УИД: 63RS0042-01-2023-000283-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2023 года Куйбышевский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Ломакиной Т.Н., при секретаре Подгорновой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-726/2023 по иску Чрелашвили К.Р. к департаменту управления имуществом о признании права собственности на комнату в порядке приватизации, по встречному исковому заявлению департамента управления имуществом г.о.Самара к Чрелашвили К.Р. о выселении,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, указав, что 25.03.1983г. был принят учеником моториста-матроса в Куйбышевскую Ремонтно-эксплуатационную базу речного флота.
С 05.09.1984г. по <дата> истец был зарегистрирован и проживал в общежитии по <адрес>.
С 24.05.2006г. истец постоянно зарегистрирован в общежитии по <адрес>, в связи с трудовыми отношениями с ОАО «Волжское нефтеналивное пароходство «Волгатанкер», что подтверждается трудовой книжкой.
Вместе с истцом в вышеуказанной комнате был зарегистрирован с 13.12.2006г. ФИО2, брат жены истца и лицевой счет был открыт на него.
ФИО2 также как и истец, был зарегистрирован в общежитии в связи с трудовыми отношениями ОАО «Волготанкер», что подтверждается трудовой книжкой.
19.06.2021г. ФИО2 скончался и был снят с регистрационного учета 19.06.2021г.
С 19.06.2021г. по настоящее время истец один проживает и зарегистрирован в комнате № площадью 11,90 кв.м. по вышеуказанному адресу, несет все необходимые расходы, связанные с содержанием данного имущества, оплачивает коммунальные услуги.
В 2022г. при обращении в департамент управления имуществом по вопросу заключения договора социального найма для дальнейшей приватизации данного жилого помещения было отказано в связи с тем, что объект недвижимости по вышеуказанному адресу включен в состав муниципального специализированного жилищного фонда со статусом общежитие и вселение было произведено после передачи общежития в муниципальную собственность, а также необходимостью использования данного жилого помещения в качестве общежития.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд, с учетом уточнения, исключить жилое помещение, комнату № <адрес> из специализированного жилого фонда и признать право собственности на жилое помещение – комнату, расположенную по адресу: <адрес>А, общей площадью 11,90 кв.м., за ФИО3 <дата> порядке приватизации.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО7 исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика департамента управления имуществом г.о.Самара по доверенности ФИО5, действующий на основании доверенности в судебное заседание не явился, извещен, предоставил возражения на иск, согласно которого с исковыми требованиями не согласился, просил отказать в удовлетворении требований, поскольку договор найма был заключен на период трудовых отношений, кроме того, спорное жилое помещение не утратило статус специализированного жилого помещения. Предоставил встречное исковое заявление о выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Представитель третьего лица – Управления МВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
<адрес>, в судебном заседании полагал исковые требования и встречные исковые требования, не подлежащими удовлетворению.
Выслушав представителя истца, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В силу ст. 4 вышеуказанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.
Согласно ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма со всеми вытекающими последствиями, в том числе с правом приватизации гражданами занимаемых ими жилых помещений в этих домах.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2011 года № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» статья 7 указанного Федерального закона, в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты признана не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3).
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ).
Главой 7 Жилищного кодекса РФ предусмотрены основания и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, так ст. 49 Жилищного кодекса РФ прямо предусматривает, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, из содержания указанных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что жилые помещения в домах имеющих статус общежития, предоставленные гражданам в связи с работой или обучением, а также в нарушение установленного законом порядка постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, приватизации не подлежат.
Вместе с тем, по смыслу закона право на приватизацию жилых помещений, использовавшихся в качестве общежитий государственными или муниципальными организациями или учреждениями, имеют лица вселенные в соответствующие помещения до передачи их в ведение органов местного самоуправления, поскольку именно между указанными гражданами и соответствующим органом местного самоуправления, в силу ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ, возникают правоотношения, основанные на нормах Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма со всеми вытекающими последствиями, в том числе с правом приватизации гражданами занимаемых ими жилых помещений в этих домах. Между тем, граждане, вселенные в названные жилые помещения, после передачи их в ведение органов местного самоуправление не на основании договора социального найма, права на приватизацию таких помещений не приобретают.
В силу ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., т.е. на момент предполагаемого вселения истицы в спорную квартиру, к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Согласно ст. 54 ЖК РСФСР наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.
Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
Аналогичные положения содержатся в ст. ст. 69, 70 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснений содержащихся в п. п. 25, 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен ч. 1 ст. 69 ЖК РФ. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы).
В соответствии с ч. 1 ст. 70 ЖК РФ наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и родителей.
В то же время для вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов его семьи нанимателем должно быть получено согласие в письменной форме не только членов своей семьи, но и наймодателя.
Судом установлено, что комната № в общежитии, расположенном по адресу <адрес> состоит в реестре муниципального имущества, включен в состав муниципального специализированного жилищного фонда со статусом общежития.
Таким образом, оснований для применения ст.7 Федерального закона от 29.12.200г. №189-ФЗ не имеется, спорное жилое помещение не утратило статус специализированного жилого помещения.
Установлено, что с 24.05.2006г. Чрелашвили К.Р. постоянно зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
Вместе с истцом в вышеуказанной комнате был зарегистрирован с 13.12.2006г. ФИО2, брат жены истца и лицевой счет был открыт на него.
ФИО2 также как и истец, был зарегистрирован в общежитии в связи с трудовыми отношениями ОАО «Волготанкер», что подтверждается трудовой книжкой.
19.06.2021г. ФИО2 скончался и был снят с регистрационного учета 19.06.2021г.
С 19.06.2021г. по настоящее время истец один проживает и зарегистрирован в комнате № площадью 11,90 кв.м. по вышеуказанному адресу, несет все необходимые расходы, связанные с содержанием данного имущества, оплачивает коммунальные услуги.
Из материалов дела следует, что в мае 2022г. Чрелашвили К.Р. обращался в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением об исключении из состава специализированного жилищного фонда и заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Однако, в исключении из состава специализированного жилищного фонда и заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> было отказано ответом департамента от 09.06.2022г. №.
При рассмотрении исковых требований Чрелашвили К.Р. суд исходит из того, что как установлено судом, на момент вселения Чрелашвили К.Р. в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>А указанное жилое помещение уже было передано в муниципальную собственность в 1992г.
Доказательств в подтверждении того, что истец признан малоимущим, состоит на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, истцом суду не представлено.
Оценив указанные обстоятельства в их совокупности, а также учитывая, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу после передачи жилого помещения в муниципальную собственность, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для получения в собственность в порядке приватизации занимаемого истцом жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований департамента управления имуществом г.о.Самары о выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, суд исходит из следующего.
Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены жилые помещения в общежитиях.
Согласно ст. 94 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома или части домов.
В силу ст. 99 Жилищного кодекса РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В соответствии с частью 1 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Как следует из части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
На основании части 2 статьи 105 Кодекса договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
В силу части 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Аналогичные положения содержались и в ст. ст. 109, 110 ЖК РФ, действовавшего в период предоставления спорного жилого помещения ответчикам и их вселения в него.
Категории граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и не подлежащих выселению без предоставления другого жилого помещения, были перечислены в ст. 108 ЖК РФ, соответствующий перечень содержится в статье 103 ЖК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Статья 13 Вводного закона предусматривает, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РФ.
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса адрес, при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете).
Согласно ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Положением ст. 57 ГПК РФ предусмотрена обязанность сторон предоставить доказательства, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (статья 55 ГПК РФ).
Судом установлено, что Чрелашвили К.Р. вселен в спорное жилое помещение в связи с трудоустройством с ОАО «Волжское нефтеналивное пароходство «Волгатанкер», по собственному желанию прекратил трудовые отношения с ПАО «Волготанкер» с 27.11.2006г., с заявлением о признании его малоимущим не обращался.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований департамента управления имуществом г.о.Самара о выселении Чрелашвили К.Р. из комнаты 512 в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета по данному адресу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Чрелашвили К.Р. к департаменту управления имуществом о признании права собственности на комнату в порядке приватизации отказать.
В удовлетворении встречных исковых требований департамента управления имуществом г.о.Самара к Чрелашвили К.Р. (<дата> паспорт № выдан ОУФМС России по <адрес> в <адрес> <дата>) о выселении отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2023г.
Судья п/п Т.Н. Ломакина
Копия верна
Судья
Секретарь
Подлинник решения хранится в материалах дела №2-726/23