РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2012 года п. Арсеньево Тульской области
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Валицкой Л.В.,
при секретаре Телышевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Колесникова С.В. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» об обязывании предоставления статуса «Ветеран труда» с выдачей соответствующего удостоверения,
установил:
Колесников С.В. обратился в суд с заявлением к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на получение указанного звания и его присвоение. В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» с приложением необходимых документов. ДД.ММ.ГГГГ он получил отказ в присвоении звания «Ветеран труда», так как продолжительность его трудового стажа не соответствует требованиям Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28 февраля 2007 года №797-ЗТО. Полагает, что отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» в присвоении ему звания «Ветеран труда» противоречит положениям, предусмотренным ФЗ №5-ФЗ «О Ветеранах», в частности статьи 7 пункта 4 «Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», а также Конституции РФ, Закону Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28.02.2007 N 797-ЗТО, в соответствии со ст. 1 которого условиями присвоения звания "Ветеран труда" являются наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, его стаж составляет 18 лет 15 дней, в льготном исчислении -20 лет 2 месяца 11 дней в соответствии с п.1,2, 3 Постановления Совета Министров Правительства РФ от 22.09.1993 г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ». Закон Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО не изменил основания и порядок присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом о «Ветеранах» от 12.01.1995 г. №5-ФЗ. Он награжден ведомственной медалью «За отличие в службе » Ш степени и имеет трудовой стаж 20 лет 2 месяца 11 дней в льготном исчислении, что дает ему право для назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГв соответствии с п.1-3 Постановления Совета Министров –Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ», т.е. имеются основания для присвоения ему звания «Ветеран труда». Ссылаясь на ч.2 ст.7 Конституции РФ, Федеральный закон от 12.01.1995 г. «О ветеранах», закон Тульской области от 28.01.2007 года №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» истец просит обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» предоставить статус «Ветеран труда» с выдачей соответствующего удостоверения.
Истец Колесников С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения
Арсеньевского района» в судебное заседание не явился. Ответчик прислал письменное возражение на исковые требования Колесникова С.В., в которых исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, пояснив, что в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» ветеранами труда являются лица:1)имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Ст.1 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» предусматривает аналогичные требования для присвоения звания «Ветеран труда». В соответствии со ст.2 этого закона лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют следующие документы, подтверждающие трудовой стаж и награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде. По мнению ответчика, Федеральный закон «О ветеранах» выделяет такие категории как ветеран военной службы, ветеран государственной службы и ветеран труда и определяет различные требования для их присвоения, в том числе для звания «Ветеран труда» трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. В настоящее время старая терминология трудовой стаж заменена понятием «страховой стаж». В соответствии со ст.3,10,77,88,90 ранее действовавшего Закона «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. для приобретения права на пенсию по старости необходимо было иметь трудовой стаж в календарном исчислении: у мужчин не менее 25 лет (при достижении 60-летнего возраста), женщинам не менее 20 лет (при достижении 55-летнего возраста). Ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает наличие стажа в календарном исчислении, указанный закон не предусматривает пенсию за выслугу лет. Ранее пенсия за выслугу лет устанавливалась в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью (педагоги). Как считает ответчик, понятие «выслуга лет на военной службе и (или) службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в органах уголовно-исполнительной системы» и «трудовой» стаж не являются тождественными при определении права на присвоение звания «ветеран труда». В соответствии со ст.10,11 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. при подсчете трудового стажа Колесникова С.В., необходимого для установления статуса ветерана труда период прохождения службы не может быть применен при определении права на получение звания «Ветеран труда». Поэтому ответчик пришел к выводу об отсутствии у Колесникова С.В. необходимого стажа для назначения трудовой пенсии по Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ» и необходимый стаж трудовой деятельности в целях присвоения звания «Ветеран труда», поэтому просит в иске отказать. Также просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав истца истца, огласив возражение ответчика, исследовав письменные материалы, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О ветеранах" звание "Ветеран труда" присваивается с учетом продолжительного добросовестного труда, однако понятие "продолжительный добросовестный труд" конкретизируется, в частности, в пункте 2 части 1 статьи 7 этого Федерального закона, которым установлено, что лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, являются ветеранами труда.
Таким образом, определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет наличие необходимого пенсионного стажа и факт награждения гражданина ведомственным знаком (знаками) отличия за добросовестный труд.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
На основании ст.1 Закона Тульской области от 28.02.2007 N 797-ЗТО (ред. от 22.07.2010) "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда" (принят Постановлением Тульской областной Думы от 15.02.2007 N 43/1867 условиями присвоения звания "Ветеран труда" являются:
1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Положениями статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам труда относятся как лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", так и лица, награжденные орденами и медалями, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Причем для последней категории признание ветераном труда не ставится федеральным законодателем в зависимость от достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или установления (назначения) такой пенсии.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.03.2011) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
1) пенсия за выслугу лет;
2) пенсия по старости;
3) пенсия по инвалидности;
4) пенсия по случаю потери кормильца;
5) социальная пенсия.
