Решение в окончательной форме изготовлено 02 апреля 2019 года
Дело № 2-869/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2019 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Т.С.
при секретаре Ковган Л.И.
с участием представителей истца Осадчука И.О., Семизорова П.Н.,
представителя ответчика Сазонова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Северного флота в интересах неопределенного круга лиц к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Северного флота, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование иска указано, что военной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, в ходе которой установлено, что приказом Минобороны России от 02 марта 2017 года № 155 путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования Жилищно-эксплуатационной конторы № 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы создано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, основными целями деятельности которого является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказами директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 18 января 2017 года № 171 и от 03 апреля 2017 года № 1001 на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России закреплены и переданы по актам приема-передачи от балансодержателей следующие котельные, группы резервуаров, сливоналивные устройства, системы теплоснабжения, участки газопроводов и трубопроводов Минобороны России, относящиеся в силу закона к категории опасных производственных объектов:
- группа резервуаров и сливоналивных устройств, склад ГСМ (<адрес>, в/г №, инв. №) - хранение, транспортирование и использование опасных веществ;
котельная (<адрес>, в/г №, инв. №) - использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С;
котельная (<адрес>, в/г №, инв. №) -использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С;
котельная (<адрес>, в/г №, инв. №) - использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С;
котельная (<адрес>, мыс. Шавор, в/г №, инв. №) - использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С;
котельная (<адрес>-3, в/г №, инв. №) - использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С;
котельная (<адрес>, ж/д станция <адрес>, инв. № б/н 1645) - использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С;
котельная (<адрес>, инв. №) - использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С;
котельная (<адрес>, Губа Лопаткина, в/г №, инв. №) - использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С;
котельная (<адрес>, в/ч 96143, в/г №, инв. №) - использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С;
котельная (<адрес>, в/ч 96143, в/г №, инв. №) - использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С;
система теплоснабжения (<адрес>, в/ч 55834, в/г №, инв. №) - использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С;
- участок трубопровода теплосети (<адрес>, Нахимовское военно-морское училище, инв. №) - использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С;
- склад ГСМ (<адрес>, инв. №) -хранение, транспортирование и использование опасных веществ.
В ходе проверки выявлено отсутствие у ответчика лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов, в связи с чем постановлением первого заместителя военного прокурора флота от 09 апреля 2018 года в отношении начальника отделения (промышленного, экологического контроля и производственного обучения) Зимина Н.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением 949 отдела Гостехнадзора (территориального) Минобороны России от 17 апреля 2018 года № 01-949-2018 Зимин Н.В. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, который последним уплачен.
Вместе с тем до настоящего времени лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов ответчиком применительно к поименованным объектам у ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по адресам мест осуществления лицензируемого вида деятельности отсутствует, что может повлечь чрезвычайные ситуации и негативные последствия в отношении неустановленного круга лиц.
Просил обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» обратиться в установленном порядке в Федеральную службу по экологическому, промышленному и атомному надзору (Ростехнадзор) с целью получения лицензии на эксплуатацию указанных опасных производственных объектов.
Представители истца Осадчук И.О., Семизоров П.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске. Пояснили, что неисполнение ответчиком требований законодательства о промышленной безопасности в отношении указанных опасных производственных объектов, которые длительное время эксплуатируются по истечении сроков безопасной эксплуатации, не только влияет на безопасные условия труда работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, их жизнь и здоровье, жизнь и здоровье военнослужащих и граждан, поскольку вышеуказанные объекты находятся в непосредственной к инфраструктуре военный городков, но и создает предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций и происшествий, а также может повлечь срыв отопительного сезона, что, в силу особенностей климатических условий районов Крайнего Севера, недопустимо.
Представитель ответчика Сазонов Д.С. в судебном заседании не оспаривал допущенные ответчиком нарушения требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Пояснил, что передаваемые Учреждению в оперативное управление объекты находятся, большей частью, в неудовлетворительном техническом состоянии, что подтверждено актами технического состояния, эксплуатируются с отсутствием технической документации, не соответствуют требованиям промышленной безопасности. Для соответствия объектов лицензионным требованиям необходимо проведение экспертиз промышленной безопасности, технических освидетельствований, восстановления паспортов технических устройств и сооружений и проведения ремонта технических устройств. Однако на момент проведения проверки не были выявлены все обстоятельства: требования промышленной безопасности, за исключением наличия лицензии, Учреждением были соблюдены; ответственность за ненадлежащее техническое состояние объектов должно нести Министерство обороны Российской Федерации как ссудодатель в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит такой вид деятельности, как эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. В шестимесячный срок осуществить указанные мероприятия не представляется возможным, поскольку изначально необходимо выполнить ремонтно-восстановительные работы объектов, провести диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, на что потребуется значительный срок при наличии всех необходимых материалов и квалифицированных специалистов, а также соответствующего финансирования. Проведение экспертизы промышленной безопасности перечисленных объектов возможно только после выполнения ремонтно-восстановительных работ. Просил продлить срок, в течение которого истец просит обязать ответчика выполнить требования законодательства, до 12 месяцев.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Обращение военного прокурора с данным иском обусловлено необходимостью защиты и предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций при эксплуатации опасных производственных объектов, основных прав и свобод неопределенного круга лиц, конкретный перечень которых установить не представляется возможным.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.
Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
В силу статьи 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с данным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Федеральному закону.
Согласно пункту «б» части 2 Приложения № 1 к указанному Федеральному закону к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля и воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 Приложения № 2 к Федеральному закону для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 Приложения № 1, устанавливается III класс опасности - для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
К социально значимым категориям потребителей, согласно пункту 96 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 года № 808, относятся воинские части Министерства обороны Российской Федерации.
В силу пункта 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 года № 538, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе, в том числе в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключением экспертизы.
