Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тольятти 07.03.2018 года
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе судьи ВинтерА.В., при секретаре Усмановой Ю.Т., с участием помошника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Назарова М.В.,с участием административного истца представителя ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Самарской области Ерофеева И.В., действующего на основании доверенности № ... от 15.01.2018 года (срок действия доверенности 1 год), рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-646/2018 года по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Самарской области к ТИХОНОВУ В.И. об установлении административного надзора,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец начальник ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Тихонову В.И., ... года рождения об установлении административного надзора сроком на 3 года со следующими ограничениями: запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющего местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22-00 час. до 06-00 часов, кроме случаев, связанных с работой; обязать явкой не реже 3-х раз в месяц в ОВД по месту жительства и пребывания для регистрации; запретить посещение заведений, осуществляющих продажу спиртных напитков на розлив; запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запретить выезд за пределы территории установленные судом. Требования свои мотивировал тем, что Тихонов В.И. отбывает наказание за совершение преступления средней тяжести при отягчающем наказание обстоятельстве - рецидиве. Преступление совершил в период административного надзора. 08.05.2018 года наступает конец срока отбывания наказания.
Представитель административного истца ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Самарской области Ерофеев И.В.в судебном заседании административное исковое заявление поддержал, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, подтвердил, просил административный иск удовлетворить.
Административный ответчик Тихонов В.И. в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения административного искового заявления извещен надлежащим образом и своевременно. Из материалов дела следует, что копию административного искового заявления и определения суда о его принятии к производству Тихонов В.И. получил. Просил рассмотреть дело без его участия.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, материалы личного дела осужденного, заключение прокурора, приходит к следующему:
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены гл. 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее по тексту Закон) административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Законом. Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии со ст. 6 Закона административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
Согласно ч. 1 ст. 3 названного Закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 названного Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:
1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи);
2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного п. "л" ч. 2 ст. 105, п. "е" ч. 2 ст. 111, п. "з" ч. 2 ст. 117, ч. 4 ст. 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), ст.ст. 205-205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277-279, 282-282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 УК РФ;
4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи).
В силу положений ст. 4 Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона административный надзор для лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Закона устанавливается на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона срок административного надзора в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 настоящего закона, при наличии основания, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 3 настоящего закона, и лиц, указанных в ч. ч. 2 и 2.1 ст. 3 настоящего закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Судом установлено, что Тихонов В.И. осужден Исаклинским районным судом Самарской области 09.09.2016 года по п. «б» ч.2 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде 1 года 8 месяцев лишения свободы, без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Преступление совершил, находясь под административным надзором, установленным решением Исаклинского районного суда Самарской области от 25.09.2014 года.
Приговором от 09.09.2016 года в действиях Тихонова В.И. установлен рецидив преступлений.
Конец срока отбывания наказания наступает 08.05.2018 года.
Таким образом, административный ответчик является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления средней тяжести при рецидиве преступления, преступление совершено в период административного надзора.
В силу ст. 15 УК РФ преступление, за совершение которого отбывает наказание в виде лишения свободы Тихонов В.И., как указано выше, относится к категории преступления средней тяжести. Согласно ст. 86 УК РФ в редакции времени назначения наказания, срок погашения судимости для преступления средней тяжести составляет 3 года.
Таким образом, при указанных обстоятельствах в отношении Тихонова В.И. должен быть установлен административный надзор.
В соответствии с ч. 8 ст. 272 КАС РФ, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Согласно разъяснениям, данным в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (ч. 8 ст. 272, ч. 3 ст. 273 КАС РФ).
Часть 1 ст. 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
При этом необходимо иметь в виду, что установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре).
Административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормами ст. 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.
В силу п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах.
Из материалов дела следует, что за время отбывания наказания Тихонов В.И. зарекомендовал себя с удовлетворительной стороны: на мероприятия воспитательного характера реагирует, выводы для себя делает, за весь период отбывания наказания имеет одно взыскание, которое погашено временным фактором, поощрений не имеет, взаимоотношения административный ответчик поддерживает с осужденными как отрицательной, так и положительной направленности; лекции, общие собрания осужденных, культурно-массовые и спортивные мероприятия не посещает; в школе и ПУ-117 не обучается, стремления к получению образования не имеет. Вместе с тем, правила личной гигиены соблюдает; вину признал. ...
Ранее, решением Исаклинского районного суда г. Самары от 25.09.2014 года в отношении Тихонова В.И. устанавливался административный надзор сроком на 1 год с ограничениями в виде обязательства являться в ОВД по месту жительства 2 раза в месяц, каждого первого и каждого пятнадцатого числа месяца с 09-00 час. до 18-00 час.; запрета посещения заведений, осуществляющих продажу спиртных напитков на розлив; запрета менять место жительств без разрешения начальника отдела участковых уполномоченных полиции ОМВД России по Челно-Вершинскому району.
При установлении Тихонову В.И. административного надзора и круга обязанностей, суд исходит из того, что он осужден за совершение преступления средней тяжести при рецидиве преступлений; преступление совершил, находясь под административным надзором, неоднократно привлекался к уголовной ответственности и отбывал наказание в местах лишения свободы; за время отбывания наказания зарекомендовал себя удовлетворительно; склонен к употреблению спиртных напитков, постоянной регистрации не имеет.
В связи с изложенным, суд считает, что для контроля за поведением Тихонова В.И. после освобождения, последнему следует установить административный надзор на срок 3 года, запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющего местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22-00 час. до 06-00 час. следующих суток, кроме случаев, связанных с работой; обязать явкой в ОВД по месту жительства и пребывания для регистрации 2 раза в месяц; запретить посещение питейных заведений, осуществляющих продажу спиртных напитков на розлив; запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запретить выезд за пределы Самарской области без разрешения органов ОВД.
Установление административного надзора и возложение в связи с этим на Тихонова В.И. ограничений, по убеждению суда, будет способствовать предупреждению совершения им новых преступлений и других правонарушений, и оказанию на него индивидуального профилактического и воспитательного воздействия, социальной адаптации после освобождения из мест лишения свободы и выработке самоконтроля, в целях защиты государственных и общественных интересов.
Примененные административные ограничения соответствуют данным о личности административного ответчика, не являются произвольными и чрезмерными, и отвечают целям административного надзора, воспитательного и профилактического воздействия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 272-273 КАС РФ, Федеральным законом РФ от 06.04.2011 года № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Самарской области к ТИХОНОВУ В.И., ... года рождения, уроженцу .... об установлении административного надзора, - удовлетворить частично.
Установить в отношении ТИХОНОВА В.И., ... года рождения, уроженца ...., административный надзор на срок 3 (три) года, со следующими ограничениями:
- Запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющего местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22-00 час. до 06-00 час. следующих суток, кроме случаев, связанных с работой;
- Обязать явкой 2 раза в месяц в ОВД по месту жительства и пребывания для регистрации;
- Запретить посещение питейных заведений, мест общественного питания, осуществляющих продажу спиртных напитков на розлив;
- Запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях;
- Запретить выезд за пределы Самарской области без разрешения органов ОВД.
Разъяснить ТИХОНОВУ В.И., что не прибытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение 10 дней со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение изготовлено 07.03.2018 года.
Судья А.В. Винтер