Дело № 2-2864/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 апреля 2014 года
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Н.В.,
при секретаре Жиленко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова А.А. о признании незаконным решения рабочей группы Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики об отказе в предоставлении жилищного сертификата, включении Семенова А.А. в список лиц на получение жилищного сертификата, возложении обязанности выдать жилищный сертификат,
УСТАНОВИЛ:
Семенов А.А. обратился в суд с заявлением решения рабочей группы Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (далее по тексту – Минстрой УР) об отказе в предоставлении жилищного сертификата, включении Семенова А.А. в список лиц на получение жилищного сертификата, возложении обязанности выдать жилищный сертификат. Требования мотивированы следующим.
Заявитель обратился в Администрацию Октябрьского района г.Ижевска с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг». Администрацией Октябрьского района принято решение о включении его с семьей (<данные изъяты> С.Л.А.) в список граждан -участников указанной подпрограммы из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Однако в письме от <дата> Минстрой УР указал, что заявитель не имеет права на получение жилищного сертификата, т.к. сохраняет право пользования квартирой, приватизированной без его участия его сестрой, и не может предоставить обязательство о сдаче данного жилого помещения в муниципальную собственность. С данным отказом заявитель не согласен, полагает его не соответствующим ст.40 Конституции РФ, а также Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153, просит признать решения рабочей группы Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики об отказе в предоставлении жилищного сертификата незаконным. Кроме того, просит обязать Минстрой УР выдать Семенову А.А. государственный жилищный сертификат.
В судебное заседание Семенов А.А. не явился, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, на основании ст.39 ГПК РФ исковые требования уточнил, просил обязать ответчика выдать ему сертификат из расчета предоставления общей площади жилого помещения 42 кв.м - 44,4/5х2=24,24 кв.м.
В судебном заседании представитель Мизева Т.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, пояснила, что в тексте искового заявления допущена описка – истец просил включить его в сводный список на 2014 г., то так как данное требование удовлетворено ответчиком добровольно после подачи иска, истец его не поддерживает.
Представитель заинтересованного лица Минстроя УР Селюнина Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала. Суду пояснила, что решение об отказе в предоставлении Семенову А.А. гос. жилищного сертификата было принято <дата> на заседании рабочей группы Минстроя УР после получения соответствующего письма от ФКУ «Объединенная дирекция» Госстроя РФ. Причина отказа – не полное представление документов, а именно – не представлено обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения в муниципальную собственность. Такое обязательство Семенов А.А. не мог представить, т.к. после включения его в список дал согласие на приватизацию занимаемого жилого помещения своей сестре С., сам участия в приватизации не принял, в связи с чем сохраняет право пользования данной квартирой, но не может обеспечить передачу её в муниципальную собственность. Протокол заседания рабочей группы в виде выписок доводится до сведения органов местного самоуправления, а уже те в соответствии с п.30 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 доводят решения до заявителей. В настоящее время Семенов А.А. включен в сводный список граждан-участников подпрограммы на 2014 г.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Защита гражданских прав, согласно ст.12 ГК РФ осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, или подача искового заявления).
Суд считает, что заявленный спор носит материально-правовой характер, поэтому суд рассмотрел дело в порядке, предусмотренном главами 12 - 21 ГПК РФ.
Судом установлено, что Семенов А.А. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. (удостоверение серии Р № 053225).
Решением Администрации Октябрьского района г.Ижевска Семенов А.А. был принят на учет нуждающихся в получении жилого помещения с <дата> и был включен в сводный список на 2013 г. граждан – участников подпрограммы«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг», утв. зам. министра Минстроя УР (как в редакции от 31.08.2012 г., так и в редакции от 26.10.2012 г.).
<дата> на заседании рабочей группы Минстроя УР было принято решение об отказе в предоставлении Семенову А.А. гос. жилищного сертификата Причина отказа – не полное представление документов, а именно – не представлено обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения в муниципальную собственность. Решение оформлено протоколом <номер> от <дата> г., утвержденным зам. министра Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики.
