Дело № 2-441/2015 _
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2015 года г. Очер
Очерский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Кляусовой И.В.
при секретаре Азановой И.В.,
заявителя Солодникова А.В.,
представителя Территориальной избирательной комиссии Очерского муниципального района Пермского края Афанасьева А.В.,
прокурора Мальцевой Л.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Очер гражданское дело по заявлению Солодникова А. В. о признании незаконным отказа в регистрации кандидатом в депутаты Земского собрания Очерского муниципального района Пермского края,
установил:
В Очерский районный суд обратился Солодников А.В. с заявлением о признании незаконным отказа Территориальной избирательной комиссии Очерского муниципального района Пермского края в регистрации кандидатом в депутаты Земского собрания Очерского муниципального района Пермского края по трехмандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № и возложить на Территориальную избирательную комиссию Очерского муниципального района Пермского края обязанность принять решение о регистрации его кандидатом в депутаты Земского собрания Очерского муниципального района Пермского края.
В обоснование заявленного требования указал, что ДД.ММ.ГГГГ им в Территориальную избирательную комиссию Очерского муниципального района Пермского края предоставлены подписные листы, 2 экземпляра протокола об итогах сбора подписей, первый финансовый отчет, акт приема финансового отчета, опись материалов и документов к финансовому отчету. В тот же день он получил подтверждение о приеме документов. По итогам проверки подписных листов, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ, подписи избирателей в подписных листах проверены и признаны достоверными, однако ДД.ММ.ГГГГ по итогам рассмотрения всех документов на заседании территориальной избирательной комиссии Очерского муниципального района Пермского края было установлено единственное нарушение – предоставление подписных листов, в которых сведения о сборщике подписей в поддержку кандидата в депутаты Земского собрания Очерского муниципального района Пермского края не указан муниципальный район места проживания сборщика подписей. На этом основании Территориальной избирательной комиссией Очерского муниципального района Пермского края вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания Очерского муниципального района по трехмандатному избирательному округу № Солодникова А.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения». Считает данное решение территориальной избирательной комиссии не законным.
В судебном заседании заявитель Солодников А.В. на заявленных требованиях настаивает по доводам изложенным в заявлении, просит решение Территориальной избирательной комиссии Очерского муниципального района Пермского края отменить, возложить обязанность принять решение о регистрации его кандидатом в депутаты Земского собрания Очерского муниципального района Пермского края и выдать соответствующее удостоверение о регистрации кандидатом в депутаты. Также указывает, что кандидат в депутаты и сборщик подписей является одним и тем же лицом, а сведения о кандидате в полном объеме указаны в подписном листе, считает, что отказ вынесен по формальным основаниям.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Очерского муниципального района Пермского края Афанасьев А.В. с доводами жалобы не согласен, указывает, что в подписных листах, в обязательном порядке должно быть указание на муниципальный район места проживания сборщика подписей, чего в подписных листах кандидата Солодникова А.В. не имеется. Данное требование закреплено положениями пункта 5 ст. 2, пункта 12 ст. 37 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В связи с изложенным, Солодникову А.В. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Земского собрания Очерского муниципального района Пермского края.
Прокурор Мальцева Л.К. в судебном заседании дала заключение об отсутствии оснований для удовлетворения требований Солодникова А.В. Считает оспариваемое решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания Очерского муниципального района Солодникова А.В. законным и обоснованным.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно п. 6 ст. 76 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ" об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.
Согласно пункту 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" признаются недействительными подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с данным Федеральным законом (подпункт "г"), а также все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме (подпункт "з").
Согласно подпункту "д" пункта 24 приведенной нормы основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с подпунктами "г", "з" пункта 11 ст. 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 г. N 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>", недействительными признаются:
подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, и(или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Согласно п. 5 ст. 2 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ" адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона Пермского края от 09.11.2009 N 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае", основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Суд установил, что Солодниковым А.В. - кандидатом на должность депутата Земского Собрания Очерского района Пермского края в порядке самовыдвижения в Территориальную избирательную комиссию Очерского муниципального района Пермского края представлены документы, в том числе: <данные изъяты> подписи избирателей на <данные изъяты> подписных листах в одной прошитой и пронумерованной папке.
