Решение в окончательной форме изготовлено 30 апреля 2021 года
УИД: 51RS0003-01-2020-006179-77
№ 2-253/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 марта 2021 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной В.А.,
при секретаре Мининой А.И.,
с участием: истца ФИО2,
представителя истца ФИО6,
представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию досрочно,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске (далее – ГУ – УПФ в г. Мурманске, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию досрочно.
В обоснование заявленных требований указано, что решением ГУ -УПФ в г. Мурманске от 30 января 2020 года № 325040/19 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости. Отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости истец считает неправомерным по следующим основаниям. В назначении пенсии ФИО2 было отказано ввиду недостаточного количества стажа работы в районах Крайнего Севера. Как следует из указанного решения пенсионного органа страховой стаж истца в льготном исчислении составляет 25 лет 03 месяца 04 дня, стаж работы в РКС – 11 лет 10 месяцев 24 дня (при необходимых 15 лет).
Ответчиком в расчет стажа не включен период службы в армии по призыву с 15.11.1983 по 02.11.1985 (1 год 11 месяцев 18 дней). Согласно копии военного билета в период с 15.11.1983 по 02.11.1985 ФИО2 проходил действительную военную службу по призыву в войсковой части, расположенной в пос. Спутник Мурманской области. По окончании военной службы истец с 06.12.1985 трудоустроился на должность матроса в Объединение «Мурманрыбпром», что подтверждается копией трудовой книжки, представленной в материалы дела. Таким образом, истец проходил военную службу в рядах Советской Армии в районах Крайнего Севера, и до истечения трех месяцев с момента увольнения был трудоустроен в том же районе, в связи с чем период прохождения военной службы по призыву подлежит включению в стаж работы истца в районах Крайнего Севера.
Из расчета стажа работы в районах Крайнего Севера ответчиком незаконно исключен период работы в качестве индивидуального предпринимателя с 15.11.2018 по 03.12.2019, кроме того, не был учтен стаж по трудовому договору от 06 января 1986 года и от 06 января 1989 года.
Просил признать отказ ГУ – УПФ в г. Мурманске в назначении ФИО2 досрочной страховой пенсии незаконным. Обязать ответчика засчитать в трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии периоды осуществления предпринимательской деятельности с 15.11.2018 по 03.12.2019 и досрочно назначить ему страховую пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента первоначального обращения, а именно с 03.12.2019.
В ходе рассмотрения гражданского дела истец уточнил исковые требования и просил признать отказ ГУ – УПФ в г. Мурманске в назначении ФИО2 досрочной страховой пенсии незаконным. Обязать ответчика засчитать в трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии периоды осуществления предпринимательской деятельности с 15.11.2018 по 03.12.2019, в стаж работы в районах Крайнего Севера период службы в армии по призыву с 15.11.1983 по 02.11.1985, в общий стаж работы в льготном исчислении один год за один год шесть месяцев периоды работы по трудовым договорам от 06 января 1986 года и от 06 января 1989 года (срочные трудовые договоры) и досрочно назначить ФИО2 страховую пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента первоначального обращения, а именно с 03.12.2019.
В судебном заседании истец и его представитель уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить. Истец пояснил, что в спорный период осуществления предпринимательской деятельности он работал на авторынке г. Мурманска, имел две точки для реализации товара, товар реализовывал самостоятельно, режим работы был с 09 часов до 17 часов, поставка товара осуществлялась экспедиционными компаниями. Работал он ежедневно. Представитель истца пояснила, что при определении права ФИО2 на назначение страховой пенсии необходимо применить поэтапный порядок исчисления стажа, с применением в отношении каждого спорного периода ранее действующего законодательства.
