Дело №а-83/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 05 июля 2019 года
Кривошеинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дутова О.А.,
при секретаре ФИО7,
с участием представителя административного истца –
помощника прокурора <адрес> ФИО8,
представителя административного ответчика –
Главы ФИО6 сельского поселения ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия ФИО4 сельского поселения и обязании обеспечить выполнение противопожарных мер, направленных на защиту населенных пунктов поселения от пожаров,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия ФИО4 сельского поселения, выразившемся в непринятии мер пожарной безопасности, обязании ответчика обеспечить выполнение следующих противопожарных мер:
произвести очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов полосы шириной не менее 10 метров от леса, отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером от территории, прилегающей к лесу в <адрес>;
сделать площадки с твердым покрытием размером 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на территории естественных водоисточников, расположенных по координатам 57°21"33.7"N 83°28"55,9"E и 57°22"21,0"N 83°28"37,4"E, а также возле водонапорных башен, расположенных возле жилых домов по <адрес> в <адрес>;
провести проверку работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения в <адрес>, составить акты таких проверок;
закрепить за пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной для тушения пожаров в <адрес>, моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике;
обеспечить водонапорные башни в <адрес> возле жилых домов по <адрес> автономными резервными источниками энергоснабжения для обеспечения бесперебойного энергоснабжения;
установить наружное освещение водонапорной башни по <адрес> в <адрес>;
привести в соответствие с требованиями законодательства расстояния в свету между гидрантом и верхом обечайки в <адрес> на пожарных гидрантах по <адрес> не менее 100 мм.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О противопожарном режиме», Свод правил СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, и указал, что нарушение требований названных нормативных правовых актов были выявлены во время проведения проверки на территории ФИО4 сельского поселения, которая не приняла необходимых противопожарных мер по обеспечению пожарной безопасности поселения и объектов муниципальной собственности.
Административный истец указал, что им заявлены исковые требования в защиту неопределенного круга лиц, поскольку ФИО2 сельского поселения установленных требований пожарной безопасности, создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, делает невозможным своевременное тушение возникающих пожаров, что приводит к их распространению на другие объекты.
В ходе судебного заседания административный истец дважды уточнял исковые требования, при этом представитель административного истца пояснил, что до судебного заседания ФИО4 сельского поселения устранила часть нарушений, выявленных в ходе проверки, поэтому прокурор просит признать незаконным бездействие ФИО4 сельского поселения, выразившееся в непринятии мер пожарной безопасности, и ФИО3 Кривошеинского сельского поселения, с учетом последнего уточнения, обеспечить выполнение следующих противопожарных мер:
сделать площадки с твердым покрытием размером 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на территории естественных водоисточниках, расположенных по координатам 57°21"33.7"N 83°28"55,9"E и 57°22"21,0"N 83°28"37,4"E, а также возле водонапорных башен, расположенных возле жилых домов по <адрес> в <адрес>;
закрепить за пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной для тушения пожаров в <адрес>, моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике;
привести в соответствие с требованиями законодательства расстояния в свету между гидрантом и верхом обечайки в <адрес> на пожарных гидрантах по <адрес> не менее 100 мм.
В остальной части от первоначальных требований административный истец отказался в связи с добровольным устранением их административным ответчиком на момент рассмотрения дела в суде.
