Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1118/2017 ~ М-819/2017 от 06.04.2017

К делу №2-1118/2017 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    г. Темрюк              21.07.2017 г.

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Конограева А.Е.,

при секретаре Шумейко В.Е.,

с участием истца Гусаровой Н.А., представителя администрации муниципального образования Темрюкского района по доверенности Ярковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гусаровой Н.А. к администрации муниципального образования <адрес>, администрации Фонталовского сельского поселения <адрес> о признании договора аренды недействительным, взыскании неосновательного обогащения, убытков и процентов за пользование чужими денежными средствами,

УСТАНОВИЛ :

Гусарова Н.А. обратилась в Темрюкский районный суд с иском к соответчикам о признании договора аренды недействительным, взыскании неосновательного обогащения, убытков и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Свои доводы обосновала тем, что на основании Протокола о признании торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> несостоявшимися от ДД.ММ.ГГГГ (Лот ) с истицей был заключен Договор аренды земельного участка, заключаемого по результатам торгов в форме открытого аукциона от 19.04.2016г. (далее Договор аренды). Стороны по Договора аренды: Администрация Фонталовского сельского поселения <адрес> (Арендодатель) и Гусарова Н.А. (Арендатор). В соответствии с Договором аренды Арендодатель предоставлял, а Арендатор принимал во временное пользование за плату земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , общей площадью 1 258 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, являющегося приложением к Договору аренды и его неотъемлемой частью (п. 1.1. Договора аренды). Срок договора аренды: с 07.04.2016г. по 07.04.2036г. (п. 7.2.Договора аренды). В соответствии с п. 2.1. Договора аренды годовой размер арендной платы составлял 116 000 рублей, которые были оплачены Арендатором (Истцом). Таким образом, арендатором (Истцом) исполнены обязательства в полном объеме по    оплате годового размера арендной платы.    Земельный участок предоставлялся для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок был расположен в территориальной зоне Ж 1 - Зона жилой    застройки. С целью получения разрешения на строительство жилого дома, истица обратилась в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ). Затем было установлено, что спорный земельный участок полностью расположен на территории объекта архитектурного наследия, в связи с чем строительство индивидуального жилья на данном земельном участке не допустимо. Истица подала в сентябре 2016г. по электронной почте в администрацию МО <адрес> заявление о выдаче разрешения на строительство. Ответом от 29.09.2016г. № ей было отказано в выдаче разрешения на строительство по причине расположения на земельном участке памятника археологии - «Городище».

    В судебном заседании Гусарова Н.А. уточнила заявленные требования и просила признать Договор аренды земельного участка, взыскать с соответчиков в солидарном порядке денежные средства в качестве неосновательного обогащения в размере 116 000 рублей, убытки в размере 9000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 13 594 рубля 14 копеек, судебные расходы по составлению искового заявления для предъявления иска в суд в размере 3 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в размере 4 206 рублей, ссылаясь на те же обстоятельства.

Представитель администрации муниципального образования Темрюкского района в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, считая их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Представитель администрации Фонталовского сельского поселения в судебное заседание не явился, причина неявки суду неизвестна.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, считает уточненные исковые требования Гусарова Н.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Как следует из материалов дела, на основании Протокола о признании торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. 77, несостоявшимися от ДД.ММ.ГГГГ (Лот ) с Гусаровой Н.А. (единственным претендентом на участие в тогах), был заключен Договор аренды земельного участка, заключаемого по результатам торгов в форме открытого аукциона от 19.04.2016г.

Стороны по Договора аренды: администрация Фонталовского сельского поселения <адрес> (Арендодатель) и Гусарова Н.А. (Арендатор).

В соответствии с Договором аренды Арендодатель предоставлял, а Арендатор принимал во временное пользование за плату земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , общей площадью 1 258 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, являющегося приложением к Договору аренды и его неотъемлемой частью (п. 1.1. Договора аренды).

Срок договора аренды: с 07.04.2016г. по 07.04.2036г. (п. 7.2.Договора аренды).

