Дело № 2-17, 39-41/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Республика Карелия г. Лахденпохья 22 января 2015 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Герасимове Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Гарамова Романа Николаевича, Ярковой Елены Тимофеевны, Яркова Владимира Николаевича, Виноградовой Натальи Тимофеевны к администрации Лахденпохского муниципального района о признании решений незаконными, понуждении к действиям,
у с т а н о в и л:
Иски предъявлены по тем основаниям, что истцы обратились в администрацию Лахденпохского муниципального района (далее ЛМР) с заявлениями о предоставлении земельных участков: Гарамов Р.Н., Яркова Е.Т., Ярков В.Н., Виноградова Н.Т., соответственно, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ года, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ года, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ года, вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ (Гарамов Р.Н. и Виноградова Н.Т. – для ведения личного подсобного хозяйства, Яркова Е.Т. и Ярков В.Н. – для ведения личного подсобного хозяйства и дачного строительства). Администрация ЛМР письмами (исх. №№ от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ.) отказала в предоставлении участков, уведомив истцов о том, что предоставление испрашиваемых ими земельных участков будет осуществляться на торгах. Истцы полагали незаконными указанные решения по тем основаниям, что второй претендент на участки – Бурнос Н.А. в дальнейшем отказалась от предоставления ей данных земельных участков, о чем ей в администрацию ЛМР были поданы соответствующие заявления. Кроме того, к заявлению Бурнос Н.А., в нарушение административного регламента МКУ «Комитет по земельным и имущественным отношениям», не прилагалась схема расположения земельного участка.
На основании изложенного, ссылаясь на Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ст. 34 Земельного кодекса РФ, ст.10 Гражданского кодекса РФ, истцы Гарамов Р.Н., Яркова Е.Т., Ярков В.Н., Виноградова Н.Т просили признать незаконными и отменить вышеуказанные решения, выразившиеся в письмах. Обязать ответчика обеспечить, утвердить и выдать схемы расположения земельных участков.
В судебном заседании истец Гарамов Р.Н. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске и по доводам его представителя.
Представитель Гарамова Р.Н. по устному ходатайству – Тергуева Т.В. полагала исковые требования её доверителя подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в иске. Также указала, что с 1 марта 2015 г. вступают в силу новые положения Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми земельные участки администрация ЛМР не сможет выставить на торги, если извещение о проведение торгов до этой даты не будет соответствующим образом опубликовано. Учитывая, что до настоящего времени участки не сформированы, то до 1 марта этого года их не сформируют и не смогут провести торги.
Истцы Яркова Е.Т., Ярков В.Н., Виноградова Н.Т. в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель истцов Ярковой Е.Т., Яркова В.Н., Виноградовой Н.Т. по доверенностям Густ А.В. (Коркуть А.В.) поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исках и по доводам, изложенным Тергуевой Т.В. Также указала, что нарушение прав её доверителей заключается в том, что испрашиваемые ими участки на торгах они могут и не приобрести, если цена другими претендентами будет заявлена высокой.
Ответчик – представитель администрации ЛМР по доверенности Медведева О.В. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению. Администрация действовала в соответствии с действующим законодательством. На каждый участок имелись две заявки от двух претендентов, в связи с чем, было принято решение о предоставлении участков на торгах. Процедура отзыва заявок действующим законодательством не отрегулирована. Никаких нарушений прав заявителей не имеется, они могут участвовать в торгах и приобрести испрашиваемые ими участки. В настоящее время испрашиваемые участки включены в прогнозный план земельных участков ЛМР, планируемых для реализации на торгах в 2015-2016 годах. Для формирования и оценки земельных участков на 2015 год уже выделены бюджетные ассигнования в размере хх.хх.хх. тысяч рублей. Ссылку на новые положения Земельного кодекса РФ, вступающие в силу с 1 марта 2015 года, полагала неправомерной, так как администрация ЛМР, при принятии решения о реализации участков на торгах, действовала в соответствии с законом, действующим на момент принятия оспариваемых решений. Кроме того, на законодательном уровне не определено, каким образом будут действовать данные положения закона, а именно: администрация ЛМР должна будет провести торги, если до 1 марта 2015 г. в отношении участков принято решение о реализации их на торгах, либо если до этой даты будет опубликовано извещение о проведении аукциона. Также дополнила, что в настоящее время в администрации ЛМР в отношении участков, испрашиваемых Ярковой Е.Т., Ярковым В.Н., Виноградовой Н.Т. имеется заявка от супруга Бурнос Н.А. – Бурнос С.И. о предоставлении земельного участка в этом же месте.
Третьи лица - представитель администрации Мийнальского сельского поселения, представитель МКУ «Комитет по земельным имущественным отношениям», Бурнос Н.А. в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Бурнос Н.А. представила отзыв, в котором указала, что претендовала на участок, испрашиваемый Гарамовым Р.Н., однако впоследствии, ознакомившись с картографическим материалом и выехав на место, решила отказаться от приобретения данного участка, так как местность заболоченная.
Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ Гарамов Р.Н. обратился в администрацию ЛМР с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в районе <адрес> (л.д.7,13).