С учетом пожароопасного периода устранение данных нарушений в настоящее время особо актуально, поэтому административный истец просит обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель административного ответчика – Глава ФИО6 сельского поселения ФИО9, с учетом измененных требований прокурора, не признал исковые требования, в письменных возражениях указал, что не согласен с требованием сделать площадки с твердым покрытием размером 12x12 для установки пожарных автомобилей и забора воды на естественных водоисточниках, расположенных по координатам 57°21"33.7"N 83°28"55,9"E и 57°22"21,0"N 83°28"37,4"E, а также возле водонапорных башен, поскольку полагает, что условия для забора в любое время года воды из водонапорных башен имеются ввиду наличия к ним подъезда. К естественным водоисточникам оборудовать площадку 12x12 не представляется возможным ввиду особенностей рельефа местности, вместе с тем установка пожарной техники возможна на проезжей части на месте дорожного полотна, которое является твердым покрытием. Требование обустройства площадки с твердым покрытием размером 12x12 по отношению к водонапорным башням является необоснованным, так как такое требование предъявляется лишь к естественным или искусственным водоисточникам, что следует из абзаца 2 пункта 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О противопожарном режиме» (далее по тексту- Правила), пунктом 9.4. «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту- СП 8.13130.2009), в обоих случаях речь идет про обустройства площадки 12x12 по отношению к водоемам, естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.).
Относительно требования закрепить за пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной, переоборудованной для тушения пожаров в <адрес> моториста, прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике указал, что Правила содержат требования к руководителям организаций в общем массиве всех существующих в Российской Федерации видов и форм юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это, в частности, следует из пункта 1, 2 Правил. Также в пункте 2 Правил говорится о том, что в соответствии с Правилами должна быть утверждена инструкция о пожарной безопасности, согласно данной инструкции и должны быть установлены те меры, которые должны предприниматься в организации с целью пожаротушения. Данная позиция подтверждается в частности тем, что в Правилах содержатся и иные требования к руководителям организаций по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты. На территории села Малиновка отсутствует пожарная мотопомпа и техника. Отсутствуют работники, которых можно было бы обучить. Мотопомпа имеющиеся в <адрес> предназначена для целей водоснабжения и передана по договору аренды ресурсоснабжающей организации.
Относительно нарушения привести в соответствие с требованиями законодательства расстояния в свету между гидрантом и верхом обечайки в <адрес> на пожарных гидрантах по <адрес> не менее 100 мм, указал, что данные правоотношения регулируются пунктом 55 Правил. Требование о необходимости обеспечить расстояние в свету между гидрантом и верхом обечайки не менее 100 мм, установлено пунктом 8.9. Свода правил СП 8.13130.2009. Однако, пунктом 1.1. Свода правил «СП 8.13130.2009 установлено, что данные правила являются документом добровольного применения, следовательно, решение суда не может быть основано на данном документе.
В судебном заседании представитель административного ответчика также возражал против удовлетворения требований прокурора, ссылаясь на те же доводы, что и в письменных возражениях. Дополнительно пояснил, что часть выявленных в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности нарушений к настоящему времени устранены. Численность населения <адрес> превышает 50 человек, но менее 5000 человек. В отношении требования закрепить за пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной для тушения пожаров в <адрес>, моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике, дополнительно пояснил, что на территории <адрес> отсутствует официально созданная добровольная пожарная дружина, которой можно было передать имеющуюся у ФИО4 сельского поселения мотопомпу. К тому же на территории <адрес> пройти обучение для работы на мотопомпе невозможно, так как специализированные организации не оказывают такую услугу.
В отношении требования привести в соответствие с требованиями законодательства расстояния в свету между гидрантом и верхом обечайки в <адрес> на пожарных гидрантах по <адрес> не менее 100 мм дополнительно пояснил, что меры к устранению данного нарушения по обустройству пожарных гидрантов в <адрес> уже приняты, сдвинута плита с колодцем, тем самым увеличено расстояние между гидрантом и верхом обечайки, представил в подтверждение фотоснимки данных колодцев с пожарными гидрантами. Однако каких-либо доказательств того, соответствует ли данное расстояние требованиям п. 8.9 СП 8.13130.2009, в настоящее время представить не может.
Также представитель административного ответчика выразил несогласие в части немедленного исполнения решения суда, пояснив, что в случае удовлетворения судом заявленных требований, для устранения нарушений потребуется определенное время, в том числе, на планирование бюджетных средств, что связанно с отсутствием финансирования данных мероприятия в текущем финансовом году, в связи с чем просил срок исполнения решения суда указать до мая 2020 года.