В судебном заседании представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в возражениях на иск. Обратила внимание, что период прохождения военной службы по призыву с 15.11.1983 по 02.11.1985 был зачтен истцу в страховой стаж в двойном размере в соответствии со ст. 94 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Включение периода прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы в РКС не предусмотрено ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», данные периоды службы при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» не учитываются в стаж работы в РКС. Решением УПФ в г. Мурманске от 30.01.2020 № 325040/19 период предпринимательской деятельности истца с 15.11.2018 по 31.12.2018 был зачтен в страховой стаж истца в соответствии со статьями 11, 14 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Управлением не засчитан данный период в стаж работы РКС, так как в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствует код территориальных условий «РКС», также не представлено документальное подтверждение ведения предпринимательской деятельности истцом в РКС. За период предпринимательской деятельности истца с 01.01.2019 по 03.12.2019 выписка из индивидуального лицевого счета не содержит сведений о стаже, начисленных и уплаченных страховых взносах и у пенсионного органа не имелось оснований для зачета данного периода в страховой стаж и в стаж работы в РКС. Подтверждения того, что истец осуществлял предпринимательскую деятельность в оспариваемые периоды в районе Крайнего Севера не представлено. Решением УПФ в г. Мурманске от 30.01.2020 заявленные периоды с 06.01.1986 по 06.01.1989 и с 06.01.1989 по 06.01.1992 по срочным трудовым договорам, были зачтены в страховой стаж и в стаж работы в РКС в соответствии со статьями 11, 14 Федерального закона «О страховых пенсиях». На основании выписки из индивидуального лицевого счета истца в льготном исчислении с 06.12.1985 по 18.01.1989, с 15.02.1989 по 03.12.1989, с 18.12.1989 по 18.04.1991, с 16.07.1991 по 20.02.1992 как периоды работы в Мурманрыбпром Мурманск.
Указала, что стаж ФИО2 по нормам действующего законодательства, учтенный до 03.12.2019 (с учетом 2019 года) составит: страховой стаж – 26 лет 02 месяца 06 дней, страж работы в РКС – 12 лет 10 месяцев 26 дней.
Стаж ФИО2 по нормам ранее действующего законодательства (с включением службы в армии по призыву в стаж работы в РКС, но с включением в страховой стаж в календарном исчислении, с периодами работы по 31.12.1991 в календарном исчислении, так как истец не представил срочные трудовые договоры, периоды с 01.01.1992 по 31.12.2001 в льготном исчислении), учтенный до 03.12.2019 (с учетом 2019 года) составит: страховой стаж – 21 год 04 месяца 07 дней, стаж работы в РКС – 14 лет 10 месяцев 14 дней.
Право выхода на пенсию у истца на момент обращения не возникает, а расчет пенсионных прав по ранее действующему законодательству ухудшает продолжительность его страхового стажа.
Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела в отношении ФИО2, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч.3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
На основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, а также материалами пенсионного дела в отношении истца, ФИО2 обратился в ГУ - УПФ в г. Мурманске 03 декабря 2019 года с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-УПФ в г. Мурманске от 30 января 2020 № 325040/19 ФИО2 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера.
Из решения пенсионного органа следует, что на момент обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости его страховой стаж составил 25 лет 03 месяца 04 дня (при требуемом 25 лет); стаж работы в районах Крайнего Севера составил 11 лет 10 месяцев 24 дня (при требуемом не менее 15 лет).
Из материалов пенсионного дела истца следует, что период осуществления предпринимательской деятельности с 15.11.2018 по 31.12.2018 не принят к зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера, так как в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствует код территориальных условий РКС, также не представлены документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера.
Период осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.2019 по 02.12.2019 не принят к зачету в страховой стаж и стаж работы в РКС, так как в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения о стаже, начисленных и уплаченных страховых взносах
Из письма начальника ГУ – УПФ в г. Мурманске от 13.05.2020 № ДО-309-031/284 следует, что стаж по нормам действующего законодательства, учтенный до 03.12.2019 (дата обращения за пенсией) составляет: страховой стаж с учетом льготного исчисления – 26 лет 02 месяца 06 дней (с учетом 2019 года), стаж работы в районах Крайнего Севера – 12 лет 10 месяцев 26 дней.
По ранее действующему законодательству страховой стаж истца составляет – 21 год 04 месяца 07 дней, стаж работы в РКС – 14 лет 10 месяцев 14 дней.
В соответствии с ч. 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Разрешая требования истца о включении в страховой стаж и стаж работы в РКС периода осуществления предпринимательской деятельности с 15.11.2018 по 03.12.2019, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-Ф3 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 2, пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подлежат подтверждению после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно статье 8 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Определяя в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14).
Таким образом, положения действующего законодательства, возможность зачета периодов предпринимательской деятельности в страховой стаж ставят в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов в период осуществления этой деятельности.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, в которых производится выплата процентной надбавки за стаж работы, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, согласно которому с 01.07.1990 Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 15 ноября 2018 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. 12 марта 2005 года истец зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования.
Материалами гражданского дела подтверждается, что за спорный период с 15.11.2018 по 02.12.2019 истцом уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ произведена в полном объеме. Между тем, период осуществления ФИО2 предпринимательской деятельности с 15.11.2018 по 31.12.2018 включен пенсионным органом в страховой стаж, что подтверждается материалами пенсионного дела.