<дата> письмо Минстроя УР от <дата> <номер> об отказе в выдаче Семенову А.А. гос. жилищного сертификата поступило в Администрацию Октябрьского района г.Ижевска.
Выписка из Протокола <номер> от <дата>, содержащая решение об отказе в предоставлении Семенову А.А ГЖС, заявителю не направлялась, данный факт заинтересованными лицами не оспаривается.
Семенов А.А. включен в сводный список на 2014 г. граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2014 гг», утв. зам. министра Минстроя УР (в редакции от 14.04.2014 г.). Данное требование удовлетворено ответчиком добровольно после подачи иска, истец его не поддерживает, поэтому исковое требование о включении истца в указанный список удовлетворению не подлежит.
В соответствии с п.1 ст.15 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1344-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждена Федеральная целевая программа «Жилище « на 2011-2015 г.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 установлено, что Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Этим же постановлением правительства РФ № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы
В пподп. «е» п. 5 Правил указано, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации:
…е) граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Семенов А.А. и его <данные изъяты> отнесены к участникам Подпрограммы с 2004 г.
Согласно справке о составе семьи Семенов А.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. В указанное жилое помещение Семенов А.А. вселен на основании ордера от <дата> в качестве члена семьи нанимателя - его <данные изъяты> С.Л.В. Кроме него, в указанном жилом помещении зарегистрированы: С.Л.В., С.Л.А., С.И.В., С.М.И.
Решение об отказе в предоставлении Семенову А.А. гос. жилищного сертификата было принято <дата> на заседании рабочей группы Минстроя УР после получения соответствующего письма от ФКУ «Объединенная дирекция» Госстроя РФ. Причина отказа – не полное представление документов, а именно – не представлено обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения в муниципальную собственность. Такое обязательство Семенов А.А. не мог представить, т.к. после включения его в список дал согласие на приватизацию занимаемого жилого помещения своей сестре С.Л.А., сам Семенов А.А. и его <данные изъяты> С.Л.В. участия в приватизации не приняли, в связи с чем сохраняют право пользования данной квартирой, но Семенов А.А. не может обеспечить передачу её в муниципальную собственность.
Однако Семенов А.А. выразил желание получить жилищный сертификат в соответствии с нормативом предоставления с учетом имеющейся у него жилой площади.
В соответствии с п.16 Правил Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:
42 кв. м - на семью из 2 человек;
Следовательно, Семенов А.А. на семью из 2-х человек должен быть предоставлен жилищный сертификат из расчета 42 кв.м.
В п.16.2 Правил указано, что В случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет.
Как следует из искового заявления (с учетом заявления об уточнении в порядке ст.39 ГПК РФ) Семенов А.А. просит возложить на ответчика обязанность предоставить ему жилищный сертификат из расчета: 42 кв.м. по нормативу - площадь занимаемой <адрес>, 4 кв.м/ количество зарегистрированных лиц 5 х 2 (доля Семенова и С.Л.В.) =24,24 кв.м.
Однако, по мнению суда, расчет, предложенный истцом, не соответствует закону, т.к. С.М.И. на момент дачи им согласия на приватизацию без его участия в приватизации данного жилого помещения (т.е. совершения им действий, предусмотренных в п.16.2 Правил) в составе семьи из <данные изъяты> человек, т.е. на его долю с учетом С.Л.В. приходилось 44,4 кв.м/4х2=22,2 кв.м, т.е. жилищный сертификат должен быть ему предоставлен по нормативу 42 кв.м – 22,2 кв.м = 19,8 кв.м
На основании изложенного суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление Семенова А.А. о признании незаконным решения рабочей группы Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики об отказе в предоставлении жилищного сертификата, включении Семенова А.А. в список лиц на получение жилищного сертификата, возложении обязанности выдать жилищный сертификат удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики выдать Семенову А.А. жилищный сертификат из расчета предоставления общей площади жилого помещения 19,8 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.
Резолютивная часть решения вынесена судьей в совещательной комнате.
Решение в окончательной форме вынесено 08 мая 2014 г.
Судья Кузнецова Н.В.