Суд, изучив доводы административного истца и административного ответчика, исследовав письменные доказательства, выслушав показания свидетелей, приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 20 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь.
Частью первой статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно положениям пункта 9 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.9 ч.1 ст.8 Устава Муниципального образования «ФИО6 сельское поселение» обеспечение первичных мер пожарной безопасности относится к вопросам местного значения сельского поселения.
На основании п.1 ч.3 ст.24 Устава Муниципального образования «ФИО6 сельское поселение» указанные полномочия осуществляет ФИО4 сельского поселения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В статье 3 вышеприведенного Федерального закона указано, что система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 63 указанного Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами и иные меры.
Согласно положениям ст. 62 Федерального закона № 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек.
В соответствии со статьёй 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Согласно пункту 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - ППР) на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В силу п. 80 ППР органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
В соответствии с п. 55 ППР (в ред. постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.
В соответствии с п. 9.4 СП 8.13130.2009 водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
Согласно п.69 ППР руководитель организации за каждой пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров, организует закрепление моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике.
На основании п.8.9 СП 8.13130.2009 при определении размеров колодцев минимальные расстояния до внутренних поверхностей колодца надлежит принимать: расстояние в свету между гидрантом и верхом обечайки – не менее 100 мм.
Таким образом, системное толкование вышеназванных норм предусматривает возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности.
В судебном заседании установлено, что в период с 16 по ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО13 с участием специалиста по ЖКХ, ГО и ЧС ФИО4 сельского поселения ФИО11 на основании поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации проведена внеплановая проверка требований пожарной безопасности на территории <адрес> в отношении ФИО4 сельского поселения, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в частности:
в нарушение требований ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ч.3 ст.62, ст.63, ч.1 и ч.4 ст.68 Федерального закона № 123-ФЗ, п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ, п.80 ППР, п. 9.4 Свода правил СП 8.131130.2009 на территории населенного пункта ФИО6 сельского поселения – в <адрес> на естественных водоисточниках не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, а также не созданы условия для забора воды пожарной техникой в любое время года из водонапорных башен. Не устроены подъезды с площадками с твердым покрытием размером 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
в нарушение требований п.69 ППР за пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров, не закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку для работы на указанной технике;
в нарушение требований ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ч.3 ст.62, ст.63, ч.1 и ч.4 ст.68 Федерального закона № 123-ФЗ, п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ, п.55 ППР, п.8.9 СП 8.131130.2009 на территории населенного пункта ФИО6 сельского поселения – в <адрес> у пожарных гидрантов по <адрес> расстояние в свету между гидрантом и верхом обечайки составляет менее 100 мм, а именно – 20 мм и 50 мм.
Факт выявления названных нарушений подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 6-9); письменными объяснениями главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ОНДиПР <адрес> ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-16).
Предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ срок обращения в суд со дня выявления данных нарушений, прокурором не был нарушен.
Законность проведения проверки подтверждается представленными ОНДиПР <адрес> копиями следующих документов: поручения заместителя председателя Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ о проведении в апреле-мае 2019 года внеплановых выездных проверок соблюдения требований пожарной безопасности, в том числе, в населенных пунктах, имеющих общую границу с лесными участками (л.д. 27); письма врио заместителя Министра МЧС ФИО10 Кобзева начальникам главных управлений МЧС России по субъектам РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации поручения Правительства РФ» (л.д. 28); распоряжения начальника ОНДиПР <адрес> ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ФИО4 сельского поселения с целью осуществления контроля за подготовкой органов местного самоуправления к пожароопасному сезону. Проведение проверки поручено главному государственному инспектору <адрес> по пожарному надзору ФИО12 и государственному инспектору <адрес> по пожарному надзору ФИО13 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которое объявлено под подпись Главе СП ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-32).
