УИД 10RS0013-01-2021-001071-04 Дело №2а-643/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 октября 2021 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Н.Н.Антипиной,
при секретаре: О.В.Седлецкой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Поповой Т.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
административный иск заявлен по тем основаниям, что между Поповой Т.В. и администрацией Прионежского муниципального района РК хх.хх.хх г. заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., на котором истцом возведен жилой дом, право собственности на объект зарегистрировано в ЕГРН хх.хх.хх г. На заявление административного истца от хх.хх.хх г. о предоставлении в собственность земельного участка без торгов, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия ответило отказом, сославшись на п.1.4, п.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения», в связи с тем, что земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность, так как находится во втором поясе зоны санитарной охраны водного объекта, используемого для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Данный отказ Попова Т.В. просит признать незаконным; возложить на административного ответчика обязанность осуществить подготовку проектов договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № без торгов в трех экземплярах и их подписание, а также направление проектов указанных договоров для подписания административному истцу.
Административный истец, её представитель А., допущенный судом к участию в деле по устному заявлению, требования поддержали по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представители административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, заинтересованных лиц администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, администрации Нововилговского сельского поселения, Министерства по природопользованию и экологии РК в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав административного истца, его представителя, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодека административного судопроизводства РФ для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
В соответствии с Законом Республики Карелия от 29 декабря 2015 года №1980-ЗРК, Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 02 ноября 2017 года №390-П, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с 01 января 2016 года.
На основании статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
хх.хх.хх г. Попова Т.В. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №.
Письмом от хх.хх.хх г. с исходящим номером № заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на ограниченность земельного участка в обороте, в связи с вхождением во второй пояс санитарной охраны источника питьевого водоснабжения водопроводов питьевого назначения.
В соответствии с п. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является то обстоятельство, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ).
Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
Из содержания оспариваемого решения и письменных возражений на административный иск следует, что административный ответчик руководствовался Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения, в результате чего пришел к выводу о вхождении участка в состав территории, отмеченной как соответствующий пояс зоны санитарной охраны источника водоснабжения - реки Вилга.
Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав (пункт 1 статьи 3 Водного кодекса РФ).
Из положений пункта 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года №10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), следует, что зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В пункте 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 определено, что зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения, утвержденных решением ХХХVIII сессии IV созыва Совета Прионежского муниципального района от 01 апреля 2021 года №23, испрашиваемый земельный участок расположен в д. Вилга, в границах территории, предназначенной для целей жилищного и иного разрешенного строительства. На участок распространяется действие ограничений по условиям размещения в нормативных границах II пояса санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Судом установлено, что испрашиваемый земельный участок, согласно графическим материалам, представленным Министерством расположен во втором поясе санитарной охраны источника питьевого водоснабжения водопроводов питьевого назначения, что подтверждается Картой градостроительного зонирования территории Нововилговского сельского поселения, входящей в состав Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения, Генеральный план. Неотображение данной санитарной зоны на карте градостроительного зонирования территории д. Вилга, правового значения не имеет, поскольку связано с техническими вопросами внесения изменений в нормативно - правовые акты, размещаемые в сети Интернет.
В статье 1 Градостроительного кодекса РФ дано понятие зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с требованиями ГрК РФ зоны с особыми условиями использования учитываются при разработке документов территориального планирования, отображаются в материалах по обоснованию документов территориального планирования, а также учитываются в Правилах землепользования и застройки, относящихся к документам градостроительного зонирования, обязательными для исполнения.
Принимая во внимание нормы действующего законодательства, предоставление испрашиваемого земельного участка, расположенного во втором поясе санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, не представляется возможным.
Оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, установленные по данному делу, суд находит, что у Министерства отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления Поповой Т.В., соответственно, принятое решение является законным, заявленный иск удовлетворению не подлежит.
Принимая решение об отказе в иске, суд учитывает, что административный истец не лишен возможности обратиться за защитой своих прав в ином порядке.
Согласно ст. 111 Кодекса административного судопроизводства РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В связи с отказом в удовлетворении административного иска, требование о возмещении судебных расходов удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
административный иск Поповой Т.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н.Антипина
Решение принято судом в окончательной форме 15 октября 2021 года.