Информация о предоставлении земельного участка, на который претендовал Гарамов Р.Н., администрацией ЛМР была опубликована в районной газете «Призыв» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ от Бурнос Н.А. в администрацию ЛМР поступило заявление вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором она возражала против публикации в районной газете «Призыв» № в т.ч. на заявление № от ДД.ММ.ГГГГ. Просила разрешить формирование участка для аукциона (л.д.57).
В связи с наличием двух претендентов на один и тот же участок, администрация ЛМР направила Бурнос Н.А. и Гарамову Р.Н. соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ извещения, в которых указано, что предоставление испрашиваемого земельного участка будет осуществляться на торгах (л.д.58, 10).
ДД.ММ.ГГГГ вх.№ Бурнос Н.А. сняла возражения против публикации в газете «Призыв» № на заявление № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55).
После этого Гарамов Р.Н. вновь неоднократно обращался в администрацию ЛМР с заявлениями о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка, администрация ЛМР направляла ему ответы о том, что предоставление участка будет осуществляться на торгах.
Яркова Е.Т. обратилась в администрацию ЛМР с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ об утверждении схем расположения земельных участков (л.д. 146, 147).
Информация о предоставлении земельных участков, на которые претендовала Яркова Е.Т., администрацией ЛМР была опубликована в районной газете «Призыв» № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ от Бурнос Н.А. в администрацию ЛМР поступили заявления вх.№, № в которых она возражала против публикации в районной газете «Призыв» № в т.ч. на заявления № № от ДД.ММ.ГГГГ. Просила разрешить формирование участков для аукциона (л.д.156, стр. 2).
Письмами администрации ЛМР исх.№ и № от ДД.ММ.ГГГГ Яркова Е.Т. уведомлена о том, что предоставление ей земельных участков будет осуществляться на торгах (л.д.146 стр. 2, 147 стр. 2).
ДД.ММ.ГГГГ администрация ЛМР направила Бурнос Н.А. письма, в которых указано, что предоставление испрашиваемых ею земельных участков будет осуществляться на торгах (л.д.156, 157 стр. 2).
ДД.ММ.ГГГГ вх. №443, № Бурнос Н.А. сняла возражения против публикации в газете «Призыв» № на заявления № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 154 стр. 2, 155 стр. 2).
После этого Яркова Е.Т. вновь неоднократно обращалась в администрацию ЛМР с заявлениями о предоставлении ей испрашиваемых земельных участков, администрация ЛМР направляла ей ответы о том, что предоставление участков будет осуществляться на торгах.
Ярков В.Н. обратился в администрацию ЛМР с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ исх. № об утверждении схем расположения земельных участков (л.д. 149, 150).
Информация о предоставлении земельных участков, на которые претендовал Ярков В.Н., администрацией ЛМР была опубликована в районной газете «Призыв» № от ДД.ММ.ГГГГл.д.143, 144).
ДД.ММ.ГГГГ от Бурнос Н.А. в администрацию ЛМР поступили заявления № от ДД.ММ.ГГГГ года, в которых она возражала против публикации в районной газете «Призыв» № в т.ч. на заявления № от ДД.ММ.ГГГГ Просила разрешить формирование участков для аукциона (л.д.156 стр. 2, 157).
Письмами администрации ЛМР исх. № от ДД.ММ.ГГГГ Ярков В.Н. уведомлен о том, что предоставление ему земельных участков будет осуществляться на торгах (л.д.149 стр. 2, 150 стр. 2).
ДД.ММ.ГГГГ администрация ЛМР направила Бурнос Н.А. письма, в которых указали, что предоставление испрашиваемых земельных участков будет осуществляться на торгах (л.д.156, 157 стр. 2).
ДД.ММ.ГГГГ вх.№ Бурнос Н.А. сняла возражения против публикации в газете «Призыв» № на заявления № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.154 стр. 2, 155 стр. 2).
После этого Ярков В.Н. вновь неоднократно обращался в администрацию ЛМР с заявлениями о предоставлении ему испрашиваемых земельных участков, администрация ЛМР направляла ему ответы о том, что предоставление участков будет осуществляться на торгах.
Виноградова Н.Т. обратилась в администрацию ЛМР с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ вх.№ об утверждении схемы расположения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 148).
Информация о предоставлении земельного участка, на который претендовала Виноградова Н.Т., администрацией ЛМР была опубликована в районной газете «Призыв» № от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ от Бурнос Н.А. в администрацию ЛМР поступило заявление вх.№№, в котором она возражала против публикации в районной газете «Призыв» № в т.ч. на заявление № от ДД.ММ.ГГГГ. Просила разрешить формирование участка для аукциона (л.д.156 стр. 2).
ДД.ММ.ГГГГ администрация ЛМР направила Бурнос Н.А. письма, в которых указали, что предоставление испрашиваемых земельных участков будет осуществляться на торгах (л.д.156).
Письмом исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ Виноградова Н.Т. уведомлена о том, что предоставление ей земельного участка будет осуществляться на торгах (л.д.148 стр. 2).