В соответствии с п. 2.1. Договора аренды годовой размер арендной платы составлял 116 000 рублей, которые были оплачены Арендатором (Истцом) в следующем порядке:

    - внесение задатка для участия в торгах по продаже права аренды земельного участка в размере 81 200 рублей, что подтверждается платежным поручение от 25.03.2016г. , зачтенной в счет платы за участок (п. 3 Протокола о признании торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, несостоявшимися от ДД.ММ.ГГГГ (Лот );    кс

        -    внесение арендной платы за право аренды по Договору аренды в размере 34 800 рублей, что подтверждается платежным поручением от 14.04.2017г. .

    Таким образом, арендатором (Истцом) исполнены обязательства в полном объеме по оплате годового размера арендной платы.    ус

    Земельный участок предоставлялся для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка - разрешенное использование индивидуальное жилищное строительство; предметом договора - п. 1.1 Договора аренды; условиями Договора аренды: использование земельного участка в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, указанного в п. 1.1Договора аренды (п. 4.1.6. Договора аренды); обязательство арендатора (Истца) до начала строительных работ получить соответствующие разрешения на строительство (п. ДД.ММ.ГГГГ Договора аренды); обязательство арендатора (Истца) по возведению зданий, строений и сооружений в соответствии с целевым назначением арендуемого земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных установленных уполномоченным органом правил и нормативов (п. 4.2.4. Договора аренды).    и<

Разрешенное использование земельного участка - индивидуальное жилищное строительство, приобретался истцом с целью использования для индивидуального жилищного строительства - строительства жилого дома для личных целей.

    Земельный участок расположен в территориальной зоне Ж 1 - Зона жилой застройки, что подтверждается Выпиской из Правил землепользования и застройки Фонталовского сельского поселения <адрес> (градостроительные регламенты) от ДД.ММ.ГГГГ, полученный истицей у Ответчика в период проведения аукциона.    тс

Договор    аренды    зарегистрирован    в    Управлении    Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от 06.05.2016г., запись регистрации .

С целью соблюдения действующего градостроительного законодательства и получения разрешения на строительство жилого дома, Гусарова Н.А. обратилась в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ).

    Постановлением администрации муниципального района <адрес> от 29.07.2016г. утвержден ГПЗУ с кадастровым номером , общей площадью 1 258 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и истице выдан ГПЗУ .

Согласно ГПЗУ в разделе «Чертеж градостроительного плана и линий градостроительного регулирования» указано, что земельный участок     с кадастро-вым номером расположен на землях, относящихся к памятнику археологии федерального значения; раздел 3.2.ГПЗУ содержал информацию о том, что на     земельном участке расположены объекты, включенные в единый государственный реестр    объектов культурного наследия (памятник истории и культуры) народов РФ «Городище» на основании Решения исполнительного комитета <адрес>вого    Совета народных депутатов трудящихся от 29.01.1975г. , государственный номер реестре от 29.01.1975г.

    В разделе 2.2.4. ГПЗУ содержалась информация об ограничениях земельного участка и объектов капитального строительства, расположенных на территории зон охраны объектов культурного наследия. Администрация указывала в ГПЗУ следующее:     согласно письму управления государственной охраны объектов культур-

    ного наследия <адрес> от 23.06.2016г. по данным государственного реестра памятников истории и культуры, списка выявленных объектов культурного наследия <адрес>, материалам архива управления, земельный участок с кадастровым номером расположен на     территории памятника     археологии федерального

    значения - «Городище» (гос. № на 3434).Памятник археологии принят на государственную охрану решением исполнительного комитета <адрес>вого Совета депутатом трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ .

    Согласно ст. 49 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ, собственник либо пользователь земельного участка, в пределах которого расположен объект археологического наследия, владеет, пользуется или распоряжается таким земельным участком с соблюдением условий, установленных для обеспечения сохранности объекта культурного наследия. Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого расположен, находятся в гражданском обороте отдельно. Все объекты археологического наследия находятся в государственной собственности и отчуждению из государственной собственности не подлежат. Физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный действующим законодательством.

    На территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятников или ансамбля объектов капитального строительство; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительный или природной среды объекта культурного наследия (п. 1 ст. 51 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ).

С учетом расположения земельного участка на территории памятника археологии, истице было рекомендовано: провести детальное археологическое обследование участка методом шурфов в целях установления наличия, глубины залегания и мощности культурного слоя памятника, толщины насыпных грунтов; по результатам археологического обследования участка методов шурфов в случае необходимости разработать и провести полный комплекс спасательных археологических полевых работ (раскопок).

