РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2016 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Коткиной О.П., при секретаре Скрипченко Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3260/2016 по исковому заявлению ООО «Селеста» к Никулиной Т.Ю. о взыскании материального ущерба, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец ООО «Селеста» в обоснование заявленных требований указал, что **/**/**** с ответчиком Никулиной Т.Ю. был заключен трудовой договор. **/**/**** также был заключен ученический договор, по условиям которого ответчик Никулиной Т.Ю. должна была пройти обучение по специальности фармация в течение 5,5 лет и отработать в ООО «Селеста» не менее пяти лет после окончания обучения. В целях повышения квалификации сотрудника между ООО «Селеста» и ГБОУВПО «Иркутский государственный медицинский университет» был заключен контракт о подготовке специалиста с высшим медицинским образованием. В соответствии с пунктом 2.5 дополнительного соглашения № от **/**/**** к ученическому договору, в случае досрочного расторжения трудового договора работник обязан возместить работодателю денежные средства, затраченные на обучение, а также неустойку за пользование чужими денежными средствами в размере 10% годовых не позднее последнего рабочего дня, а если вовремя не возместил денежные средства, затраченные на обучение сотрудника, неустойку в размере 0,01% за каждый день просрочки. **/**/**** ответчик подала в адрес истца заявление на увольнение по собственному желанию. В день увольнения ответчик произвела оплату денежных средств в размере 11 436 рублей, после увольнения денежных средств от ответчика больше не поступало. На обучение ответчика в период с **/**/**** было затрачено 204 000 рублей, что составляет основной долг, неустойка за пользование чужими денежными средствами на **/**/**** составляет 52 382,07 рублей.
Просит: взыскать с Никулиной Т.Ю. в пользу ООО «Селеста» 244 946,07 рублей в возмещение материального ущерба, а также 5 764,00 рублей – расходы по оплате государственной пошлины, всего 250 710,07 рублей.
В судебном заседании представитель истца ООО «Селеста» Сумцова А.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Ответчик Никулиной Т.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признала, полагала, что в нарушение п. 2.1 ученического договора ООО «Селеста» не внесло плату за ее обучение, в результате чего она была внесена в список студентов на отчисление, что послужило основанием для подписания с учебным заведением дополнительного соглашения и заменить в договоре сторону Заказчика. Кроме того, после подачи заявления об увольнении, истец направил в учебное заведение письмо о том, что договор с сотрудником на обучение расторгнут и оплату за обучение за Никулиной Т.Ю. производить не будет. Считает, что при увольнении истцом были нарушены нормы Трудового законодательства, не была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск. Пояснила, что ее увольнение с работы связано с болезнью ребенка, что является уважительной причиной расторжения трудового договора, а в соответствии с п.2.3 ученического договора обязанность возмещения затрат на обучение возникает при расторжении трудового договора без уважительных причин. Не согласна с требованиями о взыскании с нее неустойки, поскольку нормами трудового законодательства такая мера ответственности не предусмотрена.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статей 197 Трудового кодекса РФ установлено, что работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
В соответствии со статьей 198 ТК РФ работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.
Положениями статьи 249 Трудового кодекса РФ определено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Судом установлено, что с **/**/**** Никулиной Т.Ю. (Вотякова) Т.Ю. состояла в трудовых отношениях с ООО «Селеста» в должности медицинский консультант, с ней был заключен трудовой договор.
**/**/**** между ООО «Селеста» и Никулиной Т.Ю. (Вотяковой) Т.Ю. был заключен ученический договор № на профессиональное обучение работника, по условиям которого с учетом дополнительного соглашения № от **/**/**** работник был направлен на обучение на фармацевтическом факультете ГОУВПО «ИГМУ Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию». Продолжительность обучения составляет 5,5 лет, форма обучения заочная (Раздел 1 договора).
В соответствии с разделом 2 ученического договора работодатель принял на себя обязанность обеспечить работнику возможность обучения, сохранить за работником место работы, своевременно оплачивать обучение.
Работник обязался соблюдать учебную дисциплину, своевременно являться на все занятия в соответствии с расписанием занятий, самостоятельно по окончании сессии предоставлять работодателю документ, подтверждающий успешное завершение сессии в течение двух недель с момента ее окончания, после окончания обучения в течение 15 календарных дней приступить к работе и проработать не менее пяти лет у работодателя по полученной специальности, срок договора увеличивается на срок предоставления работнику административного отпуска, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, а также работник полностью обязался возместить работодателю денежные средства, перечисленные работодателем на оплату обучения, а также неустойку за пользование чужими денежными средствами в размере, предусмотренном п. 2.4.2 договора, в случаях, если работник по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по настоящему договору, не приступает к работе по окончании обучения, работник отчислен из учебного заведения за академическую неуспеваемость, нарушение учебной дисциплины, правил внутреннего распорядка учебного заведения, в случае увольнения работника по собственному желанию ранее установленного настоящим договором срока, расторжения трудового договора по инициативе работодателя за грубое нарушение трудовой дисциплины, а также совершения иных виновных действий, предусмотренных Трудовым законодательством.