Кроме того, материалами гражданского дела подтверждается, что в период с 01 августа 2018 года по 01 января 2020 года ИП ФИО2 заключались договора с ООО «Мурманский продовольственно-вещевой рынок» о предоставлении торгового места на территории ярмарки «Автомобильная». Согласно условиям указанных договоров торговое место предоставлено для реализации товара - автозапчасти.
Также, судом установлено, что фактически свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ФИО2 осуществлял в г. Мурманске, состоит на учтет в ИФНС Росси по г. Мурманску, в городе Мурманске производил уплату установленных законом налогов и взносов. ФИО2 зарегистрирован по месту жительства в городе Мурманске с 28 июля 1995 года по настоящее время.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт осуществления ФИО2 предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера в период с 15.11.2018 по 03.12.2019.
Представленные стороной истца доказательства ответчиком не опровергнуты, доказательств обратного ответчиком, как того требуют положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено, а судом не добыто.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что в страховой стаж истца подлежит включению период осуществления предпринимательской деятельности с 01 января 2019 года по 03 декабря 2019 года (11 месяцев 03 дня), в стаж работы в районах Крайнего Севера подлежит включению период осуществления истцом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя: с 15 ноября 2018 года по 03 декабря 2019 года, а всего 01 год 00 месяцев 18 дней.
Разрешая требования истца о включении периода прохождения службы по призыву с 15.11.1983 по 02.11.1985 в стаж работы в районах Крайнего Севера, суд приходит к следующему.
Трудовой книжкой, военным билетом ФИО2, а также копией справки, выданной военным комиссаром города Мурманска, подтверждается, что в период с 15 ноября 1983 года по 02 ноября 1985 года последний проходил службу в рядах Советской Армии.
В силу п. 1 части 1 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», засчитывается в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. № 8-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05 ноября 2002 г. № 320-О; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П).
Вместе с тем, согласно постановлению Совета министров СССР от 25 марта 1968 года № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Из буквального толкования указанных норм следует, что лицам, перечисленным в постановлении Совета министров СССР от 25 марта 1968 года № 181, период их действительной срочной военной службы засчитывался в специальный стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Из трудовой книжки ФИО2 следует, что 02 ноября 1985 года он был уволен со срочной службы, 06.12.1985 принят на должность матроса в Объединение «Мурманрыбпром», то есть до истечения трех месяцев со дня увольнения с военной службы.
Вместе с тем, в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороной истца не представлено доказательств того, что ФИО2 проходил срочную военную службу в районах Крайнего Севера. Довод стороны истца о том, что прохождение ФИО2 срочной военной службы в районах Крайнего Севера подтверждает тот факт, что он состоит на воинском учете в городе Мурманске, суд полагает несостоятельным, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют об очевидности факта прохождения истцом срочной военной службы в районах Крайнего Севера. При этом суд полагает необходимым отметить, что в случае получения необходимых документов, истец не лишен права обратиться с самостоятельным требованием в суд за защитой нарушенного права.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для включения в стаж работы в районах Крайнего Севера периода прохождения срочной военной службы с 15.11.1983 по 02.11.1985.
Разрешая требования истца о включении в страховой стаж периодов работы по срочным трудовым договорам от 06 января 1986 года и от 06 января 1989 года в льготном исчислении, из расчета один год за один год шесть месяцев, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения гражданского дела судом установлено, что 06 января 1986 года ФИО2 был заключен срочный трудовой договор с объединением «Мурманрыбпром», согласно которому ФИО2 обязуется проработать в указанной организации в должности матроса три года, то есть до 06.01.1989. Аналогичный договор был заключен ФИО2 06 января 1989 года, со сроком его действия до 06.01.1992.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
В соответствии с частью 8 статьи 13 названного Федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Аналогичный порядок исчисления страхового стажа определен пунктом 58 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015.
Таким образом, лицо, обратившееся за назначением страховой пенсии, при исчислении страхового стажа имеет право выбора варианта учета периодов работы или иной деятельности, имевших место до 01.01.2015: либо в порядке, предусмотренном Федеральным законом №400-ФЗ; либо в порядке, установленном законодательством в период выполнения работы и иной деятельности.