Ст.5,7,13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 10.12.2010) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает пенсию за выслугу лет, при этом, если они имеют стаж на службе 20 лет и более.
Таким образом, доводы ответчика, что современное пенсионное законодательство не предусматривает пенсию за выслугу лет, не основано на законе.
В соответствии с п.3»г» Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941
"О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий лицам, прослужившим в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях (кроме указанных в подпункте "в" настоящего пункта), следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным после 20 июля 1992 г. засчитывать на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца.
Таким образом, утверждения ответчика о календарном исчислении стажа противоречат действующему законодательству.
Согласно справке Межмуниципального отдела МВД Российской Федерации «Белевский» за № от ДД.ММ.ГГГГ стаж Колесникова С.В. в льготном исчислении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении 18 лет 0 месяцев 15 дней, в льготном исчислении 20 лет 02 месяца 11 дней, т.е. Колесников С.В. имеет необходимый стаж для назначения пенсии по выслуге лет с 8.06.2012 года в случае его увольнения.
П/п.12п.13 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации",
утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" предоставляет МВД РФ право учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации ведомственные знаки отличия, в том числе медали и нагрудные знаки, а также почетные грамоты МВД России.
В соответствии с Приказом МВД России от 05.07.2002 г. N 641 "Об учреждении медали МВД России "За отличие в службе" Медалью МВД России "За отличие в службе" награждаются сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск МВД России за добросовестную службу (военную службу) и имеющие соответствующую выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно п. 3 Положения о медали МВД России "За отличие в службе", утвержденного Приказом МВД России от 5 июля 2002 г. N 641 "Об учреждении медали МВД России "За отличие в службе" награждение медалью производится последовательно от низшей степени к высшей Министром внутренних дел Российской Федерации, а также: сотрудников - лицами, которым разрешено увольнение начальствующего состава в запас и отставку; военнослужащих - заместителем Министра - главнокомандующим внутренними войсками МВД России.
Медаль МВД России "За отличие в службе" относится к ведомственным знакам отличия, то есть к числу наград, которые служат одним из оснований для признания ветераном труда. Награждение медалями "За отличие в службе" осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Приказом МВД России от 05.07.2002 N 641, в силу которого награждение медалью производится следующими лицами:
- Министром внутренних дел РФ;
- лицами, которым разрешено увольнение начальствующего состава в запас и отставку;
- заместителем Министра - главнокомандующим внутренними войсками МВД России - военнослужащих.
Таким образом, награждение медалью сотрудников МВД России может производиться как непосредственно по распоряжению Министра внутренних дел РФ, так и лицами, которым в соответствии с их компетенцией разрешено увольнение начальствующего состава в запас и отставку (то есть прямыми начальниками).
Согласно удостоверению к медали МВД России «За отличие в службе» прапорщик милиции Колесников С.В. приказом УВД <адрес> № л/с от ДД.ММ.ГГГГ награжден указанной медалью.
Начальник управления МВД России такими полномочиями наделен (подп. "б" п. 4.6 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утв. Приказом МВД РФ от 14.12.99 N 1038), в связи с чем он, издавая приказы о награждении, действовал в рамках своей компетенции, на основании полномочий, делегированных ему МВД России.
Таким образом, медаль МВД России "За отличие в службе" Ш степени относится к ведомственным знакам отличия в труде, что не отрицалось ответчиком.
В постановлении от 03.06.2004 года №11-П по делу о проверке конституционности положений п.п. 10,11 и 12 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Конституционный суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой соблюдение в сфере пенсионного обеспечения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). По убеждению суда, данная правовая позиция может быть распространена на отношения по поводу присвоения звания «Ветеран труда» и применима при рассмотрении настоящего дела. Конституционный Суд РФ также неоднократно указывал, что государство не может произвольно уменьшать обусловленный определенным статусом лицу, связанным с выполнением им публичных обязательств перед государством, объем социальных гарантий. Изменение ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, предсказуемость политики в социальной сфере (постановление от 24 мая 2001 года №8-П, определение от 04 апреля 2006 года №89-О, определение от 08 февраля 2007 года №321-О-П).
Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для них прав, приобретенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2,18,19 (часть 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
По вышеприведенным доводам отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» в присвоении Колесникову С.В. звания «Ветеран труда» нельзя признать законным, обоснованным, поэтому заявленный иск подлежит удовлетворению
Согласно расписке-уведомлению заявление и документы гр. Колесников С.В. на присвоение звания «Ветеран труда» приняты ДД.ММ.ГГГГ
Из паспорта <данные изъяты>, выданного А. РОВД Т. области ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Колесников С.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
По вышеприведенным доводам отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» в присвоении Колесникову С.В. звания «Ветеран труда» нельзя признать законным, обоснованным, поэтому заявленный иск подлежит удовлетворению
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Колесникова С.В. о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на получение указанного звания и его присвоение удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» присвоить Колесникову С.В. звание «Ветеран труда».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месячного срока через Одоевский районный суд.
Судья