Сторонами не оспаривается и объективно подтверждается материалами дела, что во всех подписных листах, представленных Солодниковым А.В. в Территориальную избирательную комиссию, в сведениях об адресе места жительства всех избирателей, поставивших свои подписи, отсутствует указание на район – Очерский муниципальный район. Кроме того, в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, содержатся неполные сведения, а именно в нарушение пункта 5 ст. 2, пункта 12 ст. 37 вышеупомянутого Федерального закона отсутствует указание на район проживания данного лица.
Согласно Приложению 8 к Федеральному закону РФ N 67-ФЗ в подписном листе помимо непосредственно подписи избирателя должны быть указаны Ф.И.О., год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства каждого избирателя, поставившего свою подпись в поддержку выдвижения данного кандидата, серия и номер его паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата внесения подписи; лицо, собиравшее подписи, при заверении подписного листа своей подписью указывает о себе следующие данные: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием даты его выдачи, наименования или кода выдавшего его органа, дату внесения подписи.
Данные положения закона носят императивный характер, их применение не зависит от усмотрения избирательной комиссии, избирателя либо сборщика подписей.
В этой связи в случае, если населенный пункт, в котором проживает избиратель или лицо, осуществляющее сбор подписей, входит в состав района, то в подписных листах в сведения об адресе места жительства избирателя и сборщика подписей необходимо указать как наименование района, так и наименование непосредственно населенного пункта.
В рассматриваемом случае Очерское городское поселение - муниципальное образование в составе муниципального образования "Очерский муниципальный район" Пермского края, состоящее из населенных пунктов, объединенных общей территорией, в границах которой осуществляется местное самоуправление в целях решения вопросов местного значения населением непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления (ст. 1 Устава Очерского городского поселения, утвержденного решением Думы Очерского городского поселения от 14 декабря 2005 г. №14). При этом следует отметить, что органы местного самоуправления в своих официальных наименованиях содержат указание на принадлежность к Очерскому муниципальному району. Следовательно, указание на Очерский муниципальный район является составной частью сведений об адресе места жительства лиц, обладающих активным избирательным правом на выборах депутатов Земского собрания Очерского района Пермского края, и сборщика подписей.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Солодников А.В. уведомил Территориальную избирательную комиссию Очерского муниципального района Пермского края о своем намерении баллотироваться кандидатом в депутаты Земского собрания Очерского муниципального района Пермского края и представил необходимый пакет документов. Солодникову А.В. было выдано подтверждение о получении от него документов (л.д.5).
ДД.ММ.ГГГГ Солодниковым А.В. в Территориальную избирательную комиссию Очерского муниципального района Пермского края представлены документы, в том числе и подписные листы на <данные изъяты> листах с <данные изъяты> подписями избирателей, о чем Солодникову А.В. выдано соответствующее подтверждение в получении документов (л.д.7). ДД.ММ.ГГГГ Солодников А.В. получил копию итогового протокола проверки подписных листов (л.д.9).
На заседании Территориальной избирательной комиссии Очерского муниципального района Пермского края было установлено, что в подписных листах, предоставленных Солодниковым А.В., в графе, указывающей на сведения о сборщике подписей, в указании адреса места проживания отсутствует указание на муниципальный район места проживания, что является прямым нарушением требований как федерального, так и регионального законодательства, в связи с чем, Солодникову А.В. было отказано в регистрации его кандидатом в депутаты Земского собрания Очерского муниципального района Пермского края (л.д.11-13).
Судом установлено, что в подписных листах в адресах места жительства избирателей также имеется неполнота сведений, не указан Очерский муниципальный район, что также влечет недействительность подписей всех <данные изъяты> избирателей.
Решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата Солодникова А.В. принято на основании подпункта "д" пункта 24, подпункта "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей).
Поскольку судом установлена недействительность всех подписей избирателей во всех подписных листах по мотиву неполных сведений в части указания адреса места жительства избирателей и лица, осуществлявшего сбор подписей (не указан район), суд приходит к выводу о законности принятого Территориальной избирательной комиссии Очерского муниципального района Пермского края решения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания Очерского муниципального района по трехмандатному избирательному округу № Солодникова А.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения» и отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя об отмене указанного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.260.1, 261 ГПК, суд
решил:
Солодникову А. В. отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Очерского муниципального района Пермского края решение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания Очерского муниципального района по трехмандатному избирательному округу № Солодникова А.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения».
Решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме в Пермский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Очерский районный суд <адрес>, начиная с 19 августа 2015 года.
Судья И.В. Кляусова