Абзацем 2 пункта 58 названных Правил установлено, что при отсутствии волеизъявления застрахованного лица орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, применяет указанные правила подсчета стажа, если без их применения право на страховую пенсию не возникает.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию в определенные периоды трудовой деятельности может применяться следующее законодательство: в период до 01.01.1992 – Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях»; в период с 01.01.1992 по 31.12.2001 – Закон РФ от 20.11.1992 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»; в период с 01.01.2002 по 31.12.2014 – Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; с 01.01.2015 – Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права на пенсию до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
При исчислении страхового стажа по Закону СССР от 14.07.1956 следует руководствоваться Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590.
В соответствии с пунктом 110 названного Положения работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1960, N 7, ст. 45).
В силу п. "д" ст. 5 данного Указа, работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, представляются льготы, в том числе, засчитывается один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Льготы, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что юридически значимыми обстоятельствами, дающими основания для исчисления работнику, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, трудового стажа в льготном порядке, являются обстоятельства заключения с такими работниками трудовых договоров в зависимости от того, по какому основанию работник прибыл в районы Крайнего Севера и местности, приравненные к таким районам.
Между тем, таких обстоятельств материалы дела не содержат.
Так, из трудовой книжки истца следует, что после увольнения из Вооруженных Сил СССР (02.11.1985) истец 06.12.1985 был принят на работу в Объединение «Мурманрыбпром» на должность матроса.
Истцом заявлено требование о включении в страховой стаж в льготном исчислении периодов работы по срочным трудовым договорам с 06 января 1986 года по 06 января 1989 года и с 06 января 1989 года по 06 января 1992 года.
Из расчета стажа истца следует, что работа истца в Объединении «Мурманрыбпром» в периоды с 06.12.1985 по 18.01.1989, с 15.02.1989 по 03.12.1989, с 18.12.1989 по 18.04.1991, с 16.07.1991 по 20.02.1992 учтены пенсионным органом в страховой стаж истца в льготном исчислении, с учетом информации, содержащейся в выписке из индивидуального лицевого счета ФИО2
Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, поскольку при подаче заявления о назначении страховой пенсии по старости истец не выразил волю относительно порядка исчисления страхового стажа, то пенсионный орган, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, рассматривал заявление ФИО2 по наиболее выгодному для него варианту, применив порядок исчисления страхового стажа, установленный Федеральный законом «О страховых пенсиях».
Заявленные истцом исковые требования направлены на изменение порядка исчисления страхового стажа. Вместе с тем, суд обращает внимание, что разрешая заявленные требования, суд проверяет законность действий пенсионного органа на момент обращения гражданина за назначением пенсии и законность отказа в её установлении. При этом, суд не вправе подменять собой пенсионный орган даже при установлении наличия необходимого стажа в ходе рассмотрения дела в суде. В силу действующих положений Конституции Российской Федерации, суд не вправе вторгаться в компетенцию исполнительной власти, подменяя своим решением полномочия органа исполнительной власти.
Таким образом, спорные периоды работы истца были включены в страховой стаж истца в льготном исчислении в соответствии с положениями норм действующего пенсионного законодательства и правовых оснований для обязания ответчика включить спорные периоды работы в страховой стаж в соответствии с положениями ранее действующего законодательства (то есть с поэтапным применением пенсионного законодательства) у суда не имеется.
Вместе с тем, истец не лишен права обратиться в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии с указанием на поэтапное применение пенсионного законодательства.
Также, суд обращает внимание, что материалами пенсионного дела ФИО2 подтверждается, что в рамках подготовки ответа на обращение истца ГУ – УПФ в г. Мурманске была дана оценка пенсионных прав истца с поэтапным применением пенсионного законодательства и установлено, что право на установление страховой пенсии по старости у истца также отсутствует.
Таким образом, исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом включения спорных периодов осуществления предпринимательской деятельности в страховой стаж работы истца и стаж работы в районах Крайнего Севера, продолжительность страхового стажа истца на дату обращения истца с заявлением о назначении досрочной пенсии составит 26 лет 02 месяца 07 дней (при требуемом не менее 25 лет), стаж работы в районах Крайнего Севера – 12 лет 11 месяцев 12 дней, что является недостаточным для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем требование ФИО2 о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 03 декабря 2019 года удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах, оснований для признания решения пенсионного органа, которым истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости не имеется.
При указанных обстоятельствах, исковые требования ФИО2 подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию досрочно – удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы ФИО2, в качестве индивидуального предпринимателя с 15 ноября 2018 года по 31 декабря 2018 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы ФИО2, в качестве индивидуального предпринимателя с 01 января 2019 года по 03 декабря 2019 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья В.А. Засыпкина