До проведения раскопок использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства не представляется возможным.

ДД.ММ.ГГГГ Гусаровой Н.А. был заключен Договор р на проведение археологической разведки с ООО «КубаньАрхСпас» методом шурфов на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

ООО «КубаньАрхСпас» разработало план проведения мероприятий по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, расположенного на земельном участке.

Согласно исторической справке исследования Таманского полуострова археологические исследования на полуострове ведутся с первой половины 18 века и до настоящего времени. Собрано огромное количество трудов, картографических изображений, проведено сплошное исследование полуострова с обследованием поселений. В 2001 году в <адрес> была проведена плановая привязка выявленных на тот момент памятников археологии на картографические материалы (объект включен в реестр объектов культурного наследия в 1975 году). На территории современного поселка Волна Революции проведены специальные археологические раскопки, позволяющие выявить и уточнить границы памятников археологии. При проведении исследования методом шурфов были выявлены признаки археологических памятников (останки животных, орудия, предметов быта древних поселений). Рекомендовано проведение археологических раскопок.

ООО «КубаньАрхСпас» подтвердило расположение спорного земельного участка полностью на территории объекта архитектурного наследия.

Строительство индивидуального жилья на данном земельном участке не допустимо в силу прямого указания закона.

Гусарова Н.А. подала в сентябре 2016г. по электронной почте в администрацию МО <адрес> заявление о выдаче разрешения на строительство.

Однако, сообщением от 29.09.2016г. № ей было отказано в выдаче разрешения на строительство по причине расположения на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, памятника археологии - «Городище» гос. и с целью принятия решения о возможности хозяйственного освоения земельного участи    рекомендовано предоставить в результаты археологических исследований (разведок) на     территории земельного участка.

    19.01.2017г. на основании результатов археологических исследований (разведок) на территории земельного участка Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации <адрес> за предоставлено Заключение, согласно выводам которого, Управление государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> не согласовывает хозяйственное освоение земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 258 кв.м., для строительства жилого дома по адресу: <адрес>, до выполнения требований действующего законодательства.

Выполнение    требований    действующего    законодательства    по проведению мероприятий по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, расположенного    на земельном участке, являются для Гусаровой Н.А. невыполнимыми, не соответствуют разрешенному использованию земельного участка и его целевому назначению, в связи с чем 25.01.2017г. истица обратилась в администрацию Фонталовского сельского поселения    <адрес> с заявлением о расторжении Договора аренды    земельного участка, заключенного по результатам торгов в форме открытого аукциона от    19.04.2016г. и возврате уплаченной суммы в размере 116 000 рублей.

    Ответом от 02.02.2017г. администрация Фонталовского сельского поселения <адрес> указала, что в соответствии с федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с 01.01.2017г. осуществление полномочий в сфере земельных отношений, в том числе заключение, изменение и расторжение договоров аренды земельных участков к вопросам местного значения сельских поселений не отнесены. Указанные полномочия переданы в ведение органов местного самоуправления муниципальных районов (ч. 4 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ).

Администрация муниципального образования <адрес> на обращение истицы сообщением от 06.03.2017г. № отказала в расторжении договора и возврате денежных средств, что суд находит незаконным и необоснованным.

    Решением исполнительного комитета <адрес>вого Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ памятник археологии федерального значения - «Городище»(поселение «Волна-революции-1»), расположенный    на западной окраине <адрес> революции) за государственным номером 3434.    25

Памятник включен в реестр памятников истории и культуры с 29.01.1975г. и с

    29.01.1975г. находится под охраной государства.    ?е

    В соответствии со ст. 3.1. Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ (п. 3).

    Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в    опграфической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ) (п. 4).

Границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти,    уполномоченного Правительством РФ в области сохранения, использования, популяризации    и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ - для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ - для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта РФ (п. 5).

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости (п. 7).

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона (п. 7).

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ Регистрация объекта культурного наследия в реестре представляет собой присвоение объекту культурного наследия регистрационного номера в реестре и осуществляется актом федерального органа охраны объектов культурного наследия, в котором указываются:

    сведения о наименовании объекта:

    сведения о времени возникновения или дате создания объекта, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий;

    сведения о местонахождении объекта (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта);

    сведения о категории историко-культурного значения объекта;

    сведения о виде объекта.

