Дело № 2-680/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2015 года г.Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи Асанидзе Э.Г.,
при секретаре Айметдиновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО2 к Открытому акционерному обществу «Городская управляющая компания Ленинского района», Администрации Ленинского района города Ульяновска об обязании провести ремонт кровли и подъезда в многоквартирном жилом доме, произвести установку газового котла, взыскании компенсации морального вреда и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 и ФИО2 обратились в суд с иском к ОАО «ГУК Ленинского района» об обязании ответчика устранить причину протопления мест общего пользования и произвести текущий ремонт четвертого подъезда, в котором располагается <адрес>, а также кровли дома над местом протопления; произвести установку газового отопления с разрешения собственника в №; о взыскании компенсации морального вреда по <данные изъяты> руб. в пользу каждого и штраф в соответствии со ст.13 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», в обоснование указав следующее.
Истцы с ДД.ММ.ГГГГ проживают по адресу: <адрес>, оплачивают коммунальные платежи за содержание и ремонт жилья. Жилое помещение является муниципальной собственностью. С <данные изъяты> г. и по настоящее время не производился ремонт подъездов и теплоснабжения. Ответчик умышленно нарушал и продолжает нарушать их права как потребителей, и не выполняет обязательства по восстановительному ремонту теплоснабжения, необоснованно использует денежные средства, уплаченные по лицевому счету №: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб., а также по вступившему в законную силу решению мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> коп. В адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ была направлена претензия с требованиями произвести текущий ремонт подъезда и кровли, обрезку деревьев, составить акт по поводу воздушных пробок в <адрес>. От ответчика ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ о том, что температурный режим соответствует санитарным правилам, а остальные работы не предусмотрены договором. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Главную государственную инспекцию регионального надзора Ульяновской области, после чего ответчик устранил неисправности системы отопления в подвале. Согласно акту температура в квартире составила: в зале +15°С, в кухне + 16°С, в спальне + 20°С с электронагревателем, на вводе в дом + 39°С. На основании изложенного, обращается в суд с вышеуказанными требованиями.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация города Ульяновска, в качестве третьих лиц – Главная государственная инспекция регионального надзора Ульяновской области, ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск», ФИО6, УМУП «Городская теплосеть», ООО «Газпром газораспределение Ульяновск».
Истец ФИО3 в судебном заседании настаивал на удовлетворение исковых требований, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что <адрес> является трехэтажным, многоквартирным, состоит из четырех подъездов. Квартира истцов расположена на втором этаже в четвертом подъезде. Вода протекает через кровлю над четвертым подъездом и достигает до первого этажа. Ремонт не проводился лет 30, в подъезде штукатурка со стен слетела. Ремонт кровли также не производился, только пять лет назад крышу посередине дома покрывали. Многие собственники в <адрес> установили в своих квартирах индивидуальные газовые котлы. В занимаемой им <адрес> котел не установлен, жилое помещение отапливается от общей котельной. В системе отопления, проходящей через данную квартиру, постоянно возникают «воздушные пробки», по этой причине в квартире холодно, приходится постоянно пользоваться обогревателем. По поводу установки газового котла он обращался к ответчикам, но получил отказ.
Истец ФИО2 в судебном заседании не присутствовал, извещение о времени и месте рассмотрения дела судом в его адрес направлялось.
Представитель ответчика ООО «ГУК Ленинского района» в судебном заседании исковые требования не признал. Полагает, что ООО «ГУК Ленинского района» является ненадлежащим ответчиком по данному иску, так как <адрес> в <адрес> находится в непосредственном управлении собственников помещений данного дома с <данные изъяты> г. В период с <данные изъяты> по ДД.ММ.ГГГГ г. дом находился в управлении ООО «ГУК Ленинского района», срок исковой давности для предъявления требований к ООО истек. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ. между ООО «ГУК Ленинского района» и собственниками помещений <адрес> заключен договор подряда, по которому Городская управляющая компания обязалась выполнять обслуживание системы отопления, а именно: проводить перед началом отопительного сезона промывку и опрессовку системы отопления, проводить регулировочно-наладочные работы при пуске центрального отопления, проводить работы по ликвидации воздушных пробок и ликвидации аварийных ситуаций системы центрального отопления; обслуживание системы холодного водоснабжения и водоотведения; обслуживания системы электроснабжения; оказывать заказчикам следующие услуги: по аварийно-диспечерскому обслуживанию, паспортного стола (регистрационный учет граждан), по начислению и сбору платежей населению (жилищные услуги), по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. Решение о ремонте принимается собственниками данного дома. Плата за содержание и ремонт жилья с истцов не взимается, за исключением работ аварийного характера.