Пунктом 408 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 года № 116, определено, что при эксплуатации опасных производственных объектов, на которых используется оборудование под давлением, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности должно быть обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности документации, зданий, сооружений опасных производственных объектов и оборудования под давлением, а также испытаний, технического диагностирования, технических освидетельствований оборудования под давлением в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 410 Правил здания и сооружения на опасных производственных объектах, предназначенные для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, подлежат экспертизе промышленной безопасности, в том числе, в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией, в случае отсутствия проектной документации либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения.
В силу пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности подлежит лицензированию.
В силу пункта 2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года № 492, лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на объектах по перечню согласно приложению.
Пунктом 7 Перечня выполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II, и III классов опасности (приложение №1 к указанному Положению) установлены виды деятельности для взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II, и III классов опасности, в том числе: использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
Судом установлено, что Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года № 155 создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования существующего государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора № 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы.
В соответствии с пунктом 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 03 марта 2017 года № 607, основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для достижения указанных целей ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет ряд основных видов деятельности, в том числе: производство, передачу и распределение тепловой энергии и теплоносителя (в виде пара и горячей воды); производство горячей воды в закрытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения); транспортировку по трубопроводам тепловой энергии и теплоносителя; иные (пункт 14 Устава).
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами Российской Федерации, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России может заниматься только при получении специального разрешения (свидетельство о допуске, лицензии) (пункт 15 Устава).
Согласно пунктам 20 и 21 Устава имущество ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления или предоставляется в безвозмездное пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение владеет и пользуется этим имуществом в соответствии с его назначением и целями своей деятельности.
Приказами директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 18 января 2017 года № 171 и от 03 апреля 2017 года № 1001 на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России закреплены и переданы по актам приема-передачи балансодержателей котельные, группы резервуаров, сливоналивные устройства, системы теплоснабжения, участки газопроводов и трубопроводов Министерства обороны Российской Федерации, в том числе: группа резервуаров и сливоналивных устройств, склад ГСМ (<адрес>, в/г №, инв. №) - хранение, транспортирование и использование опасных веществ; котельная (<адрес>, в/г №, инв. №) - использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С; котельная (<адрес>, в/г №, инв. №) -использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С; котельная (<адрес>, в/г №, инв. №) - использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С; котельная (<адрес>, мыс. Шавор, в/г №, инв. №) - использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С; котельная (<адрес>-3, в/г №, инв. №) - использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С; котельная (<адрес>, ж/д станция <адрес>, инв. № б/н 1645) - использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С; котельная (<адрес>, инв. №) - использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С; котельная (<адрес>, Губа Лопаткина, в/г №, инв. №) - использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С; котельная (<адрес>, в/ч 96143, в/г №, инв. №) - использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С; котельная (<адрес>, в/ч 96143, в/г №, инв. №) - использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С; система теплоснабжения (<адрес>, в/ч 55834, в/г №, инв. №) - использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С; участок трубопровода теплосети (<адрес>, Нахимовское военно-морское училище, инв. №) - использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С; склад ГСМ (<адрес>, инв. №) - хранение, транспортирование и использование опасных веществ.
В ходе проведенной военной прокуратурой проверки установлено, что на указанных объектах используется оборудование, работающее под давлением более 0,07МПа и при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия, при этом указанные объекты отапливают социально-значимые объекты Министерства обороны Российской Федерации и относятся к опасным производственным объектам.
Оценив представленные доказательства в совокупности, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, осуществляя эксплуатацию указанных опасных производственных объектов, обязано обеспечить соблюдение требований законодательства о промышленной безопасности, в противном случае действия ответчика создают предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций и происшествий, могут повлечь срыв отопительного сезона, что, в силу особенностей климатических условий районов Крайнего Севера, недопустимо.
При таких обстоятельствах заявленные военным прокурором в интересах неопределенного круга лиц требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В целях реального исполнения судебного акта, учитывая объем необходимых мер для выполнения требований законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда – в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок суд находит разумным и достаточным.
Представителем ответчика вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств невозможности исполнения решения суда в указанный период времени.
При этом суд учитывает, что ответчик не лишен права в случае возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, и при наличии соответствующих доказательств обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в порядке статей 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец при подаче иска освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора Северного флота в интересах неопределенного круга лиц к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» обратиться в установленном порядке в Федеральную службу по экологическому, промышленному и атомному надзору (Ростехнадзор) с целью получения лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов, а именно:
- группа резервуаров и сливоналивных устройств, склад ГСМ, расположенный по адресу: <адрес>, в/г №, инв. №);
котельная, расположенная по адресу: <адрес>, в/г №, инв. №;
котельная, расположенная по адресу: <адрес>, в/г №, инв. №;
котельная, расположенная по адресу: <адрес>, в/г №, инв. №;
котельная, расположенная по адресу: <адрес>, мыс. Шавор, в/г №, инв. №;
котельная, расположенная по адресу: <адрес>-3, в/г №, инв. №;
котельная, расположенная по адресу: <адрес>, ж/д станция <адрес>, инв. № б/н 1645;
котельная, расположенная по адресу: <адрес>, инв. №;
котельная, расположенная по адресу: <адрес>, Губа Лопаткина, в/г №, инв. №;
котельная, расположенная по адресу: <адрес>, в/ч 96143, в/г №, инв. №;
котельная, расположенная по адресу: <адрес>, в/ч 96143, в/г №, инв. №;
система теплоснабжения, расположенная по адресу: <адрес>, в/ч 55834, в/г №, инв. №;
- участок трубопровода теплосети, расположенный по адресу: <адрес>, Нахимовское военно-морское училище, инв. №;
- склад ГСМ, расположенный по адресу: <адрес>, инв. №.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации государственную пошлину в бюджет муниципального образования <адрес> в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Т.С. Кузнецова