Памятники истории и культуры, принятые на государственную охрану в установленном законом порядке, отнесенные к памятникам истории и культуры и включаемых в реестр соответствующих памятников (ст. 64 Федерального закона), подлежат в порядке ст. 20.1. и 20.2. Федерального закона в внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.

    Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015г. утверждено Положение о зонах объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ», в соответствии с которым в обязательном порядке утверждаются зоны охраны объекта, памятника истории и культуры, подлежащие внесению в государственный кадастр недвижимости. Информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимах использования земель и требованиях градостроительным регламентам в границах данных зон в обязательном порядке размещается органом государственной власти, утвердившим границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также направляется им в орган кадастрового учета для внесения в государственный кадастр недвижимости.    ие

    Утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планированию территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке) (п. 18).    3ei

    Земельные участки, на территории которых расположены памятники истории и культуры, в том числе памятники археологии, отнесены законодателем к особой категории земельных участков.

    Согласно ст. 5 Федерального Закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ земельные участки с границей территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и настоящим Федеральным законом.    пр

    В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ К землям особо охраняемых    Ф".территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научноеисторико-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (п. 1).    Р<

    К землям особо охраняемых территорий относятся в том числе и земли историко-культурного назначения (п. 2).    по

    Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами    некультурного наследия РФ, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами (п. 9).    по

    Согласно ст. 99 Земельного кодекса РФ в состав земель историко-культурного

    назначения относятся земли объектов культурного наследия народов РФ (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия (п. 1).

Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением (п. 2).

    Законодателем установлено, что изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются (п. 2 ст. 99 Земельного кодекса РФ).    не

Законодателем введен прямой запрет на изменение целевого назначения земель

    историко-культурного назначения.    тр

    Более того, на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов    капитального    строительства    и    увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (п. 1 ст. 5.1.Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ)

В соответствии с указанной правовой нормой проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ допускается с целью сохранения объекта культурного наследия его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Разрешенное использование земельного участка по условиям проведенного аукциона (торгов) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка -индивидуальное жилищное строительство, подразумевающее в соответствии с Правилами землепользования и застройки Фонталовского сельского поселения <адрес> для зоны Ж-1 (Зоне жилой застройки) в качестве основных видов разрешенного использования размещение индивидуальных жилых домов, многоквартирных жилых домов, объектов дошкольного образования: детский сады и ясли; объектов общеобразовательного назначения: школы, гимназии и лицеи; объектов временного пребывания граждан: гостиницы, кемпинги, мотели, отели, общежития, гостевые дома, шале.

Указанный вид разрешенного использования земельного участка (целевое назначение) не соответствует статусу указанного земельного участка и его назначению. Указанный земельный участок, в границах которого расположен памятник археологии, с учетом вышеприведенных правовых норм не может быть объектом гражданских прав и объектом гражданско-правовых договоров.

Земельный участок не может быть использован по назначению - строительство жилого дома.

Договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 258 кв.м., по адресу: <адрес>, не мог быть заключен в силу прямого запрета Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ. Указанный Договор аренды противоречит правовым положениям указанного Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ и Земельному кодексу РФ.

Учитывая вышеизложенное, ответчик незаконно распорядился земельным участком.

В соответствии с п. 1 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Договор аренды в силу вышеуказанных правовых норм и в соответствии со ст. 168 ГК РФ является недействительной сделкой.

В силу п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Согласно п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Правила о взыскании неосновательного обогащения подлежат применению к требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке (пп. 1 п. 1 ст. 1103 ГК РФ).

Предметом аукциона (торгов) есть право на заключение договора аренды, которое подлежало оплате, то при признании договора аренды недействительным, такое право утрачивается и в соответствии с пп. 1 ст. 1103 ГК РФ, уплаченные денежные средства должны быть возвращены в полном объеме.

У Ответчика отсутствовало право на получение платы по Договора аренды в щ арендной платы за год.