По результатам проведенной проверки Главе ФИО6 сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ вручено предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в котором указаны те же нарушения, что и в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, и указаны сроки их устранения – до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33-36).
Из ответа Главы ФИО6 сельского поселения на запрос начальника ОНДиПР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что часть нарушений, указанных в предписании, устранены. В отношении обустройства площадок размером 12х12 метров для забора воды из естественных и искусственных водоисточников на территории объекта защиты и вблизи него, Глава поселения выразил несогласие с данным пунктом предписания, поскольку считает, что отсутствует законодательное закрепление данной обязанности за ФИО5 сельских поселений. В отношении исполнения п.69 ППР о закреплении руководителем организации за каждой пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров, моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике, в ответе на предписание указано, что в <адрес> создана пожарная дружина, у которой отсутствует пожарная мотопомпа. Мотопомпа в <адрес> для пожарных нужд не используется, а передается в аренду организации, выигравшей конкурс по аренде жилищно-коммунального комплекса. По пункту предписания об устранении нарушений по пожарным гидрантам в ответе указано, что по результатам проведенного Главой ФИО6 сельского поселения обследования пожарных гидрантов в <адрес>, описанных нарушений не установлено. Также данное нарушение не фиксировалось при проведении проверки, о чем свидетельствует работник ФИО5 ФИО11 (л.д. 41-42).
В обоснование возражений на требование о закреплении обученного лица за пожарной мотопомпой, представитель административного ответчика представил копию договора аренды объектов коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства (объекты водоснабжения), находящихся в муниципальной собственности муниципального образования ФИО6 сельское поселение № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между административным ответчиком и ООО «Комплексное Строительно-Монтажное Управление» (ООО «КСМУ») на срок 10 лет, согласно Приложению 1 к которому арендатору, наряду с другим муниципальным имуществом (объекты водоснабжения), передана мотопомпа «RobinPTQ 210», 2013 года выпуска, в количестве 1 штука, балансовой стоимостью 21150 рублей, расположенная по <адрес> в <адрес> (котельная) (л.д. 54-71).
Согласно переписке Главы ФИО6 сельского поселения с организациями <адрес>, осуществляющими обучение в сфере пожарной безопасности, такие организации, как Автономная некоммерческая организвация дополнительного образования «Томский учебный центр», ООО «СППБ «Крастек» не проводят специальное обучение (подготовку) для работы на пожарной мотопомпе (технике) (л.д. 77, 78, 81).
Из ответа врио начальника ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на запрос Главы ФИО6 сельского поселения следует, что для решения вопроса об обучении моториста пожарной мотопомпы ФИО4 сельского поселения необходимо создать подразделение добровольной пожарной охраны и направить добровольных пожарных в ПСЧ-7 ФГКУ «3 отряд ФПС по <адрес>» для прохождения обучения в части, касающейся обучения мотористов по программе «Подготовка специалистов добровольных пожарных команд по использованию и обслуживанию пожарных мотопомп (мотористы)». По окончании обучения членам подразделения ДПО будут выданы соответствующие документы (л.д. 79, 80).
На представленных представителем административного ответчика фотографиях видны два пожарных гидранта, смещенных относительно центра колодца (л.д. 82, 83).
Из ответа государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО13 прокурору <адрес> следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов сотрудниками ОНДиПР <адрес> был осуществлен выезд в <адрес> ФИО6 сельского поселения на предмет установления исполнения ранее выявленных нарушений требований пожарной безопасности. В ходе обследования установлено, что по <адрес> расстояние между пожарным гидрантом и краем колодца (обечайки) составляет 70 мм, по <адрес> – 90 мм (л.д. 84).
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей главный государственный инспектор <адрес> по пожарному надзору ФИО12 и государственный инспектор <адрес> по пожарному надзору ФИО13 в судебном заседании пояснили, что в ФИО6 сельском поселении в апреле 2019 года ФИО13 проводилась внеплановая проверка исполнения противопожарного законодательства, в ходе которой были выявлены нарушения. В адрес поселения было вынесено предписание. По предписанию был предоставлен срок для устранения нарушений – до ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетель ФИО12 также показал, что когда составлялся акт проверки и предписание, где указывалось нарушение по мотопомпе и технике, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров, имелась ввиду сама мотопомпа. Другая техника, в том числе пожарный автомобиль, который есть у ФИО4 сельского поселения, здесь не имелся виду. Мотопомпа ни за кем не закреплена, и кто ей будет пользоваться во время пожара, не понятно. Если эта мотопомпа не числится в поселении, то эти требования не подлежат исполнению. Так как в населенном пункте имеется один пожарный автомобиль и его емкость не большая, то необходима мотопомпа. Если ее нет, то необходимо ее приобретать.
Свидетель ФИО13 дополнительно показал, что когда им проводилась проверка, в пожарной машине находилась мотопомпа. Ей пользовались во время пожара в 2018 году. За 2018 год в <адрес> было 4 пожара. И, в основанном, изначально тушением пожара занимались добровольцы. В пожарной машине есть все приспособления для мотопомпы. Мотопомпа необходима, чтобы забирать из наружного естественного источника воду в отдаленности от 200 метров.
Проанализировав доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашло подтверждение ФИО2 сельского поселения установленных требований законодательства о пожарной безопасности, что нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия жизни на территории поселения.
ФИО2 сельского поселения установленных требований законодательства о пожарной безопасности создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку делает невозможным своевременное тушение возникающих пожаров и может повлечь гибель населения и имущества от пожаров.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО4 сельского поселения на момент рассмотрения настоящего дела:
не обустроила в <адрес> на естественных водоисточниках подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
не привела расстояние в свету между гидрантом и верхом обечайки у пожарных гидрантов по <адрес> в <адрес> в соответствие с требованиями действующего законодательства о пожарной безопасности.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, и признано административным истцом, что на момент рассмотрения дела в суде ответчиком были исполнены добровольно требования прокурора в части: очистки от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов полосы шириной не менее 10 метров от леса, отделении леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером от территории, прилегающей к лесу в <адрес>;
проведения проверки работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения в <адрес>, составления актов таких проверок;
обеспечения водонапорных башен в <адрес> возле жилых домов по <адрес> автономными резервными источниками энергоснабжения для обеспечения бесперебойного энергоснабжения;
установления наружного освещения водонапорной башни по <адрес> в <адрес>.
В связи с отказом в судебном заседании административного истца от поддержания названных требований, отдельным определением суда в данной части производство по делу прекращено.
В отношении требования прокурора сделать площадки с твердым покрытием размером 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года возле водонапорных башен, расположенных возле жилых домов по <адрес> в <адрес>, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных действующим законодательством оснований для его удовлетворения по следующим причинам.
В соответствии с п. 80 ППР органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Согласно п. 9.4 Свода правил СП 8.13130.2009 водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей в любое время года.
Таким образом, из приведенных норм права не вытекает обязанность административного ответчика по оборудованию подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года от водонапорных башен. Названными требованиями на ФИО5 поселения возлагается только обязанность по созданию условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, к которым относятся и водонапорные башни, как часть наружной системы водоснабжения.
Что касается требования прокурора о закреплении за пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной для тушения пожаров в <адрес>, моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике, в судебном заседании было установлено, что на основании договора аренды объектов водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ № указанная мотопомпа передана ресурсоснабжающей организации на 10 лет для целей оказания услуг водоснабжения и проведения ремонтных работ на водопроводных сетях. То есть на момент проверки, проводившейся в период с 16 по ДД.ММ.ГГГГ, данная мотопомпа уже была передана арендатору – ООО «КСМУ». Нахождение ее на момент проверки на пожарной машине, как следует из показаний свидетеля ФИО13, не свидетельствует о том, что она не находилась в пользовании арендатора, руководитель которого в силу требований, предъявляемых законодательством о пожарной безопасности, также ФИО3 обеспечить необходимые меры по охране переданных ему объектов коммунальной инфраструктуры от пожаров.
Таким образом, требования п.69 ППР о закреплении руководителем организации за пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров, моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике, предъявлено к ФИО4 сельского поселения необоснованно и не подлежит удовлетворению.
В остальной части исковые требования прокурора, с учетом их уточнения, подлежат удовлетворению.
Суд не соглашается с доводами представителя административного ответчика о том, что в силу п. 1.1 СП 8.13130.2009 данный подзаконный правовой акт не может быть положен в основу решения суда, поскольку является нормативным документом добровольного применения, и требования прокурора, основанные на данном подзаконном акте, являются незаконными и не подлежат удовлетворению. Данное обстоятельство, по мнению суда, не свидетельствует о том, что орган местного самоуправления не должен исполнять свои обязанности, возложенные на него действующим законодательством и принять все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности.
Данный вывод суда основан на комплексном толковании приведенных правовых норм, и положении ч.1 ст.6 Федерального закона № 123-ФЗ, которой предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с ч.3 ст.6 Федерального закона № 123-ФЗ при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется.
Поскольку административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих проведение им расчетов пожарного риска, то при оценке обеспечения ответчиком первичных мер пожарной безопасности, в отношении него подлежит применению требования п.2 ч.1 ст.6 Федерального закона № 123-ФЗ, предусматривающие в полном объеме выполнение требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности, принятыми во исполнение Законов о пожарной безопасности, в том числе и Сводом правил СП 8.13130.2009.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), ФИО3 устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
В соответствии со ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном федеральным законом.
Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Административный истец, учитывая повышенную общественную значимость, наступление пожароопасного сезона, просит решение суда обратить к немедленному исполнению.
В силу ч. 2 ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Суд считает, что требования прокурора, не требующие значительных финансовых затрат и времени, и имеющие первоочередное значение для обеспечения пожарной безопасности населения и имущества ФИО6 сельского поселения, а именно: привести в соответствие с требованиями законодательства расстояние в свету между гидрантом и верхом обечайки в <адрес> на пожарных гидрантах по <адрес> не менее 100 мм, подлежат немедленному исполнению.
Для выполнения других мероприятий необходимо исходить из разумных сроков исполнения решения суда.
Учитывая принципы разумности и достаточности, с учетом баланса интересов административного истца, действующего в интересах неопределенного круга лиц, и административного ответчика, являющегося органом местного самоуправления, призванным обеспечить выполнение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования, а так же необходимость принятия конкретных мер по исполнению решения суда в возможно кратчайшие сроки для обеспечения защиты жизни, здоровья граждан и имущества от пожаров, для исполнения решения суда в части обустройства площадок с твердым покрытием (пирсов) размером 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на естественных водоисточниках, распложенных по координатам 57°21"33.7"N 83°28"55,9"E и 57°22"21,0"N 83°28"37,4"E, суд считает разумным и достаточным срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 188, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ФИО4 сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности.
ФИО3 сельского поселения обеспечить выполнение следующих противопожарных мер:
- сделать площадки с твердым покрытием (пирсы) размером 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на естественных водоисточниках, распложенных по координатам 57°21"33.7"N 83°28"55,9"E и 57°22"21,0"N 83°28"37,4"E в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- привести в соответствие с требованиями законодательства расстояние в свету между гидрантом и верхом обечайки в <адрес> на пожарных гидрантах по <адрес> не менее 100 мм.
В соответствии со ст.188 КАС РФ обратить настоящее решение к немедленному исполнению в части требования привести в соответствие с требованиями законодательства расстояние в свету между гидрантом и верхом обечайки в <адрес> на пожарных гидрантах по <адрес> не менее 100 мм.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кривошеинский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Председательствующий: подпись О.А. Дутов
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись О.А. Дутов
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья О.А. Дутов
Секретарь ФИО7