных обстоятельств, которые должны быть предметом судебного разбирательства.
В данном случае, установить в бесспорном порядке наличие ранее возникшего права заявителя в пределах компетенции Управления не представляется возможным, поскольку установление и сопоставление сведений о фактах, на основании которых заявитель делает вывод о принадлежности ему спорного вещного права, не может быть осуществлено Управлением в силу ограничения его компетенции конституционным принципом разделения властей.
Юридическая правомерность представленного в Управление Свидетельства о праве собственности на землю может быть оценена лишь при проведении судебного исследования данного документа в совокупности с иными доказательствами наличия права собственности, в частности, позволяющими подтвердить факт давности владения и пользования Земельным участком, свидетельствующими о наличии записей в книге похозяйственного учета или подтверждающими несение бремени налогообложения в отношении спорного объекта недвижимости.
Суд критически относиться к доводам заявителя о том, что на государственную регистрацию им были представлены все необходимые документы, перечисленные ст. 25.2 Закона о регистрации. Указанная правовая норма позволяет проводить государственную регистрацию права гражданина на основании одного из указанных документов, который для целей государственной регистрации будет считаться документом-основанием. В случае соответствия представленного заявителем документа предъявляемым к нему требованиям, а также подтверждения подлинности этого документа и достоверности указанных в нем сведений, государственная регистрация была бы произведена на первоначально представленном в качестве такового Заявителем основании (на основании одного подлинного документа, содержащего достоверные сведения и оформленного надлежащим образом).
Поскольку действительность представленного заявителем документа не была подтверждена, не были устранены противоречия в сведениях об адресе земельного участка, не было получено полных сведений о фамилии, имени и отчестве правообладателя, Управление правомерно отказало в государственной регистрации права собственности на земельный участок, в связи с чем, заявление не подлежит удовлетворению.
руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Казанцев А.М. о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> за Казанцев А.М. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд Московской области в течение месяца после составления мотивированного решения.
Федеральный судья П.А. Сидоров