Представитель ответчика Администрации города Ульяновска в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв. Согласно отзыву исковые требования не признают. Осуществление работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг в полномочия администрации не входит. Действие по содержанию и ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме возложены на управляющую организацию ОАО «ГУК Ленинского района» в соответствии с договором. Постановлением Госстроя от 27.09.2003 г, № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» установлены предельные сроки устранения неисправностей, в том числе и по кровле. По кровле установлен срок устранения неисправностей от 1 до 5 суток-Приложение № 2 вышеуказанного Постановления Госстроя. Таким образом, непосредственно перед потребителем услуги ответственность несет управляющая организация, не исполнившая надлежащим образом, услугу по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Установка автономного газового оборудования для отопления не предусмотрена проектом дома. В администрацию города Ульяновска истцы по установке газового оборудования не обращались. Администрация города Ульяновска не располагает протоколом общего собрания по проведению текущего ремонта в подъезде <адрес> и кровли указанного дома. На основании вышеизложенного, просят в иске к администрации города Ульяновска отказать, признать администрацию города Ульяновска ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение оставляет на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Из письменного отзыва следует, что ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновску осуществляет поставку природного газа по адресу: <адрес>, начисления и оплаты производятся через лицевой счет №. Абонентом является ФИО3. Потребление истцом осуществляется на приготовление пищи.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещение о времени и месте рассмотрения дела судом в их адрес направлялось.
Выслушав доводы явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, гражданского дела №, инвентарного дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что трехэтажный, крупнопанельный, многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> возведен в <данные изъяты> году. В нем имеются жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности, а также жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма и находящиеся в муниципальной собственности.
Истцы пользуются квартирой №, расположенной в указанном доме на втором этаже в четвертом подъезде, на основании договора социального найма. В жилом помещении также зарегистрирована ФИО6
ДД.ММ.ГГГГ. на общем собрании собственников помещений в данном многоквартирном доме было принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом – непосредственное управление. Между владельцами квартир и ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» заключен договор, в соответствии с которым управляющая организация обязуется за плату обеспечить самостоятельно или с привлечением третьих лиц выполнение работ и услуг, указанных в пункте 1.2 Договора, а именно: обслуживание системы отопления - проводить перед началом отопительного сезона промывку и опрессовку системы отопления, проводить регулировочно-наладочные работы при пуске центрального отопления, проводить работы по ликвидации воздушных пробок и ликвидации аварийных ситуаций системы центрального отопления; обслуживание системы холодного водоснабжения и водоотведения; обслуживания системы электроснабжения; оказывать заказчикам следующие услуги: по аварийно-диспечерскому обслуживанию, паспортного стола (регистрационный учет граждан), по начислению и сбору платежей населению (жилищные услуги), по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с ранее действовавшими нормами Жилищного кодекса РСФСР с жильцов дома удерживалась плата за капитальный ремонт дома, а на наймодателе (собственнике жилья), которым являлась администрация города, лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (статья 141 ЖК РСФСР).
Исходя из названных норм права обязанность по производству капитального ремонта многоквартирного жилого дома, в котором находится квартира, занятая истцами по договору социального найма, лежит на наймодателе, в данном случае администрации города Ульяновска, которая с момента введения дома в эксплуатацию, то есть более чем в течение 35 лет, работы капитального характера не производила.
Приложением 3 Ведомственных строительных норм «Правила оценки физического износа жилых зданий" ВСН 53-86 (р), утвержденных Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 24.12.1986 г. N 446, установлена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов: для рулонной кровли -10 лет, для трубопроводов канализации чугунных -40 лет, для трубопроводов водоснабжения черных – 15 лет, для домовых магистралей отопления -15 лет, для стояков – 30 лет, для задвижек, вентилей -10 лет.
В соответствии с Приложением 2 Ведомственных строительных норм «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» ВСН 58-88 (р), утвержденных Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов для полносборных крупнопанельных с железобетонными перекрытиями при нормальных условиях эксплуатации жилого дома до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет.
Согласно п. 3.6.9 МДК 2-04.2004 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда, удельный вес заменяемых элементов жилых зданий в процессе текущего ремонта не должен превышать уровня: кровельные покрытия – 50%, покрытия полов – 20%, остальные конструкции и инженерное оборудование – 15% их общего объема в жилом здании.
Из заключения эксперта <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что причиной залива лестничных клеток четвертого подъезда <адрес> в <адрес>, является проникновение воды с верху, а именно с кровли жилого дома. Определить перечень работ, по устранению причин пролива, не представляется возможным по причине наличия на всей поверхности кровли снежного покрова. Состояние внутренней отделки потолков и стен четвертого подъезда жилого <адрес> в <адрес> - не соответствует нормативным требованиям. Состояние покрытия кровли определить не представляется возможным - по причине наличия на всей поверхности снежного покрова. Для устранения несоответствий нормативным требованиям необходимо произвести ремонтные работы по полной перекраске потолков и стен в четвертом подъезде с подготовкой поверхности (очистка от загрязнений и удаление пятен, растушевка и очистка набело вручную частичная, расшивка трещин, подмазка выбоин, трещин и расчищенных мест со сглаживанием, шлифовка подмазанных мест, шпатлевание подмазанных мест, огрунтовка). Данные виды работ относятся к капитальному ремонту.
