Дело № 2-5574/9/2019 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 сентября 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Тарановой Ю.С. к Государственной инспекции труда в Республике Карелия о взыскании заработной платы,
установил:
Таранова Ю.С. (далее – истец) обратилась в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к Государственной инспекции труда по Республике Карелия (далее – ответчик, работодатель, Инспекция труда), в котором с учетом измененных исковых требований, ранее принятых судом, просит о взыскании 60161 руб. 43 коп., в том числе: 14900 руб. 00 коп. – премия за июль 2018 года, 7459 руб. 45 коп. – премия за август 2018 года, 8551 руб. 98 коп. – премия за сентябрь 2018 года, 7450 руб. 00 коп. – премия за октябрь 2018 года, 6900 руб. 00 коп. – премия за ноябрь 2018 года, 14900 руб. 00 коп. – премия за декабрь 2018 года.
В судебном заседании Таранова Ю.С. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске и в письменных доводах, представленных в материалы дела. Аналогичные иски уже удовлетворялись Петрозаводским городским судом Республики Карелия. Руководитель Инспекции труда без издания каких-либо приказов распоряжается не выплачивать ей премии, которые получают иные государственные служащие. Подобное отношение является дискриминацией, нарушают права работника. Уточненный расчет цены иска полностью поддерживает.
Представитель ответчика Алещенко М.Д. просила в иске отказать. В спорный период времени работник не привлекался к дисциплинарной ответственности, приказы о депремировании в отношении неё не издавались, руководитель инспекции по своей инициативе не издавал приказы о выплате истцу премий. Размер премий, его расчет сторона ответчика не оспаривает.
Заслушав объяснения сторон, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, приказом Роструда от 17.08.2010 №488-рк истец назначена на должность заместителя руководителя Государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Карелия (по правовым вопросам). 17.08.2017 руководителем Государственной инспекции труда в Республике Карелия с истцом был подписан служебный контракт № 43 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации. К служебному контракту заключены дополнительные соглашения.
В соответствии с пунктом 12 служебного контракта истцу установлены ежемесячные денежные поощрения в размере должностного оклада, а также премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя.
За период с июля 2018 года по декабрь 2018 года истцу не были выплачены премии в следующих размерах: 14900 руб. 00 коп. – премия за июль 2018 года, 7459 руб. 45 коп. – премия за август 2018 года, 8551 руб. 98 коп. – премия за сентябрь 2018 года, 7450 руб. 00 коп. – премия за октябрь 2018 года, 6900 руб. 00 коп. – премия за ноябрь 2018 года, 14900 руб. 00 коп. – премия за декабрь 2018 года. В тоже время, иные государственные служащие, второй заместитель Инспекции труда за этот период времени премировались. Какие-либо приказы, подтверждающие основания для невыплаты истцу премий, в материалы дела не представлены.
На основании части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
Части 1 и 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
В соответствии со статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Согласно абзацу 4 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации). В соответствии положениям статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определена система оплаты труда.
В частности, согласно частям 5 и 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Сроки и порядок выплаты заработной платы оговорены в статье 136 Трудового кодекса Российской Федерации.
Как установлено положениями статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ),
оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (пункт 1).
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее – оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (пункт 2).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 4).
К дополнительным выплатам относятся, в том числе: премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение (пункт 5).
Приказом Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 19.07.2016 №83-П, на основании типового положения, разработанного Рострудом, утверждено Положение об оценке эффективности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Государственной инспекции труда в Республике Карелия на основе ключевых показателей эффективности (КПЭ).
В соответствии с разделом «Система премирования гражданских служащих территориального органа» основанием для расчета премии заместителя руководителя инспекции является Приказ Роструда «О премировании» за определенный месяц, а также Положение об оценке эффективности деятельности территориальных органов Роструда на основе ключевых показателей эффективности, утвержденное приказом Роструда от 15 апреля 2016 года № 123.
В соответствии с разделом I Положения о КПЭ источником информации для расчета показателей эффективности служат данные финансовой, статистической и ведомственной отчетности о работе территориальных органов за месяц и нарастающим итогом.
Согласно разделу III Положения о КПЭ количественная оценка выполнения каждого показателя осуществляется в баллах. Количество баллов по каждому показателю определяется как сумма нормативного значения и отклонения в баллах.
Результатом оценки эффективности деятельности территориального органа за отчетный период является итоговое количество баллов, определяемое как сумма произведений показателей эффективности КПЭ в баллах на весовые коэффициенты значимости каждого показателя.
Раздел IV Положения о КПЭ устанавливает следующие КПЭ: количество надзорно-контрольных мероприятий в месяц, процент постановлений о назначении административных наказаний по охране труда, доля отмененных административных взысканий, снижение удельных затрат на одно надзорно-контрольное мероприятие к прошлому году, относительная экономическая эффективность, процент взыскания, срок оборота дебиторской задолженности.
