Дело № 2-111/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 августа 2017 года с.Коса
Косинский районный суд Пермского края
в составе:
председательствующего судьи Мининой С.Н.,
при секретаре Истоминой Н.С.,
с участием:
заместителя прокурора Косинского района Якимова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ФИО1 <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению ФИО1 сельского поселения о возложении обязанности произвести техническую паспортизацию автомобильных дорог,
у с т а н о в и л:
Прокурор ФИО1 <адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проверки соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности установлено, что автомобильные дороги в <адрес> ФИО1 <адрес> расположены в границах ФИО1 сельского поселения, включены в перечень автомобильных дорог уличной дорожной сети в населенных пунктах ФИО1 сельского поселения. ФИО1 сельского поселения обязана осуществлять паспортизацию данных автомобильных дорог в соответствии с ч. 8 ст. 6, ч. 9 ст. 5, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п.5, 21, 28, 30, 33 ч.1 ст.14, п.1-3, 9, 10, 12, 14, 17,19 ч.3 ст.14, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Однако до настоящего времени паспортизация указанных автомобильных дорог не осуществлена.
Технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги, необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает права и интересы граждан, проживающих на территории ФИО1 сельского поселения.
Просит обязать ФИО1 сельского поселения провести техническую паспортизацию автомобильных дорог, расположенных в <адрес> ФИО1 <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заместитель прокурора ФИО1 <адрес> ФИО3 предъявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
ФИО1 сельского поселения ФИО4, действующий на основании доверенности, заявленные требования признал, пояснив, что паспортизация дорог не проведена, так как средства на данные цели в 2017 г. не были предусмотрены. Финансирование на паспортизацию дорог в 2018 г. будет запланировано.
Выслушав пояснения ФИО1 ответчика, мнение заместителя прокурора ФИО1 <адрес> ФИО3, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что автомобильные дороги в <адрес> ФИО1 <адрес> являются автомобильными дорогами местного значения и расположены в границах ФИО1 сельского поселения. Данные дороги включены в перечень автомобильных дорог уличной дорожной сети в населенных пунктах ФИО1 сельского поселения.
Из материалов дела следует, что паспортизация указанных автомобильных дорог ФИО1 сельского поселения не проведена.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ (в ред. от 07.02.2017 года) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч.9 ст.5 вышеуказанного Закона, автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
Частью 3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 18.07.2017 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9,10,12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними Уставом муниципального района и Уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться так же другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 настоящей статьи вопросов местного значения поселений.
В силу п.2 ст.2 Закона Пермского края от 22.12.2014 года № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов закреплена за сельскими поселениями Пермского края.
Как следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 6 Устава ФИО1 сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов ФИО1 сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены также в п. 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие "содержание автомобильной дороги" раскрыто в п. 12 ст. 3 данного Закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 6 ст. 13, ч. ч. 1, 2, 3 ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017 года) "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ (ред. от 07.02.2017 года) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В силу ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017 года) «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно пп. 4 п.9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402 (ред. от 25.11.2014 года) "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденной 5 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. В настоящее время с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Учитывая указанные требования действующего законодательства РФ, суд приходит к выводу, что ФИО1 МУ ФИО1 сельское поселение должна осуществлять паспортизацию всех автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах поселения.
Принимая во внимание, что технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории МУ ФИО1 сельское поселение, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что заявленный в исковом заявлении срок исполнения возложенной на ответчика обязанности до ДД.ММ.ГГГГ, является реальным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора ФИО1 <адрес> удовлетворить.
Обязать Муниципальное учреждение ФИО1 сельского поселения произвести техническую паспортизацию автомобильных дорог, расположенных в <адрес> ФИО1 <адрес> строительных норм – ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Косинский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья: С.Н.Минина.