У суда не имеется оснований сомневаться в обоснованности выводов судебного эксперта, поскольку доказательств, опровергающих их либо ставящих их под сомнение, суду не представлено, стороны заключение судебного эксперта какими-либо доказательствами не опровергли. Экспертиза проведена экспертом, имеющим необходимое образование, квалификацию и стаж работы по специальности. Перед проведением экспертизы эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Нарушений судебным экспертом обязанностей, предусмотренных ст. 85 ГПК РФ, по делу не установлено. Заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым ст. 86 ГПК РФ, а также ст. 8 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", согласно которой эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме; заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Выводы судебного эксперта, вопреки доводам представителя истца, должным образом, подробно и доступно, мотивированы в исследовательской части и каких-либо противоречий, сомнений и неясностей не вызывают.
При таких обстоятельствах при вынесении решения суд берет за основу указанное заключение судебного эксперта.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В данном нормативном акте указано, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Примерный перечень работ по текущему ремонту изложен в Приложении № 7 к указанному Постановлению.
При капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.
Капитальный ремонт жилых зданий и общественных зданий заключается в замене и восстановлении отдельных частей или целых конструкций и инженерно – технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением, а также в устранении в необходимых случаях последствий морального износа конструкций и проведение работ по повышению благоустройства. Капитальный ремонт предусматривает в основном замену одной или нескольких систем инженерного оборудования, а также приведение в исправное состояние всех конструктивных элементов и выполнение работ по повышению благоустройства.
Как следует из представленных материалов, капитальный ремонт мест общего пользования рассматриваемого дома не проводился. С даты постройки дома прошло более 35 лет.
В соответствии с ВСН 58-88 (р), утвержденного Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. № 312, предельный срок эксплуатации до капитального ремонта кровли из рулонных материалов (в три-четыре слоя) и безрулонных мастичных по стеклоткани – 10 лет.
Поскольку многоквартирный <адрес> в <адрес> ранее являлся муниципальной собственностью и муниципалитет выступал для жильцов дома в роли наймодателя, следовательно на администрации города Ульяновска, являющейся к тому же в настоящее время исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск», лежит обязанность по выполнению в указанном доме ремонтных работ капитального характера, не проведенных своевременно наймодателем.
В удовлетворении исковых требований к ОАО «ГУК Ленинского района» следует отказать, как к ненадлежащему ответчику.
При разрешении требований истцов об установке газового отопления в <адрес> в <адрес>, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч.ч. 1, 2, 5, 6 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и необходимые документы, перечень которых определен законом.
В соответствии с п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается.
Внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, включается в состав общего имущества многоквартирного дома (Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491).
В силу ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Такое согласие истцами суду не предоставлено.
Согласно заключению эксперта в жилом <адрес> предусмотрена система центрального отопления с нижней разводкой. В <адрес> указанного жилого дома в качестве нагревательных приборов используются чугунные, секционные радиаторы (батареи), установленные под оконными проемами в помещениях кухни и жилых комнат. При этом в квартире проведено переустройство системы отопления, а именно: демонтированы вертикальные участки трубопроводов стояков (идущие в квартиру третьего этажа), выполнена внутриквартирная разводка системы отопления с последовательным присоединением приборов, разводка выполнена из металлических труб, путем сварки. По состоянию на время проведения исследования: температура воздуха в жилых помещениях подлежащей исследованию квартиры — оптимальная, относительная влажность воздуха — нормальная. Система отопления в <адрес>, не соответствует нормативным требованиям, в части установки на приборах отопления водопроводных кранов, вместо кранов для спуска воздуха (СНиП 2.04.05-91* п. 3.43: «Для сброса воздуха из верхней точки в системах водяного отопления следует предусматривать, как правило, проточные воздухосборники или краны для сброса воздуха»), выявленное несоответствие нормативам не влияет на функциональную работу системы отопления, то есть, система отопления поддерживает необходимый для комфортного проживания в исследуемой квартире температурный режим. Необходимость перевода <адрес> в <адрес> на индивидуальное отопление отсутствует.
Поскольку согласие не переоборудование от всех сособственников многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> не получено, необходимости в переводе <адрес> указанном доме на индивидуальное отопление не имеется, следовательно требования ФИО3 и ФИО8 об обязании произвести установку газового отопления не подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" на отношения, возникшие между администрацией города Ульяновска и ФИО9. не распространяется, компенсация морального вреда, а также штраф в пользу истцов с администрации города Ульяновска не взыскиваются. Заявленные к ОАО «ГУК Ленинского района г.Ульяновска» исковые требования удовлетворению не подлежат, нарушений прав истцов указанным ответчиком не допущено, соответственно с ОАО «ГУК Ленинского района г.Ульяновска» не подлежит взысканию компенсация морального вреда и штраф.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 193-196 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО3, ФИО2 удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Ульяновска произвести ремонтные работы по полной перекраске потолков и стен в четвертом подъезде <адрес> с подготовкой поверхности (очистка от загрязнений и удаление пятен, растушевка и очистка набело вручную частичная, расшивка трещин, подмазка выбоин, трещин и расчищенных мест со сглаживанием, шлифовка подмазанных мест, шпатлевание подмазанных мест, огрунтовка), а также произвести ремонт кровли.
В удовлетворении остальных исковых требований в том числе, заявленных к Открытому акционерному обществу «Городская управляющая компания Ленинского района» отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Э.Г. Асанидзе