ДД.ММ.ГГГГ вх.№ Бурнос Н.А. сняла возражения против публикации в газете «Призыв» № на заявление № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.155 стр. 2).
После этого Виноградова Н.Т. вновь неоднократно обращалась в администрацию ЛМР с заявлениями о предоставлении ей испрашиваемого земельного участка, администрация ЛМР направляла ей ответы о том, что предоставление участка будет осуществляться на торгах.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации ЛМР № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень (прогнозный план) земельных участков Лахденпохского муниципального района, планируемых для реализации на торгах, куда вошли испрашиваемые истцами участки (пункты 31, 32, 33, 174, 175, 177 прогнозного плана).
Во исполнение указанного Постановления, администрацией ЛМР для формирования и оценки земельных участков выделены на 2015 год бюджетные ассигнования в размере 2285000 рублей.
Частью 10 ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ)» от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Учитывая положения ст.81 ЗК РФ, а также Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», суд полагает необходимым заключить, что использование земельного участка, предоставленного для ведения дачного хозяйства, не исключает осуществление на нем строительства, а потому земельные участки для ведения дачного хозяйства (дачного строительства) должны испрашиваться в порядке предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством.
Порядок предоставления земельных участков для строительства, в т.ч. для ведения дачного хозяйства, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен положениями ст.ст. 30-32 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с про ведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (ч. l ст.30 ЗК РФ).
В силу п.2 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.
Согласно п.3 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
В соответствии с п.11 ст.30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
На основании п.1 ст.4 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Таким образом, предоставление полевого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства должно осуществлять по правилам ст.34 ЗК РФ, предусматривающей порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что земельные участки испрашивались истцами из земель сельскохозяйственного назначения. Из положений пункта 1 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что данный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Действительно, действие указанного Закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства. Однако, в рассматриваемом случае земельные участки еще не предоставлены истцам, а потому условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются указанным Законом.
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Толкование вышеназванных норм позволяет сделать однозначный вывод о том, что определение процедуры предоставления земельных участков для строительства либо для ведения личного подсобного хозяйства должно производиться органом местного самоуправления при соблюдении интересов муниципального образования и обеспечения гарантий равных возможностей заинтересованных лиц на приобретение земельного участка, то есть путем проведения торгов (аукционов).
Как усматривается из материалов дела, ответчиком после получения от истцов заявлений о предоставлении земельных участков, были сделаны публикации в районной газете «Призыв» о планируемом предоставлении земельных участков, на которые поступили возражения (заявления) от иного лица, с указанием на то обстоятельство, что данное лицо также претендует на получение данных участков в собственность на торгах (аукционе).
При таких обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению. Учитывая наличие нескольких претендентов на испрашиваемые земельные участки, администрация ЛМР правомерно, в соответствии с действующим земельным законодательством, приняла решение о необходимости предоставления земельных участков на торгах (аукционах) после завершения процедуры их формирования.
Также суд учитывает, что процедура отзыва заявок действующим законодательством не отрегулирована. Исходя из изложенных выше норм, если бы заявка второго претендента была отозвана до истечения месяца со дня публикации, то можно было бы сделать вывод, что имеется одна заявка. В рассматриваемых случаях заявки Бурнос Н.А. были отозваны по истечении более чем один месяц со дня публикации (в отношении участка, испрашиваемого Гарамовым Р.Н. через 1 мес. 6 дней, в отношении участков Ярковой Е.Т., Яркова В.Н., Виноградовой Н.Т. через 2 месяца).
Также суд полагает, что никаких нарушений прав заявителей не имеется, они могут участвовать в торгах и приобрести испрашиваемые ими участки в собственность или в аренду, учитывая, что иных претендентов в настоящее время не имеется.
Кроме того, суд, при принятии решения учитывает, что в настоящее время испрашиваемые участки включены в прогнозный план земельных участков ЛМР, планируемых для реализации на торгах в 2015-2016 годах. Для формирования и оценки земельных участков уже выделены на 2015 год бюджетные ассигнования в размере хх.хх.хх. тысяч рублей.
Суд не принимает во внимание доводы истцов о том, что заявления от второго претендента оформлены ненадлежащим образом. Земельным кодексом РФ и Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не установлено, каким образом должно быть оформлено заявление о предоставлении земельного участка, и какие документы должен предоставлять заявитель в обязательном порядке.
Ссылка представителей истцов на положения Земельного кодекса РФ, вступающие в силу с 1 марта 2015 года, неправомерна, так как администрация ЛМР, принимала решения о реализации права на участки на торгах, в соответствии с законодательством, действующим на момент принятия оспариваемых решений.
Остальные доводы истцов и их представителей суд во внимание не принимает по вышеизложенным основаниям.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Гарамова Романа Николаевича, Ярковой Елены Тимофеевны, Яркова Владимира Николаевича, Виноградовой Натальи Тимофеевны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд РК в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: А.Б.Каменев
Решение в окончательной форме изготовлено: 27 января 2015 года.
Председательствующий: А.Б.Каменев