В соответствии с п. 2.4.1 договора работник обязуется возместить денежные средства, фактически перечисленные на обучение, а также неустойку за пользование чужими денежными средствами в размере 10% годовых. Пунктом 2.6 договора при нарушении сроков возврата денежных средств предусмотрена обязанность работника возместить пени 0,01% за каждый день.
Сроки и порядок возврата денежных средств и процентов предусмотрены п.2.4.2, 2.5. договора.
**/**/**** ответчиком было подано заявление об увольнении по собственному желанию в связи с переездом в сельскую местность и уходом за ребенком.
На основании приказа № от **/**/**** трудовой договор с Никулиной Т.Ю. был расторгнут по п.3 ст.77 Трудового кодекса РФ по инициативе работника.
**/**/**** между ООО «Селеста» и ГБОУВПО «Иркутский государственный медицинский университет» был заключен контракт № о подготовке специалиста с высшим медицинским образованием по специальности фармация.
В качестве доказательств оплаты стоимости обучения в материалы дела представлены платежные поручения № от **/**/**** на сумму 21 000 рублей, № от **/**/**** на сумму 21000 рублей, № от **/**/**** на сумму 21000 рублей, № от **/**/**** на сумму 21000 рублей, № от **/**/**** на сумму 24000 рублей, № от **/**/**** на сумму 24000 рублей, № от **/**/**** на сумму 22500 рублей, № от **/**/**** на сумму 24000 рублей, № от **/**/**** на сумму 1500 рублей, № от **/**/**** на сумму 24000 рублей, всего на общую сумму 204 000 рублей.
Истцом в адрес Никулиной Т.Ю. **/**/**** была направлена претензия о добровольном возмещении выплаченных денежных средств, однако ответчиком данные требования не исполнены.
Возражая против возврата денежных средств, ответчик ссылается на то, что увольнение ее связано с уважительной причиной, а на момент расторжения трудового договора у работодателя имелась задолженность перед учебным заведением.
Вместе с тем, указанные доводы не являются основанием для освобождения от обязанности по возмещению понесенных работодателем затрат на обучение.
Действующее законодательство не содержит исчерпывающий перечень уважительных причин досрочного расторжения трудового договора, вопрос, является ли та или иная причина уважительной, решается в каждом отдельном случае с учетом конкретных обстоятельств. В Ученическом договоре уважительные причины для увольнения не предусмотрены, сторонами не согласованы, в связи с чем полагать, что переезд на иное место жительства и уход за ребенком являются в данном уважительными причинами, оснований нет. В Ученическом договоре не предусмотрено основание для расторжения договора и освобождения от обязанности по возмещению - наличие задолженности работодателя перед учебным заведением, тем более, что наличие задолженности не явилось основанием для отчисления ответчика от учебного заведения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что расторгая трудовой договор по собственной инициативе ранее срока, установленного в Ученическом договоре, Никулиной Т.Ю. нарушила принятые на себя обязательства, в связи с чем на нее должна быть возложена обязанность по возмещению суммы понесенных работодателем затрат на обучение.
В связи с тем, что обучение ответчиком не закончено, принцип пропорциональности суммы отработанному у работодателя после обучения времени, не применим.
При определении размера подлежащего взысканию ущерба, суд учитывает произведенное при увольнении удержание денежной суммы в размере 11 436 рублей, таким образом, задолженность Никулиной Т.Ю. составляет 192 564 рублей.
Заслуживают внимания доводы ответчика в части незаконности требований о взыскании неустойки за нарушение обязательств.
Статьями 9, 232 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права и снижающих уровень гарантий работников, по сравнению с установленными трудовым законодательством. Трудовым договором может конкретизироваться материальная ответственность сторон, но ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника выше, чем это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.
В связи с чем пункты ученического договора № от **/**/****, предусматривающего взыскание с ответчика неустойки, пени, применению не подлежат, поскольку ухудшают положения работника. Кроме того, трудовым законодательством данный вид ответственности не предусмотрен, а нормы гражданского законодательства к трудовым правоотношениям применяться не могут.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5051, 28 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ООО «Селеста» к Никулиной Т.Ю. о взыскании материального ущерба, судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с Никулиной Т.Ю. в пользу ООО «Селеста» 192 564 рублей в возмещение материального ущерба, 5051,28 рублей - расходы по оплате государственной пошлины, всего 197615 (сто девяносто семь тысяч шестьсот пятнадцать) рублей 28 коп.
В удовлетворении иска ООО «Селеста» к Никулиной Т.Ю. о взыскании неустойки – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.П. Коткина