Истцом оплачены по Договору аренды денежные средства в сумме 116 000 рубле (81 200 в качестве задатка для участия в аукционе (пл.пор. от 25.03.2016г.) оплата арендной платы в сумме 34 800 рублей при заключении Договора аренды (пл. пор.) от 14.04.2016г.).

Договор аренды ничтожен с момента его заключения, поэтому денежные средств: оплаченные в качестве арендной платы, являются неосновательным обогащением ответчика, поскольку истец земельным участком по целевому назначению не пользовался.

Согласно правовым положениям Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «О общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия в сфер земельных правоотношений, в том числе заключение, изменение и расторжение договор» аренды земельных участков с 01.01.2017г. переданы в ведение органов местного самоуправления муниципальных районов.

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинении ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков 1 меньшем размере (п. 1 ст. 15 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которое лицо чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданской оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

ДД.ММ.ГГГГ был заключен Договор р на проведение археологической разведки с ООО «КубаньАрхСпас».

Предметом договора было проведение археологической разведки методом шурфов земельных участков, в составе которых был земельный участок с кадастровым номеров , расположенный по адресу: <адрес>.

Стоимость работ определялась исходя из количества земельных участков в составе земельных участков в сумме 90 000 рублей.

Расходы истца составили 9 000 рублей (90 000руб./10 земельных участков = 9 000 руб.), которые подлежат взысканию с соответчиков.

Согласно п. 2 ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

Следовательно, поскольку соответчики допустили неправомерное пользование денежными средствами истца, требование о взыскании процентов на основании ст. ст. 395 и 1107 ГК РФ является правомерным и обоснованным.

Истцом уплачены денежные средства в размере 81 200 рублей ДД.ММ.ГГГГ и 34 800 рублей ДД.ММ.ГГГГ.

Договор аренды заключен сторонами 19.04.2016г. Расчет процентов по ст. 395 ГК РФ произведен с даты заключения Договора аренды, то есть с ДД.ММ.ГГГГ на сумму Договора аренды в размере 116 000 рублей и на день рассмотрения иска в суде, то есть по ДД.ММ.ГГГГ. Сумма процентов составила 13 594 рубля 14 копеек и подлежит взысканию с соответчиков.

Кроме того, истец для обращения в суд с целью составления искового заявления воспользовался юридической помощью - заключил Договор на оказание юридических услуг г. от 17.03.2017г. и произвел оплату стоимости услуг в размере 3 000 рублей.

В соответствии со ст. 94 и 100 ГПК, суммы затраченные сторонами на услуги представителя подлежат взысканию в разумных пределах.

При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 4 206 рублей (300 рублей и 3 906 рублей), которая подлежит взысканию с соответчиков в полном размере.

В силу п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Учитывая вышеизложенное и указанные требования закона, суд полагает необходимым удовлетворить требования Гусаровой Н.А. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать Договор аренды земельного участка, заключенного по результатам торгов в форме открытого аукциона от 19.04.2016г. с кадастровым номером общей площадью 1 258 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес>, недействительным с момента заключения.

    Взыскать с администрации муниципального образования <адрес>() и администрации Фонталовского сельского поселения солидарно в пользу Гусаровой Н.А. денежные средства в качестве неосновательного обогащения в размере 116 000 (сто шестнадцать тысяч) рублей, убытки в размере 9000 (девять тысяч) рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 13 594 (тринадцать тысяч пятьсот девяносто четыре) рубля 14 копеек, судебные расходы по составлению искового заявления для предъявления иска в суд в размере 3 000 (три тысячи) рублей, расходы по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в размере 4 206 (четыре тысячи двести шесть) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы в Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

2-1118/2017 ~ М-819/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гусарова Наталья Анатольевна
Ответчики
Администрация Фонталовского СП ТР
Администрация МО ТР
Суд
Темрюкский районный суд Краснодарского края
Судья
Конограев А.Е.
Дело на странице суда
temruksky--krd.sudrf.ru
06.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2017Передача материалов судье
10.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.05.2017Предварительное судебное заседание
30.05.2017Судебное заседание
20.06.2017Судебное заседание
07.07.2017Судебное заседание
21.07.2017Судебное заседание
21.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
19.05.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
07.06.2018Судебное заседание
26.06.2018Судебное заседание
24.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
15.10.2018Дело оформлено
17.10.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее