Гражданское дело № 2-1487/2015
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2015 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Поляковой ТП
при секретаре Газенкамф ЭВ
при участии представителя истца Обухова ВА – Клык ИВ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Обухова ВА к администрации <данные изъяты> о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Обухов ВА обратился в суд с иском к администрации <данные изъяты> о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру № по <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Свои требования мотивировал тем, что проживает в квартире № дома № по <адрес> на основании домовой книги с ДД.ММ.ГГГГ. Истец не может приватизировать спорную квартиру, в связи с тем, что она отсутствует в реестрах муниципального и федерального имущества, поэтому администрация <данные изъяты> не заключило с истцом договор социального найма на данную квартиру. При таких обстоятельствах истец не может осуществить свое право на приватизацию.
В судебном заседании представитель истца Обухова ВА – Клык ИВ (доверенность в деле) исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.
Истец Обухов ВА, представитель ответчика администрации <данные изъяты>, представитель третьего лица Управления Росреетсра по КК, представитель третьего лица МБУ Ц в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией с гражданином, получающим жилое помещение в собственность.
В силу ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Исходя из действующего законодательства, решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст.18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий, в том числе на право бесплатной приватизации.
Как установлено в судебном заседании, квартира № по <адрес> была предоставлена отцу истца ОА как работнику «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ в данную квартиру была прописана мать истца – ОВ, которая так же работала на «<данные изъяты> в цеху <данные изъяты>.
Истец Обухов ВА, является сыном ОА и ОВ, был зарегистрирован в данной квартире и проживает по настоящее время с ДД.ММ.ГГГГ. ОА и ОВ умерли, что подтверждается свидетельствами о смерти серия № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Обухов ВА проживает в данной квартире один, что подтверждается выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ. Истец не может приватизировать спорную квартиру, в связи с тем, что она отсутствует в реестрах муниципального и федерального имущества, поэтому администрация <данные изъяты> не заключило с истцом договор социального найма на данную квартиру, что подтверждается письмами от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ.,
По данным технического плана помещения от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь квартиры № по <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м.
В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права на объект недвижимого имущества- квартиры № дома № по <адрес> не зарегистрированы.
Согласно сообщений Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. квартира № по <адрес> отсутствует в реестре федерального имущества <адрес>.
Согласно сообщений Агентства по управлению государственным имуществом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. квартира № по <адрес> отсутствует в реестре государственной собственности <адрес>.
В соответствии с письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ. указанное жилое помещение в Реестре муниципального жилищного фонда не числиться. В этой связи истцу было отказано в заключении договора социального найма, а также в заключении договора о приватизации указанного жилого помещения.
Ранее истец в приватизации жилых помещений не участвовала, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ. МБУ Ц».
Спорное жилое помещение, которое истец желает приватизировать, не подпадает под перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, установленный ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в российской Федерации».
Согласно уведомлений Управления Росреестра <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ. № право собственности на спорную квартиру не зарегистрировано.
Пунктом 11 ст. 54 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, в случае если нахождение имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом объекты жилищного фонда не отнесены к имуществу, которое может находиться в федеральной собственности.
Таким образом, жилищный фонд, находящийся в пользовании граждан в соответствии с договорами социального найма, подлежит передаче из федеральной собственности в собственность соответствующих муниципальных образований и в собственность граждан.
В соответствии с приложением № 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991г за № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт – Петербурга и муниципальную собственность» в редакции постановления ВС РФ от 23 мая 1995г за № 2824-1 жилищный и нежилой фонд относится к муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Поскольку соответствующий объект является объектом муниципальной собственности на основании положений названного постановления Верховного Совета Российской Федерации, спорное жилое помещение должно рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Отсутствие жилого помещения в реестре муниципального жилищного фонда не свидетельствует о том, что данное помещение не является объектом муниципальной собственности. Тот факт, что квартира и дом являются объектами муниципальной собственности, также подтверждается иными материалами дела.
Как было указано выше, истец занимает жилое помещение на условиях найма, входящего в состав муниципального жилищного фонда, следовательно, вправе реализовать свое право на его приватизацию.
Отсутствие жилого помещения в реестре муниципального жилищного фонда является препятствием в приватизации жилого помещения занимаемого истцами, поскольку по этим основаниям им может быть отказано в передаче квартиры в собственность.
Однако отсутствие жилого помещения в реестре муниципального жилищного фонда никаким образом не может повлиять на реализацию права истцов на приватизацию жилого помещения, поскольку реестр муниципального жилищного фонда существует с целью учета собственника жилого фонда – муниципального образования г.Красноярска своего имущества и не влечет последствий, предусмотренных ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ст.131 ГК РФ. Как было указано выше, закон связывает право на приватизацию жилого помещения, являющегося муниципальной или государственной собственностью, которое лицо занимает на условиях социального найма. В силу ст.672 ГК РФ на условиях договора социального найма предоставляются жилые помещения только в государственном и муниципальном жилищном фонде. Таким образом, наличие договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда является достаточным основанием для передачи жилого помещения в собственность истца в порядке приватизации.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. На основании выше изложенного, суд считает, что требования Обухова ВА подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Обуховым ВА право собственности на жилое помещение – квартиру № по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. в порядке приватизации.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: /подпись/ Т.П. Полякова
Копия верна. Судья.