На основании данных КПЭ, в соответствии с разделом V Положения о КПЭ, выводится итоговый комплексный показатель эффективности, при котором значение КПЭ рассчитывается как среднемесячный показатель.
Комплексный показатель общей эффективности деятельности территориального органа за отчетный период определяется как сумма произведений показателей эффективности КПЭ на значения соответствующих весовых коэффициентов, умноженный на коэффициент исполнительской дисциплины.
В соответствии с разделом II «Функциональные группы премирования» Положения ГИТ штатный состав госслужащих инспекции разбивается на три функциональные группы. Должность заместителя руководителя относится к I группе.
Как указано в разделе III «Структура и виды показателей по функциональным группам», Положения ГИТ оценка результатов деятельности заместителя руководителя инспекции (I группа) осуществляется на основе коллективных показателей деятельности территориального органа (место в рейтинге). Размер премии за отчетный период и дополнительный фонд материального стимулирования устанавливается приказом руководителя Роструда на основании решения Бюджетной комиссии Роструда и Положения об оценке эффективности деятельности территориальных органов Роструда на основе ключевых показателей эффективности (КПЭ).
Исходя из данных положений, премирование заместителя руководителя осуществляется на основе коллективных показателей деятельности территориального органа, а именно, правового подразделения инспекции.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частями третьей и пятой статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что по делам рассматриваемой категории работник обязан доказать только факт наличия трудовых правоотношений между сторонами в определенный период, а факт своевременной и полной выплаты работнику заработной платы, либо факт наличия обстоятельств освобождающих работодателя от указанных выплат, должен доказать именно работодатель, причем только определенными средствами доказывания – платежными ведомостями с личной подписью работника или платежными поручениями о зачислении денежных средств на личный банковский счет работника.
Ответчиком возражений в отношении расчета и размера задолженности, а также доказательств отсутствия задолженности в материалы дела представлено не было. Каких-либо доказательств, опровергающих обстоятельства, на которые ссылается истец, ответчик в материалы дела также не представил. Факт наличия задолженности перед работником подтвержден материалами дела. Расчет истца не опровергнут, контррасчет в материалы дела не представлен. По этим причинам исковые требования были заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Правовых оснований для невыплаты истцу ежемесячных премий за особо важные и сложные задания не имелось, соответствующие приказы не издавались. Фактически премии не выплачивались по единоличному, не закрепленному нигде (ни в письменных распоряжениях, ни в приказах, ни в каких-либо протоколах) волеизъявлению руководителя Инспекции труда.
Доводы о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей истцом не состоятельны, каких-либо доказательств этому представлено не было. Истец к дисциплинарной ответственности не привлекалась.
Доводы о том, что расчет премии осуществлялся пропорционально отработанному времени, судом во внимание не принимается, поскольку не основаны на Положении об оценке эффективности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Государственной инспекции труда в Республике Карелия на основе ключевых показателей эффективности (КПЭ). Доводы ответчика о неисполнении истцом особо важных и сложных заданий опровергаются пояснениями истца и представленными в материалы дела документами. При этом суд учитывает, что другой заместитель руководителя премировался в соответствующих размерах.
Указанные обстоятельства в своей совокупности, а также длительность судебных споров по аналогичным основаниям, свидетельствуют о неосновательном снижении (лишении) истца премии в спорном периоде. Выплата премии одному государственному гражданскому служащему и необоснованное снижение или невыплата премии другому государственному гражданскому служащему при исполнении одинаковых должностных обязанностей (заместители руководителя) является дискриминацией (статьи 3 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Суд не снижает размер подлежащих взысканию денежных средств на сумму налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), так как на основании пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ в соответствующий бюджет. Организация, производящая такие выплаты работникам, признается налоговым агентом.
Согласно пункту 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом. При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
В соответствии со статьей 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев.
Как указано в части 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Суд, учитывая обстоятельства дела и специфику рассматриваемого спора, отсутствие соответствующих доводов сторон, не рассматривает вопрос об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Истец и ответчик в силу положений статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия
решил:
Исковые требования Тарановой Ю.С. удовлетворить полностью.
Взыскать с Государственной инспекции труда в Республике Карелия в пользу Тарановой Ю.С. 60161 руб. 43 коп., в том числе: 14900 руб. 00 коп. – премия за июль 2018 года, 7459 руб. 45 коп. – премия за август 2018 года, 8551 руб. 98 коп. – премия за сентябрь 2018 года, 7450 руб. 00 коп. – премия за октябрь 2018 года, 6900 руб. 00 коп. – премия за ноябрь 2018 года, 14900 руб. 00 коп. – премия за декабрь 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья П.А. Малыгин
Мотивированное решение изготовлено 09 сентября 2019 года.