Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1998/2013 ~ М-1634/2013 от 27.05.2013

Дело № 2-1998/2013

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июля 2013 года гор.Красноярск

Кировский районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Макаровой Н.А.,

при секретаре Шишаловой Ю.О.,

с участием:

помощника прокурора Кировского района г.Красноярска – Ковязина М.Д.

представителя третьего лица <адрес>» - ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Красноярска, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к индивидуальному предпринимателю Черных Виктору Александровичу о признании аттестации частично незаконной, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г.Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Кировский районный суд с вышеуказанным иском к индивидуальному предпринимателю Черных Виктору Александровичу. Заявленные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проводилась проверка соблюдения трудового законодательства в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда у ИП Черных В.А.. В ходе данной проверки установлено, что в качестве аттестующей организации Черных В.А. заключил договор с <адрес>». Из составленных карт аттестации рабочих мест менеджера по организации работ, главного энергетика, бухгалтера у ИП Черных В.А. следует, что в указанных картах неверно определены условия труда в части компенсаций, связанных с классом условий труда, что свидетельствует о нарушении прав работников и нарушении требований законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> – Ковязин М.Д. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель третьего лица <адрес>» - ФИО4 с замечаниями прокурора, по заполнению карт аттестации рабочих мест ИП Черных В.А. согласилась.

Ответчик Черных В.А. в суд не явился, о причинах неявки не уведомил, в связи с чем, судом определено, рассмотреть данное дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению по следующим основаниям :

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно п. 1 абзаца 4 ст. 21 ТК РФ, работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором. В силу ч. 1 ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 26.04.2011 г. н. Исходя из положений указанного Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Требования Порядка распространяются на работодателей – юридических и физических лиц, а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест, независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности. Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места (п. 4 ч.1 Порядка).

В соответствии с п. 3 ч. 1 Порядка, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; оценки профессионального риска; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты; подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников; санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

Таким образом, не проведение аттестации рабочих мест влечет за собой нарушение прав и законных интересов работников, нарушение законодательства.

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию (п. 8 Порядка).

Как установлено в судебном заседании, Черных В.А. состоит на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица с 17.02.1997года (л.д.9).

На момент проведения прокурором проверки у ИП Черных В.А., согласно штатному расписанию имелось 123 рабочих мест (л.д. 12).

Согласно картам аттестации рабочих мест менеджера по организации работ , главного энергетика , бухгалтера , по результатам общей оценки условий труда на данных рабочих местах установлен вредный класс условий труда 3.1, что свидетельствует о том, что работники, занятые на указанных рабочих местах, работают во вредных условиях труда (л.д.25-33).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 870 работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест установлены следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (пункт 1); Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручено в 6-месячный срок после вступления в силу данного Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций (пункт 2 Постановления).

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 342н, устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации, предусматривая комплексную оценку условий труда на рабочем месте с учетом класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам.

Исходя из правового смысла положений Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 870, основанием для предоставления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда является результат оценки условий труда работника, осуществленной в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда, которая проводится в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 342н), в качестве вредных и (или) опасных.

Такое правовое регулирование, предполагающее установление компенсаций на основании оценки объективно существующих условий труда на каждом рабочем месте, а не в зависимости от сугубо формального критерия - включения или невключения наименования соответствующей работы, профессии или должности в перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с вредными и (или) опасными условиями труда, - выступает гарантией обеспечения конституционных прав работников на безопасные условия труда, отдых и охрану здоровья и согласуется с целями трудового законодательства (статья 1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 870 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, как указано выше, предписывалось установить - в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений - работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций (пункт 2).

До настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт не издан, что, однако, не освобождает работодателей от обязанности по предоставлению названных компенсаций, в том числе ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а именно с частью первой его статьи 92, статьей 117, частью первой статьи 146 и статьей 147, а также с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 870 всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.

Таким образом, указанный в статье 117 Трудового кодекса Российской Федерации и пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 870 ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней должен предоставляться всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.

Учитывая, что картами аттестации рабочих мест менеджера по организации работ, главного энергетика, бухгалтера у ИП Черных В.А. компенсации за работу во вредных условиях труда не предусмотрены, суд приходит к выводу о необходимости признания результатов аттестации рабочих мест у ИП Черных В.А. в этой части незаконным и возложении на последнего, как на работодателя, обязанности привести карты аттестации рабочих мест в соответствие с требованиями действующего законодательства, в связи с этим, требования прокурора суд находит подлежащими удовлетворению.

Кроме этого, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. К судебным расходам, в соответствии с ч.1 ст. 88 и ст. 94 ГПК РФ, в том числе, относятся расходы на оплату государственной пошлины.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу искового заявления, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей в соответствии со ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Кировского района г.Красноярска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) – удовлетворить.

Признать незаконными результаты аттестации рабочих мест по условиям труда в части отсутствия оснований для установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенного рабочего времени, доплаты за работу во вредных условиях труда работникам, занятым на рабочих местах менеджера по организации работ, главного энергетика, бухгалтера у ИП Черных В.А.

Обязать индивидуального предпринимателя Черных Виктора Александровича в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в строку 040 карт аттестации рабочих мест по условиям труда менеджера по организации работ №4, главного энергетика №3, бухгалтера №1, установив компенсации в виде дополнительного отпуска, сокращенной рабочей недели (не более 36 часов), повышенного размера оплаты труда (не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада).

Взыскать с индивидуального предпринимателя Черных Виктора Александровича государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 4000 рублей.

Ответчик вправе подать в Кировский районный суд г. Красноярска заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: Н.А. Макарова

2-1998/2013 ~ М-1634/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кировского района г. Красноярска
Ответчики
Черных Виктор Александрович
Суд
Кировский районный суд г. Красноярска
Судья
Макарова Н.А.
Дело на странице суда
kirovsk--krk.sudrf.ru
27.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.05.2013Передача материалов судье
31.05.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2013Подготовка дела (собеседование)
19.06.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2013Судебное заседание
15.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2013Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
15.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2013Дело оформлено
23.05.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее