Дело №2-121/2022
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
21 апреля 2022 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Григорашенко О.В.,
при секретаре Алагаевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Дубны Московской области, выступающего в интересах Левитченковой Эльвиры Геннадьевны, к Администрации городского округа Дубна Московской области о признании незаконным бездействия, выражающегося в непринятии мер по проведению работ по реконструкции многоквартирного дома <адрес>, и обязании выполнить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Дубны Московской области обратился в суд в защиту интересов Левитченковой Э.Г. с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к Администрации г.Дубны Московской области о признании незаконным бездействия, выражающегося в непринятии мер по проведению работ по реконструкции многоквартирного дома <адрес>, и обязании выполнить определенные действия.
В обоснование своих требований прокурор ссылается на следующие обстоятельства.
Прокуратурой города по обращению Левитченковой Э.Г. проведена проверка в деятельности Администрации г.о.Дубна по соблюдению требований жилищного законодательства в отношении признанного аварийного многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
В апреле – июне 2018 года в связи с жалобами жителей дома <адрес> о появлении трещин на стенах данного многоквартирного дома Межведомственной комиссией проведено обследование дома, по результатам которого Постановлением Администрации г.о.Дубна от 22.08.2018 года № многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Однако прокуратурой было выявлено, что в состав межведомственной комиссии не были включены представители органов Роспотребнадзора и органов регионального жилищного надзора. В связи с чем, 18.04.2019г. Главе г.о. Дубна внесено представление.
10 июня 2019 года Межведомственной комиссией проведено повторное обследование многоквартирного дома <адрес>, согласно которому дом признан аварийным и подлежащим реконструкции.
В связи с бездействием Администрации г.о.Дубна в части принятия решения о признании МКД <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции прокуратурой города 14.11.2019г. в адрес Главы г.о.Дубна внесено представление. По результатам рассмотрения Постановлением Администрации г.о. Дубна № от 09.12.2019 признан аварийным и подлежащим реконструкции 188 квартирный жилой дом по адресу: <адрес>.
По указанному МКД Постановлением Правительства Московской области от 30.07.2019 №462/25 «О предоставлении средств резервного фонда Правительства Московской области» из резервного фонда Правительства Московской области городскому округу Дубна предоставлены для использования в 2019 году на непредвиденные расходы 172 654 160 рублей на безвозмездной и безвозвратной основе на реконструкцию и проведение работ по защите здания от сверхнормативных деформаций по технологии компенсационного нагнетания, многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
30.12.2019г. между ответчиком и ООО «Группа компаний «Капиталстрой» заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по реконструкции и защите здания от сверхнормативных деформаций компенсационного нагнетания многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, общей стоимостью 166 356 067,33 руб. Работы по муниципальному контракту со стороны ООО «Группа компаний «Капиталстрой» были выполнены и приняты Администрацией в 2020 году.
В целях обследования технического состояния несущих и ограждающих строительных конструкций 1 подъезда данного МКД, а также консолидированного грунтового массива на предмет определения их работоспособного состояния после проведения работ по укреплению грунтового основания под жилым домом, только 24.02.2021 Комитетом по управлению имуществом города Дубна и ООО «Экспертно-Консультационный центр «ТехЭкспертиза» заключен муниципальный контракт №. Технический отчет по результатам обследования строительных конструкций и оснований фундаментов МКД выполнен в марте 2021 года.
В ходе проверки деятельности ответчика в апреле 2021 года выявлены нарушения требований жилищного законодательства в части не проведения Межведомственной комиссией осмотра жилого помещения с составлением акта обследования после проведения работ (1 этапа), а также не принятия решения межведомственной комиссией по итогам проведенных работ (1 этапа).
По выявленным нарушениям Главе г.о.Дубна 11.05.2021г. прокурором города внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, и только 04.06.2021г. МКД дома с составлением акта обследования, согласно которого для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания необходимо разработать проектную документацию по усилению несущих и ограждающих конструкций здания силами специализированной организации, в последующем провести восстановительные работы для приведения строительных конструкций в работоспособное состояние.
По заключению межведомственной комиссии № от 04.06.2021 г. многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции, после проведенного 1 этапа работ и необходимости проведения второго этапа работ и усилению строительных конструкций здания.
Постановлением Администрации г.о.Дубна № от 05.07.2021г. многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Решением Совета депутатов городского округа Дубна от 22.07.2021г. внесены изменения в решение Совета депутатов городского округа Дубна от 24.12.2020 г. № РС6-21(26)-148/47 «О бюджете города Дубны на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», а именно о выделении из резервного фонда Администрации городского округа 3 млн. рублей на финансирование проектно-изыскательских работ по МКД (<адрес>).
В ходе проведенной прокуратурой города проверки установлено, что несмотря на внесенные прокурором представления Главе г.о.Дубна от 12.07.2021г. и 21.10.2021г., до настоящего времени процедура закупки на проектно-изыскательские работы не осуществлена, механизм проведения реконструкции аварийного многоквартирного дома ответчиком в течение более полугода не выработан.
Учитывая изложенное, прокурор г.Дубны обратился в суд с настоящим иском, заявив требования о признании бездействия Администрации незаконным и обязании в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по реконструкции МКД <адрес>.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования и в окончательной редакции они выглядят следующим образом:
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Дубна Московской области, выразившееся в непринятии мер по проведению работ по реконструкции многоквартирного дома <адрес>;
Обязать Администрацию городского округа Дубна Московской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать выполнение комплексного детально-инструментального обследования несущих, ограждающих конструкций и инженерных коммуникаций здания и грунтового основания с целью оценки их фактического технического состояния, составления ведомости дефектов и дальнейшего определения проектных решений (подъём, усиление) для эксплуатационной пригодности сооружения;
3. Обязать Администрацию городского округа Дубна Московской области в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать разработку проекта восстановительно-ремонтных работ многоквартирного дома <адрес>;
4. Обязать Администрацию городского округа Дубна Московской области в течение 24 месяцев с момента получения проекта восстановительно-ремонтных работ, провести работы по реконструкции многоквартирного дома <адрес>
Прокурор, участвующий в деле, Пискарева В.Ю. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.
Истец Левитченкова Э.Г. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, доказательств уважительности причин своей неявки не представила, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляла. Суд с учетом положений ч.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Представитель ответчика Королева В.С., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и дорожную карту по МКД <адрес>. В ранее состоявшихся заседаниях поясняла, что Администрацией предпринимаются меры к реконструкции дома.
Ознакомившись с доводами иска, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами право на жилище и его безопасность.
Согласно п. п. 6 и 8 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют региональный государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 15 ЖК РФ).
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее- Положение).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Постановлением Администрации г.о.Дубна от 22.08.2018 г. <адрес> многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции (л.д.12-13).
Между тем, прокуратурой города было выявлено, что в состав межведомственной комиссии не были включены представители органов Роспотребнадзора и регионального жилищного надзора, как того требует п.7 Положения. По данному факту прокуратурой города Главе г.о.Дубна 18.04.2019г. внесено представление (л.д.14-16).
10 июня 2019 года Межведомственной комиссией проведено повторное обследование многоквартирного дома <адрес>, согласно которому дом признан аварийным и подлежащим реконструкции.
В нарушение требований п.49 Положения, устанавливающего, что орган местного самоуправления должен принять решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, в течение 30 календарных дней со дня получения заключения межведомственной комиссии, ответчик в установленный срок решение не принял. В связи с чем, прокуратурой города 15.11.2019 г. в адрес ответчика вновь было внесено представление (л.д.17-19).
Реакцией на представление прокурора явилось издание Постановления № от 09.12.2019, согласно которому многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции (л.д.21-22).
30 декабря 2019г. между Администрацией г.о.Дубна и ООО «Группа компаний «Капиталстрой» заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по реконструкции и защите здания от сверхнормативных деформаций компенсационного нагнетания многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, общей стоимостью 166 356 067,33 руб.
24 августа 2020 года издано Постановление №108ПА-529 «О сроках отселения жителей первого подъезда многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>», согласно которому жители первого подъезда отселялись до 15.11.2020 г. в связи с началом основного этапа проведения неотложных работ по реконструкции дома (л.д.23-24).
В дальнейшем в указанный нормативный акт вносились изменения в части сроков отселения: Постановление от 09.11.2020 г. №108ПА-749 – до 20.12.2020 г.; Постановление от 30.12.2020 г. №108ПА-922 – до 30.01.2021 г.; Постановление от 19.03.2021 г. №108ПА-181 – до 10.04.2021 г.; (л.д.25-26,27,31).
Работы по муниципальному контракту со стороны ООО «Группа компаний «Капиталстрой» были выполнены и приняты Администрацией в 2020 году.
Как указывает прокурор, ответчик лишь 24.02.2021г. заключил с ООО «Экспертно-Консультационный центр «ТехЭкспертиза» муниципальный контракт № в целях обследования технического состояния несущих и ограждающих строительных конструкций первого подъезда данного многоквартирного жилого дома, а также консолидированного грунтового массива на предмет определения их работоспособного состояния после проведения работ по укреплению грунтового основания под жилым домом, только.
Технический отчет по результатам обследования строительных конструкций и оснований фундаментов МКД <адрес>, ООО «Экспертно-Консультационный центр «ТехЭкспертиза» выполнен в марте 2021 года (л.д.32-37).
Вместе с тем, прокуратурой города вновь выявлено бездействие ответчика - Межведомственной комиссией городского округа Дубна не проведен осмотр жилых помещений с составлением акта обследования после проведения первого этапа работ по реконструкции дома, а также комиссией не составлено заключение.
11 мая 2021 года прокурором города в связи с выявленными нарушениями в адрес ответчика направлено представление (л.д.38-40), результатом которого явилось проведение 04.06.2021 г. осмотра и составление межведомственной комиссией заключения № от 04.06.2021 г. (л.д.42-45, 46-48).
На основании заключения межведомственной комиссии № от 04.06.2021 многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции, что подтверждается Постановлением Администрации г.о.Дубна № от 05.07.2021г. (л.д.49-50).
12 июля 2021 года прокуратурой города в адрес ответчика внесено еще одно представление об устранении нарушений, согласно которому прокуратурой города выявлено, что Администрацией вопрос о выделении денежных средств для проведения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по усилению конструкций дома по второму этапу не решен (л.д.51-53).
Решением Совета депутатов городского округа Дубна от 22.07.2021г. внесены изменения в решение Совета депутатов городского округа Дубна от 24.12.2020 г. № РС6-21(26)-148/47 «О бюджете города Дубны на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», а именно о выделении из резервного фонда Администрации городского округа 3 млн. рублей на финансирование проектно-изыскательских работ по МКД <адрес>.
Но и после получения денежных средств ответчиком по состоянию на 21.10.2021 г. не организованы торги на проведение проектно-изыскательских работ, в связи с чем прокурором города 21.10.2021 г. в адрес ответчика внесено представление (л.д.54-57).
Таким образом, совокупностью исследованных судом доказательств подтверждается бездействие ответчика по принятию мер по реконструкции многоквартирного дома; только после прокурорского реагирования ответчиком выполнялись возложенные на него законом функции, но и такие действия суд расценивает как исполнение актов прокурорского реагирования и нежелание самостоятельно исполнять требования норм действующего жилищного законодательства РФ.
Только после обращения прокурора в суд (24.12.2021г.) ответчиком 18 февраля 2022 года заключен муниципальный контракт № с ФГБОУВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет», предметом которого является анализ состояния несущих и ограждающих конструкций МКД <адрес>.
21 марта 2022 года ФГБОУВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» составлено научно-техническое заключение, согласно которого (пункты 8 и 10 раздела 8):
- в результате выполненных работ по анализу и оценке предоставленных материалов (включая результаты технического обследования, заключение эксперта, экспертное заключение, показания автоматизированной системы мониторинга, результаты геодезических наблюдений, а также выезда на объект для визуального освидетельствования дефектов сооружения), эксперты считают возможным признание аварийной секции № жилого дома пригодной к дальнейшей эксплуатации только после выполнения комплекса проектно-изыскательских работ, включающих в себя детальное обследование конструкций здания и грунтового основания, и принятия решения по результатам его реализации о возможности и необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ;
- до начала разработки проекта восстановительно-ремонтных работ строго необходимо выполнить комплексное детально-инструментальное обследование несущих, ограждающих конструкций и инженерных коммуникаций здания и грунтового основания с целью оценки их фактического технического состояния, составления ведомости дефектов и дальнейшего определения проектных решений (подъём, усиление) для эксплуатационной пригодности сооружения.
На основании указанного заключения ответчиком выработана дорожная карта, в которой указаны сроки выполнения как подготовительных, так и основных работ по реконструкции МКД <адрес>.
В целях недопущения дальнейшего бездействия Администрации г.о.Дубна, затягивания сроков по реконструкции дома и нарушения жилищных прав жителей данного МКД, суд считает необходимым удовлетворить уточненные исковые требования прокурора с указанием срока и вида действий, который обязан выполнить ответчик.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Дубны Московской области, выступающего в интересах Левитченковой Эльвиры Геннадьевны, к Администрации городского округа Дубна Московской области о признании незаконным бездействия, выражающегося в непринятии мер по проведению работ по реконструкции многоквартирного дома <адрес>, и обязании выполнить определенные действия - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Дубна Московской области, выразившееся в непринятии мер по проведению работ по реконструкции многоквартирного дома <адрес>.
Обязать Администрацию городского округа Дубна Московской области в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать выполнение комплексного детально-инструментального обследования несущих, ограждающих конструкций и инженерных коммуникаций здания и грунтового основания с целью оценки их фактического технического состояния, составления ведомости дефектов и дальнейшего определения проектных решений (подъём, усиление) для эксплуатационной пригодности сооружения.
Обязать Администрацию городского округа Дубна Московской области в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать разработку проекта восстановительно-ремонтных работ многоквартирного дома <адрес>
Обязать Администрацию городского округа Дубна Московской области в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента получения проекта восстановительно-ремонтных работ провести работы по реконструкции многоквартирного дома <адрес>
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Решение изготовлено в окончательной форме 25 апреля 2022 года.
Судья